NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Менеджмента


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 – «Экономика»
Профили подготовки

«Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит»

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.
Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики


Москва

2013

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 5 от 27 декабря 2012 года


Данную программу разработал Заведующий кафедрой менеджмента Института международных экономических связей, доктор философских наук, профессор Эдуард Александрович Понуждаев.

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Менеджмента НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 06.12.2012 года.


© Понуждаев Э.А., 2013

© ИМЭС, 2013

Аннотация программы дисциплины

«Менеджмент»

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является формирование системы знаний, навыков и умений
в области управления, адекватной современному этапу развития мировой цивилизации и выступающей предпосылкой эффективной самореализации личности в различных отраслях экономики и сферах и деятельности.

Целевая установка предполагает комплексное решение относительно самостоятельных задач, включая исследование: сущности, специфики, роли и значения современного менеджмента, его места в системе научного знания; основных законов и закономерностей функционирования социальных систем (организаций); основных функций, принципов и методов управления; системы разработки и принятия управленческих решений; основных критериев и факторов эффективности менеджмента; многообразия национальных моделей и систем менеджмента; проблем этики и психологии бизнеса, способов разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в организациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общих профессиональных дисциплин и в структурно-логическом плане связана с дисциплинами «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг», «Теория организации», «Организационное поведение» и др. В концептуальном плане она выступает фундаментальной основой подготовки управленческих кадров, имеет выраженную мировоззренческую и методологическую направленность.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих основных компетенций:

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).

В результате изучения курса студент должен:

  • иметь представление о сущности, содержании и специфике менеджмента, основных этапах его становления и развития как науки, профессии и искусства;

  • знать специальную терминологию (тезаурус) общего менеджмента, основополагающие концепции, теории и школы менеджмента, а также законы и закономерности развития социальных систем (организаций), основные функции, принципы, методы и стили управления;

  • уметь выявлять противоречия между теорией и практикой менеджмента, творчески мыслить и находить оптимальные (в том числе эвристические) решения в стандартных и нестандартных ситуациях, применять методы научной организации труда для эффективного управления человеческими, финансовыми, материальными, информационно-технологическими ресурсами предприятия (фирмы);

  • владеть навыками планирования, организации, стимулирования и координации профессиональной деятельности индивидов, микро- и малых групп; анализа внешней и внутренней среды организации, разработки, обоснования, принятия и реализации управленческих решений; разрешения конфликтных ситуаций в организациях.


Объём, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

очное

очно-заочное

заочное

Аудиторные занятия (всего)

108 / 3

54 / 1,5

27 / 0,75

в том числе:










Лекции

72 / 2

36 / 1

18 / 0,5

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)

36 / 1

18 / 0,5

9 / 0,25

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

144 / 4

198 / 5,5

225 / 6,25

в том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










Подготовка к экзамену

27 / 0,75

27 / 0,75

27 / 0,75

Освоение рекомендованной литературы,
подготовка к занятиям

117 / 3,25

171 / 4,75

198 / 5,5

Вид аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость: в часах

в зачетных единицах

252

252

252

7

7

7


(Виды учебной работы указываются в соответствии с ООП)

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование
раздела

Содержание раздела
(наименование и краткое содержание тем)


1.

2.


История

управленческой мысли

Теория

и методология

менеджмента


1.1. «Речные цивилизации» – истоки теории и практики управления (древневосточные цивилизации – начало общей истории человечества; генезис управленческой мысли; Шумер, Аккад, Вавилон. Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай; понятие «управленческая революция»; особенности первой и второй управленческой революции).
1.2. Античные идеалы организации и управления (античность – «золотой век» человечества; сущность и специфика третьей управленческой революции; организационно-управленческая культура Древней Греции и Древнего Рима).
1.3. Роль христианства в формировании и развитии европейской цивилизации (Библия – Священная книга христиан и историко-культурный памятник человечества: диалог с историей и современность; основные идеалы европейской культуры средневековья).
1.4. Формирование арабо-мусульманской идеологии и культуры (исторические условия формирования арабо-мусульманской цивилизации; Коран – Священная книга мусульман и историко-культурный памятник человечества: диалог с историей и современность; основные идеалы арабо-мусульманской культуры средневековья).
1.5. Формирование и развитие идеологии капитализма в Западной Европе (наука как призвание и профессия; роль науки и техники в формировании индустриального общества; сущность и историческое значение четвёртой управленческой революции; особенности развития общественной мысли в Англии, Франции и Германии).
1.6.Формирование и развитие идеологии капитализма
в Америке
(война за независимость, 1775 – 1783 и образование США: уроки истории; основные идеалы Просвещения и особенности их реализации в Северной Америке: протестантская этика и дух капитализма).
1.7. Формирование и развитие основных концепций и школ менеджмента (конец XIX – середина XX веков) (сущность пятой управленческой революции; специфика и основные этапы развития менеджмента в XX веке; генезис менеджмента: альтернативные концепции и школы; научное управление, административное управление, человеческие отношения и ресурсы, поведенческий подход).

1.8. Формирование общей теории управления (вторая половина XX века) (системный и ситуационный подходы
в управлении;
понятия «стимул», «мотив», «мотивация»; сущность и специфика содержательных и процессуальных теорий мотивации; понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал»; основные концепции лидерства, их роль и значение в современном менеджменте).
1.9. Национальные особенности и модели менеджмента

(менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление; концепции организационной культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса; особенности американского, западноевропейского и японского менеджмента).
1.10. Идеалы государства и управления в допетровской Руси

(древнерусская литература как источник научного познания российской ментальности: общая характеристика; «Мудрость» в литературных памятниках Древней Руси; идея богоизбранности русского народа и её культурно-историческая роль).
1.11. Формирование идеологии капитализма в России

(основные предпосылки формирования капитализма в России; развитие отечественной философско-социологической и политико-правовой мысли в XVIII – XIX веках).
1.12. Парадигмы социально-экономического развития России в XX веке: капитализм – социализм – «новый капитализм» (философские дискуссии и идеологическая борьба 1920-х годов; становление организационно-управленческой мысли в Советской России; «Тектология» А.А. Богданова; социалистические и коммунистические идеалы в трудах вождей СССР; перестройка в СССР и начало рыночных преобразований в России).
1.13. Глобальные проблемы и перспективы их решения
в XXI веке
(Сущность и специфика шестой управленческой революции, глобальные проблемы человечества; коррупция как глобальная проблема; проблема среднего класса и перспективы развития мирового сообщества; государственные диктатуры и диктаторы XXI века: уроки истории).
1.14. Современная Россия: роль в мировом сообществе, основные тенденции и перспективы развития (Россия и россияне в мировых рейтингах: два полюса и образа жизни; «загадки» российской ментальности: мифы и реалии; основные модели финансово-трудовых отношений и теневой рынок; «Стратегия – 2020» и перспективы её реализации).

2.1. Основы общей теории управления

Теория управления как мультидисциплинарная область научного знания.

Понятие системы. Современный мир как единство биологической, социальной и технической подсистем. Особенности функционирования социальных систем (организаций).

Законы и закономерности функционирования социальных систем. Законы диалектики. Законы рыночной экономики. Цикличность социально-экономических процессов.

Законы функционирования организаций: а) основополагающие (самосохранения, развития, синергии); б) второго уровня (единства анализа и синтеза, композиции – пропорциональности, информированности – упорядоченности); в) специфические (своеобразия, социальной гармонии, оптимальной загрузки персонала, эффективного восприятия, осмысления и запоминания информации, установки, устойчивости и доходчивости информации).
2.2. Методология, инфраструктура и организационная среда менеджмента

Управленческая деятельность как профессия. Специфика отраслей менеджмента (производственного, финансового, человеческих ресурсов, стратегического, инновационного, международного, социального и др.).

Система принципов организации и управления.

Система методов управления современной организацией. Экономические (финансово-экономические), административно-правовые (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы управления: общая характеристика.

Три ступени развития современного менеджера: «технический» работник (методика управления), «профессионал» (наука управления), творческая личность (искусство управления).

Современный менеджмент как многоуровневая система. Личностный, межличностный, внутрифирменный (корпоративный), отраслевой, национально-государственный, международный уровни реализации природных и культурных способностей человека.

Глобальные проблемы современности как управленческие задачи мега-уровня, роль государственных элит и общественности в их решении.

Локальные задачи менеджмента и методологические подходы к их решению. Пирамиды управления: общая характеристика. Организационные и функциональные задачи менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев. Малая пирамида управления: заказчик – подрядчик (посредник) – исполнитель. Большая пирамида управления: заказчик – менеджер, маркетолог, экономист, логистик (логист), статистик – исполнители.

Внешняя среда организации. Основные факторы макросреды (географическое положение, состояние экономики и конъюнктура рынка, демографическая ситуация, законодательство, научный потенциал, экология, мораль, религия) и их влияние на организацию. Основные факторы микросреды (клиенты, поставщики, посредники, конкуренты) и их влияние на организацию.

Внутренняя среда организации. Понятие структуры и системы управления. Классификация организационных структур. Основные достоинства и недостатки линейных, функциональных, линейно-функциональных (штабных), матричных структур. Основные ресурсы организации: человеческие, информационно-технологические, финансовые, материальные.

Система управления организацией (СУО): общая характеристика. Основные подсистемы управления: методологическая, структурная, процессуальная (технологическая), техническая. Цели, задачи и функции системы управления. Органы управления и управленческий персонал.

Автоматизированное рабочее место менеджера (АРМ).


3.


Основные

функции

менеджмента


3.1. Стратегическое и тактическое планирование

Планирование как основополагающая функция менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность и результативность планирования.

Особенности планирования на внутрифирменном уровне и классификация планов. Общий алгоритм процедуры планирования: прогнозирование событий – обоснование и корректировка целей – определение последовательности решаемых задач, состава участников и технологии достижения цели – распределение обязанностей и полномочий – определение порядка взаимодействия между подразделениями и сотрудниками – оценка трудовых и временных затрат на выполнение проекта – оценка расходов по другим видам ресурсов и статьям – уточнение планируемых действий и показателей на каждом этапе работы – принятие (утверждение) окончательного варианта плана.

Основные элементы деятельности организации (по стандарту ISO-9000): 1) маркетинговое исследование, 2) подготовка и разработка образцов товаров, 3) материально-техническое обеспечение и логистика, 4) подготовка производства, 5) технологический процесс, 6) контроль, испытания и обслуживание, 7) упаковка, реализация, 8) монтаж и эксплуатация, 9) технологическая помощь и обслуживание, 10) утилизация после использования.

Основы стратегического планирования. Видение, миссия и цели организации. Общие методы планирования и их возможности. PEST-анализ: политика, экономика, социальная среда, технология. SWOT-анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Пять факторов конкуренции (версия М. Портера): ситуация в отрасли, поставщики, клиенты, новые конкуренты, товары-заменители. «Дерево целей» и «луковица целей».

Портфельное планирование для стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Шесть типов товаров (версия П. Друкера): завтрашние кормильцы, сегодняшние кормильцы, промежуточная категория, товары вчерашнего дня, плетущиеся в хвосте, требующие ликвидации. Матрица БКГ (темпы роста рынка / доля рынка). Матрица МакКинси (привлекательность отрасли / конкурентоспособность фирмы). Семь факторов успеха компании МакКинси, или система «7S»: стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), совместные ценности (shared values), способности (skills), сотрудники (staff), стиль (style).

Основы тактического планирования. Альтернативные способы и средства достижения стратегических целей организации. Стратегические и тактические планы в менеджменте XXI века.
3.2. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений

Моделирование как метод прогнозирования и планирования. Модель как совокупность количественных и качественных характеристик результата управления в конкретной ситуации.

Фактор времени в моделировании управленческих решений. Необходимость и возможность выявления резервов времени с помощью математических моделей. Моделирование трудовых операций как предпосылка повышения эффективности и производительности труда.

Понятие управленческого решения. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений. Критерии и методы оценки управленческих ситуаций. Экономико-математическое обоснование управленческих решений.

Технология разработки и принятия решения как особая управленческая процедура: 1) анализ ситуации, 2) формулирование целей, 3) выявление альтернативных способов достижения цели (сценариев развития ситуации), 4) конкретизация задач по каждому из вариантов и определение необходимых ресурсов, 5) выбор оптимального варианта, 6) установление очередности действий и проработка деталей, 7) составление плана мероприятий и рабочего графика,
8) доведение управленческого решения до ответственных исполнителей.

3.3. Стимулирование и мотивация трудовой деятельности

Материальные, духовные и социальные потребности человека как предпосылки трудовой деятельности.

Мотивы и мотивация как совокупность внутренних «пружин», обусловливающих мышление и поведение человека. Стимулы и стимулирование как источники и процесс, влияющие на сознание и поведение субъекта.

Социально-философская концепция А. Тойнби («вызов – ответ») и бихевиоризм («стимул – реакция»), их современные интерпретации и значение.

Содержательные и процессуальные теории мотивации: общая характеристика и современное значение. «Пирамида» потребностей (А. Маслоу). ERG-теория (К. Альдерфер). Теория приобретенных потребностей (Д. МакКлелланд). Теория двух факторов (Ф. Герцберг). Теория подкрепления мотива и модификации поведения (Б.Ф. Скиннер). Теория ожидания (В. Врум). Теория справедливости (Д.С. Адамс). Целевая теория мотивации (Э. Локе). Комплексная мотивационная модель (Л. Портер, Э. Лоулер).

Научный анализ и обоснование признаков стимулирования и мотивации. Концепция эффективного стимулирования и мотивации трудовых ресурсов.

Система методов управления персоналом организации.
Методы обучения и воспитания. Особенности применения экономических, административных и психологических
методов управления на внутрифирменном уровне. Современные системы стимулирования (мотивации) трудовой деятельности: основные достоинства и недостатки.

3.4. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Современная методология регулирования социально-экономических процессов: критический анализ. Система количественных и качественных показателей управленческого труда.

Контроль как основополагающая функция менеджмента. Принципы контроля. Субъекты контроля. Объекты контроля по функциональным подсистемам: производство (качество, затраты труда и времени на единицу продукции, себестоимость продукции, мощность и степень использования оборудования), финансы и учет (прибыль, капитальные вложения, ликвидность, запасы, издержки), персонал (потери времени из-за болезней, прогулов, трудовых споров, безопасность, социальные программы), маркетинг (объемы продаж, торговые издержки, продажи в кредит, затраты на рекламу, лояльность потребителей). Процесс контроля и его этапы: 1) установление стандартов, норм, плановых заданий, 2) измерение показателей деятельности, 3) сравнение стандартов, норм, плановых заданий с показателями деятельности, 4) оценка полученных результатов и корректировка трудовых операций или стандартов. Виды и фазы контроля: стратегический, тактический, оперативный (предварительный, основной, заключительный). Эффективный контроль и его характеристики.

Контроллинг: общая концепция, ключевые цели и задачи.

Общие методы контроля. Бенчмаркинг – сравнение параметров функционирования организации и аналогичных компаний, выявление «узких» мест для выбора оптимальной стратегии маркетинга. Тотальный контроль качества (total quality control, TQC). Тотальный менеджмент качества (total quality management, TQM) как системный «подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».


4.


Формальные
и неформальные

отношения

в организации


4.1. Власть и партнерство в современном менеджменте

Власть как важнейший атрибут организации. Источники и типы властных отношений. Формальная власть (власть положения): легитимная, поощрительная, принудительная, репрезентативная, ресурсная, информационная. Неформальная власть (власть личности): экспертная, референтная (харизматическая), рациональная. Власть связей. Коррупция как форма власти.

Партнерство как признак современного менеджмента. Проблемы внедрения партисипативных систем управления. Организационная (корпоративная) культура предприятий как предпосылка развития индивида, персонала и общества в целом.

Актуальные проблемы властных отношений в современной России. Возможности системного анализа по снятию противоречий в различных сферах общественной жизни.

4.2. Групповая динамика и лидерство в системе менеджмента

Групповая статика и динамика как область научного анализа и управления. Классификация социальных групп по численности (большие и малые), принципу формирования (реальные и условные), статусу (формальные и неформальные), степени развития (развитые и неразвитые, или формирующиеся). Понятие «малая группа» и ее количественно-качественные особенности. Основные признаки классификации малых групп: цель создания (лабораторные и естественные); продолжительность функционирования (устойчивые и временные); характер взаимосвязи с социальной средой (открытые и закрытые); значимость членства (референтные, нереферентные, антиреферентные).

Феноменология малой группы. Социально-психологическая интерпретация понятий «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «композиция».

Общая характеристика внутригрупповых отношений. Понятие психологического климата. Руководство и лидерство. Кооперативность и коллективизм. Стадии развития малых групп: формирование – брожение – нормирование – деятельность.

«Внутренние» факторы, влияющие на сплоченность в группе: симпатии, антипатии, индифферентность, асоциальность. «Внешние» факторы, определяющие психологический климат в группе: деловая репутация фирмы, степень удовлетворенности работой и оплатой труда, перспективы развития организации и персонала.

Нравственные ценности и нормы. Функции групповых норм: регулятивная, оценочная, санкционирующая, стабилизирующая.

Формальные и неформальные обязанности персонала организации. Внеслужебные отношения руководителя и подчиненных. Их влияние на характер и эффективность профессиональной активности индивида, группы, общности людей. Условия и факторы эффективной групповой деятельности.

Лидерство как процесс, связанный с деятельностью наиболее авторитетных членов группы (организации), обладающих юридической и/или фактической властью в группе. Функции лидера в организации: формулирование целей, выявление путей средств их достижения, мотивация, координация, формирование, поддержание и развитие норм организационной культуры.

Основные концепции и теории лидерства: общая характеристика. Теория черт лидерства (Р. Хаус, Э. Локе, Г. Юкл), поведенческие теории (Р. Блейк и Дж. Моутон, Дж. Грэн), ситуационная теория (Ф. Фидлер, П. Герси и К Бланчард). Новые концепции лидерства: харизматическое лидерство, трансактное и трансформационное лидерство. Модель «Эффективный менеджер» (Д. Конджер и Р. Канунго): сензитивность – видение (креативность) – коммуникации – управление имиджем – делегирование полномочий.

Механизм реализации лидерского потенциала менеджера.


5


Имидж менеджера, этика и психология менеджмента


5.1. Стиль менеджмента и имидж менеджера

Понятие управленческого стиля. Классификация стилей управления по версии К. Левина: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный. Классификация стилей по версии Т. Бойделла: конфронтационный, поддерживающий, теоретический, практический, планирующий, оценивающий, интегрирующий.

Индивидуальный стиль управления: субъектный, объектный и предметно-процедурный подходы.

Имидж делового человека: общая характеристика. Биологические, эстетические и этические основы формирования позитивного делового имиджа.

Самоорганизация и самоконтроль – предпосылки здорового образа жизни делового человека. Учет закономерностей функционирования организма. Естественный дневной ритм. Биоритмы. Смена часовых поясов. Саморегуляция как средство преодоления кризисных периодов и явлений.

Эстетическая привлекательность делового человека: внешность, одежда, осанка и походка. Стиль и мода как общественные явления. Консерватизм и модернизм, общее, особенное и индивидуальное в моде. Мера, вкус, целесообразность во внешнем облике делового человека.

Имидж и деловая репутация организации.
Тема 5.2. Этика бизнеса и психология управления

Экономика и мораль, этика и бизнес: основные противоречия, проблемы и некоторые подходы к их разрешению.

Понятие и особенности делового этикета, определяемые гендерной, возрастной, этнической, должностной, ситуационно-ролевой неоднородностью социальных общностей и групп. Светские и религиозные этические нормы.

Правила приветствия, обращения (представления) и знакомства. Формы делового обращения. Визитные карточки. Деловые подарки и сувениры. Чаевые. Организация приема посетителей и гостей. Секретариат и секретарь – информационно-организационный центр и «лицо» фирмы. Телефонный этикет.

Культура вербальных, невербальных и письменных коммуникаций. Основные формы делового общения (беседа, совещание, переговоры), искусство их подготовки и проведения. Стратегия, тактика и техника делового общения.





6



Эффективность управления,
национальные
особенности
и перспективы

развития

менеджмента



6.1. Основные критерии и факторы эффективности менеджмента

Понятие «эффективность». Виды эффективности (производственная, финансовая, социальная).

Методы измерения и оценки эффективности управления
в системах закрытого типа: «затраты – выпуск», рентабельность капитала, товарооборот, производительность труда, ресурсоотдача, качество трудовой жизни.


Методы измерения и оценки эффективности управления

в системах открытого типа: финансовые цели (доход, прибыль на нетто-активы, прибыль на обыкновенную акцию), клиентские цели (доля рынка, процент повторных обращений, число жалоб и возвратов), операциональные цели (время исполнения заказа, длительность цикла разработки продукта, затраты на единицу продукции), процессные цели (процент рабочих мест, укомплектованных за счет собственных резервов, число обученных работников, период ротации персонала).

Задачи менеджера по эффективному оперативному управлению организацией. Задачи менеджера по эффективному стратегическому развитию организации. Реструктуризация и эффективность организации. Модель эффективной организации.

Профессиональная репутация менеджеров. Рейтинг «Forbes». Рейтинг «ТОР-1000», проект Ассоциации менеджеров России (АМР) и издательского дома «Коммерсантъ». Ключевые параметры: 1) оценка профессиональной эффективности (управленческая, финансовая, корпоративная, коммерческая, инновационная, социальная эффективность компании), 2) оценка личной деловой репутации (лидерская репутация, экспертная репутация, общественная репутация).
Тема 6.2. Многообразие национальных моделей (систем) управления и процессы глобализации мировой экономики

Теоретико-методологические основы международного бизнеса. Ассимиляция и дифференциация национальных культур. Четырехфакторная модель Г. Хофстеде. Исходные критерии типологии современных культур: дистанция власти, степень неопределенности, индивидуализм / коллективизм, маскулинность / фемининность. Основные параметры классификации организационной (управленческой) культуры Ф. Тромпенаарса – Ч. Хэмпдэна-Тернера: иерархичность / эгалитаризм, формализованность / неформализованность, ориентация на личность и отношения / ориентация на задачи и цели.

Теория и практика управления как наднациональные явления. Объективные и субъективные условия возникновения и развития кросскультурного менеджмента. Современные демографические тенденции и проблемы культурной адаптации рабочей силы. Факторы, способствующие культурной адаптации (квалифицированный отбор, расстановка с учетом национальной и межнациональной специфики, предварительное обучение, ориентация и поддержка, толерантность, контроль, «кросскультурный синергетизм»). Факторы, препятствующие культурной адаптации (этноцентризм, существенные межнациональные различия, эффект маргинализации).

Менеджмент «по-русски»: миф или реальность? Характерные черты россиян (по Р. Д. Льюису): коллективизм, подозрительность к иностранцам, привычка к неравномерным темпам работам, упорство, пессимизм. «Положительные» и «отрицательные» качества россиян (версия А.И. Кочетковой): а) теплота и врожденное дружелюбие, простота в общении, терпение, осторожность, упорство; б) пассивность (апатия), коррупция, пренебрежительное отношение к законам, откровенность только наедине друг с другом, недоверие к официальным новостям и доверие к слухам.

Внешнеэкономический потенциал современной российской фирмы: реорганизация старых связей и рынков, соразмерный экспорт, встраивание в технологические цепочки инофирм, использование конкурентных преимуществ, государственных и региональных возможностей.

Особенности управления МНК и организации бизнеса в некоторых странах и регионах мира. Факторы развития организационной культуры мультинациональной компании: «внутренние» (отношение к природе, отношение ко времени, взаимоотношения индивида и общества, язык, бытовые условия, пища, одежда, искусство, мораль, религия) и «внешние» (экономика, финансы, политика, право, военное сотрудничество).

Особенности управления человеческими ресурсами в МНК: внешний и внутренний рекрутинг, деловая карьера и ротация, сокращение и увольнение персонала. Проблемы формирования и развития организационной культуры международной фирмы. Модель развития позитивного отношения работника к организации «благонадежность – лояльность – приверженность».

Опыт отбора, замещения и развития персонала в МНК (на примере государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки). Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами в странах СНГ и Балтии.

Стратегические подходы к назначению руководителей: этноцентризм, полицентризм, геоцентризм, региоцентризм.

Объективный характер и необратимость процесса интеграции хозяйств, рынков, политических и экономических систем. Финансово-экономические аспекты упрочения интеграционных связей. Развитие международной политики и политических институтов.

Анализ глобальной интеграции с позиций выживания человечества, экономической эффективности и целесообразности. Развитие национальной культуры с позиций государственного менеджмента. Математизация обобщенных признаков менеджмента в настоящем и будущем.



страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: