Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
| 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | ||
1. | Теория организации | + | + | + | + | | | + | | | | | + | + |
2. | Организационное поведение | + | | | | | | + | + | + | | | + | + |
3. | Маркетинг | + | | | | | | | + | + | + | | + | + |
4. | Государственное и муниципальное управление | + | | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. | Стратегический менеджмент | + | + | + | | + | | | | | | | + | + |
6. | Управление человеческими ресурсами | + | + | + | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. | Корпоративная социальная ответственность | + | | | | | + | | | | + | + | | + |
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий для очного отделения (в часах)
Наименование раздела дисциплины | Аудиторные занятия | Лекции | Семи-нары | СРС | В т.ч. подготовка к экзамену | Всего |
1. История управленческой мысли | 18 | 12 | 6 | 22 | 4 | 40 |
2. Теория и методология менеджмента | 18 | 12 | 6 | 22 | 4 | 40 |
3. Основные функции менеджмента | 18 | 12 | 6 | 22 | 4 | 40 |
4. Формальные и неформальные отношения в организации | 18 | 12 | 6 | 22 | 4 | 40 |
5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента | 18 | 12 | 6 | 22 | 4 | 40 |
6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития менеджмента | 18 | 12 | 6 | 34 | 7 | 52 |
ИТОГО: | 108 | 72 | 36 | 144 | 27 | 252 |
Разделы дисциплины и виды занятий для очно-заочного отделения (в часах)
Наименование раздела дисциплины | Аудиторные занятия | Лекции | Семи-нары | СРС | В т.ч. подготовка к экзамену | Всего |
1. История управленческой мысли | 9 | 6 | 3 | 32 | 4 | 45 |
2. Теория и методология менеджмента | 9 | 6 | 3 | 32 | 4 | 45 |
3. Основные функции менеджмента | 9 | 6 | 3 | 32 | 4 | 45 |
4. Формальные и неформальные отношения в организации | 9 | 6 | 3 | 32 | 4 | 45 |
5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента | 9 | 6 | 3 | 32 | 4 | 45 |
6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития менеджмента | 9 | 6 | 3 | 38 | 7 | 54 |
ИТОГО: | 54 | 36 | 18 | 198 | 27 | 252 |
Разделы дисциплины и виды занятий для заочного отделения (в часах)
Наименование раздела дисциплины | Аудиторные занятия | Лекции | Семи-нары | СРС | В т.ч. подготовка к экзамену | Всего |
1. История управленческой мысли | 5 | 3 | 2 | 36 | 4 | 41 |
2. Теория и методология менеджмента | 5 | 3 | 2 | 36 | 4 | 41 |
3. Основные функции менеджмента | 4 | 3 | 1 | 36 | 4 | 40 |
4. Формальные и неформальные отношения в организации | 4 | 3 | 1 | 36 | 4 | 40 |
5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента | 4 | 3 | 1 | 36 | 4 | 40 |
6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития менеджмента | 5 | 3 | 2 | 45 | 7 | 50 |
ИТОГО: | 27 | 18 | 9 | 225 | 27 | 252 |
6. Лабораторный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость (часы/зачетные единицы) |
… | не предусмотрен |
7.1. Вопросы для подготовки к зачёту
1. Генезис управленческой мысли: Древний Египет, Шумер, Аккад, Вавилон.
2. Генезис управленческой мысли: Древняя Индия и Древний Китай.
3. Понятие «управленческая революция». Первая и вторая управленческие революции: сущность и специфика.
4. Организационно-управленческая культура в Древней Греции и Древнем Риме. Сущность и специфика третьей управленческой революции.
5. Роль христианства в формировании и развитии управленческой культуры средневековья. Основные идеалы западноевропейской цивилизации.
6. Библия – Священная книга христиан и историко-культурный памятник человечества.
7. Исторические условия формирования арабо-мусульманской цивилизации. Особенности арабо-мусульманской управленческой культуры.
8. Коран – Священная книга мусульман и историко-культурный памятник человечества.
9. Религия и атеизм в современном мире. Менеджер как «посредник», объединяющий представителей разных конфессий.
10. Формирование и развитие идеологии капитализма в Западной Европе (1640 – 1870).
11. Сущность и историческое значение четвёртой управленческой революции.
12. Формирование и развитие идеологии капитализма в Америке. Война за независимость (1775 – 1783) и образование США: уроки истории.
13. Генезис менеджмента: альтернативные концепции и школы (научное управление, административное управление, человеческие отношения и ресурсы, поведенческий подход).
14. Сущность пятой управленческой революции. Специфика и основные этапы развития менеджмента в XX веке.
15. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера и ее историческое значение.
16. Системный подход в управлении: общая характеристика.
16. Ситуационный подход в управлении: общая характеристика.
15. Понятия «стимул» и «мотив». Особенности процессов стимулирования и мотивации трудовой активности человека.
16. Содержательные теории мотивации: общая характеристика и практическое значение.
17. Процессуальные теории мотивации: общая характеристика и практическое значение.
18. Понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал». Диалектика процессов руководства и лидерства на внутрифирменном уровне.
19. Основные концепции лидерства, их роль и значение в современном менеджменте.
20. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление. Концепция организационной культуры Г. Хофстеде.
21. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление. Концепция организационной культуры Ф. Тромпенаарса.
22. Национальные модели и системы управления. Специфика американского менеджмента.
23. Национальные модели и системы управления. Специфика европейского менеджмента.
24. Национальные модели и системы управления. Специфика японского менеджмента.
25. Формирование организационно-управленческой мысли в России. Идеалы государства и управления в допетровской Руси.
26. Формирование идеологии капитализма в России. Развитие отечественной философско-социологической и политико-правовой мысли в XVIII – XIX веках.
27. Парадигмы социально-экономического развития России в XX веке: капитализм - социализм – «новый капитализм». Философские дискуссии и идеологическая борьба 1920-х гг.
28. Становление организационно-управленческой мысли в Советской России. «Тектология» А.А. Богданова.
29. Социалистические и коммунистические идеалы советского периода. Теория и практика государственного управления в СССР.
30. Крах СССР и мировой системы социализма: основные причины, последствия и уроки для управленцев.
31. Статья А.И Солженицына «Как нам обустроить Россию, ее роль историческая роль и влияние на формирование нового самосознания российской нации.
32. Глобальные проблемы современности. «Римский клуб»: историческая роль и значение.
33. Шестая управленческая революция: миф или реальность? Предпосылки усиления роли и влияния менеджеров в современном обществе.
34. Коррупция как глобальная проблема. Конвенция ООН против коррупции.
35. Понятие «средний класс». Проблемы и перспективы роста численности среднего класса в России: организационно-управленческий аспект.
36. Концепции социальной ответственности бизнеса и социально-этичного маркетинга: сущность, содержание и перспективы реализации в современном обществе.
37. Государственные диктатуры и диктаторы XXI века: уроки истории.
38. Современная Россия: роль в мировом сообществе, тенденции и перспективы развития.
39. Основные модели финансово-трудовых отношений и теневой рынок.
40. «Стратегия – 2020»: общая характеристика и перспективы реализации документа.
7.2. Вопросы для подготовки к экзамену
Материальные, духовные и социальные основы управленческой деятельности.
Первая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Вторая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Третья управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Четвёртая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Пятая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Шестая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.
Организационно-управленческая концепция Ф.У. Тейлора.
Организационно-управленческая концепция А. Файоля.
Организационно-управленческая концепция М. Вебера.
Организационно-управленческая концепция Л. Гьюлика и Л. Урвика.
Организационно-управленческая концепция Э. Мэйо.
Организационно-управленческая концепция Д. МакГрегора.
Организационно-управленческая концепция К. Левина.
Организационно-управленческая концепция Т. Бойделла.
Школа поведенческих наук в управлении: теория и практика.
Системный подход в управлении: теория и практика.
Ситуативный (ситуационный) подход в управлении: теория и практика.
Становление и развитие организационно-управленческой мысли в России.
Менеджмент в системе современного научного знания.
Методологические основы современного менеджмента: общая характеристика.
Система законов организации: общая характеристика.
Основополагающие законы организации: общая характеристика.
Законы второго уровня: общая характеристика.
Законы социальной организации: общая характеристика.
Принципы организации: общая характеристика.
Формирование организационной структуры управления: основные подходы.
Формирование организационной структуры управления: основные факторы.
Линейная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Дивизиональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Матричная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Сетевая структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Глобальная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Командный подход в управлении. Многофункциональные команды.
Стратегическое и тактическое планирование. «Дерево» и «луковица» целей.
Разработка стратегии на корпоративном уровне. Матрица БКГ (BCG).
PEST-анализ: сущность, специфика и прикладное значение.
SWOT-анализ: сущность, специфика и прикладное значение.
Разработка управленческого решения: основные этапы и процедуры.
Принятие управленческого решения: основные этапы и процедуры.
Стимулирование и мотивация как функции управления: общая характеристика.
Теория мотивации А. Маслоу: сущность и практическое значение.
Теория мотивации К. Альдерфера: сущность и практическое значение.
Теория мотивации Д. МакКлелланда: сущность и практическое значение.
Теория мотивации Ф. Герцберга: сущность и практическое значение.
Теория ожидания: сущность и практическое значение.
Теория постановки целей: сущность и практическое значение.
Теория справедливости (равенства): сущность и практическое значение.
Теория подкрепления мотива: сущность и практическое значение.
Контроль как функция менеджмента: сущность, виды, процедуры.
Диалектика формальных и неформальных отношений в организации.
Легитимная власть: сущность и особенности реализации.
Поощрительная власть: сущность и особенности реализации.
Принудительная власть: сущность и особенности реализации.
Репрезентативная власть: сущность и особенности реализации.
Ресурсная власть: сущность и особенности реализации.
Информационная власть: сущность и особенности реализации.
Экспертная власть: сущность и особенности реализации.
Референтная (харизматическая) власть: сущность и особенности реализации.
Рациональная власть: сущность и особенности реализации.
Власть связей: сущность и особенности реализации.
Понятие «малая группа». Классификация малых групп.
Социально-психологические характеристики малой группы.
Основные этапы и проблемы развития малой группы.
Лидерство как управленческий феномен: основные подходы и проблемы.
Интерактивно-ситуативная концепция лидерства.
Теории лидерских черт: критический анализ.
Поведенческие теории лидерства: критический анализ.
Ситуационные теории лидерства: критический анализ.
Концепции харизматического лидерства: сущность и практическое значение.
Концепции трансактного и трансформационного лидерства: сущность, значение.
Модель «Эффективный менеджер» (Д. Конджер – Р. Канунго) и специфика её реализации на внутрифирменном уровне.
Основные стили управления и индивидуальный стиль менеджера.
Финансово-экономические методы управления: проблемы эффективности.
Административно-правовые методы управления: проблемы эффективности.
Социально-психологические методы управления: проблемы эффективности.
Имидж делового человека: сущность, основные элементы, значение.
Деловая репутация фирмы: сущность, основные элементы, значение.
Коммуникации в менеджменте: элементы структуры и факторы, влияющие на коммуникативный процесс.
Коммуникации в менеджменте: основные типы, виды и способы оптимизации.
Вербальные коммуникации: сущность, виды, специфика.
Невербальные коммуникации: сущность, виды, специфика.
Письменные коммуникации: сущность, виды, специфика.
Этика бизнеса и управления: теория и практика.
Деловой этикет: сущность, основные правила и приёмы.
Организационные конфликты: сущность и структурные элементы.
Организационные конфликты: основные причины и особенности протекания.
Основные способы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций.
Деятельность менеджера по предупреждению и конфликтов в организации.
Эффективность управления: сущность, основные критерии и показатели.
«Сбалансированная» система показателей эффективности (Р.Каплан – Д.Нортон)
Анализ национальных и региональных особенностей управления: ГСФ-подход.
Модель организационной культуры Г. Хофстеде: теория и практика.
Модель организационной культуры Ф. Тромпенаарса: теория и практика.
Многообразие моделей современного менеджмента: американский опыт.
Многообразие моделей современного менеджмента: японский опыт.
Многообразие моделей современного менеджмента: европейский опыт.
Многообразие моделей современного менеджмента: российский опыт.
100. Многообразие моделей современного менеджмента: опыт СНГ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник – М.: Проспект, 2009. – 320с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Магистр; Инфра-М, 2010. – 575с.
Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2010 – 799с. (Серия «Классика MBA»).
Друкер П., Макьярелло Д. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2010. – 699с.
Коротков Э.М. Менеджмент: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 4-е изд. / Пер. с англ. – М.: Вильямс», 2009. – 672с.
Понуждаев Э.А. История управленческой мысли: Курс лекций. – М.: ИМЭС, 2012. – 384 с.
Понуждаев Э.А. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: ИМЭС, 2010. – 204с.
Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 556с.
б) дополнительная литература
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2010. – 847с. (Серия «Классика MBA»)
Бирман Л.А. Общий менеджмент. – М.: Дело (АНХ) 2008. – 336с.
Бригхэм Ю. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – 541с.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 813с.
Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – 432с.
Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело (АНХ), 2008. – 256с.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 442с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 5.-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Дело (АНХ), 2008. – 448с.
Фатхутдинов Р.А.Управленческие решения: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 344 с.
в) программное обеспечение
специального программного обеспечения не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/18673.html
(Международный бизнес и международный менеджмент)
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2420 (История менеджмента)
http://www.inform.od.ua/articles/examen/model_sm.htm
(Модель и методология стратегического менеджмента)
Science Direct
JSTOR
ProQuest
EBSCO
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
компьютеры с доступом в Интернет
доступ к вышеуказанным поисковым системам
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Менеджмент» состоит из двух частей: раздел 1 («История управленческой мысли») и разделы 2 – 6 («Основы менеджмента»). Для углубления и закрепления лекционного материала в рамках данного учебного курса предусмотрены: а) Приложение 1 (вопросы для повторения лекционного материала и подготовки к семинарам по разделу 1), б) Приложение 2 (специализированный практикум для изучения разделов 2 – 6), который объединяет тематические проблемно-поисковые и практические задания с выраженной творческой и прикладной ориентацией для формирования системы профессиональных знаний, умений и навыков.
Методические указания по выполнению заданий, включённых в Практикум, являются универсальными:
все задания практикума (без исключения) обязательны для выполнения в процессе подготовки студента к семинару по соответствующей теме;
ответы на задания должны быть подготовлены в устной или письменной форме
(по указанию преподавателя);
часть заданий (как правило, выполняемых устно) коллективно обсуждаются на групповых занятиях;
ответы на задания, выполняемые письменно, должны иметь объём 1-2 страницы формата А4, соответствовать правилам оформления научных работ (шрифт Times New Roman, кегль 12 для основного текста, 10 для сносок, интервал полуторный); на каждое задание нужно дать конкретный, аргументированный ответ со ссылками на основную и дополнительную литературу, периодические издания и Интернет-ресурсы либо изложить, если это предусмотрено, собственную точку зрения, а также сделать краткие выводы.
Текущий контроль. Ответы (устные и письменные) на вопросы по разделу 1 и результаты выполнения заданий Практикума являются основанием для выставления оценок текущего контроля по данной учебной дисциплине и условием допуска студентов к зачёту или экзамену. Студент, пропустивший семинарское занятие, обязан выполнить задания по соответствующей теме в письменном виде и представить их для проверки преподавателю не позднее, чем за две недели до промежуточной или итоговой аттестации.
Итоговый контроль. Для контроля степени освоения материала учебной дисциплины предусмотрены зачёт (по разделу 1) и экзамен, который проводится в двух формах: письменной (тестовой) и устной (по билетам, а также в форме индивидуального собеседования). Студенты, получившие на тесте оценку «неудовлетворительно», сдают экзамен в форме индивидуального собеседования по всему курсу, а студенты, получившие оценки «удовлетворительно» или «хорошо», могут повысить итоговую оценку путём сдачи устного экзамена по билетам.
Приложение 1.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: