NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6




2.1

2.2

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1

4.2

5.1

5.2

6.1

6.2

1.

Теория
организации


+

+

+

+







+













+

+

2.

Организационное поведение

+
















+

+

+







+

+

3.

Маркетинг


+



















+

+

+




+

+

4.

Государственное
и муниципальное управление


+







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Стратегический менеджмент

+

+

+




+



















+

+

6.

Управление
человеческими
ресурсами


+

+

+







+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Корпоративная социальная
ответственность


+













+










+

+




+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий для очного отделения (в часах)

Наименование раздела
дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Семи-нары

СРС

В т.ч.

подготовка
к экзамену

Всего

1. История управленческой мысли

18

12

6

22

4

40

2. Теория и методология
менеджмента

18

12

6

22

4

40

3. Основные функции
менеджмента

18

12

6

22

4

40

4. Формальные и неформальные отношения в организации

18

12

6

22

4

40

5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента

18

12

6

22

4

40

6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития

менеджмента

18

12

6

34

7

52

ИТОГО:

108

72

36

144

27

252


Разделы дисциплины и виды занятий для очно-заочного отделения (в часах)

Наименование раздела
дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Семи-нары

СРС

В т.ч.
подготовка
к экзамену

Всего

1. История управленческой мысли

9

6

3

32

4

45

2. Теория и методология
менеджмента

9

6

3

32

4

45

3. Основные функции
менеджмента

9

6

3

32

4

45

4. Формальные и неформальные отношения в организации

9

6

3

32

4

45

5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента

9

6

3

32

4

45

6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития

менеджмента

9

6

3

38

7

54

ИТОГО:

54

36

18

198

27

252


Разделы дисциплины и виды занятий для заочного отделения (в часах)

Наименование раздела
дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Семи-нары

СРС

В т.ч.
подготовка
к экзамену

Всего

1. История управленческой мысли

5

3

2

36

4

41

2. Теория и методология
менеджмента

5

3

2

36

4

41

3. Основные функции
менеджмента

4

3

1

36

4

40

4. Формальные и неформальные отношения в организации

4

3

1

36

4

40

5. Имидж менеджера, этика и психология менеджмента

4

3

1

36

4

40

6. Эффективность управления, национальные особенности и перспективы развития

менеджмента

5

3

2

45

7

50

ИТОГО:

27

18

9

225

27

252



6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(часы/зачетные единицы)



не предусмотрен


7.1. Вопросы для подготовки к зачёту

1. Генезис управленческой мысли: Древний Египет, Шумер, Аккад, Вавилон.

2. Генезис управленческой мысли: Древняя Индия и Древний Китай.

3. Понятие «управленческая революция». Первая и вторая управленческие революции: сущность и специфика.

4. Организационно-управленческая культура в Древней Греции и Древнем Риме. Сущность и специфика третьей управленческой революции.

5. Роль христианства в формировании и развитии управленческой культуры средневековья. Основные идеалы западноевропейской цивилизации.

6. Библия – Священная книга христиан и историко-культурный памятник человечества.

7. Исторические условия формирования арабо-мусульманской цивилизации. Особенности арабо-мусульманской управленческой культуры.

8. Коран – Священная книга мусульман и историко-культурный памятник человечества.

9. Религия и атеизм в современном мире. Менеджер как «посредник», объединяющий представителей разных конфессий.

10. Формирование и развитие идеологии капитализма в Западной Европе (1640 – 1870).

11. Сущность и историческое значение четвёртой управленческой революции.

12. Формирование и развитие идеологии капитализма в Америке. Война за независимость (1775 – 1783) и образование США: уроки истории.

13. Генезис менеджмента: альтернативные концепции и школы (научное управление, административное управление, человеческие отношения и ресурсы, поведенческий подход).

14. Сущность пятой управленческой революции. Специфика и основные этапы развития менеджмента в XX веке.

15. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера и ее историческое значение.

16. Системный подход в управлении: общая характеристика.

16. Ситуационный подход в управлении: общая характеристика.

15. Понятия «стимул» и «мотив». Особенности процессов стимулирования и мотивации трудовой активности человека.

16. Содержательные теории мотивации: общая характеристика и практическое значение.

17. Процессуальные теории мотивации: общая характеристика и практическое значение.

18. Понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал». Диалектика процессов руководства и лидерства на внутрифирменном уровне.

19. Основные концепции лидерства, их роль и значение в современном менеджменте.

20. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление. Концепция организационной культуры Г. Хофстеде.

21. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление. Концепция организационной культуры Ф. Тромпенаарса.

22. Национальные модели и системы управления. Специфика американского менеджмента.

23. Национальные модели и системы управления. Специфика европейского менеджмента.

24. Национальные модели и системы управления. Специфика японского менеджмента.

25. Формирование организационно-управленческой мысли в России. Идеалы государства и управления в допетровской Руси.

26. Формирование идеологии капитализма в России. Развитие отечественной философско-социологической и политико-правовой мысли в XVIII – XIX веках.

27. Парадигмы социально-экономического развития России в XX веке: капитализм - социализм – «новый капитализм». Философские дискуссии и идеологическая борьба 1920-х гг.

28. Становление организационно-управленческой мысли в Советской России. «Тектология» А.А. Богданова.

29. Социалистические и коммунистические идеалы советского периода. Теория и практика государственного управления в СССР.

30. Крах СССР и мировой системы социализма: основные причины, последствия и уроки для управленцев.

31. Статья А.И Солженицына «Как нам обустроить Россию, ее роль историческая роль и влияние на формирование нового самосознания российской нации.

32. Глобальные проблемы современности. «Римский клуб»: историческая роль и значение.

33. Шестая управленческая революция: миф или реальность? Предпосылки усиления роли и влияния менеджеров в современном обществе.

34. Коррупция как глобальная проблема. Конвенция ООН против коррупции.

35. Понятие «средний класс». Проблемы и перспективы роста численности среднего класса в России: организационно-управленческий аспект.

36. Концепции социальной ответственности бизнеса и социально-этичного маркетинга: сущность, содержание и перспективы реализации в современном обществе.

37. Государственные диктатуры и диктаторы XXI века: уроки истории.

38. Современная Россия: роль в мировом сообществе, тенденции и перспективы развития.

39. Основные модели финансово-трудовых отношений и теневой рынок.

40. «Стратегия – 2020»: общая характеристика и перспективы реализации документа.
7.2. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Материальные, духовные и социальные основы управленческой деятельности.

  2. Первая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  3. Вторая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  4. Третья управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  5. Четвёртая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  6. Пятая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  7. Шестая управленческая революция: генезис, содержание, историческая роль.

  8. Организационно-управленческая концепция Ф.У. Тейлора.

  9. Организационно-управленческая концепция А. Файоля.

  10. Организационно-управленческая концепция М. Вебера.

  11. Организационно-управленческая концепция Л. Гьюлика и Л. Урвика.

  12. Организационно-управленческая концепция Э. Мэйо.

  13. Организационно-управленческая концепция Д. МакГрегора.

  14. Организационно-управленческая концепция К. Левина.

  15. Организационно-управленческая концепция Т. Бойделла.

  16. Школа поведенческих наук в управлении: теория и практика.

  17. Системный подход в управлении: теория и практика.

  18. Ситуативный (ситуационный) подход в управлении: теория и практика.

  19. Становление и развитие организационно-управленческой мысли в России.

  20. Менеджмент в системе современного научного знания.

  21. Методологические основы современного менеджмента: общая характеристика.

  22. Система законов организации: общая характеристика.

  23. Основополагающие законы организации: общая характеристика.

  24. Законы второго уровня: общая характеристика.

  25. Законы социальной организации: общая характеристика.

  26. Принципы организации: общая характеристика.

  27. Формирование организационной структуры управления: основные подходы.

  28. Формирование организационной структуры управления: основные факторы.

  29. Линейная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  30. Функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  31. Дивизиональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  32. Матричная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  33. Сетевая структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  34. Глобальная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

  35. Командный подход в управлении. Многофункциональные команды.

  36. Стратегическое и тактическое планирование. «Дерево» и «луковица» целей.

  37. Разработка стратегии на корпоративном уровне. Матрица БКГ (BCG).

  38. PEST-анализ: сущность, специфика и прикладное значение.

  39. SWOT-анализ: сущность, специфика и прикладное значение.

  40. Разработка управленческого решения: основные этапы и процедуры.

  41. Принятие управленческого решения: основные этапы и процедуры.

  42. Стимулирование и мотивация как функции управления: общая характеристика.

  43. Теория мотивации А. Маслоу: сущность и практическое значение.

  44. Теория мотивации К. Альдерфера: сущность и практическое значение.

  45. Теория мотивации Д. МакКлелланда: сущность и практическое значение.

  46. Теория мотивации Ф. Герцберга: сущность и практическое значение.

  47. Теория ожидания: сущность и практическое значение.

  48. Теория постановки целей: сущность и практическое значение.

  49. Теория справедливости (равенства): сущность и практическое значение.

  50. Теория подкрепления мотива: сущность и практическое значение.

  51. Контроль как функция менеджмента: сущность, виды, процедуры.

  52. Диалектика формальных и неформальных отношений в организации.

  53. Легитимная власть: сущность и особенности реализации.

  54. Поощрительная власть: сущность и особенности реализации.

  55. Принудительная власть: сущность и особенности реализации.

  56. Репрезентативная власть: сущность и особенности реализации.

  57. Ресурсная власть: сущность и особенности реализации.

  58. Информационная власть: сущность и особенности реализации.

  59. Экспертная власть: сущность и особенности реализации.

  60. Референтная (харизматическая) власть: сущность и особенности реализации.

  61. Рациональная власть: сущность и особенности реализации.

  62. Власть связей: сущность и особенности реализации.

  63. Понятие «малая группа». Классификация малых групп.

  64. Социально-психологические характеристики малой группы.

  65. Основные этапы и проблемы развития малой группы.

  66. Лидерство как управленческий феномен: основные подходы и проблемы.

  67. Интерактивно-ситуативная концепция лидерства.

  68. Теории лидерских черт: критический анализ.

  69. Поведенческие теории лидерства: критический анализ.

  70. Ситуационные теории лидерства: критический анализ.

  71. Концепции харизматического лидерства: сущность и практическое значение.

  72. Концепции трансактного и трансформационного лидерства: сущность, значение.

  73. Модель «Эффективный менеджер» (Д. Конджер – Р. Канунго) и специфика её реализации на внутрифирменном уровне.

  74. Основные стили управления и индивидуальный стиль менеджера.

  75. Финансово-экономические методы управления: проблемы эффективности.

  76. Административно-правовые методы управления: проблемы эффективности.

  77. Социально-психологические методы управления: проблемы эффективности.

  78. Имидж делового человека: сущность, основные элементы, значение.

  79. Деловая репутация фирмы: сущность, основные элементы, значение.

  80. Коммуникации в менеджменте: элементы структуры и факторы, влияющие на коммуникативный процесс.

  81. Коммуникации в менеджменте: основные типы, виды и способы оптимизации.

  82. Вербальные коммуникации: сущность, виды, специфика.

  83. Невербальные коммуникации: сущность, виды, специфика.

  84. Письменные коммуникации: сущность, виды, специфика.

  85. Этика бизнеса и управления: теория и практика.

  86. Деловой этикет: сущность, основные правила и приёмы.

  87. Организационные конфликты: сущность и структурные элементы.

  88. Организационные конфликты: основные причины и особенности протекания.

  89. Основные способы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций.

  90. Деятельность менеджера по предупреждению и конфликтов в организации.

  91. Эффективность управления: сущность, основные критерии и показатели.

  92. «Сбалансированная» система показателей эффективности (Р.Каплан – Д.Нортон)

  93. Анализ национальных и региональных особенностей управления: ГСФ-подход.

  94. Модель организационной культуры Г. Хофстеде: теория и практика.

  95. Модель организационной культуры Ф. Тромпенаарса: теория и практика.

  96. Многообразие моделей современного менеджмента: американский опыт.

  97. Многообразие моделей современного менеджмента: японский опыт.

  98. Многообразие моделей современного менеджмента: европейский опыт.

  99. Многообразие моделей современного менеджмента: российский опыт.

100. Многообразие моделей современного менеджмента: опыт СНГ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник – М.: Проспект, 2009. – 320с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Магистр; Инфра-М, 2010. – 575с.

Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2010 – 799с. (Серия «Классика MBA»).

Друкер П., Макьярелло Д. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2010. – 699с.

Коротков Э.М. Менеджмент: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 4-е изд. / Пер. с англ. – М.: Вильямс», 2009. – 672с.

Понуждаев Э.А. История управленческой мысли: Курс лекций. – М.: ИМЭС, 2012. – 384 с.

Понуждаев Э.А. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: ИМЭС, 2010. – 204с.

Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 556с.

б) дополнительная литература

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2010. – 847с. (Серия «Классика MBA»)

Бирман Л.А. Общий менеджмент. – М.: Дело (АНХ) 2008. – 336с.

Бригхэм Ю. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – 541с.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 813с.

Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – 432с.

Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело (АНХ), 2008. – 256с.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 442с.

Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 5.-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.

Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Дело (АНХ), 2008. – 448с.

Фатхутдинов Р.А.Управленческие решения: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 344 с.
в) программное обеспечение

специального программного обеспечения не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/18673.html
    (Международный бизнес и международный менеджмент)

  • http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2420 (История менеджмента)

  • http://www.inform.od.ua/articles/examen/model_sm.htm

  • (Модель и методология стратегического менеджмента)

  • Science Direct

  • JSTOR

  • ProQuest

  • EBSCO

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • компьютеры с доступом в Интернет

  • доступ к вышеуказанным поисковым системам


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Менеджмент» состоит из двух частей: раздел 1 («История управленческой мысли») и разделы 2 – 6 («Основы менеджмента»). Для углубления и закрепления лекционного материала в рамках данного учебного курса предусмотрены: а) Приложение 1 (вопросы для повторения лекционного материала и подготовки к семинарам по разделу 1), б) Приложение 2 (специализированный практикум для изучения разделов 2 – 6), который объединяет тематические проблемно-поисковые и практические задания с выраженной творческой и прикладной ориентацией для формирования системы профессиональных знаний, умений и навыков.

Методические указания по выполнению заданий, включённых в Практикум, являются универсальными:

  • все задания практикума (без исключения) обязательны для выполнения в процессе подготовки студента к семинару по соответствующей теме;

  • ответы на задания должны быть подготовлены в устной или письменной форме
    (по указанию преподавателя);

  • часть заданий (как правило, выполняемых устно) коллективно обсуждаются на групповых занятиях;

  • ответы на задания, выполняемые письменно, должны иметь объём 1-2 страницы формата А4, соответствовать правилам оформления научных работ (шрифт Times New Roman, кегль 12 для основного текста, 10 для сносок, интервал полуторный); на каждое задание нужно дать конкретный, аргументированный ответ со ссылками на основную и дополнительную литературу, периодические издания и Интернет-ресурсы либо изложить, если это предусмотрено, собственную точку зрения, а также сделать краткие выводы.

Текущий контроль. Ответы (устные и письменные) на вопросы по разделу 1 и результаты выполнения заданий Практикума являются основанием для выставления оценок текущего контроля по данной учебной дисциплине и условием допуска студентов к зачёту или экзамену. Студент, пропустивший семинарское занятие, обязан выполнить задания по соответствующей теме в письменном виде и представить их для проверки преподавателю не позднее, чем за две недели до промежуточной или итоговой аттестации.

Итоговый контроль. Для контроля степени освоения материала учебной дисциплины предусмотрены зачёт (по разделу 1) и экзамен, который проводится в двух формах: письменной (тестовой) и устной (по билетам, а также в форме индивидуального собеседования). Студенты, получившие на тесте оценку «неудовлетворительно», сдают экзамен в форме индивидуального собеседования по всему курсу, а студенты, получившие оценки «удовлетворительно» или «хорошо», могут повысить итоговую оценку путём сдачи устного экзамена по билетам.
Приложение 1.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: