NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тема 1.1. «Речные цивилизации» - истоки теории и практики управления

  1. Что такое «управленческая революция»? Приведите пример.

  2. Раскройте сущность первой управленческой революции.

  3. Перечислите основные функции религии в древнем мире. Изменились ли эти функции в современных условиях?

  4. Раскройте сущность второй управленческой революции.

  5. Что такое «секуляризация»? Какое влияние данный процесс оказывал на управление в эпоху ранних классовых обществ?

  6. Какое впечатление на Вас произвели законы Хаммурапи? Считаете ли Вы некоторые из них актуальными? Поясните на конкретном примере.

  7. Сравните социально-философские воззрения Лаоцзы и Кунцзы. Какой из двух стратегических подходов к решению общественных проблем Вам представляется более эффективным сегодня?


Тема 1.2. Античные идеалы организации и управления

  1. Почему античную культуру Греции и Рима называют классической?

  2. Познакомьтесь с «Избранными жизнеописаниями» Плутарха, выбрав из них 2 – 3 (например, Перикла и Фабия Максима, Александра и Цезаря, Демосфена и Цицерона). Благодаря каким заслугам и качествам эти греки и римляне стали выдающимися людьми?

  3. Каким видел идеальное государство Платон?

  4. Кратко изложите организационно-управленческие идеи Аристотеля.

  5. Опираясь на социально-философские учения античности, укажите причины трансформации положительных, конструктивных форм государства в противоположные, отрицательные, деструктивные формы.

  6. Какие идеи Сенеки, по Вашему мнению, являются актуальными для современных менеджеров и управленческой деятельности в целом?


Тема 1.3. Роль христианства в формировании и развитии европейской цивилизации

  1. Почему Библия состоит из двух частей?

  2. Почему иудеи отвергли Христа и Новый Завет?

  3. Перечислите те христианские заповеди, которые Вы запомнили.

  4. Поясните смысл первой из десяти заповедей. Почему именно с нее начинается «десятка»?

  5. Известно ли Вам, что такое «Симфония»?

  6. Познакомьтесь с текстом одного из Евангелий, обращая внимание на имеющиеся
    в нем притчи. Перескажите любую из них (например, о работниках в винограднике1, о талантах2, о неверном управителе3, о сеятеле4, о потерянной овце5, о блудном сыне6, о доме, построенном на камне7, о свече на подсвечнике8, о новой заплате на ветхой одежде9, о вине молодом и ветхих мехах10) и раскройте ее смысл.

  7. Вы полагаете, что новозаветные притчи имеют общекультурное или исключительно религиозное значение? Поясните свою точку зрения.


Тема 1.4. Формирование арабо-мусульманской идеологии и культуры

  1. Что Вам известно о жизни пророка Мухаммеда? Почему Мекка и Медина являются священными центрами ислама?

  2. Какова история происхождения Корана?

  3. Какова структура Корана и что его «роднит» с Библией?

  4. Познакомьтесь с текстом первой суры, открывающей Коран. О каких трех типах людей в ней сказано?

  5. Что означают термины «шахада», «салям» («намаз»), «хаджж», «закят», «саум» («ураза»)? Раскройте сущность пяти столпов мусульманского культа.

  6. Что такое «Кааба»? Где находится это сооружение?

  7. Каково значение слова «Хаджи»?

  8. Почему в современном исламе существуют два основных направления? Что явилось причиной раскола?

  9. Какие еще исламские течения кроме суннитов и шиитов Вам известны?


Тема 1.5. Формирование и развитие идеологии капитализма в Западной Европе

  1. Почему исторический период 1640 – 1870 годов принято именовать Новым временем?

  2. Как открытия в области науки и техники повлияли на социальную и духовную жизнь раннего индустриального общества?

  3. Кратко охарактеризуйте социально-философские взгляды и основные управленческие идеи английских мыслителей Нового времени.

  4. Кратко охарактеризуйте социально-философские взгляды и основные управленческие идеи французских мыслителей Нового времени.

  5. Кратко охарактеризуйте социально-философские взгляды и основные управленческие идеи немецких мыслителей Нового времени.

  6. Почему мысль Гегеля о среднем классе России оказалась пророческой и является актуальной через 200 лет?

  7. Почему именно в эпоху Нового времени началось формирование европейского среднего класса?

  8. Перечислите основные причины-препятствия на пути формирования и развития среднего класса в нашей стране.



Тема 1.6. Формирование и развитие идеологии капитализма в Америке

  1. Какие ассоциации у Вас вызывают слова «США», «американцы» и «американский»?

  2. Чем американцы отличаются от англичан и других европейцев (немцев, французов, итальянцев) и в чем они схожи с ними? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

  3. Какие объективные и субъективные причины обусловили формирование американского менталитета как нации №1 в мире?

  4. Какие идеи Бенджамина Франклина, на Ваш взгляд, являются важными с практической точки зрения для менеджеров всех уровней?

  5. Почему в истории США почти за два с половиной века 4-летний срок полномочий президента не пересматривался, а в России всего через два десятилетия существования института президентства он был увеличен до 6 лет?

  6. Что из американского опыта стоило бы заимствовать и внедрить у нас, в России? Действительно ли это необходимо? Поясните.

  7. Как известно, в различных штатах США ответственность граждан за те или иные преступления неодинакова. Одна из показательных проблем – смертная казнь, существующая в одних штатах и заменяемая пожизненным заключением в других. Почему американские законодатели не решили эту проблему однозначно (как, например, в Китае или России)?


Тема 1.7. Формирование и развитие основных концепций и школ менеджмента (конец XIX – середина XX веков)

  1. Опираясь на схему (рис. 5), определите сущность управления и главные отличия «трех китов» менеджмента: Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо.

  2. Почему на заре становления менеджмента практикам удавалось решать управленческие задачи в рамках собственных концепций, а во второй половине XX века наступила эра синтеза управленческих подходов?

  3. Познакомьтесь с трудами одного из представителей классической школы управления. Какие идеи, высказанные в них, сохранили актуальность, а какие, на Ваш взгляд, безнадежно устарели?

  4. Раскройте суть бюрократического подхода в управлении. Какие трудности и препятствия могут иметь место в процессе его реализации?

  5. Проведите сравнительный анализ концепций менеджмента и составьте таблицу их достоинств (возможностей) и недостатков (ограничений).


Тема 1.8. Формирование общей теории управления (вторая половина XX века)

  1. Что такое «система»? Раскройте сущность системного подхода применительно к управлению. Приведите примеры системного управления и альтернативного (бессистемного).

  2. В чем состоит принципиальное различие между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

  3. Почему А. Маслоу представил свою теорию в виде пирамиды?

  4. Раскройте сущность универсального и ситуационного подходов к проблеме лидерства.

  5. Чем теория лидерских черт отличается от теории харизматического лидерства?

  6. Проанализируйте специфику терминов «позиция», «функция», «статус», «внутренняя установка», «роль» на конкретном примере, а затем попробуйте проиллюстрировать их графически в виде рисунка (схемы).

  7. Сформулируйте какую-либо значимую проблему, которую Вам предстоит решать в ближайшее время, а затем проведите ее SWOT-анализ. Укажите 2-3 стратегии, которые Вы рассматривали как потенциальные, и аргументируйте выбор окончательного решения?


Тема 1.9. Национальные особенности и модели менеджмента

  1. Изложите суть теории организационной культуры Г. Хофстеде.

  2. Изложите суть теории организационной культуры Ф. Тромпенаарса.

  3. Изучите дополнительные источники и кратко охарактеризуйте систему управления на каком-либо американском предприятии.

  4. Изучите дополнительные источники и кратко охарактеризуйте систему управления на каком-либо европейском предприятии.

  5. Изучите дополнительные источники и кратко охарактеризуйте систему управления на каком-либо японском предприятии.

  6. Составьте таблицу из двух столбцов и 8-10 строк. Включите в нее представителей разных культур (американцев, итальянцев, китайцев, немцев, россиян, турок, украинцев, французов, японцев) и укажите по 4-5 ассоциаций, которые вызывают у Вас представители этих наций.

  7. Социальная ответственность современного российского бизнеса: миф или реальность?


Тема 1.10. Идеалы государства и управления в допетровской Руси

  1. Охарактеризуйте вклад в развитие общественной мысли России одного из следующих мыслителей:

а) Аввакум Петров,

б) Максим Грек,

в) Симеон Полоцкий,

г) Сильвестр Медведев.

  1. Что такое «Домострой»? Какие цели преследовали его составители?

  2. Что такое «Стоглав»? Какую роль он играл в жизни общества?

  3. Каковы основные причины формирования идеологической доктрины «Москва – Третий Рим»?

  4. Раскройте суть идейного противоборства стяжателей и нестяжателей, грекофилов и латинствующих.

  5. Познакомьтесь с полным текстом речи В.С. Соловьева «Три силы» и выразите свое отношение к ее содержанию.


Тема 1.11. Формирование идеологии капитализма в России

  1. Конкретизируйте стратегические инициативы Петра Великого, связанные с трансформацией России от феодализма к капитализму.

  2. Охарактеризуйте вклад в развитие общественной мысли России одного из следующих мыслителей:


а) С.Е. Десницкий,

б) А.Д. Поленов,

в) Д.И. Фонвизин,

г) Н.В. Шелгунов,

д) П.Я. Чаадаев.

  1. Прочитайте работу Д.И. Писарева «Пчелы», выразите отношение к ее содержанию.

  2. Сопоставьте социальные концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Д. Тойнби. Какое влияние они оказали на развитие менеджмента?


Тема 1.12. Парадигмы социально-экономического развития России в XX веке: капитализм – социализм – «новый капитализм»

  1. Имеются ли сходства между героями А.П. Чехова, М.А. Булгакова и нашими современниками, представляющими средний класс? Поясните.

  2. Укажите основные причины философской дискуссии и идеологической борьбы 1920-х годов. Каким оказался исход этого противоборства?

  3. Почему в годы Советской власти не практиковались дискуссии между коммунистами и христианами, материалистами и идеалистами, аналогичные диспуту
    А.В. Луначарского и А.И. Введенского 1925 года?

  4. Как известно, отношение В.И. Ленина к системе научного менеджмента Ф. Тейлора было неоднозначным. Как и почему оно изменялось?

  5. Охарактеризуйте процесс становления организационно-управленческой мысли в СССР. Какие проблемы были в центре внимания ученых?

  6. По мнению Н.А. Бердяева, Ленин, Сталин, Муссолини и Гитлер были диктаторами и имели много схожего. Выразите свое отношение к идее о том, что для решения проблем сегодня России нужна «твердая рука».

  7. Почему серьезные политические ошибки и культ личности советских вождей
    (В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева) становились предметом общественной критики только после их отставки или смерти? Является ли подобная практика общемировой или же это «чисто» российский феномен?

  8. Познакомьтесь с биографией А.И. Солженицына и его проектом переустройства России. Какие идеи писателя являются актуальными?

  9. Оцените гражданскую позицию А.И. Солженицына и его литературный вклад в процесс демократизации общественной жизни в нашей стране.


Тема 1.13. Глобальные проблемы и перспективы их решения в XXI веке

  1. Почему глобальные проблемы стали актуальными для человечества, начиная со второй половины XX века?

  2. Охарактеризуйте 2 – 3 глобальные проблемы современности и пути их решения (смягчения).

  3. Каковы основные цели и задачи «Римского клуба»?

  4. Почему коррупция стала глобальной проблемой современности?

  5. Почему Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции с множественными оговорками?

  6. Укажите основные критерии социальной стратификации общества?

  7. Почему формирование и развитие среднего класса является стратегической задачей любого государства, в том числе России?

  8. Раскройте эвристическое значение МСД-концепции для современного менеджера?

  9. Изложите основные идеи «Зеленой книги» М. Каддафи. Какие из них Вам кажутся продуктивными, а какие нет? Почему?

  10. Изложите основные идеи книги «Рухнама» С. Ниязова (Туркменбаши). Какие из них Вам кажутся продуктивными, а какие нет? Почему?

  11. Как известно, Фидель Кастро, Ким Чен Ир, Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко, Муамар Каддафи, Хосни Мубарак превратились в «вечных» лидеров соответствующих государств. А какой срок пребывания на высшем государственном посту для одного человека Вы полагаете предельным? Поясните свою точку зрения.

  12. Какова, на Ваш взгляд, главная цель увеличения в России президентского срока до 6 лет? Укажите плюсы и минусы этого нововведения.


Тема 1.14. Современная Россия: роль в мировом сообществе, основные тенденции и перспективы развития

  1. Одни люди полагают, что Россия является высокоразвитой державой, другие имеют противоположную точку зрения. А какова Ваша оценка?

  2. Что такое «модель финансово-трудовых отношений»?

  3. Кратко охарактеризуйте четыре модели ФТО.

  4. Оцените перспективы оптимизации финансово-трудовых отношений. Какова роль государства в этом процессе?

  5. Раскройте смысл понятия «аккредитованный инвестор».

  6. Что такое «акция», «облигация», «пай», «депозит»? Почему средние американцы вкладывают свободные деньги в акции, а россияне предпочитают банковские депозиты?

  7. Укажите социальные явления и процессы, влияющие на формирование менталитета россиян. Выразите отношение к диагнозу: «Умом Россию не понять».

  8. Закономерна ли тенденция снижения общей культуры и грамотности населения в условиях роста числа дипломированных специалистов на всех уровнях? Поясните свою точку зрения.

  9. Изучите Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Выберите 2 – 3 раздела и оцените перспективы достижения указанных в ней рубежей.

  10. С какими трудностями может столкнуться Россия в процессе реализации «Стратегии – 2020»?

  11. В современной России сложилась традиция: по достижении пенсионного возраста некоторые граждане продолжают занимать руководящие должности в госучреждениях. Выразите отношение к этому явлению.

  12. Самостоятельно изучите «Типовой кодекс этики и служебного поведения госслужащих»11. В какой мере этот документ представляется Вам реалистичным, т.е. имеющим шансы быть полностью или хотя бы частично реализованным на практике?


Приложение 2.

ПРАКТИКУМ
(проблемно-поисковые и практические задания)

Тема 2.1. Основы общей теории управления
Ядром общей теории управления выступают законы организации. В них отражены внутренние, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между социальными явлениями и процессами. Кроме того, эти законы (объективные и субъективные, универсальные и специфические, основополагающие и второго уровня) раскрывают закономерности создания, функционирования и распада социальных систем и социальных организаций.

Между тем знание законов – это лишь основа управления, поскольку возможны несколько вариантов их использования на внутрифирменном уровне.

Первый вариант («стихийный»): руководитель и подчиненные не знают о законах организации и, естественно, не учитывают их в своей деятельности.

Второй вариант («умный руководитель»): руководитель информирован о законах организации, принимает их во внимание, а подчиненные ничего не знают о них.

Третий вариант («умные подчиненные»): подчиненные знают о существовании законов организации и руководствуются ими, а руководитель не знает и, естественно, не использует их в повседневной деятельности.

Четвертый вариант («умная организация»): руководитель и подчиненные знают о законах организации и опираются на них в профессиональной деятельности.

1. Рассмотрите особенности, плюсы и минусы каждого из вариантов.

2. Постройте матрицу «руководитель / подчиненный» и отразите варианты 1–4.

3. Каковы перспективы развития конкретной организации (профиль – по Вашему выбору) по каждому из четырех вариантов?

В пирамиде основных субъектов экономической деятельности (заказчик – подрядчик – исполнитель) менеджер занимает серединное положение. При этом интересы главных действующих лиц малой (М) пирамиды управления не совпадают:

  • заказчик (собственник, инвестор) имеет капитал и обычно стремится сократить расходы, не обременяя себя детальным изучением технологии выполнения работ;

  • исполнитель досконально знает производственную технологию и желает получить вознаграждение за предстоящую работу с наименьшими трудозатратами;

  • менеджер выступает непосредственным организатором работы, отвечает за конечный результат и обязан снять противоречия между заказчиком и исполнителем.

4. Каким образом, на Ваш взгляд, могут быть урегулированы разногласия между заказчиком и менеджером, менеджером и исполнителем (например, финансовые, организационные, технологические, психологические)?
Тема 2.2. Методология, инфраструктура и организационная среда менеджмента
Многие ученые считают, что менеджер должен быть жестким, твердым, но справедливым; однако, по мнению Г. Минтцберга, менеджер должен быть просто весьма хорошо образован. Есть и другие точки зрения: кто-то считает, что для менеджера важна теория управления, другие – психология, третьи – экономика и т.д.

1. Так какие же науки или что-либо другое помогают менеджеру стать профессионалом экстра-класса?

Закономерности управления – это методологические постулаты, которые способны оживить «мертвые» технологии, поставить дело наилучшим образом. Подобно тому, как записанные на бумаге музыкальные произведения без дирижера, солистов и симфонического оркестра останутся лишь значками (нотами, диезами, бемолями), технологические произведения требуют исполнительского мастерства и полной самоотдачи менеджеров всех уровней. При этом, далеко не каждый музыкант или ансамбль включают в свой репертуар шедевры классической и современной музыки. Выдающихся дирижеров и виртуозов-музыкантов не бывает много, как и менеджеров…

2. Сформулируйте по 4-5 положений, характеризующих методологическую культуру менеджмента и методологическую культуру менеджера, и заполните обе таблицы:

Таблица 1.

Основы методологической культуры современного менеджмента

№ пп

Базовые постулаты и/или характерные черты

1




2




3




4




5






Таблица 2.

Основы методологической культуры современного менеджера

№ пп

Базовые постулаты и/или характерные черты

1




2




3




4




5





3. Как теория и методология управления воплощаются в конкретные программы современного менеджмента? Приведите примеры.
Предположим, что в течение нескольких лет Вы успешно работали менеджером по персоналу в одном из региональных отделений крупной производственно-торговой компании. По результатам прошлого года Вас признали одним из самых эффективных сотрудников организации, а затем предложили возглавить новый филиал в регионе или перейти на аналогичную должность в центральный офис. Вам предстоит осуществить выбор…

4. Что бы Вы предпочли: быть главным в регионе или оказаться середняком в столице? Аргументируйте оба варианта решения.

5. Какие дополнительные стимулы и социальные гарантии могут быть приняты во внимание при рассмотрении аналогичных предложений?

Вполне возможно, что Вы отвергнете оба сценария деловой карьеры и предпочтете организовать собственный бизнес.

6. Чем Вы хотели бы заняться и с чего намерены начать?

Согласно А. Чандлеру, компании с ограниченными товарными рынками и несложными операциями избирают функциональные структуры, а организации, намеренные развиваться за счет дифференциации продукции, создают продуктовые и дивизиональные структуры управления. Иными словами, выбор структуры организации зависит от различных факторов и их специфического сочетания.

7. Существуют ли единые рекомендации или же в них нет необходимости?

Мнения по поводу идеальных кандидатов на должность сильно расходятся. В одних случаях выдвигают такие требования к кандидату, как, например, скорость работы, в других – пунктуальность. Одних привлекают психологические качества кандидата, других – физические данные. Предприниматель Д. Агарунов (основатель и генеральный директор компании Gameland), например, в одном из своих интервью сказал, что он подбирает ключевых сотрудников по голосу, «за голос можно платить!».

Известен анекдот: HR-менеджер беседует с претендентом на вакансию.

– И последнее: у нас в компании очень ценят чистоту. Вы вытерли ноги о коврик перед входом в офис?

– Да, разумеется.

– Но еще больше в нашей компании ценят правдивость: там нет коврика.

8. А как Вы будете подбирать сотрудников на ключевые должности? Какие требования к кандидату Вы в конкретном случае будете считать основными?

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: