Нетехнологические теории мт. Теория «жизненного цикла товара». «Эффект масштаба». Теория «технологического разрыва»
Вопрос 5
Нетехнологические теории МТ. Теория «жизненного цикла товара». «Эффект масштаба». Теория «технологического разрыва».
Р. Вернон выдвинул предложение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами МТ, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую.
Жизненный цикл продукта включает в себя 4 стадии:
Возникновение. Новый продукт завоевывает рынок страны возникновения, в подавляющем большинстве случаев – промышленно развитой страны. Цена максимальная, спрос минимальный. Потрачены огромные средства на создание и разработку. Мелкосерийное произв-во, требующее высококвалифицированных рабочих (с высокой оплатой труда). Экспорт незначителен.
Рост. Спрос расширяется, продукт становится общепризнанным, рекламируется. Произв-во превращается из оригинального в стандартизированное. Возникает спрос за рубежом => увеличивается экспорт => появление аналогичных произ-в в других странах => усиление конкуренции м/у производ-ми => первые ограничения экспорта товара.
Зрелость. Промышленно развитые страны сталкиваются с замедлением роста спроса на товар. Решающим становится ценовой фактор. Происходит перемещение произв-ва в развивающиеся страны, где требуются более низкие издержки на аренду, з/п и тд. Цена падает. Чаще всего, пр-во в стране-новаторе прекращается, начинается ввоз товара ИЗ страны-имитатора.
Спад. Продукция окончательно устаревает, спрос падает, несмотря на снижение цен.
Теория «технологического разрыва»
Преимущество, получаемое страной-новатором, является результатом возникшего технологического разрыва в уровнях развития м/у отдельными странами. Такая ситуация может изменить внешнеторговую специализацию данной страны, поощряя ее к частичному или полному отказу от выпуска традиционной продукции, в произ-ве кот. она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску новой, не имеющей аналогов в мире продукции. Однако специализация страны, возникающая в результате технологического разрыва, временная. Со временем, произв-во нового товара сосредоточится в той стране, которая будет иметь сравнительное преимущество для этого.
Сократить технологический разрыв между страной-монополистом и остальными можно 3 способами:
Создать аналоговый продукт;
Купить лицензию;
Промышленный шпионаж, пиратство.
Что такое «Эффект масштаба» - ХЗ!!!!!!!!
Надо будет спросить на консультации. Возможно имеется в виду
Теория снижающихся издержек
Если страны обеспечены основными факторами пр-ва в примерно одинаковых пропорциях, им выгодно торговать м/у собой при специализации в тех отраслях, для кот. характерно наличие эффекта массового производства (в смысле наиболее МАСШТАБНОГО как раз). Для этого необходим емкий интегрированный рынок.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: