NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Номинация: Проекты вновь создаваемых музеев



Проект: «Прошлое и будущее живёт в настоящем…»
Школьный историко-краеведческий музей
Номинация: Проекты вновь создаваемых музеев.
Руководители проекта: Клейменова И.Е., директор школы, учитель географии

Прахова Е.В., учитель истории
Участники проекта: творческая группа «Истоки» (учащиеся 8-10кл.)
Основная идея проекта:

МОУ Фабрично-Выселковская средняя общеобразовательная  школа является центром   образовательного пространства для 5 малых сёл Новоспасского района. История нашей школы всегда была тесно связана с историей страны. К сожалению, мудрые уроки этой истории быстро стираются из человеческой памяти. А ведь, память – это тот посох , на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…(В.П. Астафьев). Изучая на уроках литературу, историю, географии своего края мы неоднократно убеждались в том, что живём в уникальном месте,. на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и необычной историей, связанной с родом Воейковых. Каждый из нас хотел бы стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях ,быть хранителем культурного наследия наших предков. Мы молоды! Мы -активны! Через 2-3 года нам предстоит покинуть нашу любимую школу. А так хочется сделать доброе и полезной дело в память о себе! Будущее открыто перед нами. Какое оно будущее? Оно нас и радует и тревожит. Мы мечтаем, строим планы по превращению будущего в настоящее… А можно ли строить будущее не усвоив уроков прошлого? Нет!!! Для этого люди содают музеи. В нашей школе музея нет. Это неправильно! Разбирая школьный архив, мы узнали, что в 70-80-е годы прошлого века в нашей школе, под руководством замечательного учителя истории Андреяновой Анастасии Павловны ,была создана Ленинская комната, где были собраны богатые материалы об истории посёлка Фабричные Выселки и окрестных сёл, а также уникальные материалы и личные вещи известного климатолога А.И.Воейкова, личная переписка Андреяновой А.П. с потомками рода Воейкова. Учащиеся школы проводили экскурсии для учеников и всех желающих. В лихие 90-е годы было принято чудовищное решение. На месте Ленинской комнаты создали методический кабинет. Экспонаты были переданы в краеведческий музей р.п.Новоспасское, часть из них впоследствии попало в музей Метеорологии г. Ульяновска. Менее значимые материалы остались в школе. Они не потеряны, но хранятся неправильно, разрозненно, в нескольких учебных кабинетах. Учителя и учащиеся имеют возможность использовать их при подготовке к урокам, конкурсам, написании рефератов, разработке творческих проектов . Пройдет совсем немного времени и эти материалы обратятся в прах. Все эти годы, несмотря ни на что, краеведческая исследовательская и поисковая работа в школе продолжалась. Собраны новые материалы, найдены интересные экспонаты. Нашей школе необходим историко-краеведческий музей! Вдохновившись этой идеей творческая группа учащихся и учителей нашей школы начала работу над данным проектом.


Цели и задачи проекта:

Создать школьный музей и через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы с подрастающим поколением.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • Активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

  • Формировать представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

  • Формировать уважительного отношения к памятникам прошлого,

  • потребности общаться с музейными ценностями;

  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

  • Формирование научных и профессиональных интересов;

  • Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;

  • Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Обоснование актуальности проекта:

Интерес в обществе к историческим и художественным ценностям растёт ото дня ко дню, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь. «Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народа России. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии нравственно-ориентированных ценностей, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центр реализации такой системы – школьный музей, который является незаменимым помощником школ в гражданском и патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического и гражданского сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.

Краеведческая деятельность имеет множество аспектов, но концентрированным ее выражением является именно музей.

Школьный музей – эффективная структурно – организационная форма для повышения качества образования.

 Необходимость создания и функционирования музея в школе очевидна, так как в этом случае воспитание происходит не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни односельчан, родных.

Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

 Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности.

 Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д.

 Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов оказывают влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

 Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения деятельности музея.

 В процессе музейно-краеведческой работы дети познают азы коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

 Школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Программа «Попутчики»

Программа: 1 стр.