Нормативы речевого развития у детей дошкольного возраста
Нормативы речевого развития у детей дошкольного возраста .
Речь в своем развитии проходит определенные этапы: экспрессивно- мимический, предметно-действенный и речевой.
На 3-м году дети рассматривают в книжках истории(5-10 минут) У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляются стремление к словотворчеству - изобретаются новые слова.
К 3-м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, В выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.
К 3-м годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Основания для беспокойства:
стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает , используя, аморфные слова. Например, вместо: "девочка"- дека, " купи"- пику, "хлеб"- пэха. ИЗ накопленных слов ребенок не строит предложения. В его речи нет глаголов. Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например, вместо " Я не хочу"- "Аня хочет, нет. «Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с " хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом же возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к 4-м годам 2000 слов.
К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 4,5 - 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит к овладению письменной речью.
К концу 5-ого года высказывание ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ.
К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. снижается интентенсивность словотворчества, формируется операция самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, не может или затрудняется сгруппировать или назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку одним словом, типа овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом, типа собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть; подобрать к слову антоним, типа сахар-соль, холодный-горячий, улыбаться-хмуриться; не активен в речевом общении т.д.; ребенок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: