Протокол педсовета № от 20 г. Программа дополнительного образования детей «школа раннего развития»
Алтайский край
Курьинский район
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Утверждаю
Директор МУДОД
«Дом детского творчества»
Сметюкова Г.А.
Протокол педсовета
№_ от «___» ____ 20____г.
ПРОГРАММА дополнительного образования детей
«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Составитель:
Зубова Виктория Николаевна
Возраст детей: 5 лет
Срок реализации: 1 год.
с. Курья
Краткая информация о программе Школы Раннего Развития «Росток»
Программа Школы Раннего Развития (ШРР) составлена с учётом знаний психолого – физиологических особенностей детей 5-го летнего возраста и опирается на стандарт дошкольного образования.
Основная цель программы: подготовить детей к умственному труду, к обучению в школе.
Данная программа обеспечивает количество определённых представлений и знаний, формирование качественных мыслительных способностей.
Программа ШРР формирует в ребёнке психическую готовность к обучению в школе, развивает интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, это достигается путём специальных целенаправленных занятий. К каждому учебному предмету предлагается подробная программа.
Программа Школы Раннего Развития:
Программа ШРР – является программой дополнительного дошкольного образования.
В основу программы положена идея личностного потенциала ребёнка и его психического становления, через коммуникативно – игровую, познавательную и другие виды деятельности.
Программа рассчитана на детей 5-летнего возраста.
В предлагаемый курс дополнительного образования включаются следующие предметы:
Математика
Развитие речи
Обучение грамоте
Физическая культура
ИЗО деятельность
Ручной труд
Ознакомление с окружающим миром
Развивающие игры
Музыка
Цели и задачи школы раннего развития:
Целями и задачами школы раннего развития является необходимость дать возможность освоить определённый стандарт (коммуникативную, эмоциональную, технологическую, личностную готовность к обучению в школе);
создать максимально благоприятные условия для:
Раннего выявления и развития интересов, склонностей, способностей ребёнка к отдельным видам деятельности;
Практических занятий различных направлений: ИЗО искусства, музыкального и коммуникативного;
Практического освоения, овладения математическими знаниями, элементами обучения грамоте на уровне дошкольного возраста;
Приобретение опыта эмоционального и целостного отношения к миру.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
Принцип природособразности: образовательный процесс строится следуя природе развития личности ребёнка;
Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка и создаются условия для развития его индивидуальности;
Принцип индивидуализации: в ШРР создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности каждого ребёнка;
Педагогические подходы к реализации данной программы:
Педагог ШРР опирается на формы мышления детей 5- летнего возраста: наглядно-действенное, наглядно – образное, словесно – логическое.
При обучении педагог опирается на основные элементы волевого действия: ребёнок сам ставит цель, принимает решение, намечает план действий, исполняет его и оценивает результат своего действия.
Занятия основаны на сотрудничестве. Педагог не только информирует ребёнка, но и просит у него совета, помощи, играет роль «незнающего» перед знающим ребёнком. Они вместе выясняют непонятное, намечают пути решения задачи.
Занятие по каждому предмету предлагают разнообразие видов деятельности, включение игры, экспериментирования.
Большое место отводится действиям с предметами. На занятиях используются различные виды игровой деятельности:
Игры и упражнения с предметами;
Сюжетные игры с несложными предметами;
Игры с правилами без сюжета;
Игры упражнения;
Физминутки.
Организация учебно – воспитательного процесса в школе раннего развития:
- Приём в ШРР осуществляется на основе личного заявления от родителей.
- Количество групп зависит от численности детей.
- Занятия начинаются с 10 сентября, и заканчиваются 25 мая.
- Занятия осуществляются по расписанию в группах по 8-10 человек.
- Продолжительность занятий 25 минут.
- Количество учебных часов в неделю – 18 часов.
- Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога.
- Уровень развития на конец года дети демонстрируют на итоговых занятиях.
Программы всех курсов дополнительного образования дошкольников составлены в соответствии с положениями: ведущей идеей ШРР, её целями, педагогическими принципами обучения в ней, подходами к реализации программы, ориентирами результативности занятий.
Программы составлены педагогом.
Расписание занятий:
Понедельник: Вторник: Среда:
1. Математика 1. Развитие речи 1. Обучение грамоте
2. Окружающий мир 2. Развивающие игры 2. Ручной труд
3. Рисование 3. Музыка 3. Физкультура
Четверг: Пятница:
Математика 1. Обучение грамоте
Развитие речи 2. Ручной труд
Музыка 3. Физкультура
Программы по предметам:
Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объём словаря, речевые умения и навыки, а также предусматривает воспитание определённых качеств личности ребёнка. Программа построена с учётом возрастных особенностей детей 5-летнего возраста.
Программа развития речи создана с учётом главных дидактических принципов- систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности.
Цель: формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа
Задачи:
Уточнять и углублять знания детей о предметах, характеризовать их форму, цвет, размер, отмечать индивидуальные особенности;
Работать над дифференциацией звуков и формировать слуховое внимание;
Способствовать совершенствованию речевого дыхания и освоению интонационных средств выразительности;
Усложнять и совершенствовать синтаксическую сторону речи, включающую в себя усложнение способов словообразования всех частей речи.
Способствовать овладению детьми монологической речью, развивать мышление, находчивость, совершенствовать речь;
Формировать умения детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Развивать интерес и любовь к художественной литературе, при этом определять и мотивировать отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки;
Формировать звуковой анализ речи и умение составлять предложения из двух и более слов.
Средства осуществления программы:
Дидактические цели занятий – типы занятий:
Сообщение нового материала (экскурсии, наблюдения, обучение рассказыванию, чтение новых произведений, заучивание стихотворений);
Закрепление и углубление полученных знаний (рассказы об экскурсиях, наблюдениях, беседы, рассматривание предметов, повторные занятия по чтению);
Обобщение и систематизирование знаний (дидактические игры, обобщающие беседы);
Дидактические требования к занятиям:
Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приёмов обучения;
Оптимальная интенсивная нагрузка;
Воспитательный характер занятия;
Эмоциональный характер занятия;
Распределение приёмов обучения в соответствии со структурой занятия;
Речевая активность каждого ребёнка на всех этапах занятия;
Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом;
Правильная организация занятия;
Учёт результатов занятия;
Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.
Методы и приёмы развития речи:
Наглядные методы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре – драматизации, в чтении - стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.
Словесные методы:
Речевой образец – преподносится детям подчёркнуто чётко, громко, неторопливо;
Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания;
Объяснение – раскрытие сущности какого – либо явления или образца действия;
Указания – разъяснения детям, как нужно действовать, как достичь требуемого результата;
Словесное упражнение – многократное выполнение определённых речевых действий для обработки и совершенствования речевых умений и навыков;
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Игровые методы:
Вызывается интерес и усиливается внимание детей к речевому материалу через элементы соревнования, красочность, новизну атрибутов, занимательность сюжетов игры.
Косвенные методы:
Напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, ритмика.
Структура занятий:
I часть: Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового.
II часть: Рассказывание; составление описательных рассказов и рассказов на заданную тему; пересказ; беседы, рассказывание по картине; заучивание стихотворений; чтение художественных произведений; дидактические и сюжетно – ролевые игры.
III часть: Обобщающая беседа, подведение итогов.
Тематический план:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хваста». | 1 |
2 | Составление описательного рассказа «Школа». | 1 |
3 | Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Два товарища». | 1 |
4 | «Доброе слово лечит, а худое калечит». Н. Дурова. «Две подружки». | 1 |
5 | Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
6 | Беседа на тему: «Что мы знаем о птицах?». | 1 |
7 | Чтение рассказа Э. Машковская «Обида». | 1 |
8 | Заучивание стихотворения «Осень». | 1 |
9 | Составление рассказа по картинам «Животные и рыбалка». | 1 |
10 | Творческое рассказывание «Придумывание небылиц». | 1 |
11 | Сюжетно - ролевая игра «Телефон». | 1 |
12 | Чтение художественного произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны». | 1 |
13 | «У природы нет плохой погоды» Е. Трутнева «Осень». | 1 |
14 | Составление рассказа «Домашние животные» | 1 |
15 | Чтение сказки «Три поросенка». | 1 |
16 | Составление рассказа по картинкам. | 1 |
17 | Чтение сказки «Лиса и журавль». | 1 |
18 | Небылицы. | 1 |
19 | Творческое рассказывание «Почемучки». | 1 |
20 | Пересказ художественного произведения Л. Толстой «Пожарные собаки». | 1 |
21 | «Глупые ссорятся, а умные договариваются». | 1 |
22 | Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза». | 1 |
23 | Пересказ художественного произведения Н. Калинин «Про снежный колобок». | 1 |
24 | «Любишь кататься, люби и саночки возить» Н. Носов «На горке». | 1 |
25 | Чтение художественного произведения Э. Мошковская «Лежебока». | 1 |
26 | Составление рассказа «Дед Мороз идет на ёлку». | 1 |
27 | Рассказывание по картинке «Зимние развлечения». | 1 |
28 | Рассказывание об игрушках «Подарки от Деда Мороза». | 1 |
29 | Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались». | 1 |
30 | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». | 1 |
31 | Рассказывание русской сказки «У страха глаза велики». | 1 |
32 | Игра - инсценировка «Учимся вежливости». | 1 |
33 | Творческое рассказывание «Почемучки». | 1 |
34 | Рассказывание «Зимние развлечения». | 1 |
35 | Пересказ сказки «Лиса и козел». | 1 |
36 | Рассказывание по картинке «Весна». | 1 |
37 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». | 1 |
38 | Придумывание сказки на свободную тему. | 1 |
39 | Рассматривание пейзажной картинки. | 1 |
40 | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». | 1 |
41 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 |
42 | Подбор синонимов и антонимов. | 1 |
43 | Пересказ М.М. Пришвина «Золотой луг». | 1 |
44 | Рассказывание по картинке «Если бы мы были художниками». | 1 |
45 | Чтение сказки «Айога». | 1 |
46 | Пересказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны». | 1 |
47 | Скороговорки. Пословицы. | 1 |
48 | Труд взрослых. Е. Пермяк «Мамина работа». | 1 |
49 | Умные машины. Составление рассказа о бытовых приборах. | 1 |
50 | Путешествие в страну «Помощники». | 1 |
51 | Придумывание рассказу на тему «Как Миша варежку потерял». | 1 |
52 | «Весенняя сказка» Придумывание на заданную тему. | 1 |
53 | Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему. | 1 |
54 | Рассматривание пейзажной картинки. | 1 |
55 | Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | 1 |
56 | Беседа «Жизнь насекомых». Стихи о бабочках, стрекозах. | 1 |
57 | «Весна вступила в свои права». Рассказывание скороговорки. | 1 |
58 | Рассматривание пейзажной картинки. Описание. Рассказ. | 1 |
59 | Сказка «Гадкий утенок». Чтение. Беседа. | 1 |
60 | «Не жалей минутки для хорошей шутки». Чтение художественных произведений. | 1 |
61 | Знакомство с новым жанром. Басня «Петух и кукушка». | 1 |
62 | Диалог. Монолог. Рассказывание. | 1 |
63 | Синонимы. Антонимы. Слова противоположные по смыслу | 1 |
| Итого: | 72 ч |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: