О требованиях к устной и письменной речи обучающихся и проведению письменных работ средней общеобразовательной школы
Утверждено Согласовано
на заседании педагогического совета школы с профсоюзным комитетом школы
«___» _____________________ 20 г. « ___» _________________20 г.
Председатель _____________________ Председатель ПК_________________
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТРЕБОВАНИЯХ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 1
Общие положения
Настоящее Положение является локальным актом школы, определяющим систему требований к устной речи обучающихся, проведению и оформлению письменных работ.
Требования к речи обучающихся
Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Обучающиеся должны уметь:
Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
Излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
Правильно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
Строить высказывание в определенном стиле в зависимости от ситуации общения;
Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
Правила произношения и ударения;
Правила употребления слов в соответствии с их значением и особенностями использования в различных стилях речи;
Правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
Правила орфографии и пунктуации.
Выразительность речи обучающихся достигается разнообразием лексики, грамматических конструкций, использованием изобразительно-выразительных языковых средств.
Развитие коммуникативных умений и навыков является важной составляющей общей речевой культуры обучающихся.
Виды письменных работ обучающихся
Основными видами классных и домашних обучающих письменных работ являются следующие:
Упражнения;
Сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы;
Составление аналитических и обобщающих таблиц, опорных схем и т.п. в 5 – 11-х классах;
Планы статей и других материалов учебников и учебных пособий;
Конспекты первоисточников, рефераты (в 8 – 11-х классах);
Планы и конспекты лекций учителей (в 10 – 11-х классах);
С целью проверки усвоения программного материала проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы по русскому языку, иностранному языку, математике, физике, химии, информатике. Их содержание, количество и сроки проведения определяются в соответствии с требованиями учебных программ и отражаются в календарно-тематическом планировании учителей.
По другим предметам контроль усвоения программного материала может осуществляться в письменной форме на уроках обобщения и повторения. При этом для проведения письменных работ отводится только часть урока. В 10 – 11 классах для проведения текущего и итогового контроля может использоваться такая форма, как зачет.
Текущие контрольные работы проводятся по итогам изученной темы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце четверти, полугодия, учебного года.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся сроки проведения итоговых контрольных работ определяются общешкольным графиком, составляемым заместителями директора по учебно-воспитательной работе по согласованию с учителями. В один рабочий день может быть проведена только одна контрольная работа, в течение недели – не более трех. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
Русский язык
1 – 4 класс – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для работ по развитию речи. В период обучения грамоте учащиеся 1-х классов выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой (прописях), но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях.
5 – 9 класс – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для работ по развитию речи.
10 – 11 класс – 1 рабочая тетрадь (базовый уровень); 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для работ по развитию речи (профильный уровень).
Литература
5 – 8 класс – 1 тетрадь.
9 – 11 класс – 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для сочинений и творческих работ.
Математика
1 – 4 класс – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ. В период обучения грамоте учащиеся 1-х классов выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой.
5 – 6 класс – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ.
7 – 9 класс – 3 рабочие тетради (2 по алгебре, 1 по геометрии), 1 тетрадь для контрольных работ.
10 – 11 класс – 1 (базовый уровень) или 2 (профильный уровень) рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ.
Иностранный язык
2 – 4 класс – тетради с печатной основой, входящие в состав учебно-методического комплекта, 1 рабочая тетрадь.
5 – 11 класс – 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь-словарь для записи иностранных слов, 1 тетрадь для контрольных работ, тетрадь с печатной основой, входящая в состав учебно-методического комплекта.
Физика, химия
7,8 – 11 класс – 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных, лабораторных и практических работ.
По остальным предметам учебного плана в 5 – 11- классах – 1 рабочая тетрадь. Также могут использоваться тетради с печатной основой, входящие в состав учебно-методического комплекта.
Тетради для контрольных работ в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются обучающимся для выполнения в них работ над ошибками.
Порядок ведения тетрадей учащимися
Все записи в тетрадях обучающиеся должны выполнять с соблюдением следующих требований:
Писать аккуратным, разборчивым почерком.
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Тетради по иностранному подписываются на изучаемом языке.
Соблюдать поля с внешней стороны.
Указывать дату выполнения работы цифрами на полях. В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 1 – 4 классах запись даты написания работы по русскому языку и математике ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записывается число и полное название месяца. В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Запись названия работы проводится на следующей строке по центру и оформляется как предложение.
Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).
Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Соблюдать красную строку. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой и заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для вставления оценки за работу).
Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или других чертежных инструментов.
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Порядок проверки письменных работ учителями
Порядок проверки тетрадей обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, регламентирован отдельным Положением, являющимся приложением к Уставу школы.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 – 9 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
Изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня, в 5 – 8 классах – через неделю;
Сочинения и изложения с творческим заданием в 9 – 11 классах проверяются не более 10 дней;
Контрольные работы по русскому языку, математике в 10 – 11-х классах, по иностранному языку, физике, химии, информатике проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) – через один – два урока.
Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы, классные и домашние проверяемые работы также оцениваются. Оценки в классный журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
При проверке и оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими рекомендациями и нормами оценки знаний, умений и навыков.
После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Директор школы А.В. Щипакин
страница 1
скачать
Другие похожие работы: