О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 7. Понятие о простом предложении и его видах
Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные. Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например:


В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.
§ 8. Тестовые задания
1. Какой ответ является неправильным?
По цели высказывания предложения бывают:
а) повествовательные
б) вопросительные
в) восклицательные
г) побудительные
2. Какое из предложений является побудительным?
а) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
б) Приезжайте к нам в Москву!
в) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
г) Сможем ли мы попасть на выставку?
3. Какое из предложений является повествовательным?
a) He отрекайтесь от мечты!
б) Что день грядущий нам готовит?
в) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить!
г) Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным!
4. Какое из предложений является риторическим вопросом?
а) — Печорин! Давно ли здесь?
б) Какой упоительный аромат!
в) — Есть ли у тебя возле дома деревья?
г) Какой русский не любит быстрой езды?!
5. Какой вариант отражает правильную характеристику предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Пусть сбудутся все ваши мечты!
а) повествовательное, восклицательное
б) побудительное, восклицательное
в) повествовательное, невосклицательное
г) побудительное, невосклицательное
6. Какое предложение является простым?
а) Десять лет прошло, и все изменилось.
б) Лицо его застыло, и это меня испугало.
в) Хороша воля с умом да с деньгами.
г) Старик молчит, и от этого мне еще тяжелее.
7. Какое предложение является простым?
а) Ярко светит весеннее солнышко, даря первое тепло людям.
б) Будет новый день, будут новые дела.
в) Сможем ли мы попасть на выставку, чтобы увидеть работу известного художника?
г) Ведь вам удалось убедить его, что мы ничего плохого не сделали.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 9. Порядок слов в предложении
Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.
Упр. 6. Исправьте текст. Объясните ошибки в предложениях.
1. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 2. Среди жителей уже в Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. 3. Под мощной кроной вымахавшего дуба к небу любил сидеть Иван Сергеевич. 4. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов. 5. Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками. 6. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.
§ 10. Тестовые задания
1. В каком предложении нарушен порядок слов?
а) Облака надвигались на друг друга.
б) Он очень выразительно читает стихи.
в) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.
г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.
2. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?
а) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.
б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.
в) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.
г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.
Главные члены предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
Слова и словосочетания, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — образуют грамматическую основу предложения (его предикативный центр).
§ 11. Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет речи. Общим вопросом к подлежащему является вопрос, который позволяет выявить предмет речи: о чем говорится в предложении? Также возможны вопросы: кто? что? Один из ярких признаков подлежащего — способ его выражения, т. е. морфологические разряды слов, которые могут выполнять функцию подлежащего.
Способы выражения подлежащего
1. Части речи, обозначающие предмет или лицо, в им. п. (сущ., мест., субстантивированные1 прил. и прич., числ.) | Снова пришел тихий розовый вечер. Никто не рыдает и не смеется. У меня на Чукотке есть близкие. Окружавшие молчали. Семеро одного не ждут. |
2. Инфинитив | Влюбиться не значит любить. Идти было весело и очень интересно. |
3. Синтаксически неделимое словосочетание (с разными значениями: количественным, совместности, избирательности, приблизительности и др.) | Тысячи колоколов торжественно зазвонили. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Никто из них не хотел начинать разговор первым. До берега было около двухсот шагов. |
4. Фразеологическое сочетание | Млечный Путь серебристой тканью разостлался по небу. |
5. Любая часть речи в значении существительного | Вот раздалось «ау» вдалеке. |
6. Целое предложение | Ее «Мне без тебя так грустно» еще долго звучало в моей душе после расставанья. |
Примечание. При обозначении приблизительного количества с использованием слов больше, меньше, свыше, около и т. п. подлежащее выражается словосочетанием, не имеющим в своем составе именительного падежа. Сравните: Двадцать лет прошло с тех пор. — Больше двадцати лет прошло с тех пор.
§ 12. Сказуемое и его основные типы
Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие или признак предмета речи. Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: что говорится о предмете речи? Также возможны вопросы: что делает (делал, будет делать) предмет? что с ним происходит (происходило)? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное глаголом в форме одного из наклонений.
Способы выражения простого глагольного сказуемого
1. Глагол в форме одного из наклонений (в состав сказуемого могут входить частицы) | Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор. Тучи как бы смазываются, сливаются. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. |
2. Междометный (усеченный) глагол | Сапоги мои — скрип да скрип под березою, сапоги мои — скрип да скрип под осиною... |
3. Инфинитив в значении изъявительного наклонения | Так ты кусаться, окаянная! |
Примечание. Простое глагольное сказуемое может быть выражено аналитической формой глагола, т. е. глаголом в будущем времени. Например: Еще я долго буду петь (Есенин).
Простое глагольное сказуемое считается осложненным, если оно выражено двумя глаголами, один из которых лексически неполноценен, или двумя повторяющимися глаголами: Вот я его обрадую так обрадую. Помнить-то я помню, да только смутно. Он возьми да и пригласи меня к себе на вечер (Гоголь), а также в тех случаях, когда сказуемое выражено фразеологическим оборотом или устойчивым сочетанием слов. Например: Между прочим, бабушка в нем души не чаяла (Барто); Фрунзе отдал приказ Чапаеву выступить со своей дивизией на юг (Фурманов); Студенты принимали активное участие в акции протеста.
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная же часть выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет его основное содержание.
Способы выражения составного глагольного сказуемого
Вспомогательная часть | Основная часть | Примеры |
1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.) | Инфинитив | Владимир начинал сильно беспокоиться. |
2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.) | Инфинитив | Хочу я с небом примириться. Рассудок пытался возмутиться — и не возмущался. |
3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться) | Инфинитив | Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. |
4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени | Инфинитив | Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Я должен был только передать вам письмо. |
5. Устойчивые сочетания с модальным значением (изъявить желание, иметь намерение, иметь право, находить нужным и др.) | Инфинитив | Ты не имеешь права настаивать на этом. Он был не в силах отменить приказ. |
Составное глагольное сказуемое может быть осложненным, если в его состав входят два инфинитива. Например: Посередине дороги он еще раз заставил себя перестать думать о невозможном (Симонов); Он не мог решиться уехать.
Примечание. Следует иметь в виду, что сочетание инфинитива с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим: Стал он кликать золотую рыбку (Пушкин).
Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом: Матушка в слезах наказывала мне


Составное именное сказуемое также имеет две части: вспомогательную и основную.
Вспомогательная часть составного именного сказуемого может быть выражена различными видами глагольных связок.
1. Отвлеченная, или незнаменательная, связка (глагол быть). Отвлеченная связка может быть нулевой (для передачи значения настоящего времени) | Озеро было таинственное. Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. |
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.) | Дни становятся короче. На курсах она считалась отличным стрелком. |
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.) | Он пришел угрюмый. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость. Кити стояла испуганная, робкая, пристыженная и оттого еще более прелестная. |
Способы выражения именной части составного именного сказуемого
1. Существительное в форме им. или творит. п. | Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. В искусстве слова все являются учениками друг друга. |
2. Прилагательное: а) в краткой форме; б) в полной форме в им. п.; в) в полной форме в творит. п.; г) в форме сравнительной степени | Мне мил стихов российский жар. Осенние зори хмурые, медленные. Небо всегда было ярким и темным. Настроение солдат становилось все грознее. |
3. Причастие в полной или краткой форме | Охвачено сердце тревогой смутной. Я ушел смущенный ее поступком. |
4. Местоимение | Вишневый сад теперь мой. Я не такой. |
5. Числительное | Дважды два — четыре. Возраст дуба — две тысячи лет. |
6. Наречие | Дуня уже замужем. Окна были настежь. |
7. Инфинитив | Курить — здоровью вредить. |
8. Предложно-падежные формы существительных | Небо было в тучах. Низкая и узкая комната была без окон. |
9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание | Варя была с заплаканными глазами. Ермолай был человек престранного рода. Он был тертый калач. |
Составное именное сказуемое может быть осложненным. В этом случае его вспомогательная часть состоит из двух компонентов и имеет форму составного глагольного сказуемого, но выражает только грамматическое значение, а основное лексическое значение передается третьим компонентом — именной частью. Например: В человеке все должно быть прекрасно... (Чехов); Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский); Шаги его перестали быть слышны (Л. Толстой).
Чаще всего осложненное составное именное сказуемое имеет следующий состав: краткое прилагательное с модальным значением /модальный или фазовый глагол/ + глагол-связка в форме инфинитива + именная часть.
Упр. 7. Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.
1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя. 2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко. 3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь. 4. Наш учитель — человек добрый. Наш учитель — хороший спортсмен. 5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.
Упр. 8. Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.
1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь). 2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов). 3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев). 4. Равнина казалась бесконечной. 5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский). 6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич). 7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов). 8. Морской воздух в любое время года чист и приятен. 9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский). 10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).
страница 1страница 2страница 3 ... страница 13страница 14
скачать
Другие похожие работы: