Апим по дисциплине «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
АПИМ по дисциплине
«Современный русский литературный язык. Синтаксис»
АПИМ по дисциплине «Современный русский литературный язык. Синтаксис» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообследования и аттестации вуза с целью оценки уровня филологической подготовки студентов, завершивших изучение курса синтаксиса современного русского литературного языка.
Уровень сложности заданий и их содержание полностью соответствует требованиям ГОС ВПО по дисциплине «Современный русский литературный язык» для специальности 032900 – Русский язык и литература.
АПИМ разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Трошиной Н.В., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Печенкиной О.Ю.; утвержден на заседании кафедры от «03» апреля 2009 г. (протокол № 18 (148)).
Тест по дисциплине «Современный русский литературный язык (синтаксис)» для специальности 032900 – Русский язык и культура речи.
Назначение: итоговый контроль знаний
Время выполнения: 90 мин.
Количество заданий: 40
Тип заданий: закрытый.
Форма тестовых заданий
Тест состоит из заданий разных типов:
а) с выбором одного ответа из четырех предложенных;
б) с выбором нескольких ответов из предложенных;
в) с установлением соответствия (соотнесением двух списков объектов);
г) с пропуском слова;
д) с выбором верного / неверного утверждения;
е) с ответом на числовой вопрос.
Ответы указываются на специальном бланке с таблицей номеров заданий.
Алгоритм проверки:
- за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;
- за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.
Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС ВПО специальности 032900 – Русский язык и литература
№ п\п | Дидактическая единица (тема) | Тестовые задания |
1. | Синтаксис слова и словосочетания. | |
1.1. | Вопрос о словоформе как синтаксической единице | 1-4 |
1.2. | Словосочетание как синтаксическая единица | 5-11 |
1.3. | Классификация подчинительных словосочетаний по морфологической природе главного компонента | 12-18 |
1.4. | Классификация подчинительных словосочетаний по видам синтаксической связи | 19-25 |
1.5. | Классификация подчинительных словосочетаний по семантико-синтаксическим отношениям | 26-31 |
1.6. | Классификация подчинительных словосочетаний по степени спаянности компонентов | 32-36 |
1.7. | Классификация подчинительных словосочетаний по структуре | 37-41 |
1.8. | Сочинительные словосочетания | 42-46 |
2. | Синтаксис простого предложения. | |
2.1. | Предложение как основная единица синтаксиса | 47-53 |
2.2. | Простое предложение. Члены предложения. | 54-58 |
2.3. | Подлежащее как главный член предложения. | 59-63 |
2.4. | Сказуемое как главный член предложения. | 64-69 |
2.5. | Предикативная связь сказуемого с подлежащим. | 70-73 |
2.6. | Односоставные предложения. | 74-81 |
2.7. | Второстепенные члены предложения. | 82-93 |
2.8. | Неполные и нечленимые предложения. | 94-100 |
3. | Синтаксис осложненного предложения. | |
3.1. | Осложненное предложение как синтаксическая единица. | 101-105 |
3.2. | Предложения, осложненные однородными членами. | 106-111 |
3.3. | Предложения, осложненные полупредикативными обособленными членами. | 112-119 |
3.4. | Предложения, осложненные уточняющими обособленными членами. | 120-125 |
3.5. | Предложения, осложненные вводными конструкциями. | 126-135 |
3.6. | Предложения, осложненные вставными конструкциями. | 136-141 |
3.7. | Предложения, осложненные обращениями. | 142-147 |
4. | Синтаксис сложного предложения. | |
4.1. | Сложное предложение как синтаксическая единица. | 148-155 |
4.2. | Классификация сложных предложений. | 156-160 |
4.3. | Сложносочиненное предложение. Средства связи предикативных частей. | 161-165 |
4.4. | Классификация сложносочиненных предложений | 166-170 |
4.5. | Сложноподчиненные предложения, их общая характеристика. | 171-176 |
4.6. | Классификация сложноподчиненных предложений. | 177-183 |
4.7. | Бессоюзные предложения. | 184-190 |
4.8. | Сложные предложения контаминированной структуры. | 191-195 |
5. | Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. | |
5.1. | Сложное синтаксическое целое как семантико-синтаксическая единица текста. | 196-202 |
5.2. | Абзац. | 203-205 |
5.3. | Период. | 206-210 |
5.4. | Диалогическое единство. | 211-216 |
5.5. | Способы передачи чужой речи. Цитация. | 217-222 |
6. | Пунктуация. Принципы русской пунктуации. | |
6.1. | Понятие о пунктуации и история ее изучения. | 223-227 |
6.2. | Принципы русской пунктуации. | 228-233 |
6.3. | Современная система знаков препинания, их основные функции. | 234-239 |
6.4. | Регламентированная и нерегламентированная пунктуация. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. | 240-244 |
ТЕСТЫ
1. Форма слова рассматривается как единица синтаксическая в работах
1) В.В. Виноградова
2) В.В. Бабайцевой
3) Н.С. Валгиной
4) Е.И. Дибровой
2. Элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются
1) Союзы
2) окончания
3) Суффиксы
4) Постфиксы
3. Валентные (сочетательные) свойства глагольных словоформ нередко обусловливаются такими морфемами, как _______, которые соотносятся по своей роли с предлогами (например, дойти до леса, съехать с горы).
Суффиксы
Постфиксы
Приставки
Корни
4. Форма слова – это минимальный элемент построения
Только словосочетания
Только предложения
Словосочетания и предложения
Всех синтаксических единиц
5. В работах такого лингвиста, как ___, под словосочетанием понимается непредикативное соединение знаменательных слов на основе только подчинительной связи.
А.М. Пешковский
В.В. Виноградов
Е.С. Скобликова
В.А. Белошапкова
6. Признак словосочетания, который характеризует его как единицу номинативного типа, выражающую единое, хотя и расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях, называется признаком
Грамматическим
Структурным
Семантическим
Функциональным
7. Среди перечисленных словосочетаний самую сложную парадигму имеет словосочетание
Бежать быстро
Можно понять
Заботливый друг
Далеко от дома
8. Не в начальной форме употреблено словосочетание
Всем известный
Буду петь громко
Старик в очках
Двое друзей
9. Согласно теории В.В. Виноградова, среди перечисленных сочетаний слов словосочетанием является
Пусть приедет
Вопреки неудаче
Очень скромный
Яблоки и груши
10. Все сочетания слов являются подчинительными словосочетаниями в ряду
Книга сестры, слишком трудный, дать стрекача
Много песен, теплый дождь, брат читает
Говорил улыбаясь, знамя полка, буду читать
Желаю счастья, три девицы, золотые серьги
11. Установите соответствие между сочетаниями слов и их типами.
1) Осенний, но теплый
2) Самый светлый
3) Кто-то из детей
4) Тянуть канитель
А) Сложная словоформа
Б) Сочинительное словосочетание
В) Фразеологическое сочетание
Г) Подчинительное словосочетание
12. К именным словосочетаниям не относятся словосочетания
Субстантивные
Адвербиальные
Адъективные
Нумеративные
13. Все словосочетания являются субстантивными в ряду
Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои
Сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся
Поющие птицы, возбуждающий интерес, унесенный ветром
Поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лес
14. По морфологической природе главного компонента словосочетания гуляю в лесу, весело смеясь являются словосочетаниями
Субстантивными
Адъективными
Глагольными
Адвербиальными
15. Все словосочетания являются адъективными в ряду
С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью
Интересный для нас, красный от мороза, вялый из-за болезни
Добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице
Похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле
16. Определите тип словосочетаний по характеру стрежневого компонента.
1) Три студента
2) Кто-то иной
3) Осенью прошлого года
4) Двумя подругами
А) Адвербиальное
Б) Нумеративное
В) Местоименное
Г) Субстантивное
17. Словосочетание пора уходить, выделенное из предложения «Нам пора уходить», является словосочетанием
Глагольным
Адвербиальным
С главным словом – категорией состояния
Субстантивным
18. По морфологической природе главного и зависимого компонентов словосочетание любой из студентов является словосочетанием
Субстантивно-адъективным
Адъективно-субстантивным
Местоименно-адъективным
Местоименно-субстантивным
19. Согласование как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
Падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас
Разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах
Удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол
Своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною
20. Неполное согласование представлено в словосочетании
Деревянное изделие
Наша врач
Выученный урок
Умный ребенок
21. Управление как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
Увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно
Двое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль
Оба пенсионера, нами решенный, долго молчали
Образованный от наречия, каждый из присутствующих, три березы
22. Сильное управление характерно для словосочетаний
Гулять у реки
Девять дней
Нарушить тишину
Борьба за чистоту
23. Управление в словосочетании верен долгу может быть охарактеризовано как управление
Сильное, беспредложное, именное
Слабое, беспредложное, именное
Сильное, предложное, именное
Сильное, беспредложное, именное
24. Примыкать не может такая часть речи, как
Наречие
Краткое причастие
Деепричастие
инфинитив
25. Примыкание представлено во всех словосочетаниях ряда
Вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом
Откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
Говорить невпопад, два рубля, любуясь собой
Сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату
26. Все словосочетания ряда № ___ имеют одинаковую семантику.
Смелый человек, корзина с грибами, спать днем
Очень яркий, слишком грубый, визг колёс
Три окна, слыть добряком, множество звезд
Купить книгу, равнодушный к природе, туфли из замши
27. Субъектные отношения между компонентами словосочетания могут рассматриваться как разновидность отношений
Объектных
Атрибутивных
Комплетивных
Обстоятельственных
28. Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний ряда
Чудесный день, проверка тетрадей
Лапа медведя, изучение истории
Дом отца, шашлык по-кавказски
Груда камней, составление плана
29. В словосочетании сердиться из-за письма синтаксические отношения взаимодействуют, образуя контаминированные, комплексные значения:
Обстоятельственные и объектные
Комплетивные и объектные
Атрибутивные и обстоятельственные
Атрибутивные и объектные
30. Для словосочетаний характерны частные обстоятельственные значения
1) Приехать вечером
2) Забыть по рассеянности
3) Копить про запас
4) Идти лесом
А) Значение цели
Б) Значение времени
В) Значение места
Г) Значение причины
31. Если в словосочетании главное слово называет предмет, а зависимое – лицо, которому этот предмет принадлежит, то между компонентами словосочетания складываются отношения
Объектные
Обстоятельственные
Атрибутивные
Комплетивные
32. Все словосочетания являются синтаксически цельными в ряду
Большинство присутствующих, кто-то из детей, красивая ваза
Нечто детское, сотни дорог, кто-то из ученых
Два студента, откуда-то из темноты, человек высокого роста
Столько вопросов, множество звезд, лодка без весел
33. Цельное словосочетание со значением совместности есть в предложении
Ира с Володей уехала на море.
Отец живет с сыном.
Странный человек с черным портфелем привлек наше внимание.
Мать с дочерью пошли гулять.
34. К цельным количественно-именным словосочетаниям относится словосочетание
Что-то трудное
Пятый с краю
Груда камней
Трое из вас
35. В цельных словосочетаниях с общим значением избирательности главными словами могут быть
Имена прилагательные
Глаголы
Имена числительные
Имена существительные
36. Подлежащее не выражено цельным словосочетанием в предложении
В саду березки с кленами встречают нас поклонами (Матусовский).
Ко мне подошла девушка высокого роста.
В глуби грунтовой столько силы! (Чистяков).
А кто из детей не хочет стать взрослым? (Студеникин).
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: