NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи

§ 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях

Двоеточие ставится:

в простом предложении

в сложном предложении

• после обобщающего слова перед однородными членами:
Весной все как бы оживает: и лес, и пруд, и степь.

• в бессоюзном сложном предложении:
На звуки оркестра сбегались все мальчишки: потребность в музыке была большая.

Тире ставится:

в простом предложении

в сложном предложении

• между подлежащим и сказуемым:
Одна из характерных черт хорошего писателя — его требовательность к себе;
• после однородных членов перед обобщающим словом:
Река, лес, роща, поля — все приятно нашему взору;
• после ряда однородных членов с предшествующим обобщающим словом, если предложение не закончено:
Почти все фруктовые деревья: яблони, груши, сливы, вишни — росли в нашем саду;
• перед приложением, находящимся в конце предложения:
Из корней этого растения с сильным и пряным вкусом добывают элеутерококк — доступное и дешевое лекарственное сырье;
• в неполных предложениях на месте пропуска одного из членов предложения:
В детстве я плакал много. В отрочестве — меньше. В юности — дважды.

• в бессоюзном сложном предложении:
Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света.

§ 77. Тестовые задания

1. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
      а) На траве, на былинках, на соломинках__всюду блестели нити осенних паутин.
      б) Все радостно сияло вокруг нас__небо, земля и воды.
      в) Наступит весна__все оживет.
      г) Нравится рисовать__рисуй на здоровье.

2. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
      а) Закуковала кукушка__сей ячмень.
      б) А вору дай хоть миллион__он воровать не перестанет.
      в) В степи, за рекой, по дорогам__везде было пусто.
      г) Выяснилось__отряду приказано идти прямо на вокзал.

3. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
      а) Поставь на место вазу, разобьется__будешь отвечать.
      б) Я не видел ее лица, не видел даже ее волос__их закрывала волнистая ткань.
      в) Брезент, палуба, чемоданы, перила__все было мокро от тумана.
      г) Площадь Черного моря__свыше 400 тысяч квадратных километров.

4. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
      а) Учись, мой сын__наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
      б) Лицо, походка, взгляд, голос__все вдруг изменилось в Наташе.
      в) Мать ее была женщина необыкновенная__она говорила на нескольких языках, много знала.
      г) Ему никто не мог помочь__ни брат, ни отец, ни друзья.

5. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
      а) Черты смуглого лица его были выразительны__черные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в нем иностранца.
      б) Но вы не будете там жить__тот климат вас убьет.
      в) Комедия «Горе от ума»__актуальна и поучительна.
      г) Радоваться успехам другого__это прекрасное человеческое качество.

6. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
      а) Весной ходят девушки в рощу по ландыши, летом__по ягоды.
      б) Искусство__бессмертно и непостижимо.
      в) Ничто не мешало ему работать__ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы.
      г) Науку надо любить__у людей нет силы более мощной и победоносной.

7. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
      Неопознанные летающие объекты и шаровые молнии, телепатия и телeкинез, экстрасенсы и полтергейст__все это вызывает повышенный интерес самых широких слоев населения.
      а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
      б) Предложение простое, тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.
      в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
      г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как вторая часть имеет значение следствия.

8. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
      Не стыдно не знать__стыдно не учиться.
      а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
      б) Предложение сложное, тире ставится, так как между частями устанавливаются сопоставительные отношения.
      в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
      г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как между частями устанавливаются причинно-следственные отношения.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      a) Я знаю: твой гостеприимный замок славится хозяйкой молодой.
      б) Агата Кристи — самый популярный автор детективного жанра.
      в) Он знает и любит природу — один из самых великих стимулов к оздоровлению человека.
      г) Устоять на судах было невозможно — их бросало, как жалкие лодчонки.

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) Везде: на крышах домов, на деревьях, на траве, уже выгоревшей, чувствовалось приближение солнца.
      б) Приготовление пищи — занятие, к сожалению, ежедневное.
      в) Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим.
      г) Под лучами утреннего света все кажется рельефнее, ярче: и мостик, и деревья.

11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) Понять мир и полюбить его — две задачи, которые нелегко примирить между собой.
      б) Всякий звук, шорох нечаянно задетой ветки, стук дятла по дереву, чириканье воробьев — странно пугает меня.
      в) Степь весело пестреет цветами: белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.
      г) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические: нестерпимо болело сердце.

12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) Недалекие люди верят в удачу, сильные люди — в причину и следствие.
      б) Пытался заняться наукой — терпения не хватило, ибо оказалось, что тут нужен не только талант, но и умение работать.
      в) С утра и до вечера по всем улицам слышались голоса девушек, возившихся на строительных лесах, гудки катеров и пароходов.
      г) Ветер как будто изменяется — то дует навстречу, то сзади гудит в какую-нибудь скважину.

§ 78. Способы передачи чужой речи

      Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет.
      Чужая речь передается различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.
      Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно). Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Например: «Живой Гриша! Живой наш родненький!» — рыдающим голосом вопила Дуняшка еще издали (Шолохов).
      Прямая речь заключается в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора, и тире, когда она стоит перед словами автора или разрывается словами автора. Например: Григорий, оживившись, мигнул Наталье: «Петро зараз казачка урежет, гляди». «Неужели все ушли?» — подумала Ирина. «Я поеду с казаками, — предупредил взводного офицера Листницкий. — Передайте, чтобы мне оседлали вороного» (Шолохов).
      Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»

«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«П...» — а.

«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
«П... — а. — П».

А: «П», — а.
А: «П?» — а.
А: «П!» — а.

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».
«Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
«Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.
«А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.
«Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».
«Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

Диалог. Знаки препинания при диалоге

      Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
      Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Например:
      Пан указывал ручкой на стул:
       Садись.
      Григорий садился на краешек.
       Как тебе нравятся наши лошади?
       Добрые кони. Серый тоже хорош.
       Ты его почаще проезжай (Шолохов).

Предложение с косвенной речью

      Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
      Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
      Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи. Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей.
      Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи. Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
      Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи. Например: Я спросил, который час; Мы спросили встречных, куда они едут; Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.
      Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
      При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими. Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.
      Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Цитаты и знаки препинания при них

      Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
      Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».

Упр. 79. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

      1. Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин). 2. «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Лермонтов). 3. «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Паустовский). 5. «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булгаков). 6. Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.

Упр. 80. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

      1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упр. 81. Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.

      1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!

Упр. 82. Составьте несколько предложений с косвенной речью.

      1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?

Упр. 83. Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.

      «Нравится наш город?» — спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».

Упр. 84. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

      1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость — сестра таланта (Чехов).

§ 79. Тестовые задания

1. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
      а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
      б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
      в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
      г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»

2. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
      а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
      б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
      в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
      г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

3. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
      а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».
      б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
      в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
      г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».



      * В некоторых учебниках предлагается другая классификация придаточных предложений, в основе которой лежит соотношение придаточных не только с второстепенными, но и с главными членами предложения. В соответствии с такой классификацией выделяются придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Словари

      1. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
      2. Соловьев Н. М. Русское правописание / Н. М. Соловьев. — СПб, 1997.
      3. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М., 1987.

Учебные издания

      1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
      2. Гольцова Н. Г. Русский язык: 10—11 кл.: учеб. для общеобразоват. школ / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М., 2005.
      3. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — М., 2005.
      4. Дейкина А. Д. Русский язык: учеб.-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. — М., 2006.
      5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. — М., 2005.
      6. Кулюкина Л. А. Русский язык в вопросах и ответах: подготовка к выпускному и вступительному экзаменам. — М., 2002.
      7. Ленская Т. С. Русский язык. В 4 ч. Ч. 3. Пунктуация / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. — М., 2003.
      8. Львова С. И. Единый государственный экзамен: русский язык: сб. заданий / С. И. Львова, И. П. Цыбулько. — М., 2006.
      9. Петрякова А. Г. Культура речи: практикум-справочник для 10—11 кл. — М., 1997.
      10. Розенталь Д. Э. Русский язык: учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 1997.
      11. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 1997.
      12. Русский язык. Современный курс: пособие для поступающих в вузы / Под ред. П. А. Леканта. — М., 1998.
      13. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / Под ред. О. В. Загоровской. — Воронеж, 2004.

страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.