NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Образ Петра I в поэмах «Медный всадник» и«Полтава»»




Методическая разработка уроков по литературе для 7-го класса

Образ Петра I в поэмах А.С. Пушкина
«Медный всадник» и «Полтава»


Тема: «Образ Петра I в поэмах «Медный всадник» и «Полтава»».

Тип урока: Урок по литературе

Дата проведения: 07. 11.2012.

Учитель русского языка,

литературы и мировой художественной культуры

Попова Галина Викторовна

Программа В.Я. Коровиной, В.И. Коровина

по литературе для 5-11 классов

Цели:

Развивать умение анализировать характеры персонажей художественного произведения.

Совершенствовать умение учащихся работать с текстом

Развитие понятие литературного героя

Закрепить понятие конфликт в поэме

Задачи:

Обучающие: Актуализировать знания по теории литературы

Работать с текстом художественного произведения

Формировать умение интерпретировать текст художественного произведения

Формировать грамотную устную речь

Формировать навык создания собственного текста

Развивать умение выразительно читать, умение выделять смысловые

доминанты (ключевые слова)

Развивающие: Продолжить навыки работы в малой группе

Развить умение делать выводы

Закрепить связь литературоведческих знаний с текстом

Развить творческие способности

Отработать умения полно и точно выражать свои мысли

Воспитательные: Продолжить работу по созданию мотивации учебной деятельности

Формировать навыки коллективной работы учащихся

Методическое обеспечение урока и аспекты организации:

Урок строится в соответствии с задачами формирования универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания в соответствии с реализацией принципов развивающего обучения, ориентированного на творческое развитие способностей учащихся.

Методы обучения:

Репродуктивный, проблемно-иллюстративный, поисковый.

Формы работы:

Фронтальная (беседа учитель-класс), Работа в мини-группах, индивидуальная (построение устного и письменного высказывания).

Используемое оборудование урока: мультимедиа (проектор и ноутбук), текст поэмы «Медный всадник».

1 урок

Эпиграфы к уроку: …Люблю тебя, Петра творенье…

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошёл

И взоры дикие навёл

На лик державца полумира.

А.С. Пушкин.

Оргмомент. Приветствие учащихся и учителя, положительная психологическая установка на урок.

Вступление

Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке речь пойдёт об одном из произведений А.С. Пушкина – поэме или, как её называл сам автор, петербургской повести «Медный всадник».

Но сегодня мы будем изучать не только текст произведения, но и поразмышляем над тем, что вдохновило поэта, над его восприятием нашего города, над вашим восприятием.

Итак, обратимся к одному из эпиграфов (далее работа со словом Петербург)

Все вы, жители Петербурга, А. С. Пушкин тоже жил в Петербурге и любил его.

Давайте и мы попробуем выразить своё отношение к городу, подобрав ассоциации к слову Петербург.

Подбор ассоциаций к слову Петербург (работа в группах)

Вспоминаем этимологию:
Петербург — Peters burg, Петр = камень, город из камня, евангельское понимание имени «Пётр», а у Пушкина редкое в его время название — Петроград? Почему?

Обмен ассоциациями
(учащиеся в группах по цепочке зачитывают свои ассоциации)

Слово учителя:

А теперь запишите несколько предложений, включив в них наиболее понравившиеся ассоциации.

Работа по созданию миниатюр (работа в группах)

Учащиеся зачитывают работы, учитель слушает, но не комментирует.

Слово учителя:

Теперь послушайте, как современники представляли город Петра?

Зачитываются отрывки из сборника «Петербургский мираж».

Итак, каким видится город современникам Петра?
Город, построенный вопреки стихии, природе, построенный на болоте, на костях.


Обсуждается пророчество: «Петербургу быть пусту».

Как из деспотизма и категоричности Петра рождается миф о городе, его недолговечности, обречённости. Этот этап может сопровождаться показом небольшой презентации, заранее подготовленной группой учащихся.

Учитель предлагает прочитать вступление к поэме
(читается учеником наизусть) и поразмышлять над вопросами:


Какие чувства вызывает у нас вступление?

Какие две темы заявлены во вступлении?

Учитель просит проиллюстрировать ответы цитатами из текста.

Задача учителя на этом этапе привести учащихся к выводу: во вступлении звучит тема побеждённой стихии и красота и гармония северной столицы.

Учитель:
Подтверждая сказанное, попробуем проанализировать текст поэмы и вслед за автором и понять, почему поэт не ограничился одним вступлением к ней.

Продолжим на втором уроке.

2 урок

Оргмомент. Положительный психологический настрой на продолжение работы.

Слово учителя:

На первом уроке мы увидели, как воспринимали город современники, сравнили со своим восприятием, а теперь попробуем понять, как чувствуют себя жители города.

Обратимся к тексту.

Кто является главными героями поэмы?

Как описывает автор стихию Невы?

Каким предстаёт перед нами творец города в поэме?

Учащиеся, работая в группах, обсуждают вопросы, записывают в тетрадь.

Слушаются варианты ответов учащихся каждой группы, проиллюстрированные цитатами.

Учитель предлагает вспомнить образ Петра I в « Полтаве», и вопрос, поставленный во время изучения «Полтавы»:

Почему Петр поверил Мазепе?

Учащиеся приходят к выводу, что образ Петра сложен, неоднозначен, и именно это подтверждено вторым эпиграфом к уроку «Лик державца полумира».

Учитель:

Чтобы увидеть сложность характера Петра, обратимся к портрету, созданному историком Ключевским.

«Груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других…»

Итак, Петр I и «бедный Евгений»

Творец и житель города.

Счастлив ли он? Что помешало состояться его счастью?

Какова же вторая сторона творений Петра?

Предлагается обсудить в группах.

Работа в группах, обсуждение, выводы записываются в тетрадь.

Слово учителя:

Какая картина возникает в конце поэмы? Да, это картина опустошения: разрушены набережные, разрушена судьба человека, судьбы других людей, подобных Евгению: он сходит с ума.

А ведь город-то был построен для них?

Как меняется «град Петров» от начала к концу поэмы?

Найдите строчки, в которых автор, а вслед за ним и Евгений выражает своё отношение к городу, к творцу, выпишите их.

Учащиеся оформляют свои ответы, заполняя таблицу.

Город Петра в начале поэмы

Город Петра к концу поэмы

Учитель слушает и подытоживает:

Здесь Пушкин продолжает тему «маленького человека», начатую в повести «Станционный смотритель», человека, побеждённого идеей государственности, бунтующего ,пусть и робко, против этой идеи.

Учащиеся записывают вывод в тетради и ищут подтверждение ему в тексте.

Слово учителя:

Вернёмся к началу разговора, к образу города, к образу Петра.

Оправдываютс я ли предсказания современников «Петербургу быть пусту»?

Возможно ли существование такого «парадиза, рая», построенного на судьбах таких людей, подобных Евгению?

Кто побеждает в этой борьбе: Пётр или стихия?

Учащиеся:

Наверное, и А.С. Пушкин, создавая свою петербургскую повесть, задумывался над этим?

А я предлагаю поразмышлять над вопросом:

Каков образ Петра I у А.С. Пушкина?

Это и будет вашим домашним заданием.

А урок хочу закончить стихотворением поэта XX века А. Кушнера:

Два наводнения

Два наводненья, с разницей в сто лет,

Не проливают ли какой-то свет

Не смысл всего?

Не так ли ночью тёмной

Стук в дверь не то, что стук двойной, условный.

Вставали волны так же до небес,

И ветер выл, и пена клокотала,

С героя шляпа лёгкая слетела,

И он бежал волне наперерез.

Но в этот раз к безумью был готов,

Не проклинал. Не плакал. Повторений

Боялись все. Как некий скорбный гений,

Уже носился в небе граф Хвостов.



Вздымался вал. Как схлынувший точь-в-точь

Сто лет назад, не зная отклонений.

Вот кто герой! Не Пётр и не Евгений.

Но ветр. Но мрак. Но ветреная ночь.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Эпоха Петра I

Урок: 1 стр.