Образовательная программа основного общего образования мбоу гимназии №3
Основная образовательная программа
основного общего образования МБОУ гимназии № 3
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназии №3 города Краснодара разработана директором гимназии Стрелковой З.В., заместителями директора: Останиной Н.В., Доброгорской Л.А, Писаренко Н.А., Игнатовой С.В., учителями: Макаровой Н.В., Шестаковым Ю.А., психологом Гребневой Т.Д. в соответствии с требованиями:
Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании";
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.95 № 610 || Вестник образования.- 1995.-№ 10;
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 года № 15785;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа рассмотрена и принята Решением педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2012 года), управляющим советом МБОУ гимназии № 3.
В основу программы заложены рекомендации примерной образовательной программы общеобразовательного учреждения, особенности гимназии, образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников, концептуальные основы фундаментального ядра содержания современного основного общего образования, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ гимназии № 3.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ гимназии №3.
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ гимназии №3 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В соответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа МБОУ гимназии №3 содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.1. Общие положения
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
2.2.1. Общие положения
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
3. Организационный раздел
3.1. Примерный учебный план основного общего образования
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом учебных образовательных программ по предметам, используемых на основной ступени образования.
Цели реализации образовательной программы МБОУ гимназии №3:
создать условия для развития и воспитания личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
достичь планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК;
создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
Задачи реализации образовательной программы МБОУ гимназии №3:
достичь личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
достичь метапредметных результатов обучающихся:
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
достичь предметных результатов:
освоить опыт предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира;
организовать расширенный уровень образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии со спецификой гимназии, интересами учащихся и уровнем их подготовки;
организовать развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность.
обеспечить доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установить требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
обеспечить взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявить и развить способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организовать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
организовать участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
организовать социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранить и укрепить физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечить их безопасность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 3 действует в соответствии с Уставом МБОУ гимназии № 3
Образовательная среда МБОУ гимназии №3 представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов1:
Гимназия активно взаимодействует с социальными партнерами.
Учреждения культуры
МЩУ ЦДК «Детство»
Центры дополнительного образования
«Российский Красный Крест»
ДЮСШ
Казачье общество «Красный кут»
ВУЗы, СУЗы
МБОУ
Гимназия № 3 города Краснодар
Управление по делам молодёжи
Детский реабилитационный центр «Авис»
Совет Ветеранов ЦВО
Предприятия города
Центр юношеского туризма
ГИБДД УВД
по г. Краснодару
ОПДН УВД по ЦВО
ГУ КК
Центр занятости
Детская поликлиника № 5
Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г.Краснодар области
МБОУ гимназия № 3 г.Краснодара была образована в 1970 году. В настоящий момент гимназия № 3 насчитывает 42 класс, 1152 учащихся, 60 учителей. Из них с высшим образованием – 55 учителей, со средним специальным – 5 учителей (3 учатся в высших учебных заведениях). На базе гимназии уже много лет работает МОУДОД ДШИ№ 10, школа – студия «В. Орлова», которая помогает развиваться школьникам в эстетическом направлении, предоставляя услуги по таким направлениям, как ритмика, народные танцы, хореография, этика, хоровое отделение. Гимназия № 3 предоставляет спектр платных дополнительных услуг по различным направлениям. Также на базе гимназии развита структура развития учащихся по спортивным направлениям. Для помощи и поддержки детей действует служба психологической помощи, гимназия № 3 работает совместно с центром «Детство», осуществляющим психолого-медико-педагогическое сопровождение детей.
В основе формирования основной образовательной программы лежат:
-- принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;
принцип непрерывности и преемственности образования, образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;
принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе;
принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности;
принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для
полного проявления и развития способностей каждого школьника
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
страница 1страница 2 ... страница 31страница 32
скачать
Другие похожие работы: