NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является


Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг, представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.
Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.
В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера, наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающую создание таковой. О масштабах его применения свидетельствует распространенность антидемпинговой практики в мире.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  • постоянный демпинг;

  • хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;

  • случайный (спорадический) демпинг;

  • обратный демпинг;

  • встречный (взаимный) демпинг.


Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.
Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен.
На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.
Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам.
Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.
Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных.
Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.
Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам.
Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.
Таким образом, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка.
Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

  • введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин);

  • принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств, предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.


Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Для применение мер, противодействующих демпингу, (антидемпинговых процедур) требуется соблюдение ряда условий [15; 120]:

  • установление факта демпинга на основе соответствующих критериев и методик;

  • наличие демпинговой разницы, т.е. превышения нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар, и определения размера занижения цены (демпинговой маржи);

  • наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба;

  • существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба.

Установление факта демпинга предполагает сопоставление цен, по которой товар реализуется в стране производства и в стране экспорта (куда от ввозится), т.е. нормальной стоимости и экспортной цены (цены экспорта).
Нормальная стоимость товара - цена товара, по которой он реализуется в стране производства (экспортирующей стране) при обычном ходе торговли таким товаром.
Экспортная цена - цена, по которой демпинговый товар ввозится в страну экспорта.

Демпинговая маржа - разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой.
Величина демпинговой маржи свидетельствует о размере занижения цены в результате демпинга. Как правило, она исчисляется в относительных величинах: отношение демпинговой разницы (нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара) к экспортной цене.

Обязательным условием применения ограничений на ввоз демпингового товара является установление не только факта демпинга, но и наличия ущерба или угрозы такого ущерба в связи с ввозом товара по демпинговым ценам, а также причинно-следственной связи между ними.
Временные антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые до завершения антидемпингового расследования в том случае, если продолжение ввоза товара по демпинговым ценам до завершения антидемпингового расследования может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, устранить которые окажется невозможным.
антидемпинговые процедуры включают в себя следующие основные элементы :

1) подача заявления (жалобы) от имени национальной промышленности с просьбой о начале процедуры. Многосторонние соглашения и законодательства большинства стран предусматривают критерий достаточного представительства для такого заявления. Как правило, требуется, чтобы оно было поддержано более чем 50% предприятий, производящих данную продукцию. При этом расследование не начинают, если заявление поддерживают менее 25% таких предприятий;

2) предварительное расследование, целью которого является выяснение общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры;

3) открытие процедуры с обязательной официальной публикацией и уведомлением заинтересованных сторон;

4) сбор необходимой информации. Данный этап предполагает рассылку специальных вопросников всем заинтересованным сторонам, посещение предприятий и т.п.;

5) установление факта демпинга на основе собранных материалов и определение демпинговой маржи;

6) установление факта материального ущерба или угрозы такого ущерба;

7) введение предварительных антидемпинговых пошлин, если ожидание окончания процедуры может привести к тому, нанесенный ущерб будет невозможно устранить. Если же в результате расследования выявляется отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин, уплаченные суммы возвращаются;

8) проведение переговоров с экспортерами о принятии ценовых обязательств (прекращении демпинга в обмен на приостановление процедуры);

9) установление наличия причинно-следственной связи между фактом демпинга и фактом нанесения ущерба;

10) подготовка предложений или принятие решения о применении или неприменении антидемпинговых пошлин.

В целом процедура никогда не продолжается более 18 месяцев.

7.3. Компенсационные меры


Торгово-политические методы расширения экспорта товаров относятся к средствам внешнеэкономической политики, с помощью которых обеспечивается максимум возможных преимуществ для выступления национальных производителей на зарубежных рынках. Средства стимулирования экспорта расцениваются ГАТТ в качестве одной из форм нетарифных ограничений. Несмотря на возрастание значения таких факторов конкурентной борьбы на мировом рынке как новизна и совершенство в характеристике эксплуатационных показателей предлагаемых товаров, цена продолжает играть важную роль. В конечном счете, товар производится не ради самого производства, а ради получения прибыли. Цель состоит в том, чтобы обойти конкурента, продать и получить прибыль. В этом современный производитель опирается на помощь государства, которое создает условия для всемерного содействия экспортной деятельности предпринимателей своей страны.

Рост доли готовых изделий, особенно машин и оборудования, во внешней торговле приводит к тому, что растет стоимость поставляемых товаров, в первую очередь, технологически сложного оборудования. Продажа подобной продукции за границу вызывает необходимость изыскания предпринимателями дополнительных источников финансирования, которые в национальном масштабе может обеспечить только государство.

В настоящее время главное внимание правительств сосредотачивается на содействии сбыту продукции, усиливающей в долгосрочном плане позиции страны на мировом рынке. Одним из наиболее распространенных методов стимулирования экспорта товаров является предоставление экспортных субсидий или премий.
Экспортные субсидии (премии) - это финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.
Механизм действия экспортных субсидий заключается в том, что они покрывают часть издержек национальных производителей и таким образом повышают их конкурентоспособность на внешних рынках.

Необходимо отметить, что субсидироваться может не только производство товаров на экспорт, но и вообще производство определенной продукции, в том числе и на внутренний рынок. В последнем случае, как было отмечено выше (см. подпараграф 5.2. данной темы - "Субсидии и финансовые льготы"), субсидия представляет собой скрытый протекционистский барьер, по своему действию равноценный введению дополнительной таможенной пошлины, ибо она воздействует на цену, понижая ее по сравнению с ценами конкурирующих импортных товаров. Разница состоит в том, что таможенная пошлина повышает цену импортного товара, понижая его конкурентоспособность, а субсидия позволяет национальному производителю снизить цену производимого им товара.

Как и в случае внутреннего субсидирования экспортное субсидирование осуществляется в виде прямых, косвенных и перекрестных субсидий.

Важнейшей проблемой применения субсидии является возможность дискриминации. В современной практике фактор дискриминации при предоставлении субсидии отражается в понятии специфической субсидии.
Специфические субсидии - субсидии, доступ к которым ограничен, т.е. они предоставляются только отдельным предприятиям или отраслям, либо группам предприятий.
Выделяют два характерных признака специфической субсидии:

  • очевидное преимущественное использование субсидии ограниченной группой предприятий или организаций;

  • очевидная избирательность со стороны государственных органов иностранного государства (союза иностранных государств) при выборе способа предоставления субсидии [14; 111].

Таким образом, отличительным признаком специфической субсидии является отсутствие объективных критериев для обеспечения доступа к ней. Когда доступ к субсидиям предоставляется на основе объективных критериев или условий, субсидия не признается специфической.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, заключенное в рамках ГАТТ, подразделяет всю совокупность предоставляемых субсидий на три категории:

  • запрещенные субсидии;

  • субсидии, дающие основание для принятия мер;

  • субсидии, не дающие основания для принятия мер.


Запрещенные субсидии - субсидии, обусловленные показателями экспортной деятельности или предпочтительным использованием отечественных товаров перед импортными.
Перечень запрещенных субсидий весьма обширен, он включает в себя не только предоставление правительствами прямых субсидий предприятиям или отраслям, льготные внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, полное или частичное освобождение, уменьшение или отсрочку уплаты налогов или отчислений, но и предоставление правительствами программ гарантирования или страхования экспортных кредитов, экспортных кредитов по льготным ставкам и т.д. [14; 45-46].

Предоставление запрещенных субсидий искажает условия конкуренции на мировом рынке, поскольку субсидируемые товары получают преимущества в конкуренции с иностранными товарами. Если будет установлено, что субсидия является запрещенной, то орган по рассмотрению споров выносит рекомендацию о прекращении субсидии в течение срока, определенного этим органом. В случае, если это не будет сделано в установленный срок, стране, подавшей жалобу, разрешается принять компенсационные меры.

Исключением являются субсидии, которые попадают под действие Соглашения по сельскому хозяйству, которое не запрещает, а ограничивает применение экспортных субсидий согласованными уровнями.
Субсидии, дающие основание для принятия мер (попадающие под действие компенсационных мер) - субсидии, вызывающие следующие отрицательные последствия:

  • нанесение ущерба национальной экономике импортирующего государства-члена ВТО;

  • "исчезновение" или ущемление выгод, прямо или косвенно извлекаемых государствами в соответствии с ГАТТ (ГАТТ-94);

  • нанесение серьезного ущерба интересам других государств-членов ВТО.


"Серьезный ущерб" может быть установлен при наличии двух условий. Во-первых, предоставление субсидий данной категории имеет своим результатом:

- вытеснение или препятствие импорту подобных товаров на рынок страны, использующей субсидии;

- вытеснение или препятствие экспорту подобных товаров из одного государства-члена ВТО на рынок третьей страны;

- значительное занижение цен, ценовую депрессию, подавление цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства-члены ВТО;

- увеличение в масштабах мирового рынка доли какого-то отдельного субсидируемого товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности.

Во-вторых, доля субсидий в стоимости товара превышает 5%. В таких случаях доказывать, что субсидия не затрагивает интересы других участников, должна субсидирующая страна. Данный критерий не применяется к субсидиям в отношении гражданской авиатехники.

При подтверждении факта нанесения ущерба, субсидирующая страна должна отозвать субсидию или принять меры к устранению ущерба. Если этого не будет сделано, то страна, чьи интересы оказались затронуты, получает право применить компенсационные меры [15; 90].
Субсидии, не дающие основания для принятия мер (разрешенные субсидии) - субсидии являются таковыми, если они не относятся к числу специфических и если они попадают под одну из трех следующих категорий помощи:

- помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75% от их стоимости после начала производства, либо до 50% - до начала производства);

- помощь, оказываемая в рамках программ регионального развития;

- помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим условиям.
Если будет установлено, что применение субсидий данной категории имеет отрицательные последствия, страны, интересы которых были затронуты, могут использовать процедуру консультаций или обратиться в арбитраж. К данной категории субсидий компенсационные меры не применяются.

Определенная дискриминация при осуществлении политики экспортного субсидирования проявляется и в том, что производители субсидируемого товара могут пользоваться дополнительными ресурсами и, соответственно, преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта по демпинговым ценам с той лишь разницей, что занижение цены для производителя компенсируется не за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через государственный бюджет. Побочным эффектом экспортного субсидирования может стать повышение цен на внутреннем рынке, происходящее из-за переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Для экспортирующей страны субсидирование означает дополнительные бюджетные расходы. При этом от субсидирования всегда выигрывают производители товаров и экспортеры. В то же время экономика страны всегда будет нести чистые потери. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. В этом смысле они представляют собой отток средств из страны.

Предоставление экспортных субсидий содержит известное противоречие, поскольку является одновременно косвенным стимулированием импорта. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падению для экспортных товаров. Возрастающий спрос на импорт стимулируется в том числе ростом внутренних цен, компенсирующих затраты на субсидирование.

Экономические последствия для импортирующей страны в целом сходны с последствиями демпинга: потребители товара имеют возможность приобретать его по более низким ценам. Поэтому само по себе субсидирование означает экономический выигрыш для импортирующей страны. Однако выигрыш достанется лишь потребителям товара. В то же время производители конкурирующих товаров в стране импорта понесут потери за счет обострения ценовой конкуренции и сокращения выпуска товара. Практика свидетельствует, что номинальный выигрыш потребителей будет больше, чем проигрыш производителей.

Потери производителей, как и в случае демпинга, являются важным мотивом применения ограничительных мер, направленных против ввоза субсидируемых товаров, - компенсационных мер.

В отношении субсидирования ограничительные меры могут применяться в следующих формах:

  • в форме различных ограничений или отказа от принятых ранее обязательств. Такие ограничения могут вводиться после проведения переговоров и консультаций, целью которых может быть попытка вынудить субсидирующую сторону отказаться от продолжения политики субсидирования под угрозой применения жестких ограничений на импорт;

  • в форме временных или окончательных компенсационных пошлин, вводимых для того, чтобы нейтрализовать обусловленное субсидированием снижение цены предложения импортного товара на внутреннем рынке.


Компенсационные пошлины - пошлина, которая применяется при введении мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), сверх базовой ставки таможенной пошлины.
Теоретически введение компенсационных пошлин приводит к тому, что уровень цен повышается, а объем торговли сокращается до уровня, который складывается на рынке импортирующей страны при отсутствии субсидий. Таким образом, страна-импортер нормализует импортные цены и объемы импорта, а ее бюджет практически присваивает экспортную субсидию, выплачиваемую из бюджета страны-экспортера. Потребители в стране-импортере не несут дополнительных расходов, хотя лишаются преимущества сэкономить на покупке товара по субсидируемым ценам, так как эта выгода переходит бюджету страны-импортера. Уплата пошлин происходит за счет занижения доходов экспортера, в свою очередь покрываемых бюджетом страны-экспортера. Следовательно, при введении компенсационных пошлин экономика страны-импортера получает чистый выигрыш за счет страны-экспортера. При этом размер чистой выгоды страны-импортера равен размеру компенсационной пошлины (теоретически он равен величине субсидии на единицу товара), умноженному на объем поставок, к которым она применяется.

7.4. Отход от обязательств, принятых в рамках международных соглашений


В современной торговой практике подчас складываются обстоятельства, которые побуждают государственные власти к пересмотру ранее заключенных внешнеторговых соглашений о предоставлении льгот. Как правило, они связаны с фактами нарушения прав национальных экспортеров и производителей и создания неблагоприятных конкурентных условий для них на рынках третьих стран, а также проведения другими государствами политики, способствующей появлению асимметричных преимуществ в использовании тех или иных факторов производства, т.е. нарушения принципов свободной торговли.

Если иностранные правительства ведут недобросовестную торговую практику, создают затруднения, дискриминируют национальные компании данной страны или запрещают их деятельность, то это обязывает правительство провести переговоры об устранении допускаемых нарушений, а в случае, если переговоры закончились безрезультатно, применить против стран-нарушителей ответные меры.
Механизм применения ответных мер, также как и в случаях антидемпинговых и компенсационных процедур, состоит из следующих частей:

  • подача заявления в соответствующие государственные органы лицом, интересы которого были нарушены;

  • проведения расследования;

  • принятие ответных мер.

В процессе расследования проводятся в том числе и консультации в целях устранения третьей страной торговых барьеров или нарушений принципов справедливой торговли. Расследование заканчивается либо принятием решения об отказе в удовлетворении заявления, либо принятием ответных мер. Расследование прекращается, если в ходе его третьей страной предприняты меры, устраняющие торговые барьеры, в отношении которых введется расследование. Ответные меры могут быть реализованы в следующих формах [15; 134]:

  • повышение таможенных пошлин или введение дополнительных импортных сборов и платежей;

  • введение количественных ограничений или других инструментов, изменяющих режим доступа товаров на рынки страны;

  • отказ или приостановка других обязательств в пользу третьей страны, принятых в результате согласования с ней взаимного торгово-политического режима.

В качестве ответной меры широко используется также развязывающая (разрешающая) оговорка.
Развязывающая (разрешающая) оговорка - мера в торговом законодательстве, допускающая временный протекционизм против импортеров, ведущих справедливую торговлю.
В соответствии с развязывающей оговоркой страна, включившая ее в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку (преференцию), сниженную пошлину, более льготную квоту и тому подобное и даже ввести дополнительные ограничения ввоза исходя из соображений национальной безопасности, если импорт товаров возрастает до такой степени или осуществляется на таких условиях, что может нанести серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Разрешающая оговорка, по существу, повышает гибкость и маневренность протекционистских средств и, что особенно важно, позволяет избирательно отменять ранее сделанные уступки или вводить новый торгово-политический барьер. Кроме того, развязывающая оговорка вносит элемент неустойчивости, неопределенности в те договоры и соглашения, в которых она присутствует, что превращает их в инструмент экономического давления. В частности, широкий путь для злоупотреблений открывается благодаря тому, что до сих пор не

страница 1


скачать

Другие похожие работы: