«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Учебное занятие по русскому языку
Учитель начальных классов
Афанасова Валентина Ивановна
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели:
Предметные:
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Метапредметные:
познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Оборудование:
1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;
2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, таблицы самооценки;
3) для работы в группе – карточки с заданием.
Ход учебного занятия | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||||||||||
1.Организационный | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать! - Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные : самоопределение. Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные : поиск и выделение информации. | ||||||||||||||||||||||||
2.Подготовка к работе на основном этапе | - Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. После выполнения задания самостоятельно оцениваете свою работу.
1.Чистописание 1) Работа в парах -Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький, сухой -… война - … глубокий - … старый - … твёрдый - … - Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы) - Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Слайд 2) - Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м) - Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий) 2) Письмо букв М м мм 3) Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма. 4)Самооценка. - Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание. 5) Записать пословиц: Много снега – много хлеба, много в…ды – много тр…вы. Вставить пропущенные буквы. Доказать правильность письма вставленных букв. 2. Словарная работа. (Слайд 3) Записать название картинок: медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля. Взаимопроверка (обменяться тетрадями) - Что объединяет эти слова? (Имена существительные) - Что такое существительное? 3. Разделить слова на группы по определенному признаку. (Кто? что?) - Какие слова отвечают на вопрос кто? - Какие слова отвечают на вопрос что? | Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Подведение к озвучиванию темы урока. | Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений. Самооценка. Взаимопроверка Классификация слов по определенному признаку. | Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. | ||||||||||||||||||||||||
3.Этап усвоения новых знаний и способов действий. | 1. Чтение правила из учебника, с. 54 - Что нового вы узнали? - Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные) (Слайды 4, 5) - Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление. Проблемная ситуация. - Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование. 2. Расшифруй слова. (Слайд 6) - Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.
Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске. гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица - Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные. Работа выполняется самостоятельно. - Какие слова выписал I вариант? Почему? - Какие слова выписал II вариант? Почему? - А теперь сверим свои ответы. (Слайд 7) - Что заметили? - Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках) - Как вы думаете, почему? - В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка) - А слово роза? (в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза) -Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. (Слайд 8) | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. Создание проблемной ситуации. | Уточнение темы урока. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа по вариантам Самоконтроль. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). | ||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка | - А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в группы слов, Кто из вас играть готов? - Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка. Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень. | Организация отдыха детей | Выполнение заданий. | Регулятивные: саморегуляция | ||||||||||||||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | 1. «Волшебные превращения». Работа по группам - А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова) 1 группа. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные) Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.
2 группа. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный. - Что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы) Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные. - На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)
3 группа. Найди слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка 2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание) -А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. - У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам. Карточка №1 Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы). Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор. Карточка №2 Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы). Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок. - Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе. Проверка карточек осуществляется после урока. | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. | Выполнение заданий. Работа в группах. Дифференцированная работа | Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||
5. Разминка для глаз. | Электронная физминутка «Составь слово» | | Отгадывание букв. Составление слова. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. | ||||||||||||||||||||||||
6.Этап обобщения и систематизации знаний. | Возьмите сигнальные карточки. Я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.
| Организация деятельности по применению новых знаний. Обобщение. | Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) | ||||||||||||||||||||||||
7. Этап информации о домашнем задании. | 1.Учебник. Упр. 2, с. 54. Повторить правило, с. 54. 2.Подобрать и записать как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа». | Организация деятельности по применению новых знаний. | | Регулятивные: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. | ||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | - Что новое узнали на уроке? - Чему учились? - Какое задание вам больше понравилось? - Где вам пригодятся полученные знания? Работа с листами самооценки. Продолжите предложение: На уроке я…. Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха. | Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: