NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Она проводит уроки изучения и закрепления учебного материала, которые у нее сочетаются обобщающими уроками и уроками-лекциями семинарами, контрольно-учетными уроками, осмотрами общественных знаний по химии


Чупилко Тамара Николаевна работает учителем химии с 1979 года. Это увлеченный, любящий и знающий предмет педагог, умелый воспитатель подрастающего поколения.

Работая над решением задач, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Тамара Николаевна использует широкий арсенал педагогических средств с целью активизации познавательной деятельности учащихся, прививая им умение выделять главное в изучаемом материале, самостоятельно приобретать знания, добиваться прочного усвоения основных химических понятий.
Научность, логичность, тщательная продуманность каждого этапа урока, знание психологических особенностей учащихся, умение мастерски использовать работу учащихся с учебником, технические средства обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках – все это позволяет учителю добиваться высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Тамара Николаевна знакомит учащихся с современными достижениями и задачами хозяйств страны, края, района.
Учитель постоянно и методически грамотно применяет различные наглядные пособия, иллюстрирует излагаемый материал примерами из окружающей жизни. В кабинете химии заботливо собран обширный дидактический материал, систематизированный по темам курса химии, оформлены учебные стенды.
Чупилко Т.Н. постоянно находится в творческом поиске. Она всегда думает над тем, как обеспечить успешность обучения. Ведь оно только тогда приносит радость, когда доступно и посильно. Учить учиться – важный аспект педагогической деятельности этого учителя.
С первых уроков в 8 классе она начинает работу по формированию общеобразовательных умений и навыков учащихся. Работа учащихся с книгой, учебником, алгоритмами, обучение составлению плана-ответа, умению сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать, делать выводы – играют большую роль в подготовке учащихся к самообразованию.
Тамара Николаевна понимает, что оптимизация процесса обучения химии находится в прямой зависимости от совершенствования организации этого процесса. Неудовлетворенность традиционной структурой урока и возникающие в рамках классно-урочной системы обучения противоречия ставят учителя перед необходимостью поиска совершенных и гибких форм организации обучения. Глубоко продумывая систему уроков по теме, она проводит уроки изучения и закрепления учебного материала, которые у нее сочетаются обобщающими уроками и уроками-лекциями семинарами, контрольно-учетными уроками, осмотрами общественных знаний по химии.
Из урока в урок учитель разъясняет закономерности и перспективы развития взаимосвязь науки, производства и общества.
Уроки Тамары Николаевны отличаются информативной емкостью, насыщены активной деятельностью учащихся. На них ведется целенаправленная коллективная и индивидуальная работа над важнейшими понятиями, которые определены программой. Учитель ставит целью вооружить каждого учащегося прочными знаниями, научить их применять для объяснения химических явлений, свойств веществ, учит раскрывать взаимосвязи между строением и свойствами, между свойствами и применением веществ.

Чупилко Т.Н. активно участвует в работе районного методического объединения учителей химии, выступает с сообщениями из опыта работы по организации самоконтроля на уроках химии, проведения активных форм уроков, проводит открытые уроки для учителей района.
Воспитание у учащихся интереса к предмету начиная на уроке, а его закрепление учитель осуществляет в процессе внеклассной работы. На занятиях химического кружка прививает интерес к исследовательскому труду, показывает значение теоретических знаний и их практическое использование. Созданная при кружке лекторская группа организует выступления перед учащимися и родителями, ведет сбор материала, помещает занимательные информации в уголок химика.
В процессе такой разнообразной работы раскрываются характер и способности каждого ученика, укрепляются взаимоотношения, формируется личность.
Вдохновенно трудится педагог Чупилко Тамара Николаевна. Именно это позволяет ей успешно решать важнейшие задачи обучения и воспитания учащихся, поставленные перед школой.


Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы научить учащихся по настоящему работать на уроке, нужно постоянно совершенствовать его и на практике применять достижения педагогической науки, психологии, использовать передовой опыт. На начальных этапах изучения химии, главное – заинтересовать учеников предметом, поэтому особенно важно научить их слушать и слышать учителя в течение всего урока.

Умение слушать нельзя считать полностью сформированы, если у школьников нет устойчивого внимания. На уроках химии первостепенное значение для возникновения непроизвольного внимания, безусловно имеет эксперемент и действие, как способ получения знаний. Но все же, помня слова Д.И. Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление, нужно строить каждый урок так, чтобы ребята сами анализировали факты и явления, давали им оценку, классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли. Но как научить:

«В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка …?»

У. Блейк
Начинать надо с развития воображения. И поможет в этом один из приемов психолингвистики, основанный на оценке содержания и смысла того или иного слова. Когда я произношу слово «вода», то учащиеся представляют прозрачную жидкость без цвета и запаха. Для них это слово осмысленно, и они знают его условное значение. А если звучит слово «литий»? восьмиклассникам, делающим первые нерешительные шаги в области химии, оно пока неосмысленно: за таким сочетанием звуков не закреплено никакого значения. Но стоит вспомнить азы психолингвистики и использовать для характеристики звуков и неизвестных слов «холодные» и «горячие» слова, как все становятся на свои места I Л I – легкий, нежный, добрый. После такого анализа учащиеся без ошибки могут себе представить литий – мягкий, светлый, легкий металл.

Необходимо научить ребят видеть в написанных химических формулах не толь символы элементов, а нечто более важное.

Например: - оксид цинка. В природе это минерал цинкит. Порошок этого вещества пушистый и нежный, он хорошо задерживается в порах кожи, поэтому его используют в медицине как присыпки с вяжущим с подсушивающим действием, а так же в производстве кремов и пудр. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнута необходимость совершенствования форм, методов и средств обучения. Один из возможных путей достижения поставленной задачи является введение дидактических игр в широкую практику работы учителей. А.В.Луначарский писал, что игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры!»
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л.С. Выготский выявил и сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но, тем не менее, он в игре учиться подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего сопротивления). Теорию игры исследовали выдающиеся советские педагоги и психолого: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Л.Л. Рубенштейн, Д.Б.Эльконин. интересный опыт использования занимательного и познавательного материала на уроках химии накоплен у М.И.Ранник, А.А.Тыльдсеппа, Н.Е. Кузнецовой, Б.П. Болотинской и др.

Игра оказывает весьма значительное воздействие на развитие познавательного процесса к учению. Учителя новаторы, разрабатывая идеи новой педагогики – сотрудничества, четко определяют путь: идти не просто с предметом к детям, а с детьми к предмету. Подобный путь в свою очередь, требует и иной, чем прежде, мотивации учения: «…мы должны дать нашим детям новые стимулы учения – те стимулы, которые лежат в самом учении». (Учительская газета № 125 2003 г.)

Можно провести дидактические игры.

«Химическое домино». Цель: закрепить знания химических свойств простых веществ, соединений, типов химических реакций, изучаемых в VIII классе.

В процессе игры используется 35 карточек с изображением химических формул простых веществ, соединений, перечислением типов химических реакций. Ученикам класса раздаются карточки, с которыми они знакомятся. Зная химические свойства простых веществ, соединений, типы игровых карточек составить на поле доски цепь уравнений химических реакций.

«Внимательный химик». Цель: развитие и активизация ведущих познавательных операций учащихся, своеобразный тренинг процессов, обеспечивающих внимание, запоминание учебного материала.

Участники (класс) образуют по рядам шесть команд. Первые три команды должны охарактеризовать физические свойства воды, команды 4-6 – отразить химические понятия темы (например, темы «Вода, Основание. Растворы»). Каждый ученик команды фиксирует в карточке одно свойство или понятие и передает карточку следующему по рядам до конца (при этом не должно быть повторений). Игра длится 507 минут. Проверку может проводить как учитель, так и авторитетное жюри, избранное из числа членов всех команд.

Постоянное стремление к совершенствованию урока, развитию познавательной активности учащихся вдохновляет учителя на поиски оригинальных подходов к изучению программного материала, конструирование необычных ярких уроков, на которых учащиеся получают возможность мыслить и действовать не по шаблону, а свободно, легко, творчески.

Например, урок по теме «Представители предельных одноосновных карбоновых кислот» был задуман и проведен в виде ярмарки. В роли продавцов выступали четыре группы учащихся, объединенных в фирмы, занимающиеся выпуском и реализацией муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой кислот. Каждая фирма была представлена 5-6 учащимися (директор фирмы, отдел рекламы, специалисты в области химии, истории и т.п.). Учащиеся подготовили к уроку название и эмблему фирмы, оригинальную рекламу товара – кислоты, включающую информацию о её физических и химических свойствах, применении и содержании в природных объектах. Используя материалы экскурсий на химические предприятия города, участники ярмарки организовали маленькие выставки своих товаров – продукции, произведенной из кислот и их производных.

Там, где есть товар, должен быть и купец. Поэтому, кроме фирм-производителей в проведении ярмарки участвовала еще одна фирма, которая должна была покупать продукцию. Представители этой фирмы и вели весь урок, а также подводили итоги ярмарки.

Начал урок учитель, объяснив значение слова «Ярмарка» и условия проведения химической ярмарки.

Затем представители фирм-продавцов выступили с рекламой своей продукции. Каждое выступление, продолжается 8-10 минут, было ярким, оригинальным; некоторые группы учащихся сумели показать праздничный настрой ярмарочного торга. Школьники сопровождали рекламу демонстрацией подготовленных таблиц, опытов, иллюстрирующих свойства кислот, записью уравнений реакций. Особый колорит каждому выступлению придавала специально подобранная музыка.

Все остальные учащиеся внимательно следили за своеобразными состязаниями, делали пометки в тетрадях, а также оценивали работу своих товарищей согласно заранее оговоренным требованиям (химическая грамотность, полнота подачи материала, оригинальность замысла, исполнение), занося результаты и подготовленные таблицы.

На уроке с одной стороны, царила атмосфера непринужденности, раскованности, а с другой – учащиеся повторяли и закрепляли программный материал в необычной форме. Работали они дружно. Их объединяли – творческий поиск, огонек соревнования, желание сделать все красиво, интересно, оригинально. И главное, не было равнодушных.

На уроке по теме «Хлор, его получение, физическое и химические свойства, применение соединений хлора» можно рассказать восьмиклассникам сказку. Химические сказки – дело почти обычное. Их сочиняют многие, в том, числе с большим удовольствием – сами школьники. Но как здорово, когда логично вплести ее в канву урока, не нарушив при этом логики изложения, не погрешив против научной достоверности, да еще украсив урок химическим экспериментом. Итак,

Сказка о том,

Как убийцу спрятали в солонке

Эта история началась очень давно, в 1774 г., когда шведский химик К. Шееле окислением соляной кислоты оксидом марганца (IV) получил газ желто-зеленого цвета, которому дано название «хлор» (от греч. chtoros – зеленовато-желтый).

Рассказывая, учитель пишет на доске уравнения реакций, просит кого-то из учащихся объяснить суть окислительно-восстановительных процессов, расставить коэффициенты, а также демонстрирует опыты.

4 HCl + MnO2 = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

Демонстрирует хлор в колбе на фоне белого экрана.

Хлор оказался тяжелым газом с резким, неприятным, удушливым запахом.

Явился он в химическое царство-государство, и его поместили.

Учащиеся сами называют положение хлора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. На доске учитель вывешивает рисунок с изображением химического царства-государства и к одному из домиков прикрепляет бумажную куклу, изображающую хлор.

Из-за активности и ядовитости Хлора соседи его невзлюбили. Вдобавок они узнали, что Хлор – настоящий убийца: именно его впервые использовали немцы в ходе первой мировой войны как боевое отравляющие вещество. В результате газовой атаки у р.ИПР 22 апреля 1915 года было поражено пятнадцать тысяч английских солдат, из которых пять тысяч погибло.

«Что же нам делать?» - думали химические элементы. – «Как нам обуздать такого буйного соседа?» И решили они послать Хлор к озеру. «Там, - рассуждали элементы, - живет прекрасная фея – Вода, может быть она усмирит его крутой нрав».

Учитель вывешивает нарисованный замок и куклу, изображающую воду.

Но напрасны были их надежды. Встретился Хлор с Водой и превратил ее в смесь кислот, которая легко разрушает красители и поэтому очень хорошо может отбеливать ткани:

Cl2 + H2O = HCl + HClO

Демонстрирует отбеливающие действие хлора на влажную ткань (лучше голубую).

Вернулся Хлор еще злее и еще более стал досаждать своим соседям. Тогда решили химические элементы обратиться к Гидроксиду натрия с просьбой утихомирить Хлор.

Учитель прикрепляет к доске куклу, изображающую гидроксид натрия.

Однако Гидроксид натрия смог лишь превратить Хлор в «жавелевую воду», которую на текстильных и бумажных фабриках используют для отбеливания:

Cl2 + NaOH = NaCl + NaClO

Делать нечего, пошли химические элементы бить челом к Гидроксиду натрия.

Учитель вывешивает куклу, изображающую гидроксид калия.

Рассердился гидроксид калия, закипел от злости. И в этот горячий раствор упал Хлор:

3 Cl2 + 6 KOH = KClO3 = 5 KCl + 3H2O

А когда остыл раствор, вышла из него Бертолетова соль.

Вывешивает куклу.

Всем она удалась на славу: и умом, и красотой, но уж больно взрывной характер у нее оказался. При трении и ударе она взрывается. Поэтому применяется и пиротехнике (для изготовления сигнальных ракет), в спичечном производстве.

Пробовали Хлор усмирить и металлы, и неметаллы:

2 Fe + 3 Cl2 =t 2 FeCl3

H2 + Cl2 =t 2HCl

2Sb + 3 Cl2 =t 2 SbCl3

Демонстрирует горение в хлоре железа, водорода, сурьмы.

Но ничего не вышло у них: хлорид железа (III) вызывает быстрое свертывание белковых веществ, хлороводород легко превращается в едкую соляную кислоту, а хлорид сурьмы и вовсе ядовит.

Собрались элементы на совет. «Ничего у нас не выйдет! – проворчал кислород, - Я рядом с ним живу, сколько раз пробовал вступить с ним в контакт, да ничего не получилось. Он даже своих младших братьев из растворов солей вытесняет. «Да, да! – подтвердили Бром и Иод, - Он только старшего брата, Фтора, боится».

2KBr + Cl2 = 2 KCl + Br2

2 KJ + Cl2 = 2 KCl + J2

Демонстрирует взаимодействие хлора с галогенидами.

И тут в разговор вступил молчавший до сих пор химический элемент Натрий, который был скромен, но химически очень активен. «Разрешите мне, - сказал Натрий, утихомирить нашего неугомонного соседа. Кажется, я знаю, как это сделать». И вот Натрий с Хлором вступил в борьбу; разгорелись они вдруг на глазах у всех, превратились в бесцветные кристаллы, соленые на вкус:

2 Na + Cl2 = 2 NaCl

Получилась обыкновенная поваренная соль. Так убийцу спрятали в солонке.

С тех пор крепко удерживает Натрий около себя Хлор.

Учитель просит учащихся объяснить этот факт, используя значения об особенностях ионной связи.

И теперь только электрический ток может освободить его: хлор получают электролизом раствора хлорида натрия:

2 NaCl + 2 H2O = 2 NaOH + Cl2 + ↑ H2

чтобы потом превратить его в соляную кислоту, пластмассу, каучук, красители, лекарства.


В последнее время особую популярность среди школьников приобрели интеллектуальные игры. Учащиеся с большим интересом смотрят телевизионные передачи «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. создают клубы любителей интеллектуальных игр, проводят различные соревнования. В связи с этим, естественным представляется вопрос о включении интеллектуальных игр в развитии познавательного и занимательного интереса к обучению.

Прежде всего, выделим общие моменты, характерные для всех проводимых уроков-игр: 1) об уроке-игре сообщаем учащимся не позднее, чем за 2 недели до его поведении, объясняем цель и правила игры, проводим список учебной литературы, даем специальные задания (подготовить вопросы, кроссворды, таблицы); 2) урок начинаем с настроя учащихся на игру, напоминаем основные правила, заканчиваем обязательным подведение итогов; 3) в игре принимают участие все без исключения учащиеся класса, присутствующие на данном уроке; 4) учащиеся, занявших в игре призовые места, поощряем отличной отметкой, а победителя вручаем еще и памятный подарок.

Урок-игра «Что? Где? Когда?

(Спаренный зачетный урок на межпредметной основе по темам «Кислоты», «Соли»).

Подготовка к игре. Мы предложили учащимся подобрать вопросы по этим темам. Содержание вопросов должно раскрывать связь химии с другими предметами. Вопросы, отобранные для игры, мы поместили в отдельные конверты и объединили по блокам (в нашем случае таких блоков оказалось пять: химия и языкознание, химия и литература, химия и математика, химия и физика, химия и биология). На лицевой стороне каждого конверта крупным шрифтом было указано число баллов, которыми данный вопрос оценивается, а на обратной – фамилия и мя автора вопроса. За каждый из предложенных вопросов учащиеся получали по 10 баллов. Непосредственно перед игрой конверты укрепляли над доской в местах, отведенных для соответствующих блоков. Для игры были изготовлены игровое поле, раздельное на пронумерованные секторы, число которых соответствовало числу учащихся в классе, и волчок со стрелкой.

Проведение игры. Право выбора конверта учащиеся разыгрывают между собой при помощи игрового поля, установленного на столе учителя. Учащиеся, на которого показывает стрелка волчка, выбирает конверт и отвечает на вопрос. За правильный и полный ответ он получает максимальное число баллов, за неточный и неполный – меньше. Если учащийся, вскрывший конверт, затрудняется, слово предоставляется любому другому ученику. Если правильных ответов нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает максимальное число баллов.

Ребятам, получившим более 200 баллов, ставим отметку «5», 150-200 баллов – «4», 50-149 – «3». Учащиеся, у которых менее 50 баллов, а также те, кто не согласны с полученной отметкой, сдают зачет индивидуально.

Содержание игры.


I. Химия и языкознание

1. В русском названии, какого химического элемента, состоящего из 7 букв, только 2 буквы не повторяются? (25 баллов)

Ответ. В названии химического элемента водорода – водород.

2. Переведите на русский язык с английского следующие предложение:

«Under usual conditions hydrogen is colourless and an odourless das».

(25 баллов)

Ответ: При обычных условиях водород – газ без цвета и запаха.

3. Соответствует ли современным представлениям название химического элемента кислород? (50 баллов)

Ответ: Название кислороду oxydenium дал французкий химик А.Лавуазье, который считал кислород обязательной составной частью всех кислот (oxys – кислый, gennao – рождаю, т.е. рождающий кислоты). Название не отвечает современному уровню химических знаний, так как имеется группа бескислородных кислот (HCl, H2S и т.п.).

II. Химия и литература.

1. В одном из сочинений поэтессы В. Инбер есть такие слова: «Подобно тому как кислород и азот соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни – точно так же мысль и чувство… образуют воздух, которым дышит поэзия». Права ли поэтесса, говоря о воздухе, как о соединении азота с кислородом? (25 баллов)

2. В романе писателя-фантаста А.П. Казанцева «Пылающий остров» (1) рассказывается об обнаружении на одном из островов газа, в присутствии которого для начала реакции азота с кислородом достаточно зажечь списку. Сам же газ при этом не расходуется. Действие с помощью этого газа уничтожить ряд стран, - и учеными, противодействующим этому. Какова роль упомянутого газа в реакции азота с кислородом? (25 баллов)

Ответ. Катализатор.

3. В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Какой газ имел ввиду писатель? Напишите уравнение реакции горения этого газа. (50 баллов)

4. В одной из глав широко известного романа Ж.Верна речь идет о перспективах использования воды для получения водорода – «горючего грядущих веков»:

- Какое топливо заменит уголь?

- Вода, - Ответил инженер

- Вода ? – переспросил Пенкроф…

- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайрес Смит

- …водород и кислород, из которых она состоит… окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко!

О каком романе Ж.Вера идет речь? Напишите уравнение реакции разложения воды. Почему именно водород может стать уже в ближайшем будущем одним из самых основных источников энергии? (100 баллов)

Ответ. «Таинственный остров». В состав молекул воды входят простые вещества водород и кислород, а атомы водорода и кислорода. Запасы воды практически неисчерпаемы. Водород – экологически чистое топливо.

III. Химия и математика.

1. Составьте формулу оксида алюминия. (25 баллов)

2. Вычислите массовую долю в % кислорода в оксиде серы (IV) (50 баллов)

3. Найдите массовые отношения элементов в серной кислоте. (25 баллов)

IV. Химия и физика.

1. Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона. (25 баллов)

2. Почему молекулы, входящих в состав атмосферы газов, двигать во все стороны, не покидают Землю, не улетают в космическое пространство? (50 баллов)

Ответ. Чтобы покинуть Землю, газообразные вещества должны преодолеть силу земного тяготения. А это возможно лишь в том, случае, когда их скорость будет не менее 11,2 км/с. средняя же скорость молекул газов, составляющих воздушную оболочку Земли, значительно меньше.

3. Проведем следующий опыт: на лист жести поместим ватку, смоченную бензином. На расстоянии 5-10 см. от нее зажигаем свечку. Через несколько секунд ватка вспыхивает. Какие физические явления объясняют этот опыт? (50 баллов)

4. Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия. Но для наполнения воздушных шаров более удобен гелий. Почему? (25 баллов)

V. Химия и биология.

1. С какой целью проводят рыхление почвы? (25 баллов)

Ответ. В процессе рыхления усиливается доступ кислорода из воздуха и уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы.

2. Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз? (25 баллов)

Ответ. При гниении (гниение – медленное окисление) выделяется теплота, обогревающая почву, и образуются вещества, необходимые растениям для питания.

3. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали? (25 баллов)

Ответ. Автомобильные выхлопы, содержащие оксид углерода (II), оксиды азота, соединения свинца и другие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать отравление человека и животных.

4. Сульфат цинка, применяемый в качестве микроудобрения, можно получить из цинка или из его оксида.

Чем нужно обработать эти вещества, чтобы получить сульфат цинка? Напишите уравнения соответствующих реакций. Какова роль микроудобрения в жизнедеятельности растений (50 баллов)

Урок-игра «Брейн-ринг»

(Тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева)

За две недели до начала игры все учащиеся класса сами объединились в команды. Ребята изготовили простейшие приспособления, состоящие из лампочки, батарейки, выключателя. С их помощью учитель фиксировал готовность команды к ответу (лампочки были установлены на демонстрационном столе).

Игра проходит следующим образом. Учитель называет вопрос и включает секундомер. Первой отвечает та команда, которая быстрее сигнализирует о готовности отвечать (зажигает лампочку). За правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неправильный, слово предоставляем другой команде. Если же в отведенное время (1 мин.) правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель. Побеждает команда, которая набирает большее число баллов, все ее участники получают отличные отметки.

Приведем некоторые вопросы.

Раунд 1

На подступах к периодическому закону.

Открытие периодического закона.

1. Число попыток классификации химических элементов до Д.И. Менделеева, считая варианты таблиц, достигало 50. некоторые из ученых (Л.Мейер, Д.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех предшественников Д.И. Менделеева.

Ответ. Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор.

2. Что положил в основу классификации химических элементов Д.И. Менделеев?

Ответ. Ответ вытекает из названия первого варианта системы Д.И.Менделеева «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».

3. Твердо, убежденный в справедливости периодического закона Д.И.Менделеева предпринимает невиданный в истории химии шаг. Он описывает свойства трех из предсказанных им элементов, их соединений и даже методы, которыми эти химические элементы могут быть получены. О каких элементах идет речь?

Ответ. О скандии, галлии, германии.

4. Кого Д.И.Менделеев называл «укрепителями» периодического закона?

Ответ. Ученых, которые своими работами подтверждали справедливость периодического закона. Это, прежде всего П.Лекок де Буабодран, Л.Нильсон, К.Винклер. Они открыли предсказанные Д.И. Менделеевым галлий, скандий, германий.


Раунд 2

Путешествие по периодической системе

1. Названия каких химических элементов происходит от названий частей света?

Ответ. Элемент № 63 европий назван в честь Европы, элемент № 95 америций – в честь Америки.

2. Что означает буква «m» в символе элемента № 96?

Ответ. Буква «m» соответствует первой букве имени Марии Склодовской-Кюри. Назвав элемент кюрием (Сm), первооткрыватели увековечили имена Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри.

3. Три металла имеют магнитные свойства. Назовите порядковые номера химических элементов, из атомов которых эти металлы состоят. Ответ. № 26, 27, 28 (железо, кобальт, никель).

4. Какой элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле?

Ответ. Элемент № 2 – гелий.

5. (вопрос-шутка). Если к названию элемента прибавить впереди одну букву, то получим синоним слова «метель». О каком химическом элементе идет речь?

Ответ. Элемент № 92 – Уран (уран-буран)

Раунд 3

Некоторые факты из биографии Д.И. Менделеева

1. Дед Д.И. Менделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же Менделеев. Почему?

Ответ. В родословной, составленной братом Д.И.Менделеева Павлом Менделеевым, записано: «Фамилию давали нередко учителя духовного училища; фамилия Менделеева дана отцу, когда он что0то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев».

2. Всем вам известна сказка «Конек-горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой учился Д.И. Менделеев. Назовите фамилию автора сказки.

Ответ. Петр Павлович Ершов.

3. По какому поводу крестьяне соседних с именем Д.И. Менделеева деревень с любопытством и восхищением спрашивали Дмитрия Ивановича «талант» у него или «счастье»?

Ответ. Применяя научные методы ведения сельского хозяйства, Д.И. Менделеев получал в своем имении урожая в два и более раза выше, чем крестьяне из соседних деревень.

4. Д.И. Менделеев говорил, что для него дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у Д.И.Менделеева?

Ответ. Шестеро – три сына и три дочери.

5. Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный русский поэт А.Блок?

Ответ. Блок был женат на дочери ученого – Любови Дмитриевне Менделеевой.
Урок-игра «Звездный час в химии»

Тема «Подгруппа кислорода»

Готовясь к игре, каждый учащийся делает таблички с цифрами – 1, 2, 3, 4.

Ход игры. Учитель называет тему конкурса, формулирует вопрос и приводит 4 варианта (они предварительно записаны на доске или на кодокарточке). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку ответа. За правильный ответ каждый получает 1 балл.

После каждого конкурса один из учащихся дает пояснения. Если на вопрос правильно ответили не более 3 человек, наряду с баллом каждый получает и звездочку, которая дает право на одну подсказку в финале (подсказать может любой учащийся, которого выберет финалист).

Два участника игры, набравшие большее число баллов в предварительных конкурсах, выводят в финал, где и разыгрывают первое место.

Финалистам ставим отметку «5». Победителю вручаем памятный приз.

Приведем вопросы конкурсных заданий.

Конкурс I. Знаете ли вы названия веществ?

Учитель показывает формулу гидросульфида калия и задает вопрос: «Как называется вещество?»

Варианты ответа: 1) Сульфат калия. 2) Сульфат кальция. 3) Гидросульфид калия. 4) Гидросульфит калия.

Конкурс 2. Объясните несоответствие.

В учебнике химии записано, что серная кислота – бесцветная жидкость. Почему же серная кислота, поступающая в продажу, часто окрашена в бурый цвет?

Варианты ответа: 1) При хранении разлагается с образованием окрашенных продуктов. 2) Цвет появляется в результате обугливания попавших в кислоту частиц органического происхождения. 3) Цвет обусловлен гидратацией ионов водорода. 4) цвет обусловлен гидратацией сульфат-ионов.

Конкурс 3. Поиграем в слова.

Предлагаем слово «сульфадиметоксин» (хемотерапевтическое средство, применяемое при пневмонии и других заболеваниях). Учащимся необходимо составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к химии.

Спустя 2 минуты учащиеся поднимают таблички с числами, показывая, сколько слов они составили. Один балл получает тот, кто составит 6 и более слов.

Конкурс 4. Определите вещество.

Бесцветный раствор учитель разливает в две большие пробирки. В одну из них добавляет раствор хлорида бария (выпадает белый осадок). В другой пробирке при добавлении нескольких капель раствора гидроксида натрия выпадает студенистый осадок, который растворяется в избытке щелочи. Необходимо определить химический состав раствора.

Варианты ответа: 1) Сульфат цинка. 2) Серная кислота. 3) Хлорид цинка. 4) Сульфат магния.

Конкурс 5. Химия в литературе.

В романе Ж.Верна «Таинственный остров» рассказывается, что для получения азотной кислоты Сайрес Смит воспользовался реакцией между серной кислотой и селитрой. Какие вещества С.Смит взял для получения азотной кислоты?

Вариант ответа: 1) Кристаллический нитрат натрия и разбавленную серную кислоту. 2) Раствор нитрата натрия и концентрированную серную кислоту. 4) Кристаллический нитрат натрия и концентрированную серную кислоту.

Конкурс 6. И какой же любитель химии

не умеет решать задачи!

Задача. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния с разбавленной серной кислотой?

Вариант ответа: 1) 11,2 л. 2) 22,4 л. 3) 44,8 л. 4) 33,6 л.

Финал

Заполните пустые клетки

CU


+


+

HO2







O2



SO2

+


CUSO4

+


+


+


HO2





+





H2S


+


+


Na2S


+





+

HO2


+




O2

SO2


H2SO3





Na2 SO4


+


CU(OH)2

В заключении отметим, что применение на уроках химии игр облегчит процесс обучения, делает его интересным и более содержательным, а это в сою очередь приводит к лучшему усвоению учебного материала, способствует формированию и развитию интереса к химии.

Большую роль в развитии познавательной активности учащихся оказывает занимательные задания к уроку-конкурсу по теме «Оксиды. Основания».

Лабораторные опыты

1. Пользуясь выданными реактивами, получите указанные вещества: гидроксид меди (II); гидроксид алюминия.

Запишите, какой цвет имеют осадки; составьте уравнения реакций.

2. Докажите практически, что основания KOH и Cu(OH)2 взаимодействуют с кислотами. Запишите наблюдения, составьте уравнения реакций.

Задание 1
По таблице 1 определите свойства, характерные для каждого оксида. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите название класса веществ.

Что вы можете сказать о веществах, названия которых составлено из оставшихся букв?

Задание 2
Выпишите из таблицы 2 номера клеток, отвечающих характерным для каждого основания химическим свойствам. Сумма правильных ответов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.

Таблица 1


№ п/п

Свойства оксидов

Оксиды

SiO2

NO2

CaO

CuO

1.

Взаимодействуют со щелочами.

Щ

Е

И

Н

2.

Взаимодействуют с кислотами

Д

И

Л

О

3.

Взаимодействуют с водой; в полученном растворе фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет.

К

А

Ч

Т

4.

Взаимодействуют с водой; в полученном растворе лакмус окрашивается в красный цвет.

С

И

Р

Ы

Таблица 2


Химические свойства













Взаимодействуют с растворами солей.

1

2

3

4

Взаимодействуют с кислотами

5

6

7

8

Разлагаются при нагревании

9

10

11

12


Задание 3
Заполните пустые клетки, формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций:

CuSO4

+

=

=



H2SO4

+


+


+


+

H2O

Na2SO4

H2O

Игра «Крестики – нолики»
а) Выигрышный путь – формулы оксидов. Назовите зачеркнутые оксиды.


HNO3

SO2

SO3

CO2

Cu O

Mg O

O2

Na OH

Zn SO4



б) Выигрышный путь – оксиды, взаимодействующие с водой, напишите формулы продуктов реакций зачеркнутых оксидов с водой.


Mn O

Zn O

Ca O

SO3

SO2

Al2O3

Na2O

Ag2O

CuO


Задание 4

(выполнить на перфокарте)
1. Выберите формулу нерастворимого основания:

а) Ba(OH)2 б) H2SO4 в)CaO г) Cu(OH)2
2. Выберите формулу кислоты или основания, соответствующую оксиду серы (VI):

а) Fe(OH)2 б) H2SO3 в) H2SO4 г) Fe(OH)3
3. Укажите схему реакции, в результате которой образуется вода:

а) Ca + H Cl →

б) Na OH + H Cl →

в) Ca O + H2O →

г) Na + SO2
4. Какие свойства характерны для гидроксида кальция:

а) немного растворим в воде;

б) мягкий на ощупь;

в) окрашен в голубой цвет;

г) при нагревании образует черный порошок.
5. С какими веществами вступит в реакцию гидроксид меди (II):

а) SO2 б) Cu O в) HNO3 г) Cu
Для развития мыслительной деятельности учащихся и интереса к предмету огромную роль играют демонстрационные опыты, формирующие у учащихся познавательный процесс.

После изучения темы «Относительная плотность газов» (8 класс) можно предложить учащимся следующие задания:

а) предположим, что газометры заполнены последовательно различными газами, мало растворимыми в воде: водородом, кислородом, хлором, метаном, оксидом углерода (IV), (учащиеся записывают формулы этих газов.

Покажите у демонстрационного стола как следует собирать в пробирку каждый из этих газов». Ученик показывает, как нужно заполнять пробирки газами (немая часть ответа), остальные учащиеся внимательно следят за его действиями и при необходимости, с разрешения учителя вносят поправки. И только после этого вызванный ученик подробно мотивирует немую част ответа. Правильное положение приёмника – строго вертикальное, отверстием вверх (для O2, Cl2, O2, CO2) или вниз для (H2, CH4), отводной

трубки – до дна пробирки. В заключение следует бегло рассмотреть все варианты правильного и неправильного заполнения пробирок газами в зависимости от их относительной плотности по воздуху;

б) «Как наполнить пробирки газами – оксидом углерода (IV) и оксидом азота (II), находящимися в газометре?» Трудность задания заключается в том, что относительные молекулярные массы этих газов очень близки к относительной средней молекулярной массе воздуха. Но, возможно, найдутся учащиеся, которые смогут дать правильный ответ (способом вытеснения воды из сосуда). Тогда учитель сообщит, что эти газы не растворимы в воде и предложит продемонстрировать этот способ собирания газов.

При использовании познавательного и занимательного материала большое значение уделяется оценке эмоционального состояния учащихся, которое во многом обеспечивает успешность процесса обучения.

Проводится анкетирование учащихся и анализ их творческих работ и сочинений по впечатлениям от проведенных дидактических игр. Полученные данные свидетельствуют о том, что при использовании занимательного материала абсолютное большинство учащихся (свыше 90%) пытаются активно включится в учебно-познавательную деятельность.

Перестройка позиции школьников при включении их в игровые сюжеты не только вызывает ситуативный интерес к выполнению данной задачи, но и способствует формированию интереса к самому учебному предмету и совершенствованию знаний по предмету (83%).

На предложенный нами вопрос: «Заставила ли игра переживать вас за успехи товарищей?» - 80% восьмиклассников ответили положительно. Это позволяет сделать вывод, что коллективное выполнение занимательных заданий заставляет подростков в большей мере считаться со своими товарищами, сопереживать их успехам и неудачам, быть внимательными к их способностям и недостаткам.

Очевидно, что познавательный и занимательный материал используемый на уроке, значим не только как средство активизации учебно-познавательной деятельности, но и как перспективный путь реализации задач воспитания и развития личности в процессе обучения.

П.П. Блонский пи сал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, физиологию, философию, социологию, логику».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: