NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Организация исследовательской деятельности Выбор темы и проведение исследований


Организация исследовательской деятельности

Выбор темы и проведение исследований

Проведение научных исследований - это процесс получения человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет, с целью нахождения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи.

Выбирая тему исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть вопрос, проблема, которая, по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Помочь при выборе темы могут школьный учитель, вузовский преподаватель, научный сотрудник или просто интересный интеллектуально развитый человек. Стоит заметить, что выбор темы работы существенно зависит от уровня вашей подготовки и технических возможностей, которыми вы обладаете. Как правило, школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют научного руководителя. Чаще это бывает тот человек, который помог вам при выборе темы. Может быть и наоборот. Вы выбрали тему, а затем нашли научного руководителя, проявив при этом необходимую инициативу. Научный руководитель поможет составить план исследования, критически оценить полученные результаты, подсказать альтернативные подходы в случае неудами.

Этапы проведения исследования в различных областях знаний отличаются друг от друга. Наиболее общий план проведения исследования представлен ниже:

  1. Проявление интереса, выбор конкретной темы, определение или создание формулировки проблемы.

  2. Изучение публикаций, относящихся к данной проблеме/вопросу.

  3. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).

  4. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.

  5. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.

  6. Оформление результатов проделанной работы (статья, реферат, материалы для стенда и т. п.): подготовка научного доклада.

Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором освещена актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. д.) и, возможно, содержатся предложения по практическому использованию ее результатов.

Исследователь должен уметь:

  • обосновывать актуальность;

  • находить объект и предмет исследования;

  • формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;

  • планировать эксперимент;

  • проводить эксперимент;

  • осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;

  • определять границы применения экспериментальных данных;

  • анализировать полученные результаты, делать выводы.

Исследования в разных областях знаний имеют свою специфику. Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

По истории чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.

По математике исследовательские работы разбиваются на две группы:

  1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач;

  2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

  1. Поиск необходимого материала и представление его в виде слайд-фильма, который можно было бы разместить в Интернет.

  2. Изучение и обзор новых программных средств.

  3. Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.

Представление результатов исследований


Результаты исследовательской деятельности автора оформляются в форме отчетов (работа, тезисы, статья, книга и т. п.), оглашаются на различных конференциях, могут быть представлены на конкурс.

Общие требования к структуре и содержанию работы

Структура работы:

Титульный лист

Содержание

Введение

Глава 1. Литературный обзор (современное состояние вопроса)

Глава 2. Объект и методы исследования

Объект исследования

Методы исследования

Глава 3. Результаты собственных исследований (может быть 1, 2, 3 и т.д. главы).

Заключения и выводы

Список используемой литературы

Приложение
Оформление работы начинается с титульного листа. Титульный лист содержит следующее: название конференции, работы и населенного пункта; вид работы (реферат, доклад, сообщение…), сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В начале основного текста помещают содержание с перечнем разделов работы и указанием номеров страниц, с которых начинается каждый раздел (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Затем идет введение. Введение должно включать в себя следующую информацию:

  • краткое представление объекта исследования;

  • обоснование актуальности исследования (новизна и практическая значимость работы);

  • четко сформулированную цель исследования, чтобы читатель мог ясно представить себе, в чем суть проблемы (задачи);

  • формулировку рабочей гипотезы;

  • задачи исследования (поэтапность выполнения цели);

  • общие методы исследования (перечислить);

  • указание трудностей технического характера и иных препятствий к достижению цели работы, с которыми вы могли столкнуться.

Объем введения не должен превышать 1-2 страницы машинописного текста. Во введение иллюстрации не помещают.
Далее следует основная часть — раздел, который может состоять из нескольких частей, таких как литературный обзор, материалы и методы исследования, ….. Каждая его часть должна иметь заглавие, выражающее его основное содержание.

Глава 1. Литературный обзор (современное состояние вопроса)

Данный раздел включает в себя описание современного состояния вопроса по результатам анализа литературных источников. Цель – показать степень изученности проблемы исследования в настоящее время и доказать актуальность Вашего исследования. Необходимо отразить: как давно изучается данный вопрос, насколько он изучен в настоящее время, что остается до сих пор неисследованным, какие существуют недостатки проведенных раннее исследований. Чем больше проанализированной литературы, тем лучше. Надо попытаться, чтобы литература была разных лет – от «старой» до современной.

Глава 2. Объект и методы исследования

2.1 Объект исследования

включает подробную характеристику объекта исследования (например, в случае биологического объекта - его систематическое положение, структурная, биологическая и экологическая характеристика)

  • 2.2. Район исследования

  • указывается период и место проведенного исследования;

  • характеристика района и места исследования, его расположение и т.д.

  • географическое расположение, природная характеристика и т.д.

  • если работа проведена полностью в лаборатории, то указывается полное название лаборатории, ее принадлежность к организации.

2.3. Методы исследования

последовательно и, как можно подробнее, перечисляются все методы, которые использовались при проведении исследования: методы сбора данных и методы обработки данных. Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то дается просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в нее внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

Глава 3. Результаты собственного исследования

В главе «Результаты исследований» дается описание результатов собственных исследований автора. Результаты работы, если они отражают разные стороны изучаемого явления, могут быть изложены в нескольких главах. В этом случае общее название «Результаты исследований» следует заменить на содержательное, обозначающее существо рассматриваемой частной проблемы. Глава содержит иллюстрированное описание результатов наблюдений. Изложение результатов должно быть ясным, логичным и аргументированным. На их базе вскрываются и объясняются связи и закономерности, которые и являются собственно научным продуктом. Можно рекомендовать принцип изложения «от общего – к частному», когда вначале на представленном материале (в таблицах или диаграммах) отмечают общие, даже тривиальные закономерности, затем обращаются к вычленению новых доказанных зависимостей, отношений, связей, закономерностей, а в конце концов упоминают о недостоверных, но интересных тенденциях. Найденные закономерности должны иметь оценку достоверности, т. е. подтверждаться с помощью методов математической статистики (приводится уровень значимости, достоверность, статистические ошибки и, если необходимо, критерии). Результаты исследований должны обладать конкретностью, новизной, научной значимостью.

Данная глава включает непосредственно результаты исследования, их представление в виде рисунков и графиков и их обсуждение и сравнение с литературными данными.


Следующим разделом работы является заключение и выводы.

Заключение содержит кратко и точно сформулированные основные результаты работы в виде утверждения. Заключение, как правило, состоят из одного - трех положений. Это ваши убеждения, как автора работы, которые вы готовы отстаивать.

Выводы   есть краткое изложение основных результатов собственных исследований. Они должны затрагивать только те разделы работы, которые касаются объяснения вскрытых связей и закономерностей. Порядок следования выводов соответствует их значимости: сначала идут общие, фундаментальные, затем частные, эмпирические, а в конце – методические. Общее число выводов не должно быть более 7.

Работа завершается списком литературы, в котором указываются научные публикации (книги, журнальные статьи, справочники), а также другие источники, в том числе, электронные документы, которые были использованы в научно-исследовательской работе.

Литература оформляется согласно ГОСТу. См.ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Общие рекомендации по оформлению

Каждая глава также должна иметь небольшую вводную часть и заключение, резюмирующее сказанное в ней и содержащее вывод. Выводы заключения не должны повторять выводы отдельных глав. Типичные вводные фразы: «Проанализировав…. получили», «В ходе исследования», «Итак, перейдём к рассмотрению…», «Рассмотрим…». Заключительные фразы: «Рассмотрев …, мы можем сделать вывод о…».

Следует также правильно разбивать текст на абзацы. В абзаце должна содержаться законченная мысль, в начале должно иметься короткое (одно - два предложения) вступление, обращающее внимание читателя на смену ракурса рассмотрения темы, в конце читатель должен почувствовать, что изложение мысли подошло к концу; абзац не должен заканчиваться обрывом. Средний объём каждого абзаца - около пяти предложений.

В работе возможны заголовки различных уровней (заголовки разделов, глав, пунктов, подзаголовки). Заголовки высокого уровня центрируют, заголовки низкого уровня выравнивают по левому краю. Некоторые учебные заведения и научные руководители требуют нумеровать заголовки и начинать главу с новой страницы. Заголовки нумеруются арабскими цифрами, вложенные подзаголовки — через точку («1», «1.1», «2.3.1» и т. п.).

Знак «%» и обозначение меры ставятся один раз: 50, 60 и 70%, длиной 5, 25, 100 м.

Предлог или тире не ставятся перед числами, обозначающими меру: протяженностью 10 м (неверно: протяженностью в 10 м).

Даты принято писать в форматах (03.02.01, 03.02.2001, 3 февраля 2002 года или 3 февраля 2002 г.)

Если указывается только год, слово «год» пишется полностью: в 1905 году. Если указывается месяц, квартал, полугодие, можно сократить: во втором квартале 2000 года. Не следует, однако, сокращать слово «год», если указывается число месяцев: за 7 месяцев 1999 года.

Слово «год» опускается на титульном листе. Рекомендуется опускать его при датах рождения и смерти, дате создания произведения, дате исторического события и присуждения премии: в России царствовала императрица Екатерина II (1762–1796), Швеция признала условия расторжения шведско-норвежской унии (1814).

При обозначении периода второй год пишется полностью: не 2001-10 гг., а 2001–2010 гг. Первый формат принят в справочных изданиях с целью экономии места, в реферате он недопустим. Года учебный, бюджетный и отчётный, театральный сезон пишутся через косую черту: 1998/99 г.

Десятилетия обозначаются одним из следующих способов: 70-е года XIX века, 20–30-е года XVIII века, 1870-е года, в 1960–70-х гг.

При записи праздников, начинающихся с числа, в начале предложения следующее слово пишется с прописной буквы: 8 Марта, 9 Мая.

Общие рекомендации по оформлению ссылок

После каждого важного высказывания, взятого из литературного источника, всегда ставится ссылка на автора. Например: Температура воздуха оказывает сильное влияние на интенсивность фотосинтеза у бобовых (Иванов, 1999; Сидоров, Петров, 2001). Если авторов, высказавших определенное положение несколько, то вы даете несколько ссылок (как показано в примере, и обязательно располагаете их по возрастанию, по годам). Если вы ссылаетесь на статью, где больше двух авторов, то ставите – (Васичкин и др., 1987), если автора два, то (Иванов, Сидоров, 1999).

Ссылки можно оформлять двумя способами: первый, как показано выше, второй, в тех местах работы, где используются перечисленные в списке литературы источники, должны быть соответствующие ссылки (номер источника в квадратных скобках). Отсутствие ссылки на результат, полученный кем-либо ранее, рассматривается как плагиат. Литературные источники принято перечислять в алфавитном порядке, сначала приводятся источники на кириллице, затем на латинице, в конце списка приводятся ссылки на электронные издания. Иногда литературные источники перечисляют в порядке упоминания в тексте работы. Другие варианты недопустимы.

Рекомендации по оформлению таблиц

Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются, на следующей странице или в приложении. Название таблицы пишется над таблицей (выравнивание «по центру»), а номер таблицы – справа и выше названия (выравнивание «по правому краю»). Название таблицы должно явно обозначать те значения, которые содержатся в полях таблицы. Основные названия граф пишутся с заглавной буквы (Число), подчиненные или дробные названия граф – с прописной (видов). Названия граф и значения в полях таблицы выравниваются по центру и центрируются по вертикали. Названия строк выравниваются по левому краю.

Сама таблица располагается по центру листа. Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий. На новом листе справа пишется: Таблица Номер и после номера в скобках «продолжение» (Например: Таблица 3 (Продолжение)). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Таблицы имеют отдельную сквозную нумерацию или для всей рукописи, или в пределах отдельных глав (третья таблица в пятой главе имеет номер табл. 5.3). Если в работе одна таблица, то её не нумеруют. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Ссылку на таблицу оформляют следующим образом: см. табл. 1. Если таблица одна, слово «таблица» не сокращают: см. таблицу.

Обычно при первой ссылке слово «см.» не пишется: «Из табл. 1 видно, что…». При дальнейших ссылках помечают в скобках: «см. табл. 1».

Так же при использовании таблиц учитывайте следующие рекомендации:

  • числа, которые читатель должен сравнить, нужно располагать друг под другом и выравнивать по правому краю;

  • наоборот, числа, имеющие разный смысл и разные единицы измерения, не должны располагаться друг под другом;

  • повторяющиеся элементы, например, обозначение меры («кг», «см»), выносят в заголовок;

  • не перегружайте таблицу, при увеличении числа граф свыше шести время на их считывание возрастает в геометрической прогрессии;

  • по возможности не используйте многоярусные заголовки, сокращайте повторяющиеся элементы многоярусных заголовков, вынося их в заголовки верхнего уровня;

  • ячейки таблицы не должны быть пустыми, если значение отсутствует, то в ячейке ставится тире. Если в вашем распоряжении нет необходимых данных, укажите это строкой «нет свед.»;

  • если таблица занимает больше одной страницы, то необходимо повторить заголовок и над таблицей написать слова «продолжение таблицы» и её порядковый номер;

  • сноски к цифрам в таблице оформляют только звёздочками (чтобы не было путаницы с показателем степени) и печатают непосредственно под таблицей.

Пример:

Таблица 3

Показатели видового состава сообществ еловых лесов

(Заонежье, по данным 2003 года)



п/п

Ассоциация

Число

Комментарии

видов

родов



Название ассоциации

230

15

нет


Рекомендации по оформлению рисунков

Хорошо выглядит работа, проиллюстрированная фотографиями, рисунками, чертежами, таблицами или графиками. Однако они должны носить не самостоятельный характер, а только дополнять или объяснять изложенный материал. При этом в тексте работы обязательно должна быть ссылка на них. Для этого все приведенные таблицы, рисунки, чертежи и графики должны иметь название и номер. Если количество фотографий, таблиц, графиков или рисунков слишком большое и затрудняет восприятие материала, то часть из них нужно отнести в приложение. Приложения служат для разгрузки основной части текста и включают объемные таблицы, иллюстрации и первичный экспериментальный материал. Приложение может содержать исходные (первичные) данные, на основании которых проводилось исследование, листинги компьютерных программ и некоторую другую информацию, поясняющую проделанную работу.

Все иллюстрации (графики, диаграммы, схем, фото) должны иметь единую нумерацию и называться «рисунки», рис. Рисунок располагается по центру листа. Подписи к рисункам следует помещать ниже рисунка (выравнивание «по центру»). Рисунки имеют отдельную сквозную нумерацию или для всей рукописи, или в пределах отдельных глав (пятый рисунок в третьей главе имеет номер Рис. 3.5).

Пример:

Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1-…, 2-… и т.д.

Рис. 3. Дендрит максимального сходства локальных флор (коэффициент Жаккара).

Требования к формату документа

Работу можно аккуратно и разборчиво написать от руки или представить к печатном варианте. В тексте не допускаются сокращения, кроме общепринятых. Работа выполняется на листах белой бумаги формата А4. Для печати выбирается яркий шрифт размером в 12 или 14 кегль. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Расстояние между строками выбирается так, чтобы текст хорошо читался, как правило, это 1.5 или 2 интервала. Формулы можно вписывать черной пастой. Нумерация проводится с титульной страницы, но номер на ней не ставится, т.е. первый номер страницы «2», ставиться на странице СОДЕРЖАНИЯ. Номер страницы размещается внизу по центру арабскими цифрами (1. 2 и т. д.).

Поля: левое — не менее 3 см, правое — не менее 1 см, верхнее — не менее 1,5 см, нижнее — не менее 2 см (требования ГОСТ 7.32–2001).

Надо помнить. Очень часто работы, присланные на конкурс или конференцию, не возвращаются автору. Поэтому в них следует включать копии оригинальных фотографий и уникальных рисунков.

Иногда для участия в конференции необходимо написать аннотацию, которая должна содержать наиболее важные сведения о работе, а именно: цель работы, использованные в ней приемы и методы, а также выводы. Аннотация должна располагаться не более чем на одной странице печатного текста. Сначала печатается заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже - текст аннотации.

Аннотация

Аннотация  краткая информация о каком-либо издании, характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.

Аннотации различаются по содержанию и целевому назначению. По целевому назначению аннотации подразделяются на справочные (дают характеристику текста без критической оценки) и рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей). По полноте охвата содержания различают следующие аннотации: общие (дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию); специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов); групповые (дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике).

Аннотация может быть выполнена как на собственную работу, так и на работу другого автора (авторов).

Оформленная аннотация включает в себя библиографическое описание аннотируемого документа и сам текст аннотации. В последнем указывается следующее: сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах исследования; а также описание структуры аннотируемого труда; предмета и темы, основных положений текста.

Текст аннотации не стандартизирован. Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, таковы:

  • композиция внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста;

  • отбор сведений, формулирование и их расположение зависит от характера аннотации;

  • язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью;

  • аннотация на диссертации, статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;

  • средний объем  500 печатных знаков, реже  800-1000.

При составлении аннотации можно использовать следующие распространенные выражения:

В статье рассмотрены...

Показан...

Большое место занимает характеристика...

Приводится обширный материал...

Исследование ведется через рассмотрение таких важных проблем, как...

Вскрывая сущность..., автор впервые дал научное определение... и т. д.

Тезисы

Тезисы как вид научного текста:

  • повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

  • всегда имеют доказательства;

  • выявляют суть содержания и краткие результаты;

  • позволяют обобщать материал;

  • ценны для критического анализа статьи, доклада и т.д.

Рецензия и отзыв

Рецензия  разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. В ней рецензент указывает на достоинства и недостатки работы, высказывает оценку, мнение при детальном анализе.

Отзыв  это мнение, впечатление о произведении без детального анализа. В отзыве важной является общая оценка.

Рецензия и отзыв строятся по следующей общей схеме: вступление  предмет анализа, актуальность темы, структура текста (для отзыва  без детального анализа), основная часть  краткое содержание (для отзыва  без детального анализа), общая оценка, недостатки, недочеты, заключение  выводы, итоговая оценка, пожелания автору.

Далее приводится типовой текст рецензии или отзыва с указанием наиболее распространенных выражений.

. Предмет анализа

  1. Установите жанр текста (автореферат, диссертация, статья в журнал, рукопись книги и т. д.).

  2. Используйте далее различные замены:

  • В работе...;

  • В данном исследовании...;

  • В предмете анализа...;

  • Настоящий труд...;

  • Рецензируемая работа...

. Актуальность темы

  1. Используйте одну из формул:

  • Настоящая работа посвящена проблеме..., которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.

  • Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений.

  • Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем... и способствует углублению наших знаний в этой области...

. Краткое содержание

  1. Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников, библиография...) для рецензий.

  2. Отметить лишь самое существенное, т. е. центральные вопросы:

  • Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и существенны результаты, является...

  • Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом, достаточно остановиться на содержании й главы, составляющей основу исследования...

  • Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение..., на котором и следует остановиться подробнее.

V. Общая оценка

  1. Начать данную часть фразами:

  • Суммируя результаты отдельных глав, ...;

  • Таким образом, настоящая работа...;

  • Оценивая работу в целом...;

  • Подводя общие итоги, следует отметить, что...

  1. Определить качество работы и дать оценку.

По дипломной работе

Работа заслуживает

  • положительной оценки (слабая работа);

  • высокой оценки (средний уровень работы);

  • отличной оценки (хорошая работа).

V. Недостатки, недочеты

  1. Используйте такие шаблоны:

  • К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении... и недостаточную четкость речевого оформления материала...

  • Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав..., несколько сократить введение и снабдить работу приложением...

  • Существенный недостаток данного исследования заключается в...

  1. Завершите постраничное перечисление недостатков и недочетов следующим:

  • Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, т. е. носят локальный характер...

  • Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями...

  • Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование...

V. Выводы

Использовать одну из формул:

  • Работа может быть оценена положительно и рекомендована...

  • Настоящее исследование заслуживает высокой оценки, а ее автор достоин искомой степени...

  • Работа, внесшая весомый вклад с развитие теории..., удовлетворяет требованиям, предъявляемым к диссертационным исследованиям...

  • Наиболее интересный материал дан в 3й главе, которая и является собственно оригинальной. Однако избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение. Кроме того, обилие ошибок приводит к мысли, что автор не достиг уровня ученого.

Публичное выступление (доклад)

Время доклада на конференции чаще всего составляет не более 10 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким.

Примерное содержание доклада:

  • название работы;

  • цель работы и ее актуальность;

  • основное содержание работы, материалы и методы исследования, трудности, которые были преодолены;

  • вывод (наиболее важный результат работы), возможно, перспективы продолжения работы;

  • слова благодарности за внимание.

После доклада вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся вашей работы.

Доклад может сопровождаться демонстрацией заранее подготовленных таблиц, графиков, плакатов, стендов. Выигрышнее выглядит подача материала с использованием технических средств: компьютера, видеотехники, кодоскопа и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример титульного листа

Конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее Карелии»
Школа № 14, г. Петрозаводска


Реферат
Растения зимнего сада и экология
школьных помещений

Выполнил: ученица 8Б класса

Стаховская Т.С.
Научный руководитель: учитель биологии Стаховская Л.И.

Петрозаводск

2005

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления содержания

Содержание

Введение 2

Глава 1 Содержательное название (обзор литературы) 4

Глава 2. Материалы и методы 28

    1. 34

    2. 35

Глава 3. Содержательное название 1(результаты исследований) 36

    1. 37

    2. 38

Глава 4. Содержательное название (обсуждение результатов) 61

Заключение и выводы 16

Список литературы 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример оформления списка литературы

Книга:

1 автор

Будаева С.Э. Лишайники лесов Забайкалья – С.Э. Будаева. - Новосибирск: Наука, 1989. - 304 с.

2 автора

Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения / Н. Л. Жуковская, Н.Ф. Мокшин. - М. : Флинта, 2000. - 320 с.

3 автора

Куницина В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. - (Учебник нового века).

Более 3-х авторов

Онежское озеро / Г.С. Бискэ и [др.]. - Петрозаводск: Карелия, 1999.- 168 с.
*В описании книги более трех авторов могут быть приведены сведения обо всех лицах или организациях, указанных в источнике информации. При необходимости можно ограничится указанием первого из каждой группы с добавлением в квадратных скобках сокращения " и другие" [ и др.]

Описание сборников

Исторические портреты / под общ. ред. акад. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 2000. – 319 с. – (Б-ка учителя истории).

Материалы конференций, съездов, симпозиумов

Человек в культуре России: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. дню славянской письменности и культуры. Ульяновск, 24 - 25 мая 1999г. - Ульяновск, 2000. - 99с.

Описание отдельного тома многотомного издания

Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. / В.Ф. Одоевский. – М.: Худож. лит., 1999. – Т.2. – 365 с.

Современная политическая история России: 1985 - 1998 : в 2 т. / под общ. ред. В.И. Зоркальцева, А.И. Подберезкина. - изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: РАУ - Корпорация, 2000. - Т.2: Лица России. - 961 с.

Описание отдельного тома (вып.) продолжающегося сборника

Проблемы истории России: сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург: Волот, 1999. – Вып.1: От традиционного к индустриальному обществу / под ред. А.Т. Шашкова. – 179 с.

или

Проблемы истории России : сб. науч. тр. Вып.1 . От традиционного к индустриальному обществу / под ред. А.Т. Шашкова; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург: Волот, 1999. – 179 с.

Произведение из многотомного издания

Пушкин А.С. История Петра I / А.С. Пушкин // Собр. соч.: в 10 т. - М., 1977. - Т.8. - С. 7 - 342.

Глава из книги одного автора

Замаровский В. Египетские пирамиды / В. Замаровский // Путешествия к семи чудесам света / В. Замаровский . - М., 1980. - С. 21 - 103

* Если автор главы и автор книги совпадают рекомендуется не повторять фамилию автора в записи источника публикации.

Законодательные материалы:

Конституция Российской Федерации. -М. : Приор,2001. -32 с.

О воинской обязанности и военной службе: федер. закон [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.] - 4 - е изд. - М : Ось - 89,2001 . - 46 с.

О бухгалтерском учете : федеральный закон от 21.11.1996 г. №129 - Ф3 //Собрание законодательства РФ. -1996. -№ 48. -Ст. 5369.

*Если составная часть помещена в томе, выпуске собрания сочинений, избранных сочинениях и т.п., имя автора в источнике публикации не повторяется.

Статьи:

Статья из сборника

Антипин В.К., Токарев П.Н. Болотные экосистемы национального парка «Водлозерский» и их функциональное зонирование. / В.К. Антипин // Природное и культурное наследие Водлозерского национального парка. – Петрозаводск., 1995. – С. 74 – 97.

Статья из многотомного издания

Корецкий В.И. Опричнина / В.И.Корецкий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.18. – С. 439 – 440.

Статья в журнале:

Васфилов С.П. Рост и рН Pinus sylvestris при воздушном загрязнению. / С.П. Васфилов Лесоведение. - 1997. - № 5. - С.24 – 3.

Terhivuo J. Provisional atlas and population status of the Finnish amphibian and reptile species with reference of their range in northern Europe // Ann. Zool. Fennici, 1981. 18. N3. pp.139-164.

Статья из газеты

Яковлев А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С.2.

Архивный документ:

Материалы следственной комиссии по делу писательских организаций г. Ленинграда // ЦГАЛИ СССР. ф.92, оп.7, д.6, л.60-61.

Описание стандарта:

ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0 – 77. – Введ. 01.01.86. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 24 с.

Описание электронных ресурсов:

Электронная статья

Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm.

Электронный журнал

Исследовано в России: [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

Электронные данные

Российская государственная библиотека: [Электрон. дан. ] / Центр информ. технологий РГБ; Ред. Т.В. Власенко; Web-мастер Н.В. Козлова. – электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997.- Режим доступа : http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: