Отчет о деятельности мбук «цбс ленинск-Кузнецкого муниципального района»
5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста
Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста строится в основном на индивидуальных беседах о прочитанном.
Библиотекарь Подгорновской сельской библиотеки – филиала №26 Сидельникова И.В. в отчете написала так: «Иногда приходится вести индивидуальные беседы нравоучительного характера. Надо отметить, что враждебно настроенные к учителям, ребята часто открыты и доверчивы с библиотекарем. Наверное, потому, что мы ничего не заставляем их делать насильно, и они нам ничем не обязаны. Они чувствуют себя в библиотеке свободными и уверенными, здесь они никогда не бывают плохими, неуспевающими, даже если ничего не читают. Это чудесно, что в библиотеке нет необходимости делить детей на отличников и двоечников!»
6. Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством
В ЦБС разработана программа непрерывного обучения библиотекарей МБУК «Лестница успеха». Для библиотекарей проводят методисты семинарские занятия. Для начинающих библиотекарей работает «Школа начинающего библиотекаря». Практические занятия по всем направлениям библиотечной деятельности проходят в Библиолицее «Творческая лаборатория».
В Библиолицее «Творческая лаборатория» прошло интересное занятие «Мерчандайзинг в библиотечной рекламе». Мерчандайзинг - это искусство расположения книжного фонда для облегчения читателю процесса выбора книг для чтения. В рамках лаборатории проведена: консультация для сельского библиотекаря «Книжная выставка: какой ей быть? Многообразие тем, разнообразие форм; выступление методиста и практическое занятие для заведующих сельскими филиалами «Мерчандайзинг в библиотеке». Специально к данному мероприятию подготовлено и выпущено методическое пособие «Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей: инновационный подход».
7. Библиотечные фонды для юношества.
7.1 Библиотечные фонды, не совсем соответствуют потребностям читателей. Порой не хватает классики. Но благодаря областному, районному финансированию ежегодно сельские филиалы получают новую литературу. А также пополняем фонды за счет акции «Подари сельской библиотеке книгу»
7.2. Наиболее популярные у читателей юношеского возраста книги и авторы Серия «Сталкер»
Книги М.Семеновой
Иванов А. Лучшая книга ужасов
Трушкин А. Большая книга кладов
Авдеенко А. Над Тисой. Дунайские ночи.
Сысоев В. Последний Барс.
Кларк А. Пески Марса
Бессон Л. Артур и Минепуты
7.3. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов (по запросам юношества)
Лукьяненко Мальчик и тьма
Колфен Йон. Четыре желания
Темы: Современные танцы; Самоучитель по иностранным языкам; Химическая промышленность и её инновации.
7.4. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях для юношества.
Количество наименований и экземпляров, полученных в 2012 году – 24 наименований газет и журналов.
Будете получать в 1 полугодии 2013 года – 24 наименований газет и журналов.
8. Информационное обслуживание юношества.
8.1. Укажите информационные и сервисные услуги, чаще всего предоставляемые юношеству библиотеками города, муниципального района и какие виды новых услуг использовали в 2012 году.
Работа в сети Интернет
Поиск в правовых базах данных
Ксерокопирование
Распечатка на принтере
Подбор литературы
Выполнение справок по проекту Электронная библиотека Кузбасса
8.2. Фронтальное (массовое) информирование:
выставки новых поступлений, выставки-просмотры (количество) - 71
библиографические обзоры - 41
библиографическая продукция (информационные бюллетени, дайджесты, библиографические списки и др.) – 25
Дни, недели информации- 30
Есть свой библиотечный сайт – http:// lenkuzcbs.3dn.ru
9. Формирование основ информационной культуры.
«Показатели работы по формированию информационной культуры личности»
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
Всего | 55 | 408 | 53 | 424 | 1 | 59 | 573 |
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
Камышинская сельская библиотека-филиал № 5
Сельская библиотека работает по программе «В мире библиографии». Уроки проводятся для школьников, начиная с первого класса по 9 класс. Для старшеклассников прошло два урока. «Энциклопедия империи знаний» библиотекарь познакомила ребят с энциклопедиями, словарями, справочниками, самостоятельная работа со справочной литературой, структура, вспомогательный аппарат справочной литературы. Материал закреплен игрой. Разыскания по карточкам. Когда все ребята справились с заданием, прошло обсуждение, почему одни справились быстро с заданием, а другие испытали затруднение. Эта игра помогает самостоятельно вести разыскания по справочной литературе. Урок «У кого спросить? Где узнать?» знакомство с каталогами. Структура систематического каталога. Оформление запроса на литературу.
Панфиловская сельская библиотека-филиал № 15
Библиотека работала по программе «Основы информационных знаний»
- юношество 9-11 классы
-Занятие «Библиографические затеи»
- беседа – консультация «Ваши помощники в выборе книг»
- Практическое занятие в игровой форме. «Библиографические раскопки»
- Две команды:
1 задание – Библиографическое домино. Игра с карточками. Дети должны восстановить цепочку из карточек. На одних написаны авторы книг, портрет писателя, на других – названия, картинки из произведений.
Второе задание – брейн-ринг по указателям. Участникам предлагалось по аннотации отгадать название произведения и его автора. А затем дети должны были найти данную книгу на стеллажах библиотеки. Присутствовало 15 человек. Лучшие знатоки награждались именными закладками для книг.
Свердловская сельская библиотека-филиал № 17
Библиотека работает по программе «Основы информационных знаний»
- юношество 8-9 классы
- «Знакомство с каталогами и картотеками»
- «Знают все энциклопедии»
- учимся составлять список литературы к докладам и рефератам
- заключение: информина «Они знают все»:
- поиск по каталогам
- тематический поиск с помощью справочной литературы
- соревнование «Кто быстрее проведет разыскание книги»
- составить рассказ, розыгрыш или сценку на тему «Библиографическое разыскание»
Подгорновская сельская библиотека-филиал № 26
Библиотека работает по программе:
«Знай-ка!» для учащихся 1- 4 классов
«Умничка» - для учащихся 5-7 классов
«Эрудит» - учащиеся 9 - 11 классов
Программа «Эрудит»
- тематический поиск по систематическому каталогу
- поиск по справочной литературе «Что Вас интересует?»
- поиск по Интернету
11. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
11.1. Какие рекламно-информационные материалы выпускают детские библиотеки (рекламный листок, буклет и т.д.)
Книжные:
Краеведческие:
Герои социалистического труда [Текст]: биобиблиографический указатель / сост. Панова Л.М.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 28 с. – 25 экз.
И мудрость знаний и открытия храня [Текст]: сб. материалов по истории библиотек Ленинск-Кузнецкого района / сост. Кириченко Г.А.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 48 с. – 30 экз.
Мои стихи о православии [Текст]: сб. стихов В.М.Николаевой / сост. Попова Л.Е.; Чусовитинская сельская библиотека-филиал №23. – Чусовитино, 2012. – 12 с. – 1 экз
Народные песни Российских немцев [Текст]: сборник немецких песен / сост. Лис И.Э.; Панфиловская сельская библиотека-филиал №15. – Панфилово, 2012.- 12 с.- 15 экз.
Свой голос [Текст]: сборник стихов и рассказов юных литераторов Ленинск – Кузнецкого района / сост. Маргольф В.В.; Детская библиотека - Красное, 2012.- 28 с. - 10 экз.
День России [Текст]: памятка / сост. Панова Л.М.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 14 с. – 5 экз.
Лучшие книги – детям [Текст]: шорт-лист / сост. Сидельникова И.В.; Подгорновская сельская библиотека-филиал №26. – Подгорное, 2012. – 6 с. – 10 экз.
Права потребителя: культура и право [Текст]: памятка / сост. Панова Л.М.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 24 с. – 20 экз.
Листовые:
Воспитание… родителей [Текст]: рекламный буклет / сост. Панова Л.М.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 5 экз.
Как воспитать книгочея [Текст]: памятка / сост. Чумина А.А.; Драченинская сельская библиотека-филиал №1. – Драченино, 2012. – 15 экз.
Здоровье = жизнь [Текст]: рекламный буклет / сост. Панова Л.М.; Центральная библиотека. – Красное, 2012. – 5 экз.
Перезвон. Анна Дубовцева: поэтическая визитка [Текст]: рекламный буклет / сост. Попова Л.Е.; Чусовитинская сельская библиотека-филиал №23. – Чусовитино, 2012. – 12 с. – 10 экз.
Семью сплотить сумеет мудрость книг [Текст]: рекламный буклет / сост. Попова Л.Е.; Чусовитинская сельская библиотека-филиал №23. – Чусовитино, 2012. – 12 с. – 10 экз.
11.2. Работа с местными средствами массовой информации.
Тематика публикаций | Количество публикаций |
история библиотек | |
о деятельности библиотеки в целом | 5 |
реклама библиотечных фондов (о книгах, журналах и т.п.) | |
о деятельности клубов по интересам, кружков в библиотеках и т.д. | 1 |
о библиотечных музеях | |
о мероприятиях для пользователей: тематических вечерах, конкурсах, презентациях, праздниках, фестивалях, недели книги и др. | 12 |
о профессиональных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах» и др. | 1 |
статьи об отдельных библиотечных работниках | 1 |
проблемные статьи о библиотеках | |
о взаимодействии с социальными партнерами, со спонсорами | |
рекламные объявления | 1 |
другое (что именно?) | |
Общее количество публикаций | 21 |
12. Исследовательская работа среди юношества, исследования юношеского чтения
С целью, выяснить какое место занимает книга и чтение в жизни молодежи, в Чусовитинской сельской библиотеке-филиале №23 был проведен опрос «Чтение нового поколения». Было опрошено 35 респондентов юношеского возраста. Анализ опроса показал, что читающим человеком назвали себя 45% опрошенных; любят читать – 37%; читают много и с удовольствием – 11%; не читают – таких не было. На вопрос: «Для чего люди читают?» были получены такие ответы: получить новые знания – 49%; стать умней и грамотней, расширить кругозор, улучшить интеллект – 21%; интересно провести время - 12%; убить (занять) время – 8%. Из анализа ответов на вопрос видно, что практически исчезает «чтение для души», для самосовершенствования. Молодое поколение читает большей частью с практическими целями (например: учебной программой). На вопрос: «Какую литературу больше любите читать?» были получены ответы: предпочитаемым жанром являются приключения, в среднем – 36%; мистика – 30%; фантастика – 35%; детективы – 28%; юмористические произведения – 22%. Полученные данные позволяют сделать выводы: чтение не умирает, а меняется. Теперь молодежь читает не только с листа, а чаще с экрана.
Анкета:
Уважаемые юноши и девушки!
Сельская библиотека проводит мини - исследование по теме
«Чтение нового поколения».
Надеемся с вашей помощью выяснить, какое место занимает книга и чтение в жизни молодежи.
Предлагаем ответить на вопросы анкеты.
1. Считаете ли Вы себя читающим человеком?
2. Любите ли Вы читать?
3. Много ли Вы читаете с удовольствием?
4. Для чего люди читают?:
-получить новые знания
-стать умней и грамотней, расширить кругозор
-интересно провести время
-убить (занять) время
5. Какую литературу больше любите читать?:
-приключения
-фантастику
-детективы
-юмористические произведения
-мистика
6. Сообщите, пожалуйста, о себе:
Ваш пол:
Ваш возраст:
Ваше занятие:
Благодарим за ответы!
В Демьяновской сельской библиотеке-филиале №4 среди старшеклассников провели анкетирование «Когда сворачиваются уши». Цель анкетирования – выявить отношение респондентов к проблеме сквернословия.
80% респондентов отметили, что они иногда употребляют нецензурные слова, но из 65% отметили, что им неприятно слышать нецензурщину из уст окружающих. 76% опрошенных отметили, что в семье взрослые употребляют брань, но из них 70% ребят это очень не нравится. 95% респондентов отмечают, что сквернословие не украшает русский язык.
Карты инноваций
Название библиотеки: Демьяновская сельская библиотека-филиал №4
Название инновации: Ретро - выставка «Мамина пластинка»
Вид и форма инноваций:
Инновационные (новые) подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей
Автор инновации Пермякова Наталья Ивановна, заведующая библиотекой
Описание инновации: в библиотеке оформлена ретро-выставка «Мамина пластинка». Было выставлено 15 пластинок 80-90-х годов. К каждой пластинке была оформлена краткая аннотация об исполнителях, а также книги по теме выставки. Рядом с выставкой стоял проигрыватель, на котором прослушивали пластинки.
Название библиотеки: Панфиловская сельская библиотека-филиал №15
Название инновации: «Литературные видеобеседы»
Вид и форма инноваций: Инновационные формы в библиотечном обслуживании пользователей.
Автор инновации: Лис Ида Эвальдовна, заведующая библиотекой.
Описание инновации: беседы о книгах сопровождались просмотром видеоматериалов, скаченных с Интернета.
Название библиотеки: Центральная библиотека
Название инновации: книжный фестиваль «Книжная радуга»
Вид и форма инноваций: Инновационные формы в библиотечном обслуживании пользователей.
Автор инновации: коллектив Центральной и Детской библиотек
Описание инновации: Основные задачи фестиваля: продвижение чтения среди населения и знакомство жителей села с лучшими книгами по краеведению. Фестиваль проходил на двух площадках: в начальной школе и в сельской библиотеке ( более подробно описан фестиваль в разделе Краеведение).
Приложение 1
кадровая ситуации с молодыми сотрудниками библиотек ЦБС (библиотечные работники - как библиотекари, так и специалисты других профессий - в возрасте до 36 лет включительно):
Таблица №1 – Количество молодых библиотекарей в ЦБС
Количество молодых библиотечных сотрудников | Общее количество библиотечных сотрудников ЦБС |
11 | 41 |
Таблица №2 – Образование молодых библиотекарей
Образование | Количество человек |
Высшее специальное (библиотечное) | 1 |
Высшее не библиотечное | 5 |
Средне-специальное (библиотечное) | 1 |
Средне-специальное не библиотечное | 1 |
Среднее | 3 |
Всего человек: | 11 |
Таблица №3 – Библиотечный стаж работы молодых библиотекарей
Стаж работы | Количество человек |
До года | 2 |
От года до 5 лет | 5 |
От 6 до 10 лет | 3 |
Более 10 лет | 1 |
Всего человек: | 11 |
Количество молодых специалистов (сотрудников со стажем до 3-х лет, поступивших на работу сразу после окончания ВУЗа и работающих по специальности): ___нет________
Таблица №4 – Должности молодых библиотекарей
Должности | Количество человек |
Директор | |
Заместитель директора | |
Заведующий филиалом | 3 |
Заведующий отделом | |
Заведующий сектором | |
Методист | |
Библиограф | |
Главный библиотекарь | |
Ведущий библиотекарь | |
Библиотекарь-маркетолог | |
Библиотекарь | 6 |
Программист | |
Юрисконсульт | |
Психолог | |
редактор | 1 |
Библиотеарь-технолог | 1 |
Всего человек: | 11 |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: