Отчет о деятельности детских библиотек города Ленинска-Кузнецкого в 2013 году Ленинск-Кузнецкий
МБУК «Централизованная библиотечная система им.Н.К.Крупской»
Отчет о
деятельности детских библиотек
города Ленинска-Кузнецкого
в 2013 году
Ленинск-Кузнецкий
2014
Содержание
1. | Сеть детских муниципальных библиотек | С.4 |
2. | Работа с читателями-детьми | С.5 |
2.1 | Основные цифровые показатели | С. 6 |
2.2 | Читательский портрет современного ребенка | С.7 |
2.3 | Программно-целевая деятельность | С. 9 |
2.4 | Основные направления библиотечного обслуживания, информационно – досуговой деятельности библиотеки. Год мастерового – человека труда в Кузбассе | С.15 |
2.4.1 | Работа с дошкольниками | С.19 |
2.4.2 | Краеведение | С.21 |
2.4.3 | Экологическое просвещение. Год охраны окружающей среды | С.26 |
2.4.4 | Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление | С.30 |
2.4.5 | Работа в дни каникул | С.33 |
2.4.6 | Работа с одарёнными детьми | С.35 |
2.4.7 | Социальное направление деятельности | С.36 |
2.4.8 | Работа с родителями, работа с женщинами, ожидающими ребёнка | С. 36 |
2.4.9 | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми | С.39 |
| Формирования у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью | С.39 |
2.4.10 | Правовая культура | С.40 |
2.4.11 | Поддержка и популяризация чтения. Работа с периодикой | С.41 |
2.4.12 | Другие актуальные направления. | С.46 |
| ПДД | С.47 |
| Эстетическое воспитание | С.47 |
2.5 | Индивидуальная работа с детьми-читателями | С.48 |
2.6 | Работа кружков, клубов по интересам для детей | С.51 |
2.7 | Выставочная деятельность | C.52 |
3 | Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения | С.53 |
5 | Документные фонды. Формирование. Изучение | С.54 |
5.7 | Мероприятия по сохранности книжного фонда, их эффективность | С.55 |
6 | Справочно-библиографическое и информационное обслуживание | С.57 |
7 | Организационно-методическая работа | С.63 |
8 | Библиотечные кадры | С.65 |
9 | Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность | С.64 |
| Список издательской продукции детских библиотек МБУК «ЦБС им.Н.К.Крупской» | С. 67 |
9.2 | Работа с местными средствами массовой информации | C.70 |
10 | Перечень информационных продуктов и услуг | С. 70 |
12 | Карты инноваций | С. 72 |
| Приложение № 1 Тарификационный список | С.75 |
| Приложение № 3 Состав, движение и использование библиотечного фонда | С.79 |
Сведения о ЦБС
Название ЦБС | МБУК «Централизованная библиотечная система им.Н.К.Крупской» |
Адрес: | Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий |
почтовый индекс | 652507 |
район | |
населённый пункт | |
улица, дом | пр. Кирова 93 |
Сайт библиотеки | http://liblnk.ru |
e-mail, www | [email protected] |
ICQ(«аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел.) | Хамитова Елена Васильевна 8 (38456) 7-05-14 |
Заместитель директора (ФИО, тел. с кодом, факс) | Апарина Светлана Александровна, 8 (38456) 5-40-44, [email protected] |
Методист ЦБС (ФИО, тел.) | Новгородцева Оксана Ивановна, 8 (38456) 7-31-45 [email protected] |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел) | Сподарева Татьяна Григорьевна 8 (38456) 5-40-44, [email protected] |
Начальник управления культуры | Морозова Ольга Оттовна, 8(38456) 5-39-17 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
На сегодняшний день сеть детских библиотек состоит из 5 библиотек:
- Центральная детская библиотека
- Библиотека-филиал № 8
- Библиотека-филиал № 10
- Библиотека-филиал № 11
- Библиотека-филиал № 12
1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:
- изменений нет.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Во всех библиотеках ЦБС проведён косметический ремонт за счёт собственных средств.
Из местного бюджета на сумму 141,4 тыс. рублей были установлены оконные блоки и железные двери в библиотеках № 8 и № 10. Дополнительно, в библиотеке № 10 установлены 2 решётки на сумму 32 тыс.
Из областного бюджета были выделены 216 руб. на подключение к сети Интернет двух библиотек – филиалов № 8 и № 11.
1.3. Приобретено (за счёт каких средств):
За сёт спонсорских средств, в центральную детскую библиотеку был приобретён компьютер на сумму 11450 тыс. рублей, собственных средств – 7390 тыс.; в библиотеку-филиал № 12 на сумму 2200 тыс. рублей – ламинатор.
Приобретено 2 компьютера для библиотек-филиалов № 8 и № 11 на общую сумму 55189 тыс. из средств: областного бюджета – 42784 тыс.; федерального бюджета – 12405 тыс.;
2. Работа с читателями-детьми.
Одной из основных задач детских библиотек, является обеспечение пользователям свободного доступа к библиотечному обслуживанию и ко всем разрешенным информационным ресурсам. Для этого библиотекари старались улучшить обслуживание читателей, за счёт выявления их интересов, и расширить ассортимент библиотечных услуг. За этот год во всех детских библиотеках были установлены телефоны и компьютеры, подключенные к сети Интернет. С помощью активных форм работы – литературных конкурсов, игр, праздников и театрализованных представлений, библиотекари старались выявить литературные склонности, творческие способности своих читателей (см. раздел 2.4.6).
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
В 2013 году было заключено четыре договора о социальном партнёрстве, на сумму 17 тыс. рублей. Библиотеки укрепляют деловые и творческие связи с различными учреждениями города, сотрудничество строится на договорной основе с определением конкретной деятельности с обеих сторон. Нашими партнерами являются органы власти, учреждения культуры, образования, представители делового сообщества, общественные организации, средства массовой информации.
Центральная детская библиотека ведёт активную работу с городским Советом ветеранов и городским комитетом солдатских матерей, чьи представители участвуют в мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание детей. Основными мероприятиями в этом направление можно назвать День Победы и День вывода советских войск из Афганистана. Сотрудники Центра занятости населения часто задействованы в организации мероприятий, проходивших в рамках клуба «Компас выбора» по профориентации.
Библиотеки все более уверенно заявляют о себе, принимая участие в общегородских мероприятиях. Например, в рамках таких мероприятий как День города и День шахтёра, День защиты детей и День знаний библиотекари провели пиар-акции «Запишись в библиотеку», мастер-классы «Весёлый макияж», «Бабочка-красавица» (из пластиковых бутылок), подготовили для детей игровые программы.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской
библиотеки и сводные данные
Заполните таблицу
Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
5 | 101879 | 18142 | 12995 | 72% | 9555 |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
Год | ЦДБ | ф. № 8 | ф. № 10 | ф. № 11 | ф. № 12 | Всего |
2012 | 4444 | 2348 | 2581 | 809 | 2795 | 12977 |
2013 | 4448 | 2355 | 2583 | 811 | 2798 | 12995 |
+ - | +4 | +7 | +2 | +2 | +3 | +18 |
Население города в 2013 году уменьшилось на 811 человек (0,8 %). Количество читателей детских библиотек увеличилось на 18 человек. В последние годы зарегистрирован устойчивый рост рождаемости. В скором времени ожидается приход значительное увеличение числа школьников и читателей библиотек. В 2013 году число читателей дошкольного возраста увеличилось на 311 человек, по сравнению с 2012 годом. В детских библиотеках есть хороший читательский резерв.
Детское население до 15 лет за год увеличилось на 916 человек (5,3 %), количество читателей детского возраста возросло на 119 (1,1 %).
К сожалению, количество жителей юношеского возраста сократилось за год на 2347 человек (18,5 %). Количество читателей юношеского возраста сократилось на 85 человек (6,2 %).
Для привлечения новых пользователей работники библиотек сотрудничают со школами и детскими садами. Планируют проведение пиар-акций, организации летних читальных залов, проведение массовых мероприятий, в рамках клубов, кружков, праздников.
Для привлечения первоклассников в ряды читателей, во всех детских библиотеках одновременно прошёл День открытых дверей «На радость детям создана». Для детей провели различные игры, викторины, продемонстрировали слайд-презентацию «Из жизни библиотек». Они справились с заданиями, ответили на все «библиозагадки», итог – 1945 детей прошли тур посвящения в читатели, надеемся, что они станут верными друзьями наших библиотек.
В центральной детской библиотеке было проведено 6 экскурсий «Тили-бом, тили-бом, приглашаем в книжкин дом», в ходе которых в библиотеку записалось 112 детей. Для привлечения в ряды читателей пятиклассников была проведена беседа «Современная библиотека, современному читателю». Беседа проводилась в школах, с приглашением посетить библиотеку, в итоге записалось 107 пятиклассников.
2.1.2. Книгообеспеченность на одного читателя и на одного жителя
ЦДБ | 10,2 | 3,1 |
Ф. № 8 | 9,5 | 2,5 |
Ф. № 10 | 10,9 | 0,7 |
Ф. № 11 | 20 | 3,4 |
Ф. № 12 | 15,4 | 3,3 |
Итого: | 11,8 | 1,6 |
2.1.3. Средняя дневная посещаемость.
ЦДБ | 125 |
Ф. № 8 | 87 |
Ф. № 10 | 70 |
Ф. № 11 | 24 |
Ф. № 12 | 83 |
Итого: | 388,1 |
2.1.4. Обращаемость фонда.
ЦДБ | 1,9 |
Ф. № 8 | 2,3 |
Ф. № 10 | 1,8 |
Ф. № 11 | 1,1 |
Ф. № 12 | 1,3 |
Итого: | 1,7 |
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Заполните таблицу
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | БФ № 8 | БФ № 10 | БФ № 11 | БФ № 12 | |
Дошкольники | 1116 | 290 | 253 | 314 | 33 | 226 | |
По классам | | | | | | | |
| 1 | 1945 | 871 | 370 | 470 | 25 | 209 |
2 | 1324 | 500 | 208 | 304 | 91 | 221 | |
3 | 1451 | 563 | 220 | 266 | 85 | 317 | |
4 | 1441 | 458 | 252 | 292 | 111 | 328 | |
5 | 1215 | 386 | 265 | 226 | 54 | 284 | |
6 | 1027 | 333 | 157 | 202 | 79 | 256 | |
7 | 929 | 300 | 123 | 159 | 124 | 223 | |
8 | 800 | 311 | 74 | 158 | 74 | 183 | |
9 | 664 | 184 | 119 | 99 | 69 | 193 | |
10 | 294 | 57 | 43 | 52 | 24 | 118 | |
11 | 192 | 86 | 22 | 6 | 26 | 52 | |
Студенты | 77 | 33 | 26 | | 1 | 17 | |
Работающая молодежь | 6 | 4 | | | 2 | | |
РДЧ | 161 | 62 | 2 | 35 | 9 | 53 | |
Прочие | 353 | 10 | 221 | | 4 | 118 | |
Всего | 12995 | 4448 | 2355 | 2583 | 811 | 2798 |
У современного читателя диапазон познавательных интересов постоянно расширяется. Особо здесь можно выделить детей младшего школьного возраста. Большое место в их чтении занимают не только сказки и стихи, но и литература познавательного характера. Многие стремятся освоить мастерство рукоделия, фокусов, технологию изготовления различных поделок. Устойчивые интересы к отдельным видам жанра прослеживаются и у детей среднего школьного возраста – это в основном литература в стиле «фэнтези», у девочек еще и книги о первой любви. Читатели старшего подросткового возраста стали больше проявлять интерес к современным новинкам.
Чтение воспринимается читателями библиотек в разных аспектах. Это и познавательный, и творческий акт, и средство разрешения проблем, связанных с общением в кругу сверстников и со своими близкими. Большинство наших читателей не разделяет мнения о том, что чтение – это форма развлечения. Напротив, они отмечают нехватку времени на общение с книгой, сетуя, что есть другие формы занятий (спорт, иностранные языки, музыка), отвлекающие от чтения. Значит, чтение для них занятие, требующее дополнительного времени и серьёзного подхода. Наша задача вырастить читателя, который будет понимать, что через книгу можно получить не только информацию, но и новые эмоции и переживания.
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: