Отчет о деятельности детских библиотек города Ленинска-Кузнецкого в 2013 году Ленинск-Кузнецкий
МБУК «Централизованная библиотечная система им.Н.К.Крупской»
Отчет о
деятельности детских библиотек
города Ленинска-Кузнецкого
в 2013 году
Ленинск-Кузнецкий
2014
Содержание
|   1.  |    Сеть детских муниципальных библиотек  |    С.4  |  
|   2.  |    Работа с читателями-детьми  |    С.5  |  
|   2.1  |    Основные цифровые показатели  |    С. 6  |  
|   2.2  |    Читательский портрет современного ребенка  |    С.7  |  
|   2.3  |    Программно-целевая деятельность  |    С. 9  |  
|   2.4  |    Основные направления библиотечного обслуживания, информационно – досуговой деятельности библиотеки. Год мастерового – человека труда в Кузбассе  |    С.15  |  
|   2.4.1  |    Работа с дошкольниками  |    С.19  |  
|   2.4.2  |    Краеведение  |    С.21  |  
|   2.4.3  |    Экологическое просвещение. Год охраны окружающей среды  |    С.26  |  
|   2.4.4  |    Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление  |    С.30  |  
|   2.4.5  |    Работа в дни каникул  |    С.33  |  
|   2.4.6  |    Работа с одарёнными детьми  |    С.35  |  
|   2.4.7  |    Социальное направление деятельности  |    С.36  |  
|   2.4.8  |    Работа с родителями, работа с женщинами, ожидающими ребёнка  |    С. 36  |  
|   2.4.9  |    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми  |    С.39  |  
|   |    Формирования у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью  |    С.39  |  
|   2.4.10  |    Правовая культура  |    С.40  |  
|   2.4.11  |    Поддержка и популяризация чтения. Работа с периодикой  |    С.41  |  
|   2.4.12  |    Другие актуальные направления.  |    С.46  |  
|   |    ПДД  |    С.47  |  
|   |    Эстетическое воспитание  |    С.47  |  
|   2.5  |    Индивидуальная работа с детьми-читателями  |    С.48  |  
|   2.6  |    Работа кружков, клубов по интересам для детей  |    С.51  |  
|   2.7  |    Выставочная деятельность  |    C.52  |  
|   3  |    Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения  |    С.53  |  
|   5  |    Документные фонды. Формирование. Изучение  |    С.54  |  
|   5.7  |    Мероприятия по сохранности книжного фонда, их эффективность  |    С.55  |  
|   6  |    Справочно-библиографическое и информационное обслуживание  |    С.57  |  
|   7  |    Организационно-методическая работа  |    С.63  |  
|   8  |    Библиотечные кадры  |    С.65  |  
|   9  |    Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность  |    С.64  |  
|   |    Список издательской продукции детских библиотек МБУК «ЦБС им.Н.К.Крупской»  |    С. 67  |  
|   9.2  |    Работа с местными средствами массовой информации  |    C.70  |  
|   10  |    Перечень информационных продуктов и услуг  |    С. 70  |  
|   12  |    Карты инноваций  |    С. 72  |  
|   |    Приложение № 1 Тарификационный список  |    С.75  |  
|   |    Приложение № 3 Состав, движение и использование библиотечного фонда  |    С.79  |  
Сведения о ЦБС
|   Название ЦБС  |    МБУК «Централизованная библиотечная система им.Н.К.Крупской»  |  
|   Адрес:  |    Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий  |  
|   почтовый индекс  |    652507  |  
|   район  |    |  
|   населённый пункт  |    |  
|   улица, дом  |    пр. Кирова 93  |  
|   Сайт библиотеки  |    http://liblnk.ru  |  
|   e-mail, www  |    [email protected]  |  
|   ICQ(«аська»), скайп  |    |  
|   Директор ЦБС (ФИО, тел.)  |    Хамитова Елена Васильевна 8 (38456) 7-05-14  |  
|   Заместитель директора (ФИО, тел. с кодом, факс)  |    Апарина Светлана Александровна, 8 (38456) 5-40-44, [email protected]  |  
|   Методист ЦБС (ФИО, тел.)  |    Новгородцева Оксана Ивановна, 8 (38456) 7-31-45 [email protected]  |  
|   Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел)  |    Сподарева Татьяна Григорьевна 8 (38456) 5-40-44, [email protected]  |  
|   Начальник управления культуры  |    Морозова Ольга Оттовна, 8(38456) 5-39-17  |  
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
На сегодняшний день сеть детских библиотек состоит из 5 библиотек:
- Центральная детская библиотека
- Библиотека-филиал № 8
- Библиотека-филиал № 10
- Библиотека-филиал № 11
- Библиотека-филиал № 12
1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:
- изменений нет.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Во всех библиотеках ЦБС проведён косметический ремонт за счёт собственных средств.
Из местного бюджета на сумму 141,4 тыс. рублей были установлены оконные блоки и железные двери в библиотеках № 8 и № 10. Дополнительно, в библиотеке № 10 установлены 2 решётки на сумму 32 тыс.
Из областного бюджета были выделены 216 руб. на подключение к сети Интернет двух библиотек – филиалов № 8 и № 11.
1.3. Приобретено (за счёт каких средств):
За сёт спонсорских средств, в центральную детскую библиотеку был приобретён компьютер на сумму 11450 тыс. рублей, собственных средств – 7390 тыс.; в библиотеку-филиал № 12 на сумму 2200 тыс. рублей – ламинатор.
Приобретено 2 компьютера для библиотек-филиалов № 8 и № 11 на общую сумму 55189 тыс. из средств: областного бюджета – 42784 тыс.; федерального бюджета – 12405 тыс.;
2. Работа с читателями-детьми.
Одной из основных задач детских библиотек, является обеспечение пользователям свободного доступа к библиотечному обслуживанию и ко всем разрешенным информационным ресурсам. Для этого библиотекари старались улучшить обслуживание читателей, за счёт выявления их интересов, и расширить ассортимент библиотечных услуг. За этот год во всех детских библиотеках были установлены телефоны и компьютеры, подключенные к сети Интернет. С помощью активных форм работы – литературных конкурсов, игр, праздников и театрализованных представлений, библиотекари старались выявить литературные склонности, творческие способности своих читателей (см. раздел 2.4.6).
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
В 2013 году было заключено четыре договора о социальном партнёрстве, на сумму 17 тыс. рублей. Библиотеки укрепляют деловые и творческие связи с различными учреждениями города, сотрудничество строится на договорной основе с определением конкретной деятельности с обеих сторон. Нашими партнерами являются органы власти, учреждения культуры, образования, представители делового сообщества, общественные организации, средства массовой информации.
Центральная детская библиотека ведёт активную работу с городским Советом ветеранов и городским комитетом солдатских матерей, чьи представители участвуют в мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание детей. Основными мероприятиями в этом направление можно назвать День Победы и День вывода советских войск из Афганистана. Сотрудники Центра занятости населения часто задействованы в организации мероприятий, проходивших в рамках клуба «Компас выбора» по профориентации.
Библиотеки все более уверенно заявляют о себе, принимая участие в общегородских мероприятиях. Например, в рамках таких мероприятий как День города и День шахтёра, День защиты детей и День знаний библиотекари провели пиар-акции «Запишись в библиотеку», мастер-классы «Весёлый макияж», «Бабочка-красавица» (из пластиковых бутылок), подготовили для детей игровые программы.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской
библиотеки и сводные данные
Заполните таблицу
|   Кол-во детских библиотек в городе (поселке)  |    Кол-во жителей  |    Кол-во детей до 15 лет  |    Кол-во читателей (всего)  |    % охвата детского населения  |    Количество читателей по ЕРК  |  
|   5  |    101879  |    18142  |    12995  |    72%  |    9555  |  
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
|   Год  |    ЦДБ  |    ф. № 8  |    ф. № 10  |    ф. № 11  |    ф. № 12  |    Всего  |  
|   2012  |    4444  |    2348  |    2581  |    809  |    2795  |    12977  |  
|   2013  |    4448  |    2355  |    2583  |    811  |    2798  |    12995  |  
|   + -  |    +4  |    +7  |    +2  |    +2  |    +3  |    +18  |  
Население города в 2013 году уменьшилось на 811 человек (0,8 %). Количество читателей детских библиотек увеличилось на 18 человек. В последние годы зарегистрирован устойчивый рост рождаемости. В скором времени ожидается приход значительное увеличение числа школьников и читателей библиотек. В 2013 году число читателей дошкольного возраста увеличилось на 311 человек, по сравнению с 2012 годом. В детских библиотеках есть хороший читательский резерв.
Детское население до 15 лет за год увеличилось на 916 человек (5,3 %), количество читателей детского возраста возросло на 119 (1,1 %).
К сожалению, количество жителей юношеского возраста сократилось за год на 2347 человек (18,5 %). Количество читателей юношеского возраста сократилось на 85 человек (6,2 %).
Для привлечения новых пользователей работники библиотек сотрудничают со школами и детскими садами. Планируют проведение пиар-акций, организации летних читальных залов, проведение массовых мероприятий, в рамках клубов, кружков, праздников.
Для привлечения первоклассников в ряды читателей, во всех детских библиотеках одновременно прошёл День открытых дверей «На радость детям создана». Для детей провели различные игры, викторины, продемонстрировали слайд-презентацию «Из жизни библиотек». Они справились с заданиями, ответили на все «библиозагадки», итог – 1945 детей прошли тур посвящения в читатели, надеемся, что они станут верными друзьями наших библиотек.
В центральной детской библиотеке было проведено 6 экскурсий «Тили-бом, тили-бом, приглашаем в книжкин дом», в ходе которых в библиотеку записалось 112 детей. Для привлечения в ряды читателей пятиклассников была проведена беседа «Современная библиотека, современному читателю». Беседа проводилась в школах, с приглашением посетить библиотеку, в итоге записалось 107 пятиклассников.
2.1.2. Книгообеспеченность на одного читателя и на одного жителя
|   ЦДБ  |    10,2  |    3,1  |  
|   Ф. № 8  |    9,5  |    2,5  |  
|   Ф. № 10  |    10,9  |    0,7  |  
|   Ф. № 11  |    20  |    3,4  |  
|   Ф. № 12  |    15,4  |    3,3  |  
|   Итого:  |    11,8  |    1,6  |  
2.1.3. Средняя дневная посещаемость.
|   ЦДБ  |    125  |  
|   Ф. № 8  |    87  |  
|   Ф. № 10  |    70  |  
|   Ф. № 11  |    24  |  
|   Ф. № 12  |    83  |  
|   Итого:  |    388,1  |  
2.1.4. Обращаемость фонда.
|   ЦДБ  |    1,9  |  
|   Ф. № 8  |    2,3  |  
|   Ф. № 10  |    1,8  |  
|   Ф. № 11  |    1,1  |  
|   Ф. № 12  |    1,3  |  
|   Итого:  |    1,7  |  
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Заполните таблицу
Состав читателей по возрастам
|   |    Всего  |    ЦДБ  |    БФ № 8  |    БФ № 10  |    БФ № 11  |    БФ № 12  |  |
|   Дошкольники  |    1116  |    290  |    253  |    314  |    33  |    226  |  |
|   По классам  |    |    |    |    |    |    |  |
|   |    1  |    1945  |    871  |    370  |    470  |    25  |    209  |  
|   2  |    1324  |    500  |    208  |    304  |    91  |    221  |  |
|   3  |    1451  |    563  |    220  |    266  |    85  |    317  |  |
|   4  |    1441  |    458  |    252  |    292  |    111  |    328  |  |
|   5  |    1215  |    386  |    265  |    226  |    54  |    284  |  |
|   6  |    1027  |    333  |    157  |    202  |    79  |    256  |  |
|   7  |    929  |    300  |    123  |    159  |    124  |    223  |  |
|   8  |    800  |    311  |    74  |    158  |    74  |    183  |  |
|   9  |    664  |    184  |    119  |    99  |    69  |    193  |  |
|   10  |    294  |    57  |    43  |    52  |    24  |    118  |  |
|   11  |    192  |    86  |    22  |    6  |    26  |    52  |  |
|   Студенты  |    77  |    33  |    26  |    |    1  |    17  |  |
|   Работающая молодежь  |    6  |    4  |    |    |    2  |    |  |
|   РДЧ  |    161  |    62  |    2  |    35  |    9  |    53  |  |
|   Прочие  |    353  |    10  |    221  |    |    4  |    118  |  |
|   Всего  |    12995  |    4448  |    2355  |    2583  |    811  |    2798  |  |
У современного читателя диапазон познавательных интересов постоянно расширяется. Особо здесь можно выделить детей младшего школьного возраста. Большое место в их чтении занимают не только сказки и стихи, но и литература познавательного характера. Многие стремятся освоить мастерство рукоделия, фокусов, технологию изготовления различных поделок. Устойчивые интересы к отдельным видам жанра прослеживаются и у детей среднего школьного возраста – это в основном литература в стиле «фэнтези», у девочек еще и книги о первой любви. Читатели старшего подросткового возраста стали больше проявлять интерес к современным новинкам.
Чтение воспринимается читателями библиотек в разных аспектах. Это и познавательный, и творческий акт, и средство разрешения проблем, связанных с общением в кругу сверстников и со своими близкими. Большинство наших читателей не разделяет мнения о том, что чтение – это форма развлечения. Напротив, они отмечают нехватку времени на общение с книгой, сетуя, что есть другие формы занятий (спорт, иностранные языки, музыка), отвлекающие от чтения. Значит, чтение для них занятие, требующее дополнительного времени и серьёзного подхода. Наша задача вырастить читателя, который будет понимать, что через книгу можно получить не только информацию, но и новые эмоции и переживания.
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: