Отчет о деятельности мбук «цбс ленинск-Кузнецкого муниципального района»
Комплексные формы работы
В ЦБС в 2013 году прошли комплексные мероприятия:
Неделя детской и юношеской книги
Областная неделя жизни
С 2008 года ЦБС принимает активное участие в ежегодной областной «Неделе жизни». В 2013 году прошло 52 мероприятия, направленные на формирование у подростков и молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью, на которых присутствовало 420 человек.
Областная неделя молодежной книги «Старты надежд». Всего в библиотеках ЦБС прошло 67 мероприятий, которые посетило 347 человек.
Комплексные формы придают массовой работе систематичность, целенаправленность и лучшее раскрытие темы.
Работа кружков для юношества, клубов по интересам, любительских объединений.
Подгорновская сельская библиотека
Любительское объединение «Свирель» - самодеятельные поэты
Любительское объединение «Бардачок» - игра на гитаре
Чкаловская сельская библиотека
В 2013 году создан клуб «Логос» - направление деятельности – экология человека.
Содержание: экология человека, творчество как самовыражение, воспитание чувств, астрология как наука общения, восхождение духа.
Цель: духовное развитие молодежи.
Задачи: создать условия для духовного развития молодежи, выявлять творческие способности, воспитывать информационную культуру и культуру общения, организовать интересный и содержательный досуг.
Формы и методы реализации: проведение праздников, тематических занятий, музыкальных и литературных часов, выставок, познавательных и психологических игр, тестирования и анкетирования.
Полученные или ожидаемые результаты:
-формирование у молодежи понятия духовности, знание ею лучших образцов литературных и музыкальных произведений, азов психологии, экологии человека;
-умение ориентироваться в информационном потоке, отфильтровывая информацию;
-использование знаний в обиходе,
-раскрытие своей личности.
прошли следующие мероприятия: час общения «Будем как Солнце», беседа «Час милосердия» и др.
Камышинская сельская библиотека
Клуб «Парус» - ребята помогают в проведении культурно-досуговых мероприятий в библиотеке и Доме культуры.
Орловская сельская библиотека
Клуб «Поиск» - краеведческий. Ребята ведут поисковую и исследовательскую работу по сбору материала по истории поселка.
Выставочная деятельность
Выставочная деятельность даёт возможность раскрыть фонд, привлечь читателей, познакомить с новинками литературы. Поэтому эта форма работы очень популярна. Выставочная деятельность становится информационно более емкой с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок и игрушек.
Общее количество выставок для молодежи – 165
Виды выставок: выставка – портрет, фотовыставка, выставка – вернисаж,
выставка – вопрос, выставка новинок, видеоэкскурсия,
слайд-прогулка, выставка одной книги (прогулка по книге),
выставка – галерея портретов, экскурс в историю.
Для юношества были организованы выставки:
– выставка – портрет «Мужество каждого дня»,
посвящённая юбилею Эдуарда Асадова.
– фото-выставка «Нуждаются в твоей защите!»
Организована она была к Международному дню животных. На выставку были помещены фотографии животных, пострадавших в экологических катастрофах. Фотографии учёных и ветеринаров, спасающих, отмывающих птиц от нефти. Фотографии погибших дельфинов, черепах, птиц. В другом разделе выставки – фотографии наших домашних питомцев, трогательных, доверчивых, спящих. У выставки было проведено несколько бесед с детьми и молодёжью.
– выставка компьютерной графики «Живой машины творческий полёт»,
На выставке были представлены работы, выполненные библиотекарем с помощью компьютера в разные годы. Фотоколлажи, буклеты, сборники поэтического творчества, закладки, визитки, презентации на дисках. Выставка вызвала большой интерес у молодёжи. Расспрашивали, в каких программах сделаны эти вещи.
5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста.
Индивидуальная работа с юношеством строится в основном на индивидуальных беседах при записи читателей в библиотеку и беседах о прочитанном.
6. Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством.
В ЦБС создана программа непрерывного обучения библиотекарей МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района» «Лестница успеха». Сельским библиотекарям необходимо повышать профессиональную квалификацию.
В рамках программы прошли два семинарских занятия для библиотечных работников:
«Модельная библиотека: шаг в современный информационный мир».
Семинар библиотечных работников ЦБС «В деловой блокнот библиотекаря: планирование и отчетность».
Прошло два занятие Библиолицея «Творческая лаборатория» «Информационные технологии в работе библиотек». На этих занятиях библиотекари филиалов получили теоретические и практические знания работы на компьютере. Работа в Интернете.
Библиотечные фонды для юношества.
7.1 Читают они не так уж много, в основном по школьной программе. Да и предпочитают книгам периодические издания. Просят они не новые книги, а информацию – быстро и кратко. Сейчас в этом помогает возможность использовать поисковые программы Интеренет. За отчетный период сельские библиотеки Ленинск-Кузнецкого муниципального района продолжили активную работу по формированию информационных ресурсов, созданию позитивного опыта организации доступа читателей к чтению и информации на основе внедрения компьютерных технологий. 14 библиотек подключены к Интернет, из них - 7 сельских библиотек подключены к системе Интернет в 2013 году. В декабре на базе Чусовитинской сельской библиотеки открыт виртуальный читальный зал.
7.2 наиболее популярные новинки – книги серии «Сталкер», книги Майер, Коэльо.
7.3 Булгаков М. Собачье сердце; Титов «Всем смертям назло»; Айтматов «Плаха». Островский «Бедность не порок»,
Химия, экономика, история русской куклы, лазер в медицине.
7.4 в 2013 год для юношества было выписано 25 наименований периодических изданий:
Девчонки, Маруся, Мне 15, Наша молодежь, Твой стиль, Мы, Твоя дорога, Юность, Ромео и Джульетта и другие.
На 2014 год для юношества выписано 24 наименований периодических изданий:
8. Информационное обслуживание юношества.
Чаще всего юношеству предоставлялись следующие услуги:
• Работа в сети Интернет
• Поиск в правовых базах данных
• Ксерокопирование
• Распечатка на принтере
• Подбор литературы
• Выполнение справок по проекту Электронная библиотека Кузбасса
Фронтальное (массовое) информирование:
8.2. Фронтальное (массовое) информирование:
- выставки новых поступлений, выставки-просмотры (количество) - 62
- библиографические обзоры - 40
- библиографическая продукция (информационные бюллетени, дайджесты, библиографические списки и др.) – 19
- Дни, недели информации- 35
Есть свой библиотечный сайт – http:// lenkuzcbs.3dn.ru
9. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности.
«Показатели работы по формированию информационной культуры личности»
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
Всего | 52 | 397 | 58 | 431 | 1 | 61 | 588 |
9.1 Программа занятий по формированию основ информкультуры
для юношества:
Сельская библиотека- филиал №14 п. Восходящий
Основная задача научить их правильно ориентироваться в библиотеке, пользоваться каталогами и картотеками, самостоятельно работать с книгой.
С основами библиотечно-библиографических знаний стараемся знакомить систематически. Проводятся цикл библиотечных уроков. Навыки самостоятельной работы с каталогами, книгой закрепляются на практических занятиях.
Для школьников проведен урок- игра «Как вести поиск», нацеленный на закрепление полученных знаний и проверку учащимися в ходе обучения навыков работы со справочным аппаратом библиотеки.
В игру входит разгадывание библиографического кроссворда, игра «Проверочный урок» по типу игры «Кто хочет стать миллионером», даются варианты вопросов, и выбирается ответ.
Панфиловская сельская библиотека-филиал № 15
Библиотека работала по программе «Основы информационных знаний»
Библиотечные уроки:
1. «Похвала книги» Дети познакомились с элементами книги, узнали, для чего нужна обложка, как называется первый лист, что можно узнать из оглавления. В конце урока все желающие смогли выбрать книгу, и попытаться объяснить из каких элементов она состоит. В результате получился практический урок».
2.Приемы работы со справочным аппаратом «Ваши помощники»
3. «Ждет вас в гости книжкин дом». На экскурсии «Путешествие по библиотеке» ребята знакомятся с библиотечными понятиями: читательский формуляр, библиотечная книга, книжные стеллажи. Библиотекарь немного рассказывает о профессии библиотекарь, делится своими планами дальнейшей работы с ребятами. В этот день детей записывают в библиотеку.
4. «Твой друг – компьютер». Учатся выполнять справки через Интернет.
5. Прошло мероприятие «Экология предмет - интересно или нет?» Участники – учащиеся 6 - 8 классов. Как составляющая его часть – урок «Ваши помощники». Разыскания по справочникам, энциклопедиям, словарям.
На книжной выставке «Земля – наш дом» была оформлена страничка – викторина. Для ребят были распечатаны вопросы, их мог взять каждый желающий, сдавали после заполнения ответов.
Далее проходил следующий этап, рассматривались ответы ребят, подробно описывались методы и формы проведения разыскания ответов. Использовались справочные издания, Интернет, каталоги.
1.Занятие «Библиографические затеи». Практическое занятие в игровой форме. «Библиографические раскопки»
Две команды
1 задание – Библиографическое домино. Игра с карточками. Дети должны восстановить цепочку из карточек. На одних написаны авторы книг, портрет писателя, на других – названия, картинки из произведений.
Второе задание – брейн-ринг по указателям. Участникам предлагалось по аннотации отгадать название произведения и его автора. А затем дети должны были найти данную книгу на стеллажах библиотеки.
Лучшие знатоки награждались именными закладками для книг.
Подгорновская сельская библиотека-филиал № 26
«Эрудит» - программа для учащихся 10 и 11 классов.
Работа по программам включает библиотечные уроки и практикумы, на которых школьники занимаются теорией и практикой поиска информации в библиотеке, обработки информации, оформления рефератов и сочинений. Вносятся изменения в программу. Главным остаётся принцип построения, разрабатываются новые игры, библиотечные уроки: «Я иду искать», «В дебрях каталога».
Сельская библиотека- филиал №14 п. Восходящий
Библиотечные уроки темам: «Как найти книгу в библиотеке», «Поиск документов по теме», «Как правильно оформить список литературы», «Библиографическое описание документа», беседа – консультация «Что? Где? Как?» - поиск информации с помощью каталогов и картотек.
Чусовитинская сельская библиотека-филиал №23
1. «По лабиринтам каталогов и картотек» (структура, умение пользоваться).(10-11класс)
2. «Охота без проводника» (самостоятельная работа с книгой - 9класс)
3. «Компас в книжном мире» (11класс)
4. «Русской речи государь под названием – словарь» (11класс)
Прошли экскурсии по библиотеке: «Мы пришли сюда впервые»; «Библиотека, книга, я – вместе верные друзья».
11. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
11.1
Берегите книгу [Текст]; листовка /сост. И.В.Сидельникова; Подгорновская сельская библиотека-филиал №26. – Подгорное, 2013. – 10 экз.
Василий Федоров [Текст]; буклет /сост. А.И.Дружинина; Мирновская сельская библиотека-филиал №20. – Мирный, 2013. – 10 экз.
Мир существует, чтобы войти в книгу [Текст]: закладка /сост. И.В.Сидельникова; Подгорновская сельская библиотека-филиал №26. – Подгорное, 2013. – 6 экз.
Модельная библиотека [Текст]; буклет /сост. Е.А.Беляева; Модельная библиотека. – Красное, 2013. – 30 экз.
Нина Глушкова [Текст]; буклет /сост.А.А.Чумина; Драченинская сельская библиотека-филиал №1. – Драченино, 2013. – 10 экз.
Новогодние забавы: зимние каникулы в библиотеке [Текст]: плакат /сост. Н.А.Коляскина; Детская библиотека. – Красное, 2013. – 3 экз.
Под парусом книги по морю фантазии [Текст]: плакат /сост. Н.А.Коляскина; Детская библиотека. – Красное, 2013. – 3 экз.
С книгой по жизни [Текст]; буклет /сост. Л.Е.Попова; Чусовитинская сельская библиотека-филиал №23. – Чусовитино, 2013. – 30 экз.
11.2 В 2013 году в районной газете «Наша знаменка» было опубликовано семь статей о сотрудниках и библиотеках ЦБС и девятнадцать статей сотрудников ЦБС о работе библиотек, о проводимых мероприятиях.
12. Исследовательская работа среди юношества, исследования юношеского чтения.
Название исследования: «Война, война – святая проза»
Тема Великой Отечественной войны в круге чтения молодежи, исследование организовано и проведено заведующей Чкаловской сельской библиотекой- филиалом № 13 Зименко Е.М.
Основной его целью – выявить уровень знаний самой важной героической страницы истории нашего государства сравнить целеустремленность, жизненные принципы, черты характера молодежи разных поколений, причины обращения к произведениям художественной литературы современной молодежи. Популяризация литературного наследия о Великой Отечественной войне и современной военно-патриотической публицистики.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
1. Выявить наиболее «значимые» для юношества литературно-художественные произведения о Великой Отечественной войне.
2. Выявить и использовать богатый читательский опыт пользователей в целях формирования репертуара патриотического чтения.
3. Предоставить широкий спектр информации об изданной военно-патриотической литературе и обеспечить свободный доступ к ней.
4. Разработать методическую основу для творческой деятельности, позволяющей поддержать интерес к чтению военно-патриотической литературы.
Методика исследования: Исследование информационных потребностей учащихся по патриотической тематике проводилось на базе библиотеки-филиала №13. Респондентами стали учащиеся 8 - 9 классов, студенты.
Опрос проводился с мая 2013 года. Опрошено 66 человек.
Исследование проводилось с использованием:
• метода опроса: анкетирование.
Итоги анкетирования читательской аудитории.
На первый вопрос «Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли это рождает у Вас?» ответы прозвучали следующим образом:
1 Трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины 26 33%
2 История, на которой надо учиться человечеству 15 21%
3 Чувство огромной гордости за нашу Родину 10 16%
4 Великий подвиг русского народа, одновременно
это и трагедия 20 века 15 21%
Судя по ответам, основная масса респондентов (26 человек – 33%) считает, что Великая Отечественная война является в судьбе нашей Родины страшным и трагическим событием. Ответы на второй и четвертый вопрос распределились одинаково. 15 человек (21%) думают, что это история, на которой должно учиться человечество. 15 человек считают, что эта война стала трагедией 20 век, ни одновременно это был великий подвиг нашего народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что Великая Отечественная война волнует молодое поколение и эпитетов у ребят множество. И празднование Дня Победы для них чувствительно.
Вопрос второй: «Вызывает ли у вас интерес военная проза? Поэзия?»
Отношение пользователей к литературе военной тематике
1 Да, люблю художественную литературу о войне 44 52%
2 Читаю, если что-нибудь интересное 23 29%
3 Интересуюсь документальной литературой 2 7%
4 Литературу на военную тему читать не люблю 6 12%
Ответы распределились следующим образом. Основная часть респондентов (44 человек – 52%) ответили, что литература военной тематики вызывает у них интерес. Интересуются документальной литературой 2 человек (7%). 29% - это 23 человек читают, если находят для себя что-то интересное. И не любят литературу на военную тему 6 человек (12%).
Вопрос третий: «С какой целью чаще всего вы обращаетесь к теме войны?»
1 Подготовка рефератов 20 26%
2 Подготовка к учебным занятиям 20 26%
3 Участие во вне учебных мероприятиях 7 13%
4 Получение новой информации 10 16%
5 Самообразование 13 19%
Наиболее частой причиной обращения к литературе военной тематики, как и ожидалось, стали подготовка рефератов и подготовка к учебным занятиям: 40 человек – 53% респондентов отметили эту позицию анкеты (это учащиеся 8 - 9 классов). Это еще раз доказывает, что основная цель связана с учебной деятельностью. 10 человек (16%) опрошенных используют данную литературу для получения новой информации. Самообразование по теме войны характерно для студентов (13человек – 19%). Для школьников так же характерным мотивом удовлетворения информационных потребностей по военной тематике является участие во внеучебных мероприятиях. Таковых оказалось 7 человек (13%). Эти ребята принимают участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах проводимых библиотекой, школой.
Анализ результатов анкетирования «Война, война – святая проза» позволяет сделать вывод:
Не остыли и не уменьшились патриотические чувства современной молодежи. Интерес к прошлому и героическим деяниям предков в последние годы не иссяк. Литературе о Великой Отечественной войне принадлежит особое место в процессе гражданского становления личности. Произведения о войне вводят молодого человека в суровую для страны эпоху, помогают понять величие подвига народа, спасшего от уничтожения не только страну, но и мир, пробудить чувство гордости и осознать свою ответственность за сохранение добытого старшим поколением ценой огромных жертв.
Литература о войне вызывает интерес у большинства читателей, к теме войны обращаются как в рамках учебного процесса, так и в связи с желанием узнать новые факты, интересом к истории Отечества, к периоду войны на территории родного края. Поэтому мы считаем, что со своей задачей - сохранение в памяти подрастающего поколения Великого подвига народа наша библиотека справляется.
Хочется надеяться, что этому также способствует работа семьи, школы, библиотеки.
13. Карты инноваций.
Название библиотеки:
Подгорновская сельская библиотека-филиал №26.
Название инновации: громкие слушания аудиокниг в библиотеке.
Вид и форма инновации: новая форма библиотечного обслуживания пользователей.
Автор инновации: Сидельникова Ирина Владимировна, заведующая библиотекой
Описание инновации:
Громкие слушания аудиокниги или её фрагмента используются как часть мероприятия
о творчестве писателя (например – юбиляра). Для громких слушаний выбирается небольшое по объёму произведение или его фрагмент, наиболее интересный. Эта форма работы хороша для детей и юношества. Но особенно – для детей. Они всегда больше любят слушать, чем читать.
Я часто слышу от детей: «Расскажите нам что-нибудь интересное!» И я рассказываю. А теперь появилась возможность использовать диски с аудиокнигами
Название библиотеки:
Свердловская сельская библиотека - филиал №17.
Название инновации:
«Мастера пера».
Инновационный метод и форма в библиотечном обслуживании:
«Интеллектуальный тир»
Автор инноваций:
Черданцева О.Н. заведующая библиотекой
Описание инноваций:
«Интеллектуальный тир», в котором ребятам представилась возможность посостязаться не только в знаниях, но и в меткости. Главным атрибутом этой игры был «Дартс». Игроки сами себе выбирали номинацию и вопрос метким попаданием в цель, тем самым набирая баллы. Игра состояла из трёх туров. 1. «В городе поэзии»
«Поэты нашего двора»
«Вспомни стихотворение».
«Конкурс капитанов»
2. «Детективный район»
«Юные детективы»
3. «Литературный эрудит»
«Литературное поппури»
Приложение 1
кадровая ситуации с молодыми сотрудниками библиотек ЦБС (библиотечные работники - как библиотекари, так и специалисты других профессий - в возрасте до 36 лет включительно):
Таблица №1 – Количество молодых библиотекарей в ЦБС
Количество молодых библиотечных сотрудников | Общее количество библиотечных сотрудников ЦБС |
10 | 41 |
Таблица №2 – Образование молодых библиотекарей
Образование | Количество человек |
Высшее специальное (библиотечное) | 1 |
Высшее не библиотечное | 7 |
Средне-специальное (библиотечное) | 1 |
Средне-специальное не библиотечное | |
Среднее | 1 |
Всего человек: | 10 |
Таблица №3 – Библиотечный стаж работы молодых библиотекарей
Стаж работы | Количество человек |
До года | |
От года до 5 лет | 5 |
От 6 до 10 лет | 4 |
Более 10 лет | 1 |
Всего человек: | 10 |
Количество молодых специалистов (сотрудников со стажем до 3-х лет, поступивших на работу сразу после окончания ВУЗа и работающих по специальности): ___нет________
Таблица №4 – Должности молодых библиотекарей
Должности | Количество человек |
Директор | |
Заместитель директора | |
Заведующий филиалом | 3 |
Заведующий отделом | |
Заведующий сектором | |
Методист | 1 |
Библиограф | |
Главный библиотекарь | |
Ведущий библиотекарь | |
Библиотекарь-маркетолог | |
Библиотекарь | 4 |
Программист | |
Юрисконсульт | |
Психолог | |
редактор | 1 |
Библиотеарь-технолог | 1 |
Всего человек: | 10 |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: