Отчет по работе с детьми Яшкино 2012 Оглавление Оглавление 3 Сведения о цбс 4 Сведения о цбс
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система
Яшкинского района»
Яшкинская детская библиотека
652010, пгт. Яшкино, ул. Суворова, 8 [email protected]
[email protected]
Отчет по работе с детьми
Яшкино 2012
Оглавление
Оглавление 3
Сведения о ЦБС 4
Сведения о ЦБС
|   Название ЦБС (точно по Уставу)  |    МБУК ЦБС Яшкинского района, детская библиотека  |  
|   Адрес:  |  |
|   почтовый индекс  |    652010  |  
|   район  |    Яшкинский  |  
|   населенный пункт  |    Яшкино  |  
|   улица, дом  |    Суворова 8  |  
|   сайт библиотеки  |    lib.yashkino.ru  |  
|   электронная почта (e-mail)  |    [email protected] [email protected]  |  
|   ICQ («аська»), скайп  |    -  |  
|   Директор МБУК ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)  |    Торопова Елена Евгеньевна, 8-384-55-5-20-92 (тел. / факс)  |  
|   Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)  |    Ившина Ирина Владимировна, тел. 8-384-55-2-50-96  |  
|   Зам. директора по методико-библиографической работе (ФИО, тел. с кодом)  |    Булгакова Людмила Сергеевна. тел. 8- 384-55- 2-59-79  |  
|   Ведущий методист (ФИО, тел. с кодом)  |    Павлюченко Лариса Владимировна, тел. 8-384-55-2-50-96  |  
|   Ведущий библиограф (ФИО, тел. с кодом)  |    Шерстянникова Светлана Юрьевна тел. 8-384-55-2-50-96  |  
|   Начальник управления культуры, молодежной политики и спорта (ФИО, тел. с кодом)  |    Орлов Евгений Юрьевич тел. 8-384-55-2-58-74  |  
1. Сеть детских муниципальных библиотек в Яшкинском районе
Сети детских муниципальных библиотек в Яшкинском районе нет.
1.1. Какие изменения произошли в 2012 году. Что касается ЦБС, то
- в отчетном году не открыто ни одного филиала;
- ни одна библиотека - филиал не закрыта.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
- В детской библиотеке по–прежнему, требует капитального ремонта крыша.
1.3. В детскую библиотеку в 2012 году не поступало новой мебели и техники.
1.4. Технические средства детской районной библиотеки.
|   |    Всего  |    РДБ  |    БФ №  |    БФ №  |    и т.д.  |  
|   Транспорт  |    |    |    |    |    |  
|   ПК  |    4  |    4  |    |    |    |  
|   Сканер  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Ноутбук  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Принтер  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Ксерокс  |    |    |    |    |    |  
|   Многофункциональное устройство (принтер+копир)  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Проектор  |    |    |    |    |    |  
|   Экран  |    |    |    |    |    |  
|   Телевизор  |    2  |    2  |    |    |    |  
|   Видеомагнитофон  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Аудиомагнитофон  |    |    |    |    |    |  
|   Аудиопроигрыватель  |    |    |    |    |    |  
|   DVD  |    1  |    1  |    |    |    |  
|   Караоке  |    |    |    |    |    |  
|   Музыкальный центр  |    2  |    2  |    |    |    |  
2. Работа с читателями-детьми
В библиотечном обслуживании читателей - детей имеется ряд проблем, которые затрудняют обслуживание читателей, препятствуют своевременному предоставлению информации. Одной из главных проблем является недостаточная техническая оснащенность библиотек, отсутствие свободного доступа к Интернету читателей-детей. Существенной проблемой является недостаточное пополнение фонда по актуальным в настоящее время темам и областям знаний: экология, краеведение, техника, психология, физическая культура и спорт, и естественные науки. Будущее библиотеки зависит от финансирования и технического оснащения.
Дети – особая категория населения, социально и психологически незащищенная и поэтому нуждающаяся в особом внимании, которое им могут оказать только люди, знающие их психологические и возрастные особенности, умеющие и желающие налаживать контакты с детьми разных возрастов, организовывать среду, наиболее благоприятную для развития растущей личности.
Библиотека, особенно на селе, зачастую оказывается единственным досуговым учреждением, отвечающим за получение информации, образования, приобщение к культуре, расширение кругозора.
Проблема занятости детей, организации содержательного досуга, особенно во время каникул, становится наиболее актуальной и в последующие десятилетия.
При резком снижении покупательской способности населения дети для обеспечения образовательных, информационных и культурных потребностей все больше обращаются в библиотеки.
Занятость родителей, особенно молодых, их неумение и незнание основ совместного с ребенком чтения способствует отторжению от него, а также эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребенка. Семейное чтение, организация работы с родителями останется для нашей библиотеки одним из главных направлений работы.
Объективно, дети, конечно, стали меньше читать, сильно изменилась и структура их чтения, и мотивация обращения в библиотеку, однако в селе библиотека пока еще остается главным источником получения информации и документов в образовательных, культурных и досуговых целях.
Причем, чем дальше от крупных городов, где все-таки еще остался какой-то выбор источников информации и форм проведения свободного времени, тем больше востребована библиотека именно как очаг культуры.
Что может современная сельская библиотека?
1. Приобщить к чтению, воспитать грамотного пользователя, а значит внести свой вклад в создание интеллектуально развитой личности.
2. Отвлечь хотя бы часть детей от влияния улицы: приобщить их не только к работе с источниками информации, но и организовать для них содержательный досуг.
3. Организовать необходимое для развития ребенка межличностное неформальное общение.
4. Содействовать школе в образовании и воспитании детей; сформировать устойчивую потребность в чтении как основу непрерывного образования и самообразования.
Важнейшим показателем качества библиотечного обслуживания является количество поступлений новой литературы, новых изданий.
Главным условием качества библиотечного обслуживания детей были, есть и будут люди, работающие в библиотеке. Именно от библиотекаря зависит, насколько ребенку интересно и тепло в библиотеке, что и как быстро он может найти в ней для учебы, досуга, собственного развития.
Общение с детьми в неформальной обстановке, постановка и решение задач развития личности ребенка средствами чтения требуют от библиотекаря не только прочных знаний педагогики, психологии, библиотечного дела, литературы, но и особых качеств личности.
Мнения библиотекарей филиалов совпадают, приводим мнения, отражающие реальное положение дел в обслуживании читателей – детей на селе.
Библиотекари Пачинского ф. № 20 считают, современное состояние обслуживания детей по сравнению с 2011 годом не изменилось. Проблемы остаются прежними: недостаточное количество новых книг, подписных изданий. В будущем ожидаем много новой литературы для всех возрастов, разнообразия подписных изданий, подключения к интернету, достаточного финансирования мероприятий и т.д.
Библиотекарь Таловского филиала считает, что современное обслуживание детей в селе вполне нормальное. «За последние 2 года в библиотеку поступило много новых книг, как художественных, так и познавательных. Книги очень привлекательные, красочные, дети их читают с большим интересом. Выписываются и журналы, конечно, хочется, чтобы это были не только «Смешарики», «Непоседы» и «Дисней» (хотя эти журналы дети очень любят), а что-нибудь более познавательное, но рады и этим журналам. Библиотека является для детей и небольшим культурным центром, ребята могут прийти в любое время не только за книгами и журналами, но и просто пообщаться, поиграть в настольные игры, что - то смастерить своими руками. На каникулах проводим много мероприятий. Конечно, хотелось бы иметь компьютеры, но я считаю, что это не обязательно, компьютеры почти у всех есть дома, а в библиотеке пусть читают и общаются друг с другом. На будущее одно пожелание, больше интересных, красивых книг для детей и полезных журналов».
Мнение библиотекаря Ботьевского ф. № 18: «Самая большая проблема нашей библиотеки – нет компьютера, нет Интернета. Компьютер дал бы возможность разнообразить формы работы с читателями, привлекая современные достижения на деле. В нашей библиотеке нет никакой техники, мы не можем разнообразить нашу работу, применяя музыкальное сопровождение, не говоря уже о просмотре фильмов».
Мнение библиотекаря Нижне – Яшкинского филиал № 19: «Современное состояние библиотечного обслуживания детей заметно улучшилось, увеличилось количество посещений, заинтересованных детей в чтении все больше. Заметно улучшилось комплектование детского фонда. Также очень даже хорошая подписка периодики. Но на современном этапе оставляет желать лучшего продвижение информатизации в сельских библиотеках, на уровне районных библиотек мы сильно отстаем, за неимением хотя бы компьютера, не говоря уже о доступе к сети Интернет, для того, что бы обеспечивать своим пользователям современный доступ к информации. Сельские библиотеки современной техникой не оснащены, поэтому говорить о доступе к современным компьютерным технологиям и воспитании информационно грамотных пользователей не реально. А это так необходимо в современном мире. Изменений мы, конечно, ждем, но понятно, что нужно большое финансирование, что бы обеспечить элементарной техникой библиотеки-филиалы»
Мнение библиотекаря Шахтерского ф. № 25: «Массовая библиотека – всегда является открытым пространством для общения, где царит атмосфера доброжелательности и равенства, куда может прийти любой желающий и, где он встретит радушный прием. Но это и все, чем может похвастаться наша сельская библиотека. Привлечению читателей способствовало бы наличие компьютера, но об этом можно только мечтать. Охотнее и чаще стали ходить дети, когда появились новинки детской литературы. Но и дети нуждаются в техническом оснащении библиотеки, в более богатом составе периодики. Нужно пополнять фонд справочной и учебной литературой. Для более интересного проведения массовых мероприятий нужен музыкальный центр».
Координация работы библиотек с социальными партнерами
Детская библиотека тесно сотрудничает со школами и садами, ориентируется на запросы и пожелания учителей и воспитателей при выборе темы и формы мероприятия, согласовывает и планирует долгосрочную работу. Библиотекари участвуют в качестве жюри в различных литературных конкурсах, проводимых в образовательных учреждениях, устраивают в помещении библиотеки выставки творческих работ ребят из Дома творчества, Детской школы искусств, детских садов и станции юных туристов.
Модель предполагает активное участие всех участников социального партнерства: педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, администрации села, культуры, и т.д.
Основными принципами сотрудничества являются:
Установление интересов каждого из партнеров;
Совместное формирование целей и задач деятельности;
Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия Колмогоровской модельной сельской библиотеки с социальными партнерами выступают:
Открытость;
Установление доверительных и деловых контактов;
Использование образовательного и творческого потенциала социума;
Использование активных форм и методов проведения мероприятий.
2.1 Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
|   №  |    Кол-во детских библиотек в поселке  |    Кол-во жителей  |    Кол-во детей до 15 лет  |    Кол-во читателей (всего)  |    % охвата детского населения  |    Количество читателей по ЕРК  |    % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК  |  
|   1  |    1  |    14100  |    2935  |    2865(2705дети+16юн +144 РДЧ)  |    87%  |    1728  |    58  |  
Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2011 годом) Почему?
Число читателей в детской библиотеке незначительно увеличилось.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя - ребенка – 7,9 Книгообеспеченность одного читателя - 8,12
2.1.3. Средняя дневная посещаемость - 76 (с массовыми мероприятиями)
2.1.4. Обращаемость фонда – 2,5
2.2. Читательский портрет современного ребенка.
Состав читателей по возрастам
-  
Всего
6707
Дошкольники
1176
По классам
1
647
2
564
3
555
4
553
5
516
6
506
7
384
8
397
9
459
10
95
11
112
Студенты
156
РДЧ
443
Работающая молодежь
144 
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы
Жанрово-тематические предпочтения читателей.
Дошкольники и школьники 1 - 2 классов предпочитают красочно оформленные книги, ребята 3 - 4 классов интересуются книгами о технике, о природе, космосе.
Наиболее популярные авторы
Старшеклассники отдают предпочтение книгам Р. Стайна. Пользуются спросом у девочек книги по психологии, истории Древнего мира, книги по рукоделию и гаданию. Мальчики предпочитают энциклопедии по разным отраслям знаний.
Читатели старшего абонемента читают: Е.Вильмонт (детективы), С. Майер «Затмение», «Рассвет», «Новолуние», Портер Э. «Поллиана», «Поллианна возвращается».
Одним из популярных авторов в читальном зале детской библиотеки является Ольга Волкова и ее книги: «Если у вас есть собака», «Котовасия», «Неведомы зверюшки». Популярен среди читателей альбом-энциклопедия «Кошка. Ваш домашний любимец». Пользуются спросом книги серии «Отгадывай. Сравнивай. Учись», которые называются: «Загадки истории», «Загадки подводного мира», «Загадочное путешествие».
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: