NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет по работе с детьми Яшкино 2011 Сведения о цбс название цбс (точно по Уставу)



Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система

Яшкинского района»

Яшкинская детская библиотека



Отчет по работе с детьми

Яшкино 2011
Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по Уставу)

МБУК ЦБС Яшкинского района, детская библиотека

Адрес:

почтовый индекс

652010

район

Яшкинский

населенный пункт

Яшкино

улица, дом

Суворова 8

сайт библиотеки

-

электронная почта (e-mail)

[email protected]

[email protected]

ICQ («аська»), скайп

-

Директор МБУК ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Комова Татьяна Ивановна,

8-384-55-5-20-92 (тел. / факс)

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)

Ившина Ирина Владимировна,

тел. 8-384-55-2-50-96

Зам. директора по методико-библиографической работе (ФИО, тел. с кодом)

Булгакова Людмила Сергеевна.

тел. 8- 384-55- 2-59-79

Ведущий методист (ФИО, тел. с кодом)

Павлюченко Лариса Владимировна,

тел. 8-384-55-2-50-96

Ведущий библиограф (ФИО, тел. с кодом)

Шерстянникова Светлана Юрьевна

тел. 8-384-55-2-50-96

Начальник управления культуры, молодежной политики и спорта (ФИО, тел. с кодом)

Орлов Евгений Юрьевич

тел. 8-384-55-2-58-74


1. Сеть детских муниципальных библиотек в Яшкинском районе
Сети детских муниципальных библиотек в Яшкинском районе нет.
1.1. Изменения в 2011 году.
Что касается ЦБС, то

- в отчетном году не открыто ни одного филиала;

- к счастью, ни одна библиотека - филиал не закрыта.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
- В детской библиотеке по–прежнему, требует капитального ремонта крыша.

- поставлены 2 пластиковых окна, ремонт произведен в актовом зале, но он переоборудован в краеведческий музей. Сделан косметический ремонт на старшем абонементе.
1.3. В детскую библиотеку приобретены:
ноутбук, принтер, компьютер, ЖК телевизор, 10 письменных столов в читальный зал, рабочий стол на младший абонемент, за счет средств выделенных из местного бюджета.
1.4. Технические средства детской районной библиотеки.





Всего

РДБ

БФ №

БФ №

и т.д.

Транспорт
















ПК

4

4










Сканер
















Ноутбук

1

1










Принтер

1













Ксерокс
















Многофункциональное устройство (принтер+копир)




1










Проектор
















Экран
















Телевизор

2

2










Видеомагнитофон

1

1










Аудиомагнитофон
















Аудиопроигрыватель
















DVD

1

1










Караоке
















Музыкальный центр

2

2












2. Работа с читателями-детьми
В дошкольном возрасте дети посещают библиотеку вместе с воспитателем. В младших классах - вместе с учителем. Дети младшего возраста всегда охотно посещают детскую библиотеку. Число читателей на младшем абонементе по демографическим причинам увеличилось. Младшие школьники активно читают произведения по школьной программе. В последнее время увеличилось поступление новых книг, что способствует повышению читательской активности.

Библиотекари сельских филиалов считают, что большая проблема – это отсутствие компьютера и Интернета в сельских библиотеках, что неоднократно доказывают опросы юных читателей. Компьютер дал бы возможность разнообразить формы работы с читателями, привлекая современные технологии. Если говорить о проблемах библиотечного обслуживания детей, то самая главная из них – отсутствие технической оснащенности библиотеки. Но хотя бы один компьютер в сельской библиотеке необходим. Это бы решило проблему получения информации, а также в проведении зрелищно и музыкально оформленных мероприятий. Конечно, фонд пополнился и художественной, и справочной литературой, радует читателей подписка на детские журналы. Но нет ни одной детской газеты. По-прежнему фонд классической литературы не обновляется.
Координация работы библиотек с социальными партнерами
Районная детская библиотека имеет многолетний опыт сотрудничества с дошкольными и школьными учреждениями поселка. Учитывая пожелания руководителей детского чтения, составляется совместный план работы учреждения на год, подписывается договор о сотрудничестве. Организованно ребята из четырех школ приходят в библиотеку 2 в месяц, обменивают книги, посещают мероприятия.

Сельские библиотеки замечательно координирует свою работу со школой, с детским садом, с сельским клубом.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные





Кол-во детских библиотек в поселке

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей

(всего)

% охвата детского населения

Количество читателей по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1.

1

14313

2935

2554(+58юн. +186 РДЧ+55 прочие)

87%

1765

60



      1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2010 годом) Почему?

Число читателей в детской библиотеке незначительно увеличилось.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя - ребенка – 10.7 Книгообеспеченность одного читателя - 11.1
2.1.3. Средняя дневная посещаемость - 77,5 (с массовыми мероприятиями)
2.1.4. Обращаемость фонда – 1,8
2.2. Читательский портрет современного ребенка.

2.2. Состав читателей по возрастам





Всего

РДБ

По филиалам

Дошкольники

1270

390

880

По классам













1

770

417

353

2

677

326

351

3

633

266

367

4

610

252

358

5

580

207

373

6

499

133

366

7

394

188

206

8

380

139

241

9

501

236

265

10

189

9

180

11

159

18

141

Студенты

300

19

281

РДЧ

490

186

304

Работающая молодежь

256

12

244

Прочие

55

55







    1. Жанрово-тематические предпочтения читателей.


Особой популярностью у читателей в читальном зале пользуется отраслевая литература (особенно о животных, технике), богато иллюстрированная, где в доступной для ребенка форме отражена какая-либо тема.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста читают разнообразную литературу. Любят русские народные сказки, рассказы о животных, стихи.

Читатели старшего и среднего возрастов предпочитают читать «ужастики», книги о вампирах, познавательные энциклопедии.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы.
Среди читателей младшего школьного возраста популярны красочно оформленные энциклопедии, книги о космосе, книги для девочек. Наиболее популярные авторы: С.Я.Маршак Э. Успенский, В. Драгунский, В. Степанов.

У читателей старшего абонемента популярны книги Р. Стайна, серия «Большая книга ужасов», серия « Большая книга романов о любви по знакам зодиака».

Популярны авторы: В. Роньшин, Ф. Пульман, Е. Вильмонт, Д. Емец.

Последнее время дети обращают особое внимание на энциклопедии отечественных авторов, таких издательств, как Аванта+, Белый город и т.д. Комиксы, журналы для детей и юношества так же пользуются большой популярностью.
2.2.3. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу.
Фонд читального зала детской районной библиотеки не в полном объёме соответствует запросам наших читателей. Отсутствуют словари фразеологический, этимологический.

Мало названий периодических изданий для детей и юношества (детских газет нет вообще)

Фонд старшего абонемента соответствует потребностям читателей.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек
В Поломошенском филиале №1 работает программа «Малышок», срок реализации 2009 -2013г. (описана в отчете за 2010 год). В её рамках в 2011 году проведены мероприятия: веселые старты «Раз, два, четыре, пять», вернисаж «Страна Мурляндия», утренник «День Победы», осеннее развлечение «Тетушкина сказка» и другие. С большим интересом дошкольники знакомятся с материалами мини-музея «Поломошеное – земли роднее нет». Программа будет развиваться и дальше, дошколятам нравится участие в мероприятиях и индивидуальные беседы. Дошкольник и их родители, постоянные гости библиотеки и помощники. Всех радуют успехи ребят.

По программе «Я познаю мир» районная детская библиотека работает несколько лет.

Цели и задачи данной программы - раскрыть перед маленьким читателем все разнообразие окружающего мира. Познакомить его с техникой, историей, краеведением и т.д.

Через познавательные игровые программы и познавательные часы в понятной для малышей форме. Познакомить малышей с разнообразием окружающего мира. Мы надеемся, что дошкольники и младшие школьники более подробно узнают не только о мире живой природы, но и о творении человеческих рук, смогут познакомиться с историей вещей окружающих их в повседневной жизни. Главным помощником в этом станут энциклопедии и другие книги познавательного характера. В этой программе для детей дошкольного и младшего школьного возраста объединены самые интересные и увлекательные тематические мероприятия. Темы для программы «Я познаю мир» нам подсказывают не только книжки, но и руководители детского чтения, порой заказывая мероприятие по какой-либо теме, тем самым подсказывают интересные идеи. Это перспективная программа. Работать по ней мы будем еще ни один год. А темы новых мероприятий нам подскажут наши дорогие «почемучки».

В Шахтерском филиале №25 закончилась работа по программе семейного чтения «Не позволяй душе лениться…(искусство быть читателем)».

Программа была рассчитана на 2009-2011годы.

Программа была призвана возродить традиции семейного чтения. Работа в рамках программы позволила помочь родителям увидеть в своем ребенке читателя, понять, как важна книга для малыша в будущем. Библиотекарю работа по программе позволила использовать новые формы и методы пропаганды книги и чтения.

Цели:

- воскресить и поддержать в сознании взрослых и детей положительный образ традиционного чтения;

- создать систему интересного, разнообразного по формам и содержанию общения с книгой;

- воспитывать и формировать культуру чтения.

Задачи:

- поднятие престижа чтения вообще, и семейного в частности;

- применение новых креативных форм и методов по воспитанию читательской культуры и привлечению к чтению.

Формы и методы:

- изучение фонда (проведено в2009г.);

- социальные исследования среди детей и родителей (2010г. – анкетирование учащихся 5-9 классов в сентябре, опрос и взрослых, и детей о значимости работы в рамках программы – декабрь 2011г.)

- информирование по теме о новинках и о мероприятиях в рамках программы (информ-минутки на мероприятиях). Новые поступления в фонд позволяли это делать.

- научить ребенка видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание через громкие читки (в детском саду), игры, встречи с любимыми героями, посиделки.

Ожидаемые результаты:

- развитие читательской культуры детей и родителей.

- отработать технологии и методики проведения мероприятий по развитию читательской культуры и продвижения чтения среди детей и родителей.

- осуществится координация вневедомственных взаимодействий с общественностью, спонсорами, администрацией поселка.

- произойдет осознание родителями роли и пользы книги и чтения в развитии детей.

По программе библиотека работала три года, но финансовой поддержки не получали.

Семейное чтение – это естественный атрибут духовного общения взрослых между собой и детьми. Потребность в книге закладывается в раннем детстве в семье и является фактором, как духовным, так и социальным. А значит, и сама проблема «родители и чтение детей» - общественно значима. В ее решении свою незаменимую роль играет библиотека, которая уже своим предназначением социально - педагогически ориентирована на организацию и управление читательской деятельностью детей.

Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. А ориентироваться в море книг и детям и взрослым может и должен помочь библиотекарь. Одной из форм такой работы являются красочно оформленные рекомендательные списки литературы. Работа по программе семейного чтения, подтверждают Востребованность такой формы пропаганды книг, но для сельской библиотеки, при отсутствии компьютера, регулярно создавать пособия очень проблематично. Впервые два года с помощью районной библиотеки они создавались, а в 2011 году - нет. Для того чтобы работа по программе была адресная и наиболее полно удовлетворяла запросы читателей, в библиотеке проводились мини-опросы в ходе массовых мероприятий, анкетирование. В мини - опросах к положительным итогам работы родители относят то, что они получили ответ на вопросы – как приобщить ребенка к чтению, как привить ребенку любовь к чтению? Добрым помощником для меня, как библиотекаря, стал журнал «Семейное чтение», именно с его помощью я могла ответить на многие вопросы и родителей, и детей.

Сотрудничество родителей с библиотекарем не только убеждает их в полезности чтения, но и помогает увидеть в библиотеке очаг интересного и полезного досуга, место неформального общения, и даже центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения. А это и является положительным итогом работы по программе.

Опыт работы по программе показывает, что совместная работа библиотеки и семьи положительно сказывается на читательской активности, читательской культуре детей.

Приобщению родителей к проблемам детского чтения помогает такая форма работы, как часы общения и беседы (июль - беседа «С детства книгой дорожи», октябрь - час общения «Радость открытия»). На таком мероприятии библиотекарь может сразу понять, нужна ли предложенная информация читателям, интересна ли им тема и форма работы. И если читатели активно участвуют в обсуждении предложенной темы, если по ходу обсуждения рождаются новые темы и предложения – значит «это кому-то нужно».

Игровые формы работы всегда приветствуются детьми. На таких мероприятиях дети раскрывают себя и как читатели, и как артисты, они могут показать все грани своих талантов и способностей (в июне провели познавательные игры «Люби и знай свой край», «Почемучка», литературное путешествие «По Лукоморью», в июле - познавательно-развлекательная игра «Детство - сказочная страна», викторина «Не все стрельцу яблочко» и «Игрушечные истории»). А родители выступают активными болельщиками, спонсорами по костюмам, а иногда и участниками игровых программ.

Общение в рамках программы помогло родителям найти ответ, на кажущиеся простыми, вопросы – с чего начинать анализ прочитанной маленькому слушателю вслух книги? Что уже можно читать малышу, а с чем еще нужно повременить? А что бы у родителей появились побудительные причины идти в библиотеку, была организована экскурсия в библиотеку ребят из детского сада. Заканчивается работа по программе. Чтобы узнать мнение участников программы, был проведен опрос «Книга в жизни вашей семьи». В нем участвовали и взрослые, и дети. Форма опроса, а не анкетирования, была выбрана для чистоты ответов, чтобы ответы звучали личностные, без советов с кем бы то ни было. Почти все опрошенные читатели-дети говорили, что за последнее время они чаще стали читать вслух дома, чаще разговаривают о прочитанном. Особо радует – чаще ходят в библиотеку с родителями, или спрашивают литературу по совету родителей. Значит, работа по программе помогла активизировать читательский интерес и у детей, и у родителей. Но что особо радует, помогла (пусть немногим) наладить отношения между родителями и детьми.

Можно сказать, что цели программы достигнуты. Культура чтения за три года заметна выросла. Те дети, где и родители участвовали в программе, стали чаще обращаться к классической литературе, научно-познавательной. И не только тогда, когда этого требовала подготовка к мероприятию.

Укрепились отношения с детским садом, школой и клубом. Большие игровые мероприятия всегда проводились в клубе, активно сотрудничали с летними площадками, как в клубе, так и в школе.

Библиотекарь Шахтерского филиала №25 считает, что работа по программе оказалась эффективной.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: