NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Памятка для учителя начальных классов "Санитарно-гигиенические требования к распределению образовательной нагрузки"


Разработчик – М.И. Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

Документация учителя

ПАМЯТКА

для учителя начальных классов

“Санитарно-гигиенические требования

к распределению образовательной нагрузки”

Обучение первоклассников проходит только в первую смену. Занятия начинаются

не ранее 8 ч 30 мин. Учебная нагрузка увеличивается постепенно. Продолжительность уроков, а также их количество в начале учебного года должны быть сокращены. Для этого используется так называемый ступенчатый режим – метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре–октябре проводят ежедневно по три урока длительностью 30–35 мин каждый, в ноябре–декабре четыре урока по 30–35 мин. Остальное время заполняют целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Данные формы организации учебного процесса направлены на снятие статического напряжения. Начиная со второй четверти (ноябрь) объем не-

дельной образовательной нагрузки первоклассников не должен превышать 20 ч.

Продолжительность урока 35 мин сохраняется на протяжении всего учебного года. При составлении расписания обязательно учитывается время наивысшей и наименьшей умственной работоспособности детей. Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, родной язык), проводят на первых-вторых уроках. Контрольные работы, не более одной в день, проводят на первом-втором уроке во вторник, среду или четверг, когда уровень работоспособности учеников наиболее высок. Для поддержания умственной рабо-

тоспособности учащихся, чередуют основные предметы (математика, русский язык, родной язык) с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики

и т. п. Проведение нулевых уроков не допускается.

ПАМЯТКА

для учителя начальных классов

“Санитарно-гигиенические требования

к организации перемен и динамических пауз”

Во избежание переутомления детей учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом. Лучшим отдыхом для восстановления работоспособности первоклассников является дневной сон. Согласно требованию СанПиН 2.4.2.1178-02 при наличии соответствующих условий в школе дневной сон организуют для детей, посещающих группу продленного дня.

Для начальной школы устанавливается продолжительность перемен между уроками не менее 10 мин, большой перемены (после второго урока) – 15–20 мин.

После третьего урока для снятия статического напряжения проводят динамическую паузу не менее 40 мин. Подвижные игры и спортивные развлечения организуют на свежем воздухе (в случае плохой погоды – в помещении). В дни, когда учебным

расписанием предусмотрен урок физкультуры, динамическое занятие строится следующим образом: 20–25 мин – самостоятельная двигательная деятельность детей, затем в течение 10–15 мин – игры средней подвижности.

ПАМЯТКА

для учителя начальных классов

“Санитарно-гигиенические требования

к организации прогулок на свежем воздухе,

внеучебных занятий и работы группы продленного дня”

Поскольку в 1-м классе не предусмотрены домашние задания, после занятий организуют прогулку на свежем воздухе, в течение 1,5–2 ч. Во время прогулки с детьми проводят подвижные игры. Они способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают утомление. Пребывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 ч в день. Врачи утверждают: день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья.

Общая продолжительность внеучебных занятий не должна превышать 1 ч. Через 30–45 мин обязателен перерыв не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Занятия одним видом дополнительного образования проводятся не чаще чем два раза в неделю.

Для первоклассников, посещающих группу продленного дня или школу полного дня, занятия дополнительным образованием, особенно в первом полугодии, предпочтительно проводить в форме экскурсий, прогулок. Питание детей должно быть организовано следующим образом: в 13.00–13.30 – обед, в 16.30 – полдник (фрукты, соки, молоко, кефир, йогурт), не позднее 20.00 – ужин.

ПАМЯТКА

для родителей первоклассника

Санитарно-гигиенические требования

к организации рационального питания ребенка”

Организм человека, особенно ребенка, нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. Дети, приученные есть в одно и то же время, реже жалуются на плохой аппетит или его отсутствие, ведь к определенному часу организм готовится к приему пищи. Благодаря этому еда усваивается наилучшим образом, с большей пользой и даже кажется вкуснее. Для семилетнего ребенка перерыв между приемами пищи не должен превышать 3,5–4 ч.

Первый завтрак первоклассник получает дома перед уходом в школу. Второй

(горячий) завтрак организуют на большой перемене (15–20 мин) в 11.00–12.00.

Обед в группе продленного дня или школе полного дня проходит в 12.30–13.00.

Рацион двухразового питания в общеобразовательном учреждении должен обеспечивать не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии. Школьный завтрак должен составлять не менее 20–25%, а обед – не менее 35% от суточной потребности в пищевых веществах

и энергии.

ПАМЯТКА

для родителей первоклассника

“Санитарно-гигиенические требования

к организации режима младшего школьника”

Режим дня – это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течении суток с учетом возрастных возможностей и особенностей. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни ребенка положительно влияют на его самочувствие,

настроение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Постоянно повторяясь, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение различных дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с выполнением заданий, его работоспособность выше.

Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за 1–1,5 ч до начала занятий, т. е. в 7.00–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Настроить ребенка на рабочий лад поможет утренняя гимнастика

в течение не менее 10 мин. Дорога в школу может стать прекрасной прогулкой, если вы имеете достаточный запас времени (15–20 мин) и можете идти не торопясь.

Отдых ребенка дома должен быть правильно организован. Длительность просмотра детских телепередач должны регулировать взрослые. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи два-три раза

в неделю не более 30 мин. Для домашней видеотеки необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить длительность их однократного просмотра. Чтобы продолжительность ночного сна соответствовала возрастной

норме, первоклассник должен ложиться спать не позднее 21.00.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: