Паспорт программы 1 Полное наименование программы

Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Колесниковская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза П.Е.Федорова»
(МАОУ Колесниковская СОШ)
Директор школы
________Тараканова Л.П.
«___»________2011г
Комплексная программа воспитания школьников
«Семь- Я»
Автор программы:
Банит И.Ю.
(1 квалификационная категория)
2008-2012год
Паспорт программы
1 | Полное наименование программы | Комплексная воспитательная программа «Семь- Я» |
2 | Руководитель учреждения | Тараканова Лидия Петровна |
3 | Адрес учреждения, телефон/факс | сКолесниково, улПервомайская,3 тел./факс 43-4-19 |
4 | Рецензент (внутренний, внешний) | Ходосевич В.В.(педагог высшей категории, имеющий опыт работы в управлении школой) Рязанцева О.Н. -ведущий специалист КО по воспитательной работе |
5 | Цель программы | 1.Создать условия для жизнедеятельности школьного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности 2.Создать условия для саморазвития школьника по разным направлениям: гражданско-патриотическом, спортивно- оздоровительном, творческом, познавательном, нравственно-правовом. 3.Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях в современной деятельности. |
6 | Направления или содержательные блоки | 1-й блок. «Я и мои интересы» 2-й блок. «Я и мое здоровье» 3-й блок «Я и творчество» 4-й блок «Я- гражданин России» 5-й блок «Я и моя семья» 6-й блок «Я – мои обязанности и права» 7-й блок «Я и окружающие меня люди» |
7 | Краткое содержание программы | Содержание программы состоит из семи блоков, к каждому блоку прописаны цели, мероприятия по достижению этих целей на каждом возрастном этапе |
8 | Вид программы | комплексная, модифицированная |
9 | Уровень реализации программы | начальный этап |
Пояснительная записка
Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым понимается коллектив единомышленников (педагогов и воспитанников), содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельность, гуманными отношениями. Это и есть наша большая «Семь- Я». Именно это слово стало названием комплексной программы воспитания школьников.
Данная программа рассчитана на детей с 1 по11 класс, педагогов, классных руководителей, родителей и наших друзей.
В воспитательной системе возникли следующие противоречия:
заказ | результат |
1.Выпускники общеобразовательных учреждений должны быть культурными людьми | Уровень культуры некоторых выпускников желает быть много выше. Одним из факторов является отсутствие достаточной материальной базы для приобщения учащихся к культуре |
2.К каждому ученику должен быть индивидуальный подход. Учителя с учеником должны заниматься и после уроков различными видами деятельности. | Сильно возросла учебная нагрузка классных руководителей, самообразовательная работа классного руководителя сильно сокращена. |
3.Праздники, мероприятия должны проходить на высоком эстетическом, культурном уровне | Отсутствие технического свето-звукооснащения, эстетического оформления, квалифицированных специалистов. |
4.Школа должна способствовать воспитанию и формированию высоконравственной личности по следующим критериям: знания индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка и умение применять эти знания в педагогической практике; знания психологических особенностей класса и умение применять эти знания в в создании системы воспитательных дел; знания потребностей в организации внеурочных дел школы, применение этих знаний в организации воспитательной работы | Индивидуальный подход к изучению личности ребенка должен быть обязательным для всех детей. Требуется взаимодействие с психологом. Система диагностики носит больше интеллектуальный характер. Есть проблемы с культурой поведения. Не отработоно правило: знаю, как надо себя вести, умею применять в ситуациях. |
Наша программа воспитания соответствует требованиям времени. Ее основаниями являются:
-педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;
-определение содержание воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений- как средства проживаемых ценностей отношений человека к миру и с миром;
- максимальное расширение воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;
-философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых проблем, а значит, представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой выбор.
Программа создана для реализации воспитательной систем школы. Ориентирована на младшее, среднее, старшее звено обычной общеобразовательной школы. В программе 7 блоков. Это 7 разных направлений работы: спортивно-оздоровительное, познавательное, патриотическое, творческое, нравственно- правовое, работа с семьей.
Рассчитана на 3 года.
Программа реализуется на базе МОУ Колесниковской СОШ.
Основными ценностными ориентирами программы стали:
Человек- абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы, общества.
Труд-основа бытия.
Творчество- необходимое условие реализации личности.
Отечество, Мир, Земля, Знание, Культура.
Дружба, любовь, гуманное отношение-основа взаимоотношений между людьми.
Цель программы:
1.Создать условия для жизнедеятельности школьного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности
2.Создать условия для саморазвития школьника по разным направлениям: гражданско-патриотическом, спортивно- оздоровительном, творческом, познавательном, нравственно-правовом.
3.Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях в современной деятельности.
4.Реализовать статус «Школы-центра» воспитательной работы, через сотрудничество с музеем, ДК, с сельской библиотекой, ДК «Ритм», с «Комитетом по делам молодежи», «Юным техником».
Задачи:
Предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел (создание детского творческого объединения «Школа жизни »), через расширение дополнительного образования (музыкальный, хореографический, художественный кружки)
Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.
Использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности.
Учить заботиться друг о друге.
Структура программы
1-й блок. «Я и мои интересы»
Создание условий для формирования объективной самооценки школьников через их участие во внеклассной деятельности
Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КТД, творческие сборы, интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады, будут организованы кружки хореографический, музыкальный, художественный, спортивные секции.
Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.
Приобщение к миру природы, формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
2-й блок. «Я и мое здоровье»
Создание благоприятных условий для физического развития учащихся
Ориентирование на здоровый образ жизни
Профилактика ПАВ, алкоголя, курения.
3-й блок «Я и творчество»
Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников.
Создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через кружки.
Стимулирование развития творческих способностей школьников
4-й блок «Я- гражданин России»
Освоение народных традиций, обычаев, знакомство с историей родного края, через кружок «Поиск», работу с краеведческим музеем, участие в праздниках, декадах, посвященных миру народных традиций.
воспитание патриота своей страны, тимуровская работа, волонтерский кружок «Искра», кадетский класс «Суворовец»
5-й блок «Я и моя семья»
Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, КТД, соревнования и т.д.
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия
Изучение прав и обязанностей как родителей по отношению к детям, так и детей в семье.
6-й блок «Я – мои обязанности и права»
Освоение школьниками прав и обязанностей в обществе, правил поведения в школе
Профилактика асоциального поведения.
7-й блок «Я и окружающие меня люди, окружающий меня мир»
Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей Колесниковской земли и выдающимися людьми
Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающими через участие в акциях «Милосердие», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом»
Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем.
Ожидаемые результаты
Будет наблюдаться положительная динамика воспитанности личности школьника по принятым в школе критериям.
Будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности, в практику работы войдут такие формы работы КТД, интеллектуальные игры, тематические вечера, фестивали детского творчества и другие, через совестную работу с музеем, ДК, с сельской библиотекой, ДК «Ритм», с «Комитетом по делам молодежи», «Юным техником».
Вырастет число школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы, села, района, смотрах, конкурсах, выставках.
Повысится процент здоровых учащихся
Школьниками не будут совершаться правонарушения и преступления
Семья будет принимать активное участие в жизни школы
В итоге должна сформироваться личность выпускника с нравственными и духовными ценностями:
Я
П



Нравственные Демократические Ценности бытия
Истина Справедливость Здоровье
Добро Родина Труд
Красота Россия Семья
Вера Земля
Надежда Душа
Любовь Счастье
Культура Творчество
Предполагаемые действия по реализации программы
Организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников
Создание кружков, секций, которых нет сейчас (хореографический, художественный)
Расширение культурно-образовательного пространства развития детей
(совместные мероприятия с учащимися других школ, направленное на проявление и развитие творческих, спортивных способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений в соответствии с возрастными воспитательными подпрограммами, а также совместная работа с ДК, сельской библиотекой, Музеем, ДК «Ритм», «Юный техник», «Комитете по делам молодежи»)
Организация мониторинга уровня воспитанности
Учащиеся младшего школьного возраста вовлекаются взрослыми и более старшими учащимися в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности. Н а это направлены различные формы деятельности в рамках возрастной воспитательной подпрограммы:
Для подростков разрабатывается годовой цикл коллективных творческих дел смотров и конкурсов
Участие в которых позволяет им проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.
Старшеклассникам предоставляется возможность совершить в совместной и индивидуальной деятельности социальные пробы с целью личностного и профессионального самоопределения, самоорганизации и самоутверждения. На это направлены различные формы деятельности в рамках воспитательной работы 9-11 классов.
Схема№1
Руководство реализацией программы

Схема № 2
Ученические органы самоуправления

Схема №3
Структура совета управления школьного творческого объединения «Школа жизни»













Президент
Вице президент
Секретарь
Министерство образования
Министерство культуры
Министерство печати
Министерство спорта и здравоохранения
Министерство труда и правопорядка
Министерство гражданско-патриотической деятельности
Схема №4
Структурные подразделения школьного ученического самоуправления МАОУ «Колесниковской СОШ имени Героя Советского Союза П.Е.Федорова»

Постоянно действующий руководящий орган





Совет самоуправления


В












3кл.
4кл
«Пилоты» «Робинзоны»
Ухтериков В, ШведовД.
6 кл кклк
10кл
«Бригантина» «ЛОГОС»
5кл
Павлов В. Степанова Ю
«Максимум»
7кл.
1кл
Кривошеина В. «Капелька»
«Дружные»
11 кл.
Ладельщикова М
«Единство»
8 кл.
«Новое поколение» Кочнева В.
Берец М.
2кл
9 кл
«Вспышка» Кураева Н. «Святлячки» Шулдиков П.
Содержание комплексной программы.
1 блок: «Я и мои интересы»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: развитие всесторонних интересов у младших школьников, повышение умственной культуры труда | Цель: Создать условия для развития познавательных, творческих интересов, способствовать формированию личности подростка | Цель: Создание условий для проявления старшеклассниками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к активной социальной деятельности. Способствовать личностному, социальному, профессиональному самоопределению старшеклассника |
Мероприятия: «Посвящение в первоклассники» Мероприятия по ППД Участие в месячнике Гражданской обороны Пожарной безопасности Классные часы на тему: «Профессии родителей глазами детей», экскурсии на предприятия села. Встречи с людьми разных профессий. Интеллектуальные викторины на разные темы. Тренинги «Я расту, я умею» «О способностях от А до Я» Олимпиады по предметам. Выполнение творческих проектов (по заданию музея) | Мероприятия: Мероприятия по ППД Участие в месячниках Гражданской обороны Пожарной безопасности Конкурс проектов «Невероятное? Очевидное!» Экскурсии на предприятия села. Встречи с людьми разных профессий. Предметные недели, олимпиады. Конкурс сочинений ко Дню учителя «Мой любимый учитель» Конкурсы сочинений на патриотические темы, на правовую тематику, профилактические темы. Выполнение творческих проектов (по заданию музея) | Мероприятия: Декада самоопределения Работа над работами «Шаг в будущее» Выполнение творческих проектов (по заданию музея) Встреча с представителями Разных профессий, экскурсии на предприятия района. Мероприятия по ППД Участие в месячниках Гражданской обороны Пожарной безопасности Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» День детских организаций Участие в районных и школьных олимпиадах. День самоуправления |
2 блок: «Я и мое здоровье»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. | ||
Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья Профилактика вредных привычек | Формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как к бесценному дару природы Создавать возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья Воспитание привычки к постоянным занятиям и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма Профилактика вредных привычек | Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом Показать, что социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья. |
Мероприятия: | Мероприятия: | Мероприятия: |
Интерактивные игры «Азбука здоровья», «Культура питания» Участие в Днях здоровья школы Участие в Днях профилактики Участие в школьном «Турслете» Военизированная игра «Зарничка» Спортивные соревнования. Организация здорового летнего отдыха Проведение тематических классных часов | Спортивные соревнования. Организация здорового летнего отдыха Проведение тематических классных часов Участие в Днях здоровья школы Участие в Днях профилактики Участие в школьном «Турслете» Конкурс агитбригад «Мы выбираем жизнь!» | Спортивные соревнования. Организация здорового летнего отдыха Проведение тематических классных часов Участие в Днях здоровья школы Участие в Днях профилактики Проведение школьного «Турслета», «Зарницы» Конкурс агитбригад «Мы выбираем жизнь!» |
3-й блок: «Я и творчество»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником | Цель: способствовать развитию творческой активности подростков, вовлечению их в активную деятельность, развивающую личность | Цель: Создание условий для проявления старшеклассниками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к активной социальной деятельности. Способствовать творческой активности старшеклассников |
Мероприятия: «Посвящение в первоклассники» Конкурс рисунков по ПДД Пожарной безопасности, «Осень, милости просим!»- развлекательная программа Декада матери (Кл.часы, вечера с приглашением мам «Милой, дорогой, родной» Выставка рисунков «Да будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать» Конкурс стихов и песен о маме с последующим отбором на концерт вДК) Праздник «А ну-ка мамочки!» Конкурс рисунков «Русская зима» Новогодняя мозаика Рождественский вертеп Праздник «Хорошо, что есть каникулы» День Святого Валентина Ярморочный день Фестиваль «Фейерверк талантов» Конкурс рисунков «Весна-красна» | Мероприятия: Конкурс рисунков по ПДД Пожарной безопасности, «Мой край», Праздник урожая (выставка «Дары природы», выступление агитбригады «Живая газета») Праздник «Золотая осень»(5-7кл.) Декада матери (Кл.часы, вечера с приглашением мам «Милой, дорогой, родной» Выставка рисунков «Да будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать» Конкурс стихов и песен о маме с последующим отбором на концерт вДК) Подготовка к Новогодним праздникам Конкурс рисунков «Русская зима» Новогодняя мозаика Конкурс новогодних персонажей Конкурс ледяных фигур Районный смотр Рождественский вертеп Праздник «Хорошо, что есть каникулы» Вечер отдыха «Чудеса под Новый год!» Татьянин день День Святого Валентина Ярморочный день Вечер отдыха конкурсная программа «А ну-ка парни!» Концерт, посвященный 8 марту. Фестиваль «Фейерверк талантов» Конкурс рисунков «Весна-красна» | Мероприятия: выступление агитбригады «Живая газета») Районный конкурс экологического творчества «Дыхание природы Декада матери Подготовка и проведение Новогодних праздников Рождественский вертеп Праздник «Хорошо, что есть каникулы» Вечер отдыха «Чудеса под Новый год!» Татьянин день День Святого Валентина Ярморочный день Вечер отдыха конкурсная программа «А ну-ка парни!» Концерт, посвященный 8 марту. Фестиваль «Фейерверк талантов» Конкурс рисунков «Весна-красна» |
4-й блок: «Я- гражданин России»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре | Цель: приобщить учащихся к духовно- патриотическим ценностям, к истории Родины, к ее прошлому | Цель: способствовать развитию стремления старшеклассников участвовать в жизни общества на благо Родины |
Мероприятия Месячник пожилых людей Распределение и работа в Зонах заботы Проведение тематических классных часов. Посещение Дома ветеранов Участие в концерте в ДК Работа с музеем Месячник оборонно- массовой работы «Умельцы села»- участие в выставке на селе. «Вахта памяти» Работа в Зонах заботы | Мероприятия Месячник пожилых людей Распределение и работа в Зонах заботы Проведение тематических классных часов. Посещение Дома ветеранов Участие в концерте в ДК Работа с музеем Акция «Тепло родного дома» Месячник оборонно- массовой работы «Умельцы села»- участие в выставке на селе. «Вахта памяти» Работа в Зонах заботы, работа волонтерского отряда | Мероприятия Месячник пожилых людей Распределение и работа в Зонах заботы Проведение тематических классных часов. Организация работы в музее Акция «Тепло родного дома» Месячник оборонно- массовой работы «Умельцы села»- участие в выставке на селе. «Вахта памяти» Работа в Зонах заботы |
5-й блок: «Я и моя семья»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности | Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности | Цель: максимальное сближение интересов родителей, старшеклассников, педагогов по формированию личности старшеклассника |
Мероприятия Внеклассные мероприятия с участием родителей 1 сентября- классные часы с участием родителей Ярмарка 8 марта Новогодние праздники Работа «Университета педагогических знаний» Спортивные праздники | Мероприятия Внеклассные мероприятия с участием родителей 1 сентября- классные часы с участием родителей ярмарка 8 марта Работа «Университета педагогических знаний» Спортивные праздники | Мероприятия Внеклассные мероприятия организованные совместно родителями 1 сентября- классные часы с участием родителей ярмарка 8 марта Последний звонок Работа «Университета педагогических знаний» Проведение родительских собраний |
6-й блок: «Я – мои обязанности и права»
(нравственное воспитание, профилактика асоциального поведения)
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомить учащихся с правами и обязанностями | Цель: создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни. | Цель: изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений; способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желаний к проявлению безнравственных поступков. |
Мероприятия Классные часы: «Мои права и обязанности» Дни профилактики Участие в тематической неделе «Мы против курения!» участие в неделе правовых знаний | Мероприятия Классные часы «Устав школы » Дни профилактики Тематическая неделя «Мы против курения!» Акция «Мы выбираем жизнь» Неделя правовых знаний (тесты, встречи с инспектором по ДН) Оформление стенда «Права ребенка» интеллектуальная игра «Подросток и закон» | Мероприятия Классные часы «Устав школы », «Кодекс чести старшеклассника» и Проведение Дней профилактики Тематическая неделя «Мы против курения!» Акция «Мы выбираем жизнь» Неделя правовых знаний (тесты, встречи с инспектором по ДН) Оформление стенда «Права ребенка» Создание лекторских групп «Подросток обучает подростка» |
7-й блок: «Я и общество, окружающий меня мир»
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено |
Цель: передача детям опыта (знаний, умений и навыков) общения людей | Цель: способствовать формированию социально-активной, конкурентоспособной личности | Цель: способствовать формированию социально адаптированного человека, т.е.человека, приспособленного к требованиям общества |
Мероприятия выборы детского самоуправления в классах Акция «Забота» День учителя Месячник пожилых людей Тренинги, классные часы: «Познай самого себя» «Я и другие» | Мероприятия выборы детского самоуправления в классах Акция «Забота» День учителя Месячник пожилых людей Тренинги, классные часы: «Я и те, кто рядом» | Мероприятия Формирование школьного самоуправления «Школа жизни», работа совета самоуправления Работа с музеем Подготовка и проведение турслета. Организация работы по Зонам заботы. Проведение мероприятий по ПДД в 1-4классе. Вечер встречи День учителя Месячник пожилых людей День самоуправления |
Кадровое обеспечение.
Создание творческих групп учителей по разработке и апробации форм и способов организации личностно ориентированного взаимодействия школьников и педагогов.
Работа постоянно действующего ШМО классных руководителей. Обобщение на ШМО опыта работы классных руководителей.
Проведение постоянного обзора методической литературы по проблемам воспитания.
Использование воспитательных возможностей объединений дополнительного образования, Дома культуры, библиотеки.
Психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе.
Литература:
1.Административное управление воспитательным процессом/ сост.Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер.- Волгоград: Учитель, 2008.-250с.
2.Журнал «Классный руководитель», №2, 2008г
3. Дереклеева Н.И.
Справочник завуча: Учебно- методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.-352.
4.Сибирцева Г.И.
Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Изд.2-е, допол.- Ростов на Дону: Феникс, 2004.-384с (Серия «Сердце отдаю детям»)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: