NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Паспорт программы развития Анализ проблем развития Концептуальные основы развития



С О Д Е Р Ж А Н И Е
  1. Введение

  2. Паспорт программы развития

  3. Анализ проблем развития

  4. Концептуальные основы развития

  5. Основные направления программы развития

  6. Управление реализацией программы

  7. Ожидаемые результаты реализации программы

I. ВВЕДЕНИЕ

Целевая программа развития МОУ лицея г. Таганрога на 2009 – 2014 годы (далее – Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления её развития.
     Цели и задачи Программы определены на основе анализа развития лицея в предшествующий период, социально-экономического положения лицея, текущего состояния системы образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала лицея.

     В Программе представлены основные концептуальные положения функционирования лицея как системы, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.

     Стратегическая цель Программы – создание правовых, организационных, педагогических, учебно-методических и экономических условий для модернизации образовательного пространства лицея в условиях компетентностной парадигмы образования.
     Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных и спонсорских средств.

    

II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ



Общая характеристика образовательного учреждения

     Лицей открыт Решением №411 от 08.11.1988 г. исполнительного комитета Таганрогского городского Совета народных депутатов как «Специализированный класс с углубленным изучением информатики при Таганрогском радиотехническом институте и школе №8».

Приказом №707 от 19.08.1991 г. Ростовского областного управления народного образования предусматривалось открытие с 1 сентября 1991 года областного технического лицея при ТРТИ на базе действующих специализированных классов с углубленным изучением информатики при ТРТИ. В связи с изменениями, произошедшими в августе 1991 года в нашей стране, приказ не был выполнен, и с 1 января 1992 года классы начали функционировать как городской технический колледж при ТРТИ.

Постановлением №543 от 24.02.1995 г. Главы Администрации г.Таганрога образовательное учреждение зарегистрировано как «Таганрогский муниципальный общеобразовательный лицей при ТРТУ».

В 2005 году лицей стал муниципальным и перестал официально быть при ТРТУ и с того момента носит название «Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Таганрога».

Лицей имеет государственную аккредитацию с присвоением государственного статуса образовательного учреждения, лицея (Свидетельство о государственной аккредитации АА 129335  от 12.05.2008 г.).
     Лицей имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности (регистрационный № 9626 от 26.08.2005 г.) Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
      Устав МОУ лицея г. Таганрога утвержден 14.01. 2008 г. начальником Управления образования г. Таганрога.

      В настоящее время в лицее представлено два направления профильной подготовки: физико-математический и информационно-технологический.

      Адрес лицея: 347900, Таганрога, ул. Чехова, д. 22, корпус А, тел./факс 36-04-74, E-mail: lic-tsure@yandex.ru

Директор МОУ лицея г. Таганрога: Ирина Анатольевна Вырабова.


       Полное наименование программы

     Целевая комплексная программа развития МОУ лицея г. Таганрога на 2009 – 2014 годы.
Назначение программы

     Программа является организационно-правовой основой развития лицея и определяет стратегию развития учреждения и действия по ее реализации.

Научно-методические основы разработки Программы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
6. Основные направления социально – экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
Разработчики программы

   Творческий коллектив администрации и педагогов лицея, совет лицея,
родительская общественность, ученический коллектив, сотрудники ТТИ ЮФУ.

Исполнители программы

   Администрация, педагогический и ученический коллектив лицея, родительская общественность. Привлечены к исполнению Программы  педагогические коллективы  сотрудничающих с лицеем ВУЗов.
Цель программы

   Модернизация образовательного пространства МОУ лицея г. Таганрога в условиях перехода от знаниевой к компетентностной парадигме образования.
Приоритетные задачи Программы

1. Развитие системы профильного обучения через совершенствование предпрофильной подготовки в лицее.

2. Развитие практики социального партнерства лицея с ВУЗами, предприятиями и организациями в целях профессиональной ориентации, социализации лицеистов, приобщения одарённых детей к активной исследовательской и проектной деятельности с использованием ресурсной базы социальных партнёров.

3. Обеспечение безопасности и здоровьесберегающей среды для учащихся и работников лицея.
Приоритетные направления Программы

   Система управления.

Совершенствование нормативно-правовой базы лицея, приведение локальных актов в соответствие с действующим законодательством. Развитие общественно-государственной формы управления. Развитие социального партнёрства. Внедрение современных технологий в практику управляющей системы лицея.

   Научно-методическая и экспериментальная работа.

Отработка сетевой модели профильного образования.

Повышение профессионального мастерства педагогов лицея в части использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе, руководства исследовательской деятельностью учащихся, помощи учащимся в профильном и профессиональном самоопределении, введение дистанционного обучения. Освоение программ и технологий развивающего обучения, воспитывающего обучения.

  

Учебная деятельность.

Развитие системы профильного обучения в соответствии с Концепцией профильного обучения.

Совершенствование образовательной программы лицея.

Создание условий для перехода на итоговую аттестацию учащихся 9,11 классов в форме ЕГЭ. Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности.

  

Воспитательная работа.

Обеспечение кадровых, методических и организационных условий для совершенствования воспитательной работы. Развитие ученического самоуправления в лицее.


   Безопасность и здоровьесберегающая среда.

Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности здания, помещений, образовательного процесса; внедрение здоровьесберегающих технологий, совершенствование физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с учащимися и родителями.
  

Материально-техническое обеспечение.

Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов.  Обновление компьютерного парка кабинета информатики.
Сроки и этапы реализации Программы

I   этап (2009-2010 гг.)    

На этом этапе предполагается создание рабочих групп по реализации основных направлений Программы. Разработка механизма мониторинга, хода и результатов реализации Программы. Анализ результатов I этапа.
II этап (2010-2013 гг.)

На этом этапе приоритеты отдаются осуществлению мероприятий по приобретению оборудования,  методическому, кадровому, информационному обеспечению  приоритетных направлений Программы, апробированию разработок.  Подведение промежуточных результатов.
III этап (2013-2014гг.)

 Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе   реализации Программы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Кадровое
Высококвалифицированные преподаватели лицея. (65 % имеют высшую и 1 квалификационные категории, 1 доктор наук, 15 кандидатов).
Финансовое
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования).
Материально-техническое и информационное
25 компьютеров, 2 мультимедийных проекторов, телевизоры и видеомагнитофоны, другая техника, используемая в учебном процессе. Хорошо оснащенные учебным оборудованием кабинеты. Общелицейская локальная сеть. Выход в Интернет. Обширная медиатека.
Принципы реализации программы

   Реализация программы строится на следующих принципах:
- программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной ранее;

- информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в лицее;

- вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития лицея;

- включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

   

Сроки реализации программы:

с сентября 2009 года по июнь 2014 года.


    Управление программой

Управление реализацией программы развития осуществляет Совет лицея и научно-методический совет лицея.
III. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

     На сегодняшний день лицей имеет определенный опыт организации профильного обучения. Этот опыт направлен на обеспечение преемственности, непрерывности образования как принятия единой системы целей и содержания образования.

     Лицей с 2007-2008 учебного года активно включился в работу по внедрению системы предпрофильного и профильного обучения в 8 классах на основе нового Федерального базисного учебного плана. Уже сегодня лицей предлагает учащимся несколько профильных направлений: физико-математический и информационно-технологический.

     Разработана и апробирована углубленное изучение предметов для обеспечения дифференциации и индивидуализации содержания обучения по основным предметам.

     Таким образом, лицей в настоящий момент находится в режиме развития, реализуя инновационные изменения в области содержания образования, проектирования вариативной образовательной среды на всех ступенях обучения.

     В процессе развития обозначился ряд проблем:

   1. Недостаточность материально – технической базы профильного обучения;
   2. Не отработана система оценки качества обучения в условиях профильного обучения.
   3. Несовершенны формы внутрилицейской системы повышения квалификации.
   4. Необходимость учета образовательных потребностей различных социальных слоев населения. Обеспечение высокого качества образования учащихся.
   5. Необходимость оптимизации системы управления лицеем.

     Цели профильного обучения: обеспечение доступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установления преемственности между общим и профессиональным образованием.

     Комплексный способ организации профильного обучения на сегодняшний день, по нашему мнению, который сможет соединить и вариативность, и очные формы образования с дистанционными и универсальность общей школы – это открытая профильная школа как ресурсный центр.
     Программа развития МОУ лицея г. Таганрога – создание оптимальных условий для доступности современного качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, успешной социализации.


IV. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

МОУ лицей г. Таганрога обеспечивает углубленную общеобразовательную подготовку учащихся 10-11-х классов по индивидуальному учебному плану, согласованному с учредителями, и авторским программам основных курсов. Выпускникам лицея, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдаются аттестаты о среднем (полном) общем и основном общем образовании установленного образца. По решению педсовета лицея они награждаются золотыми и серебряными медалями в соответствии с действующим в России положением о медалях.

В девяти классах лицея в настоящее время обучаются 250 учащихся 8-11-х классов. За годы своей работы лицей выпустил около 1500 учащихся, которые продолжили свое обучение в ТТИ ЮФУ, МГУ, МФТИ, РГУ, РГМУ, СбПГУ и других ВУЗах страны и за рубежом. Конкурс в лицей в последние годы составляет более 3-ти человек на одно место.

Углубленная профильная подготовка учащихся осуществляется за счет увеличения количества часов по профильным учебным дисциплинам, а также путем интенсификации учебного процесса. Интенсификация осуществляется тремя основными путями:

  1. путем систематизации, схематизации, свертывания, структурирования, концентрации учебного материала с одновременным его расширением, т.е. перекомплектованием (перекомпозицей) информации;

  2. путем углубления межпредметной интеграции;

  3. путем поиска новых активных средств, методов и форм обучения.


Миссия лицея.

«Быть центром духовного и интеллектуального притяжения для молодежи и педагогической общественности, частью системы элитной подготовки специалистов ориентированных на достижение выдающихся результатов в образовании, культуре и производстве».
Основная стратегическая цель образовательного процесса в лицее

– формирование детско-взрослой устойчивой культуротворческой среды, на основе общих интеллектуальных и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса.
Тактические цели:

- создание культуротворческой интеллектуальной среды, обеспечивающей реализацию интересов учащихся к дисциплинам физико-математического профиля, обеспечение изучения данных дисциплин по углубленным учебным программам, способствующим формированию научного мировоззрения;

- обеспечение комплексной гуманитарной подготовки учащихся, ориентированной на повышение уровня общей культуры, расширение кругозора;

- всестороннее развитие нравственных и духовных начал, формирование у учащихся качеств конкурентоспособной творческой личности, толерантной к социальным сложностям;

- обеспечение учебно-методического комплекса для профильной подготовки учащихся;

определение критериев углубленной профильной подготовки и осуществление на их основе педагогического мониторинга;

- обеспечение профориентационной программы по специальностям радиотехнического университета;

- начальная профессиональная подготовка по вычислительной технике и программированию;

- реализация концепции непрерывного образования лицей-ВУЗ, обеспечивающей преемственность среднего и высшего образования;

- научно-методические исследования по созданию и внедрению новых форм и методов работы с одаренными учащимися, разработка программно-методических средств по основным курсам средней общеобразовательной школы третьей ступени.
Главные задачи лицея можно свести к следующим:

  • создание культуротворческой интеллектуальной среды, обеспечивающей реализацию интересов учащихся к дисциплинам физико-математического профиля, обеспечение изучения данных дисциплин по углубленным учебным программам, способствующим формированию научного мировоззрения;

  • обеспечение комплексной гуманитарной подготовки учащихся, ориентированной на повышение уровня общей культуры, расширение кругозора;

  • всестороннее развитие нравственных и духовных начал, формирование у учащихся качеств конкурентоспособной творческой личности, толерантной к социальным сложностям;

  • обеспечение учебно-методического комплекса для профильной подготовки учащихся;

  • определение критериев углубленной профильной подготовки и осуществление на их основе педагогического мониторинга;

  • обеспечение профориентационной программы по специальностям радиотехнического университета;

  • реализация концепции непрерывного образования лицей-ВУЗ, обеспечивающей преемственность среднего и высшего образования;

  • научно-методические исследования по созданию и внедрению новых форм и методов работы с одаренными учащимися, разработка программно-методических средств по основным курсам средней общеобразовательной школы второй, третьей ступени.


В своей деятельности МОУ лицей г. Таганрога руководствуется следующими принципами:

  1. принцип приоритета требований, предъявляемых вузом к подготовке выпускников школ, при определении критериев содержания и методов профильного образования в общеобразовательной школе;

  2. принцип создания культуротворческой интеллектуальной среды, способной воздействовать на определение приоритетов участниками образовательного процесса;

  3. принцип дифференциации и индивидуализации обучения;

  4. самоопределение в выборе образовательной стратегии уровня программ, уровня сложности заданий, форм обучения и дальнейшей образовательной траектории;

  5. принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности, активизации самостоятельной работы учащихся;

  6. принцип системности формирования научного мировоззрения;

  7. принцип углубления межпредметной интеграции в преподавании дисциплин физико-математического и иных циклов;

  8. принцип интеграции учебно-воспитательной деятельности;

  9. принцип социальной поддержки детей из малообеспеченных семей;

  10. принцип создания и содержания здоровьесберегающей среды.


Системообразующей основой всей деятельности лицея служит интегральное воздействие интеллектуальной среды (ИВИС). Именно ИВИС определяет характер функционирования всех составляющих элементов ТМОЛ как общеобразовательного учреждения нового типа.

Главной и основной является задача формирования устойчивой культуротворческой среды, создаваемой коллективом из преподавателей и лицеистов, объединенных общими интеллектуальными и духовными потребностями, едиными ценностными ориентирами. Только на этой основе и может быть реализована педагогика сотрудничества, создана атмосфера взаимопонимания и доверия, проявляющаяся как во время первого знакомства с лицеем (подготовительные курсы), так и на протяжении последующей учебы в ТМОЛ, на этапе вузовского и послевузовского образования. Без взаимопонимания и доверия нет свободы ни духовной, ни интеллектуальной. Только в атмосфере духовной свободы и может существовать среда интеллектуальная. Интегральное воздействие интеллектуальной среды наполняет реальным содержанием жизнь лицея, как образовательного заведения нового типа, превращает современный лицей в наследников знаменитого Царскосельского лицея. Лицей, как педагогическая система, должен выражать связь эпох, соединяя гуманистические традиции с ценностями современного демократического общества; являться центром духовного притяжения для молодежи и педагогической общественности; быть частью системы элитной подготовки специалистов, ориентированных на достижение выдающихся результатов в науке, производстве, культуре и образовании.

Существование такой среды обусловлено

как внутренними факторами:

  • коллектив высококлассных преподавателей-энтузиастов, подлинных профессионалов и интеллектуалов в своей области;

  • учебный план, предоставляющий широкие возможности для реализации поставленных задач и самореализации всех членов коллектива лицея;

  • соответствующая материально-техническая база, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс на достойном уровне;

  • устойчивость самоорганизующейся системы, достигаемая осознанным формированием ее внутренней культуры - представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемых большинством,


так и внешними условиями:

  • наличием соответствующей социальной среды в городе, богатом историческими и культурными традициями;

  • активным взаимодействием и полным взаимопониманием между учащимися, их родителями и педагогическим коллективом, основанными на осознании общности решаемых задач и реализации поставленных целей;

  • доброжелательным вниманием со стороны управляющих органов и руководящих структур, осознавших важность решаемой ими стратегической задачи.


Важнейшим направлением деятельности ТМОЛ является реализация технологии личностного подхода в обучении. Овладеть технологией личностного подхода – значит научиться так строить учебный процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексия, смыслотворчество, самореализация. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности. Созданию личностно-ориентированной ситуации в обучении способствует такой подход к его организации, при котором цели образования, содержание учебного материала, формы общения учителя и учащихся «работают» на главное назначение такого обучения – сделать ученика субъектом образовательного процесса. Этот субъект полноправно участвует в определении его целей, в конструировании содержания, в диалоге с учителем как способе критического усвоения материала. В соответствии с гуманистической мотивацией актуализируются такие качества личности педагога, благодаря которым возможна гуманизация образования: увлеченность, эмоциональность, отношение к воспитаннику как уникальной личности.

Следующее центральное направление связанно с необходимостью формирования учебной самоорганизации учащихся как важнейшего условия успешной адаптации к требования, предъявляемым в высшем учебном заведении. Готовность человека к постоянному обогащению своих знаний основывается на глубокой общеобразовательной подготовке, которая является исходным фундаментом дальнейшего образования и самообразования, на прочной системе умений, методов и приемов самостоятельной работы с различными источниками знаний, на умении самоорганизации познавательной деятельности (планирование учебной деятельности, самоконтроль, самооценка) и, наконец, на развитых потребностях, интересах и мотивах, направленных на приобретение новых знаний.

Преемственность уровней образования в большой степени зависит от уровня развития самоорганизации личности. Поскольку большинство выпускников школ не отличается высокой самоорганизацией, задачей таких учебных учреждений как лицей является не только приобщение к глубоким и прочным общеобразовательным и профессиональным знаниям, но и развитие всех компонентов самоорганизации личности с целью подготовки к успешному обучению в университете.

Чтобы человек стал самоорганизованной личностью, необходимо, чтобы процессы обучения, образования и воспитания как действия извне были усвоены и трансформированы личностью в свое собственное действие. Управление познавательной деятельностью человека (педагогические воздействия) заключается в том, чтобы создать условия для самоорганизации этой деятельности самим субъектом.

Одним из условий формирования самоорганизации учебной деятельности является внутренняя мотивация познавательной деятельности, благодаря которой цели обучения становились бы целями взрослого ученика, принимались бы как цели, лично для него значимые и необходимые. Мотивация определяет направления и типы активности личности, конкретный смысл выполняемой человеком деятельности.

Вторым условием формирования самоорганизации является формирование ориентировочной основы деятельности. Учащийся должен получить информацию о свойствах и отношениях изучаемых объектов, об их общественной ценности, о способах практических действий с ними, которые предполагают сформированность операций умственной деятельности, умения видеть проблему и выбирать пути ее решения. Третьим условием для самоорганизации является формирование механизмов самоконтроля и самооценки. Самоконтроль - это умение самостоятельно находить, исправлять, предупреждать ошибки в собственной деятельности и оценивать свои результаты на основе сопоставления уровня знаний, умений и навыков с требованиями программ. Самооценка - умение человека оценить свои силы и возможности, умение ставить перед собой цель. Целенаправленное обучение самоконтролю и самооценке знаний способствует развитию внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности, повышению удовлетворенности и результативности этой деятельности.

Третье направление связано с организацией воспитательной работы в ТМОЛ, которая понимается нами в широком смысле, т.е. как целенаправленная деятельность, направленная на формирование устойчивой культурной среды данного учебного заведения, специфической системы связей, действий, взаимодействий, осуществляющихся в рамках образовательного процесса. Ее главной целью выступает решение проблем внешней адаптации и внутренней интеграции учащихся ТМОЛ на основе внутрилицейских ценностей, символов, правил, оправдавших себя в прошлом и подтверждающих свою актуальность в настоящем. Это тем более важно, учитывая формирование контингента учащихся ТМОЛ на конкурсной основе из числа лиц, окончивших 7-9 класс школ города, необходимости преодоления повышенного индивидуализма, известной отчужденности от товарищей по учебе, неизбежно связанных с ориентацией на самостоятельную работу ради последующего поступления в ВУЗ.

Ведущую роль играют в организации воспитательной работы организационные ценности, направленные на удовлетворение потребностей учащихся, и признающиеся в качестве таковых большинством лицейского коллектива. Основные из них могут быть определены следующим образом:

Атмосфера доверия между преподавателями и учащимися, когда лицеист видит в преподавателе старшего, более опытного друга, всегда готового поддержать и помочь в любой ситуации.

Понимание учебного процесса как совместной деятельности преподавателя и учащегося, что способствует развитию творческого отношения к изучаемому предмету, формированию умений и навыков самостоятельной работы, совместная деятельность во время подготовки и проведения олимпиад, конкурсов.

Развивающий характер обучения, направленность на совершенствование стиля мышления, формирование познавательных навыков и умений, которые допускают использование в процессе дальнейшего образования и в производстве интеллектуальных ценностей.

«Лицейское братство», объединяющее всех участников и выпускников, своеобразная линейная корпоративность, проявляющаяся вне зависимости от социального, имущественного положения, сроков окончания лицея и пр.

Кроме того, большое значение придается внутриорганизационным ценностям, с помощью которых достигается соблюдение в ТМОЛ функционального порядка, дисциплины, исполнительности, стабильности поведения как отдельного учащегося, так и коллектива в целом; инновационные ценности – инициативность, творческие наклонности учащихся.

Способность педколлектива и учащихся осознать эти ценности, объединить усилия для их реализации является одним из самых глубинных истоков успешной деятельности.

В тесном взаимодействии с ценностями коллектива находится знаково-символическая составляющая воспитательной работы, являющаяся той формой, через которую осуществляется производство и воспроизводство внутренней культуры в ТМОЛ. Вся эта совокупность средств воздействия и создает предпосылки для эффективной деятельности ТМОЛ и реализации его учащимися способностей и склонностей.

Образовательная деятельность в ТМОЛ характеризуется рядом особенностей, касающихся содержания и методики обучения, ее организационных форм.

Особенности содержания обучения:

  • введение дополнительных учебных занятий по информатике (программирование), алгебре и началам анализа, английского (разговорного) языка, экономики, права);

  • расширение предметной области усваиваемого по общеобразовательным дисциплинам материала;

  • представление разных подходов, существующих в науке, введение историко-научных экскурсов при изучении конкретных разделов и тем по дисциплинам профиля.

Особенности методики обучения:

  • использование активных методов обучения: проблемных, дискуссионных, игровых, проектных;

  • углубление межпредметной интеграции (включение интегрированных курсов, проведение интегрированных уроков и т.д.);

  • углубление внутрипредметной интеграции;

  • применение элементов метода «погружения» в учебном процессе;

  • применение модульной технологии;

  • компьютеризация обучения по дисциплинам профиля и общеобразовательным предметам;

  • увеличение доли самостоятельной работы учащихся (разработка учебно-исследовательских проектов, создание компьютерных презентаций, выполнение заданий по самоанализу результатов учебной деятельности, участия в лицейских и студенческих научно-исследовательских конференциях и т.д.).

Особенности организационных форм обучения:

  • использование лекционной формы проведения уроков (обзорная лекция, лекция-конференция, лекция-визуализация, лекция-комментарий, лекция-диалог, проблемная лекция);

  • применение семинарской формы проведения уроков (обсуждение научной проблемы, заслушивание и анализ докладов);

  • выделение проблемных микрогрупп при использовании групповых форм работы (генераторы идей, оппоненты, критики, совершенствователи, координаторы и т.д.);

  • широкое внедрение практических и лабораторных занятий по дисциплинам профиля;

  • самостоятельная работа учащихся по выполнению индивидуальных годовых заданий.



Модель выпускника

«Выпускник лицея – это высокообразованный человек, обладающий стратегическим и аналитическим мышлением, умеющим принимать решения и отвечать за свое дело, ставить цели и добиваться их выполнения, умеющий самостоятельно добывать знания и осваивать новые области, работать с информацией, планировать и проектировать будущее».

Модель выпускника ТМОЛ подразумевает наряду с требованиями, предъявляемыми выпускнику 11 класса, овладение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего вузовского и послевузовского образования. Она включает в себя следующие компоненты:

а) формирование общей культуры личности.

  • обладает высоким нравственным уровнем, интегрированным в культурную среду;

  • выпускник является конкурентоспособной, инициативной, ответственной личностью, креативной и толерантной к социальным сложностям;

  • владеет навыками самоуправления.

б) организацию учебного труда.

  • выпускник лицея умеет самокритично оценивать результаты по индивидуальному плану обучения и предоставлять их педагогам лицея;

  • обладает начальными навыками научно-исследовательской работы, умеет готовить и выступать с докладами и сообщениями на лицейских и вузовских студенческих конференциях;

  • свободно владеет и ориентируется в современных информационных технологиях (пользование ПК и прикладным программным обеспечением, пользование ресурсами информационной сети Internet);

  • умеет организовывать свою учебную работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми вузами.

в) культура устной и письменной речи.

  • владеет техникой письменного изложения научного материала по определенной проблеме;

  • знаком с основами логического построения текста, аргументирует свои высказывания;

  • рецензирует учебный материал, предавая анализу целостную законченную форму.

г) работа с книгами и другими источниками информации.

  • в процессе навыков чтения самостоятельно определяет цель, определяет вид и темп чтения, формы извлечения и систематизации информации в зависимости от цели и учебной ситуации. Темп чтения приближается к 310-330 слов в минуту;

  • владеет умениями и навыками самостоятельной работы с текстами учебных программ, анализирует материал, выявляет аналогии, фиксирует основное содержание записи и владеет приемами систематизации учебного материала внутри предмета;

  • творчески применяет знания в измененных условиях, владеет навыками аналитического подхода, библиографическими умениями и навыками.

д) социо-культурный компонент.

  • самореализация в рамках образовательных маршрутов, предлагаемых образовательными учреждениями;

  • умение выстраивать собственную траекторию развития на основе реальных представлений о себе;

  • умение совершать выбор и нести ответственность за него;

  • способность к самостоятельному суждению, его доказательству и обоснованию;

  • осознание своих гражданских прав и обязанностей;

  • умение анализировать варианты решения проблемы с учетом интересов других людей;

  • умение преодолевать трудности;

  • готовность к профессиональному самоопределению.


V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


     Для решения поставленных в Программе развития задач и реализации направлений инновационной деятельности предусмотрено осуществление 5 целевых подпрограмм:

  1. Реализация здоровьесберегающих технологий в лицее

  2. Информатизация образовательного пространства лицея

     Каждая целевая подпрограмма представляет собой относительно самостоятельную, функциональную подпрограмму, которая решает конкретные задачи и предполагает ряд организационных, научно-методических, кадровых и материально-технических мероприятий. 

 

  1. Реализация здоровьесберегающих технологий в лицее

      Дифференциация системы школьного образования, усложнение программ, наряду с углубленным изучением ряда предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья учащихся.
      Ребенок приходит в школу и на многие годы школа становится для него окружающей средой, в которой важно все:

  1. факторы среды (температура, освещенность, визуальная среда ит.д.)

  2. воспитательный процесс;

  3. условия учебного процесса;

  4. знание возрастных психологических данных;

  5. стиль деятельности учителя.

          Лицей работает в режиме «шестидневки», поэтому лицеисты имеют достаточно серьезную учебную нагрузку. А это влечет за собой увеличению времени воздействия сенсорно-обедненной среды: закрытых помещений и ограниченных пространств школы, снижение двигательной активности, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся – одно из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива лицея.
     Реализация укрепления здоровья учащихся лицея строится на соблюдении интегративного принципа при подходе к проблематике детского здоровья.


Основные
направления
укрепления
здоровья
учащихся 


 Содержание

1. Оптимизация
внутрилицейской
среды

Выполнение санитарно – гигиенических
требований;

2. Организация
учебного процесса

Составление сбалансированного
расписания;

3. Мониторинг
состояния здоровья
обучающихся

Диагностика заболеваний по классам и лицею,
анализ;
Картотека длительно болеющих учащихся,
хронически больных, детей – инвалидов;

4.Информационная
и просветительская
работа

Наглядная агитация;
Рефераты по здоровому образу жизни;
Спортивные соревнования и праздники,
Дни здоровья;
Тематические родительские собрания по здоровому
образу жизни;

5.Проектно –
исследовательская
деятельность

Проектно – исследовательская деятельность лицеистов по различным дисциплинам;

6. Профилактическое

Диспансеризация лицеистов;
Профилактические осмотры;
Обеспечение рационального и полноценного
питания учащихся;

7.Психологическое

Тренинги;
Индивидуальное консультирование;
Психодиагностика;
Психокоррекционная работа;
Целевые тестирования;

8.Физкультурное

Уроки физической культуры.
     

 Цели здоровьесберегающих технологий:

1) формирование оздоровительной двигательной культуры лицеистов;
2) развитие силовой выносливости как основы оптимизации адаптационных процессов и повышения резервов здоровья;

3) достижение нормативного уровня физической подготовленности и поддержание объема двигательной активности;

4) формирование и закрепление навыка правильной осанки;
5) улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, координирование взаимодействия моторных и вегетативных функций организма;
6) формирование нового стереотипа здорового образа жизни на уроках физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий;
7) формирование моральных и волевых качеств и снятие «комплексов неполноценности» за свою физическую несостоятельность у лицеистов, освобожденных от уроков физического воспитания по  состоянию здоровья.
    Таким образом, построение инфраструктуры здоровья в лицее должно носить интегративный характер и связан с сочетанием медицинских, образовательных и административно – управленческих форм работы, базирующихся на медицинских и образовательных технологиях.

 

  1. Информатизация образовательного пространства лицея

      Невозможно представить успешность обучения без применения новых информационных  и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, без создания и использования в учебном процессе современных материалов и без подготовки административных и педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Основные направления информатизации лицея сделаны в направлениях:

   • Развития информационных технологий ОУ;
   • Повышения квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров лицея;
   • Оснащение лицея средствами информатизации;
   • Организация системы техобслуживания.
     Создание единой образовательной информационной среды на этом этапе уже позволяет:
   • Проведение компьютерного тестирования;
   • Методическую поддержку преподавателей лицея и повышение их квалификации;
   • Оптимизацию процесса управления в лицее;
   • Создание медиатеки.
     На текущий момент в МОУ лицее г. Таганрога созданы следующие компоненты общешкольного информационного пространства:
   • В лицее функционирует локальная компьютерная сеть.
   • Лицей подключен к сети Интернет.
   • В лицее имеется принт-сервер, обеспечивающий возможностью печати документов преподавателей, не имеющих принтера на рабочем месте.
   •  В лицее используется электронная почта.
   • Заполнена и поддерживается в актуальном состоянии база анкетных данных учащихся. Использование этой базы данных позволяет упростить создание ряда форм отчетности.
   • Создана и используется база данных отчетности по школьному питанию учащихся.

     Успешно проведены следующие мероприятия по повышению качества учебного процесса:
   • Разработана авторская программа преподавания информатики и информационных технологий. Преподавание осуществляется в кабинетеинформатики на единой программной базе.
   • Использование электронных учебников успешно применяется в преподавании ряда предметов.
   • Разработана и внедрена система тестов оценки успеваемости учащихся. Данная система может быть использована преподавателем любого предмета. В данный момент система задействована в преподавании информатики и информационных технологий.

• Лабораторные предметы по физике и информатике.
   • В лицее разработаны и проведены открытые уроки с активным использованием материалов лицейской медиатеки и электронных учебных пособий. При проведении уроков использовалась мультимедийная техника.

    

Второй этап информатизации лицея сопровождается:
   • Созданием электронной библиотеки собственных образовательных ресурсов;
   • Созданием и поддержанием базы данных педкадров и контингента обучающихся в лицее;

   • Созданием условий для разработки электронных пособий;
   • Организацией и развитием дистанционной формы обучения;
   • Обеспечением всеобщей компьютерной грамотности, современной информационной культуры и компетентности педагогических и административных, и управленческих кадров лицея;
   • Оснащением лицея средствами информатизации.

 

Реализация
информатизации
лицея 


 Перспектива развития информатизации

В лицее создана
мультисервисная
информационная
среда

1.Создание лицейского телекоммуникационного бюро.
2.Организация и участие  в телекоммуникационных
конференциях со школами – партнерами, ВУЗами –
партнерами.
3.Организация дистанционного обучения лицеистов.


 

 

VI. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


      По каждой из подпрограмм создаются проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию. Функцию общей координации реализации Программы выполняют Научно-методический совет и Совет лицея. Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы лицея. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на  педсовете и Совете лицея. Каждая из подпрограмм курируется одним из заместителей директора. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию  проектов решают Научно-методический совет и Совет лицея.

     Мониторинг выполнения программы

  1. Ежегодные отчёты администрации на общелицейской конференции о:
    - результатах обучения и воспитания (по результатам итоговой и промежуточной аттестации, результаты участия в различных конкурсах и олимпиадах.

- результаты инновационной и экспериментальной деятельности лицея.

2. Текущий мониторинг учебно-воспитательного процесса:

  1. Анализ успеваемости, обучения и обученности учащихся по полугодию и году;

  2. Анкетирование родителей для выявления степени реализации запроса на образовательные услуги;

  3. Анкетирование учащихся на определение психологической комфортности образовательной среды лицея;

  4. Качественный и количественный анализ использования ИКТ в учебном процессе;

  5. Определение уровня воспитанности учащихся на основе самоанализа, отчётов учителей, посещения уроков;

  6. Систематический анализ состояния инновационной деятельности на основе учителей, посещения уроков;

  1. Ежегодный анализ результатов работы лицея и планирование работы по конечному результату.

  2. Систематическое обновление сайта лицея.

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Формирование единой образовательной среды лицея, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.

  2.  Создание привлекательного в глазах всех субъектов  образовательного процесса имиджа лицея, подтвержденного результатами социологических исследований.

  3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях и т.д.)

  4. Активное включение родителей в образовательный процесс.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.