Приоритетные направления модернизации и развития моу №43 в рамках реализации Федеральной целевой программы развития на 2011 – 2015 годы
Педсовет 2011 г.
Приоритетные направления модернизации
и развития МОУ № 43
в рамках реализации Федеральной целевой программы развития на 2011 – 2015 годы
Сегодня система образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны Д.А.Медведевым определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», принята «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы». Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
И нам в - первую очередь предстоит столкнуться с новыми требованиями к содержанию образования и организации учебного процесса, т. к. в этом учебном году предстоит пройти аккредитацию и в связи с совершенствованием правого положения государственных муниципальных учреждений осуществить переход в статус автономного учреждения.
Тактическими задачами последних лет и предстоящего учебного года, в том числе, являются сохранение стабильности функционирования образовательного учреждения и создание условий для развития содержания образования, расширения спектра образовательных услуг.
Как было отмечено в докладе Начальника Управления образования Ю.А. Териным «Экономика сегодня требует специалиста не только и не столько обладающего набором знаний и навыков, сколько способного к саморазвитию, построению собственной траектории получения образования и карьерного роста»
Система образования продолжает переживать последствия общего демографического спада последних лет. Тенденции в изменении количественного состава учащихся нашей школы представлены следующими данными:
Количество обучающихся на 05.09 (чел.) | |||||
| 2 2006-2007 | 20 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Начальное общее | 271 | 272 | 258 | 265 | 267 |
Основное общее | 308 | 280 | 308 | 308 | 307 |
Среднее (полное) общее | 86 | 84 | 60 | 39 | 47 |
Всего по школе | 665 | 636 | 626 | 612 | 621 |
На 25 августа 2011 г. 651 ребенок.
В 2010 – 2011 учебном году наблюдается рост количества учащихся на 3 ступени общего образования. Вместе с тем следует отметить сохранение количества учащихся на 1 и 2 ступенях общего образования по сравнению с предыдущим учебным годом. На 25 августа наблюдается рост количества обучающихся и на второй ступени. Эти данные свидетельствуют о конкурентоспособности нашего учреждения. В период, когда из – за количественного показателя происходит присоединение отдельных школ к более крупным.
Федеральным законом от 21.07.2007 г. №194 –ФЗ в закон РФ «Об образовании» внесены изменения в связи с установлением обязательности среднего образования, вступившие в силу с 01.09.2007 г. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.
Прием учащихся осуществлялся на основании законодательных актов и Положения о порядке приема, перевода, отчисления обучающихся из МОУ № 43. Исключения учащихся нет, отчисление (выбытие) осуществлялось на основании приказа Управления по делам образования Администрации города Челябинска №392 –у от 15.04.2002 г «О мерах по предупреждению необучения несовершеннолетних» с учетом изменений законодательства (Письмо от 13.08.2007 г. №16-05/1729):
В пределах города Челябинска – заявление родителей (законных представителей) и справка-подтверждение.
За пределы города Челябинска – заявление родителей (законных представителей) и справка из паспортного стола о выбытии семьи с последующим запросом о подтверждении прибытия на место.
Оставление школы по достижении возраста 15 лет по согласию родителей (законных представителей) и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с обязательным трудоустройством и продолжением освоения общего образования по иной форме обучения.
Выбытие учащихся в 2009-2010 учебном году:
- в общеобразовательные учреждения – 12 чел., в том числе за пределы города Челябинска 7 чел.;
- в МУ СО СРЦ – 1 чел. (Тимофеев С.);
- в специальные (коррекционные) учреждения 8 вида – 1 чел. (Тулупов С.).
Специфика контингента обучающихся МОУ характеризуется следующими данными:
малообеспеченных учащихся 126 человека 20 %,
(каждый пятый)
опекаемых детей – 10 2 %,
многодетных семей – 76 12 %,
неполных семей – 104 17 %,
неблагополучных семей – 3 0,5 %,
детей, чьи родители участвовали в боевых действиях, - 20,
детей-инвалидов - 4.
9. Необучающихся детей нет.
Большинство учащихся физически развиты. Имеют основную группу здоровья 247 человек (39,9%), подготовительную группу – 328 человек (52,9 %), освобождены от занятий физической культурой по состоянию здоровья – 11 (2 %).
Здоровьесбережение является одной из приоритетных направлений деятельности, обозначенных в нормативных документах, это направление для нас должно быть также приоритетным исходя из анализа статистических данных:
Так по результатам углубленного осмотра прошлого года имеем следующее:
- Только 1 человек (1 кл) с 1 группой здоровья.
- На 1 % (на 5 человек) увеличилось количество обучающихся, освобожденных по состоянию здоровья (10 человек освобождены).
- 51 % учащихся имеют диагноз нарушение осанки.
- 30 % обучающихся с заболеванием глаз.
- На 30 человек (5%) увеличилось количество обучающихся с заболеванием ж.к.т. (желудочно кишечный тракт)
В условиях современной школы в приоритете стоит сохранение здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление;
- образовательный процесс;
- информационно—консультативная работа.
Профилактика и оздоровление
Оценка эффективности деятельности по созданию здоровьесберегающих условий велась по следующим параметрам: Распределение по группам здоровья (1 раз в год, углубленный осмотр);


Из данных диаграмм видно, что наблюдается положительная динамика в распределении учащихся по группам здоровья, а так же увеличение количество детей в основной группе здоровья.

Значительно снижены показатели «нарушения осанки», «снижение остроты зрения», это говорит о соблюдении СанПиНовских норм. А также о систематических физкультурных разминках, во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения; об обучении навыкам самоконтроля и самодиагностики и постоянно проводимой физкультурно-оздоровительной работе.
Охват горячим питанием (в течении года);

Исходя из данных диаграммы «Показатели здоровья» видно, что увеличилось количество детей с заболеваниями ж.к.т, одним из факторов ведущим к данному заболеванию, отсутствие горячего питания. По данным диаграммы «Питание» видно, что в 2010-2011 учебном году снизилось количество детей охваченных горячим питанием ( в том числе связано с уменьшением дотаций на питание).
Уже не первый год у ОУ заключен договор с Медико-оздоровительным центром «ОксиДар» (организация оздоровительного курса приема кислородных коктейлей), данной услугой воспользовалось 140 человек. Так же в этом году появились новые социальные партнеры: МОУ ДОД «СДЮСШОР «Локомотив» по дзюдо», МУ ДОД ДЮСШ «Челябинец» по футболу.
Образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
Информационно—консультативная работа – родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: турслеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций. Участие в межведомственной акции «За здоровый образ жизни».
В 2010-2011 уч. году была разработана программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» (начальное общее образование). Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Модель организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся ступени начального общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложившиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и высоких нравственных устоев.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.
Кроме того, Программа обеспечивает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков личной гигиены, рационального использования природных факторов, экологически грамотного питания;
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.
Исходя и всего выше сказанного, целью деятельности МОУ № 43 по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования является формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Реализация данной цели предусматривает выполнение следующих задач, которые можно разбить на три группы:
в области формирования личностной культуры:
сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
в области формирования социальной культуры:
научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы и участия в азартных играх;
сформировать навык позитивного коммуникативного общения;
в области формирования семейной культуры:
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Данная Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Вместе с тем, учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в Программе предусмотрено проведение мероприятий по привлечению родителей к совместной работе по формированию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.
Кроме того, в Программе определены планируемые результаты деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни,
разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы по данному направлению. При этом необходимо отметить, что определяемые планируемые результаты соотнесены с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В основу данной программы вошли практические наработки классных руководителей, работающих в данном направление:
Орлова Майя Афанасьевна
Сухова Тамара Ильинична
Мирзоева Наталья Михайловна
Катаева Татьяна Борисовна
Султанова Галлия Сахиулловна
Орлова Татьяна Васильевна
Данная программа является обязательной составляющей в структуре по реализации образовательной программы, ею необходимо руководствоваться в своей деятельности в рамках введения ФГОС.
Основная миссия школы – учить всех и каждого, создать условия для обучения учащихся с разными учебными возможностями с учетом образовательного потенциала и способностей, обеспечить основу для продолжения образования выпускников, сознательного выбора и освоения профессий, формирования общей культуры личности.
Исходя из целей и задач МОУ и учитывая уровень интеллектуального развития учащихся, учебный план 1 ступени обучения представлен в двух вариантах:
для общеобразовательных классов, обучающихся по программе четырёхлетней начальной школы (2-4 классы);
для специальных (коррекционных) классов VII вида (1-4 классы).
Учебный план 2 ступени обучения представлен в 2-х вариантах: для общеобразовательных классов (5-9), специальных (коррекционных) классов VII вида (5,6, 8,9).
На 3 ступени обучения учебный план представлен для классов универсального обучения с группой социально-экономического профиля (10 кл.;11 кл.).
Наиболее востребованными в образовательном пространстве района продолжают оставаться следующие направления профильного обучения:
- Естественно – научное, информационное: химико – биологический, физико – математический, информационно – технологический профиль.
- Социально – гуманитарное: социально – экономический, лингво – гуманитарный, гуманитарный профили.
Одной из задач профильного обучения является: отработка различных моделей интеграции и сетевого взаимодействия. В этой связи крайне важно тесное взаимодействие школы и ВУЗа, тем более в этом году мы не заключаем договор о совместном обучении с экономическим колледжем, а поэтому необходимо вводить новые формы взаимодействия.
Важнейшим фактором эффективности деятельности школы является ее результативность.
Качество результатов обучения
(в сравнении с предыдущими годами)
№ п/п | Показатели | 2010-2011 | 2009-2010 | 2008-2009 | 2007-2008 |
1. | Число учащихся на конец года | 624 | 604 | 616 | 617 |
| Из них | | | | |
- оставлены на повторное обучение | 3 | 1 | 7 | 5 | |
- получили справку уст.образца (9 кл., 11 кл.) | 0 | 0 | 0 | 0 | |
- переведены условно | 5 | 4 | 2 | 3 | |
- успевают по всем предметам | 621 | 599 | 606 | 609 | |
- окончили учебный год на «отлично» | 25 | 19 | 25 | 26 | |
- окончили учебный год на «4» и«5» | 186 | 152 | 158 | 164 | |
- окончили школу с медалями, в том числе: | 2 | 1 | - | 4 | |
- золотыми | 2 | 1 | | 1 | |
- серебряными | 0 | | | 3 | |
2. | Общая успеваемость | 99,5 | 99,8 | 98,9 | 99,2 |
| Общая успеваемость по району | 99 | 99,6 | 98,7 | |
3. | Качественная успеваемость | 33,8 | 28,3 | 29,7 | 30,1 |
| Качественная успеваемость по району | 37,23 | 38,35 | 38,4 | |
По показателю общей успеваемости наши результаты практически не отличаются, чего нельзя отметить по качественной успеваемости. Это свидетельствует о недостаточной работе педколлектива с обучающимися с хорошими учебными возможностями, хотя в прошедшем учебном году наблюдается позитивная динамика.
Если рассматривать состояние результатов обучения по показателю «общая успеваемость», то следует отметить следующие положительные наработки:
- отсутствуют учащиеся, не завершившие основного общего, среднего (полного) общего образования; все выпускники 9 и 11 классов были допущены к государственной (итоговой) аттестации, успешно сдали экзамены в форме ЕГЭ, новой и традиционной формах и получили документы об образовании; таким образом, 5 лет подряд школа не имеет необучающихся несовершеннолетних на этапе завершения основного общего образования;
- отсутствуют на 2 ступени образования обучающиеся, оставленные на повторный год обучения, тем самым впервые за 5 лет преодолена негативная тенденция второгодничества в среднем звене.

Достижению положительных результатов общего образования способствовала система мер по профилактике необучения, о которой говорилось выше. Следует отметить и положительный опыт проведения психолого-педагогических консилиумов, на которых анализируется положение дел и вырабатываются предложения для совместной работы по преодолению неуспеваемости.
Рост показателя общей успеваемости во многом зависит от эффективности работы учителей и специалистов специальных (коррекционных) классов. Развитие специального (коррекционного) образования – одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование». За последние годы в школе наблюдается стабильность в охвате детей специальным (коррекционным) образованием:

Данные результаты объясняются, во-первых, востребованностью среди населения данной образовательной услуги, во-вторых, созданием соответствующих организационно-педагогических условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 7 вида, а именно: сформированной материально-технической базой С(К)О, укомплектованностью штата специалистов, квалифицированными кадрами учителей, имеющих специальную курсовую подготовку.
Данные условия, а также эффективная работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума по отслеживанию результатов обучения и развития детей с ЗПР, позволяют успешно обучать детей с разным уровнем учебных возможностей, о чем свидетельствует показатель эффективности С(К)О, а именно, количество учащихся, выведенных в общеобразовательные классы по окончании 1 ступени начального общего образования. В 2009-2010 учебном году этот показатель равен 35%, в 2010-2011 учебном году эффективность коррекционной работы 33 %. Данный результат получен благодаря своевременной диагностике специалистов, открытию в параллели 1-х классов специального (коррекционного) класса, систематической консультационной работе с родителями.
Из-за отсутствия в параллели 6-х классов С(К)К в течение учебного года в условиях интеграции обучалось 6 учащихся. С целью создания условий, позволяющих получить детям качественное образование, коррекционную помощь и трудовую подготовку, был составлен план работы школы по работе с детьми в условиях интеграции. Согласно плану была создана база данных о детях в интеграции, специалистами проведена углубленная диагностика, которая позволила составить план индивидуальной работы с учащимися и вести мониторинг результатов контрольно-диагностических срезов. На школьном ПМП консилиуме рассматривались результаты обученности учащихся, их природосоставляющие, что позволяло вносить своевременно корректировку в работу с каждым ребенком. Были определены консультативные дни специалистов и доведены до сведения родителей. Все обучающиеся в интеграции в параллели 6-х классов закончили учебный год успешно.
В 2010-2011 учебном году в школе обучалось 4 детей-инвалидов, на которых была создана база данных и составлена программа ОУ «Дети-инвалиды».
Цель программы: создать условия для социальной реабилитации детей-инвалидов, их нормальной учебы и развития.
Для реализации программы на каждого ребенка был составлен коррекционно-развивающий маршрут, в котором нашли отражение следующие направления работы:
1. «Здоровье» - фельдшер школы
2. «Развитие речи» - учитель-логопед
3. «Интеллектуальное развитие» - учитель-дефектолог
4. «Эмоциональное и познавательное развитие»- педагог-психолог
5. «Формирование продуктивных видов деятельности и ознакомление с окружающим» - учитель
Как показали результаты, все дети усвоили программный материал и переведены в следующий класс.
Планомерное создание условий для обучения, воспитания и развития детей, имеющих проблемы здоровья, служит залогом реализации идеи президентской инициативы «Школа для всех и каждого».
Причины динамики показателей качественной успеваемости (положительной и отрицательной) помогает выявить таблица сохранности качества, отражающая работу педколлектива над проблемой.
Соответствуют эквиваленту качества только начальные классы; значительно расходятся с эквивалентом показатели качественной успеваемости в параллелях основной школы (5-9 классы). Данные показатели и повлияли на снижение качественной успеваемости в основной школе. Возможные причины отрицательной динамики качества:
- неиспользование педагогами рекомендаций психолога по работе с результатами диагностики уровня развития познавательных процессов;
- педагогическая запущенность отдельных учащихся;
- низкая познавательная мотивация;
- формальный подход к формированию общих учебных умений и способов действий;
- преобладание репродуктивного способа обучения;
- отсутствие единых требований педагогов разных специальностей в параллели;
- недоведение до конца требований к уровню обученности учащихся.
Одной из причин актуализации проблемы качественной успеваемости является недостаточная координация совместной деятельности учителей-предметников по работе с учащимися с потенциально хорошими учебными возможностями, а также отсутствие необходимой мотивации как педагогов, так и учащихся к повышению качества, тогда как только решение проблемы качества результатов обучения на этапе основной школы будет способствовать сохранению контингента на 3 ступени и обеспечит конкурентоспособность выпускников в условиях введения ЕГЭ в штатный режим. В основной школе закладывается учебная база необходимых знаний, в начальной и основной школе формируются необходимые навыки учебного труда и способы действий для самостоятельного решения учебных задач.
Поэтому другая причина – в недооценке развития интеллектуальных умений учащихся как фактора повышения результатов обучения. Осмысленное отношение к овладению компетенциями ученика должно стать первоочередной задачей участников образовательного процесса.
Пути решения проблемы:
обеспечение индивидуальной работы с учащимися разных учебных возможностей («группа ударников», «группа резерва») и координация деятельности учителей-предметников в параллели по реализации планов;
отработка системы формирования компетенций и универсальных способов действий через единое тематическое планирование учителей, работающих в одной параллели;
увеличение частотности использования в практике обучения педагогических технологий, способствующих формированию универсальных способов действий;
обсуждение на заседаниях предметных МО уровня обученности и резервов качества результатов обучения;
привлечение одаренных учащихся к участию в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, защите проектов, занятиях НОУ;
контроль состояния преподавания в параллелях с низким качеством обучения, а именно, в параллелях будущих 6,7,8 классов.
Независимым способом оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в настоящее время являются: ЕГЭ и новая форма государственной итоговой аттестации 9 классов.
Информация о результатах ЕГЭ
в 2011 году
№ п/п | Параметры оценки | Математика | Русский язык | Физика | Химия | Информатика и ИКТ | Биология | География | История | Английский язык | Обществознание | Литература |
1 | Количество сдававших | 18 100% | 18 100% | 6 9,1% | 0 | 0 | 2 11,1% | 0 | 2 11,1% | 0 | 16 89% | 4 22,2 |
2. | Превысили минимальный порог баллов | 18 | 18 | 5 | | | 2 | | 2 | | 16 | 4 |
3. | Абсолютная успеваемость % | 100 | 100 | 100 | | | 100 | | 100 | | 100 | 100 |
4. | Абсолютная успеваемость по району % | | | | | | | | | | | |
| Средний тестовый балл 2010 | 39,36 | 51,41 | 57 | | | 35,67 | | | | 55,2 | 36 |
| Средний тестовый балл 2011 | 46 | 63 | 48 | | | 55,5 | | 59,5 | | 60,1 | 53,8 |
5. | Средний тестовый балл по району | 44,1 | 62,7 | 50,9 | | | 62,9 | | 52,7 | | 57,9 | 62,3 |
| | | | | | | | | | | | |
Показатели выше районного достигнуты благодаря деятельности учителей: Бурматовой С.Ю.; Воложениной Л.М.; Киселевой С.В.
По остальным же предметам средний балл по рейтингу занимает 8-9 место среди 13 школ района.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: