Педагогическая деятельность труд специалиста, направленный на воспитание и обучение. Патриот
Педагогическая деятельность - труд специалиста, направленный на воспитание и обучение.
Патриот - человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам и какого - нибудь дела, глубоко привязанный к чему - нибудь.
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Органичный - внутренне присущий кому - чему - нибудь, закономерно вытекающий из самой сути чего - нибудь.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Интегрировать - объединить в одно целое.
Патриотическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, которая выражается в воспитании у детей любви к Родине.
Методический - строго последовательный систематичный, точно следующий плану.
Сопровождение - 1)то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие; 2) тоже что сопровождать - следовать вместе с кем-н., находиться рядом, ведя куда-н. или идя за кем-н.
Дидактический - наставительный, поучительный.
Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.
Говоря о патриотическом воспитании дошкольников, отметим, что воспитание у детей любви к Родине является составной частью нравственного воспитания /приложение 1/, которое выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимо будущим гражданам нашего общества.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Разработаны и с успехом реализуются новые комплексные программы (например, «Радуга», «Развитие», «Детство», «Из детства - в отрочество»). В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно - методическое обеспечение.
Наряду с позитивными изменениями наблюдается и некоторые упущения, возникшие в результате того, что из типовой Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности.
Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна в современных условиях.
На протяжении 14 лет в нашей стране приоритетом среди населения стояли совершенно другие направления:
- политические, экономические проблемы
Поколение людей рожденных в конце 80-х - 90-х годах было лишено многого:
- закрывались спортивные школы
- становились недоступными кружки по интересам, оздоровительные
секции
- на экономическую основу переведены медицинское обслуживание,
получение высшего образования и многого другого.
В погоне за материальными благами, в условиях выживания в нашем обществе происходит потеря нравственных ценностей.
В отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, необходимо формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность посредством приобщения детей к народной культуре.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 г. Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов»
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков. (Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание -1989г - №5 - с.10).
Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии - сегодняшнем и перспективном - требует повседневного внимания педагогов.
Содержание и формы воспитательно-образовательной работы конкретизируются с учетом возможностей ребенка. Опираясь на требования
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.А.Васильевой, исключив идеологизированность данного направления,
- программы «Из Детства - в Отрочество» авт. коллектив под рук. Т.Н.Дороновой, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разносторонне охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.
Содержание и методы патриотического воспитания закономерно вытекающей из самой сути нравственного воспитания, должны соответствовать особенностям детей дошкольного возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития /приложение 2/.
Нынешние дети растут в эпоху разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие гражданину.
Треугольник исторических вех позволяет выстроить предполагаемую модель гражданского образования. (Т.А.Ковалева «Воспитание маленького гражданина», стр.68). Во главе всего стоит ребенок /приложение 3/.
Первая ступень - русский фольклор. Это начало образования, то с чем знакомят дитя с колыбели.
Вторая ступень - устное народное творчество. На ней ребенок познает искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов других стран.
Третья ступень - этническое мировоззрение, воспитание любви и уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу.
Следующая ступень - общечеловеческие ценности, познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой.
Далее - духовно - эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. На этой ступени ребенок определяет свое место в обществе, осознает себя как гражданин.
Невозможно выделить строго регламентированное время для патриотического воспитания; оно происходит каждый час, каждую секунду. Воздействие на ребенка оказывает все: и личный пример взрослого, и взаимоотношения между людьми, события происходящие в стране и многое другое.
В нашем ДОУ созданы условия по патриотическому воспитанию, как органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития дошкольников.
В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников с 1,5 до 7 лет педагоги ДОУ используют как организованные формы работы:
- занятия по познавательному развитию,
- занятия по ознакомлению с художественной литературой,
- занятия по изодеятельности /лепка, рисование, аппликация/
- музыкальные занятия и другие, в программное содержание которых вплетаются тонкой нитью задачи нравственного воспитания, объединенных в одно целое - определение своего места в обществе, осознание себя как гражданина,
- экскурсии в Музейный Ресурсный Центр,
- участие в выставках детских рисунков «Дорога к Храму»
- специально организованные встречи с интересными людьми и т.д.,
так и свободную, самостоятельную деятельность в умело организованной педагогами развивающей среде детского сада:
- сюжетно-ролевые игры
- дидактические игры
- подвижные игры народов России
- рассматривание альбомов «Встреча с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна» и др.,
- аппликации, коллажи, рисунки на волнующие темы детей
- беседы с педагогами и многое другое /приложение 4/.
Среда, в которой воспитывается и развивается дошкольник, оказывает огромное влияние на внутренний мир ребенка на формирование преданности и любви к своему отечеству, к своему народу. В нашем ДОУ основой патриотического воспитания является изучение и сохранение традиций страны, в которой мы живем, с этой целью на третьем этаже детского сада создан интерьер «русской избы», в помещении которой дошкольникам предоставляется возможность увидеть предметы старинной утвари, предметы старинной одежды; в «избе» детям читают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомят с обычаями русского народа. Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе и приобщение детей к традициям народов, населяющих Крайний Север, считаем неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию - в уголке Севера помещены предметы быта коренных народов; юрта и др. Карта Российской Федерации, расположенная в уголке Севера, дает представления детям о том, что Ямал - это часть огромной страны - нашей Родины - России.
В своей работе педагоги много внимания уделяют воспитанию эмоций. Работая с книгами как в группах, так и в библиотеке ДОУ, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, содержание произведений, на описание положительных поступков, подвигов героев читаемых книг.
Важное место отводится работе с родителями. Следуя народному календарю, для родителей вывешиваются памятки с информацией о том, чем славится этот день, о чем надо поговорить с детьми.
Приобщая детей к истокам народной культуры в детском саду проводятся праздники «Ай, да Пушкин…», «В гостях у матрешки», «Север-Северович», «Веселое рождество», «Зимние забавы», «Аты-баты, мы солдаты!», «Масленица», «8 марта - праздник мам», «Пасха», «День Победы».
Реализуя программу «Из детства - в отрочество» Т.Н.Дороновой, педагоги совместно с семьей развивают у детей чувство сопричастности к окружающей действительностью.
В методическом сопровождении программы четко обозначены задачи и направления, которые реализуются как в детском саду педагогами, так и в семье, направленные на формирование преданности и любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Педагогами ДОУ в работе по патриотическому воспитанию используется следующая методическая литература:
1. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2. Т.А.Бударина, Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством.
3. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красна изба…»
4. Е.К.Ривина «Герб и флаг России»
5. В.Н.Вишневская «Свет Руси»
6. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина «Как научить детей любить Родину». Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год»
7. Г.А.Ковалева «Воспитывая маленького гражданина»
8. М.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
9. В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»
На основании данной литературы разработаны перспективные планы согласно реализуемым программам, условиям детского сада, а так же учитывая региональный компонент /прилагаются перспективные планы/.
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие успехи и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.) Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизни народного духа.
Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будешь патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Завершить свое выступление позвольте словами Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Национальные отношения сохраняться и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
СЕНТЯБРЬ.
Беседа с детьми о том, где они отдыхали летом, уточнить - в городе, деревне или селе. Попросить детей рассказать, как они добирались - поездом, самолетом, автобусом, автомобилем; что было рядом - лес, море, горы. Напомнить, что наша страна очень большая и красивая, предложить вспомнить, как она называется.(Россия)
Рассматривать иллюстрации с изображением природы России: леса, моря, реки, горы, степи. Обратить внимание детей на красоту, стремление вызвать чувство восхищения красотой природы своей страны. Чтение стихотворения Н. Забилы «Наша Родина».
Занятие «Страна, в которой мы живем. Природа России».
Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Дать детям знания о богатстве России. Показывать следствия неправильной жизнедеятельности человека и его отношения к природе ( болезнь растений, листьев, гибель рыбы в водоемах и т.д.). Воспитывать стремление беречь и приумножать богатства страны, чувство гордости за нее.
Д / игра «Город и село».
Цель: выявить знания детей о видах деятельности людей, живущих в городах и селах. Выяснить с чем связаны отличия в этой деятельности. Формировать умение мыслить логически, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.
Приложение 5
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ДОУ ПО НРАВСТВЕННОМУ
|
|
|
|
|
|
|
|
Музейный ресурсный центр |
ДК «Русь» |
Экскурсии по памятным местам |
Взаимодействие со школой (совместное мероприятие) |
|
|
Приложение 2
-
МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПЕРВАЯ ГРУППА МЕТОДОВ обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения | | ВТОРАЯ ГРУППА МЕТОДОВ направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений. |













пример взрослого или других детей |
наблюдения |
показ действий |
рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов. радио и телепередач |
положительный пример |
метод утверждения |
чтение худож. литературы и рассказывание. |
беседы воспитателя |
приучения |
организация деятельности |
игра |
труд |
методы поощрения и наказания. |
Приложение 3

| Духовно -эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. Определение своего места в обществе, осознание себя как гражданина. | | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Общечеловеческие ценности, познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой. | | ||||||
| Этническое мировоззрение. Воспитание любви и уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу. | | ||||||
| Устное народное творчество. Искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов других стран. | | ||||||
Русский фольклор - начало образования, то с чем знакомят дитя с колыбели. |
Приложение 1
Активное в ![]() | | Активность воспитуемых: - поступки - чувства - отношения |



НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - НОРМЫ - ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ |
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ |





-
Воспитание культуры поведения
Воспитание начал гуманизма
Воспитание коллективизма
Воспитание любви к Родине
Воспитание трудолюбия
Воспитание уважения и символики к людям разных
национальностей
Приложение 4
-
Формы работы с детьми
по патриотическому воспитанию
-
Учебная деятельность
Свободное от занятий время












Цикл занятий познавательного характера. | | Занятия по изодеятельности. | | Музыкально - театрализованная деятельность. | | Ознакомление с художественной литературой. | | Вечера развлечений, праздники. | | Сюжетно - ролевые игры | | Дидактические игры | | Игры - драматизации | | Работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. | | Посещение Музейного Ресурсного Центра. | | Посещение кинотеатра «Русь» | | Встреча с интересными людьми | | Б ![]() |
ОКТЯБРЬ
Занятие «Как выращивают хлеб»
Цель: закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд
людей), о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в
России, него очень трудно вырастить. Показать значимость взаимосвязи
труда людей разных профессий: слаженный общий труд людей позволяет
получать хороший урожай, и, значит, разнообразные хлебобулочные и
макаронные изделия. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей
и к хлебу.
Статья Я.Дяугите (из книги «Рожь поет», «Руки человека»)
Занятие «Тайны русского леса»
Цель: уточнить представление детей о том, что такое природа; расширять знания
о русском лесе, березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник,
смешанный лес; закрепить понятие лиственный, хвойный лес; воспитывать
любознательность
С помощью поэзии, музыки, живописи пробуждать в детях интерес и любовь к
родной природе; уточнять и расширять знания детей об осенних явлениях природы. Воспитывать умение и желание выражать свои чувства, впечатления с помощью музыки, речи, движения, изосредств. П.Чайковский «Времена года»,
«Снегурочка» (фрагмент: сезонные превращения листьев). Картина- Левитан
«Золотая осень».Сказки и легенды народов мира: О мышке и 3-х серебряных листочках», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», К Ушинский «Четыре желания», М.Ивенсен «Падают, падают листья».
Развлечение «Осень золотая»
Задачи: расширять и углублять знания детей о явлениях природы, воспитывать любовь к разной природе, уважение к людям труда (труженикам полей).
Доставить детям радость, развить самостоятельность, воспитывать дружелюбие.
Прощание с птицами. Куда улетают птицы?
Наблюдать за отлетом птиц. Беседы о пользе птиц, о причинах их отлета в теплые края. Рассказ о теплых странах, куда улетают птицы - Африка, Австалия, Китай.
Путешествие по глобусу. Иллюстрированный материал о природе, людях, искусстве этих стран.
Птицы в сказках: русские народные сказки - «Жар - птица», «Гуси - лебеди», «Серая шейка»; сказки народов мира - «Чудо соловей», «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Андерсен «Гадкий утенок»
Рассказ о Преподобном Сергии Радонежском.
Жизнеописание русского Святого - строителя государства Российского, воспитателя и духовного наставника русского народа.
Цель: продолжать работу по нравственному воспитанию детей на примере народных героев и Подвижников общего блага. Обращать внимание на величие подвига, совершенного ради блага народа и мира, на замечательные качества духа. Обсуждать значение этих подвигов, побуждать детей высказывать свои мнения, стремиться понять, что побуждало героев и Подвижников совершать свои подвиги, терпеть многочисленные лишения. Показать высокий смысл и назначение человека, а также истинные ценности на которых держится и строится жизнь. Литература: «Обитель» (о Святом Сергии Радонежском), С.Романовский «Повесть о С. Радонежском»(журнал «Игрушечка» № 1 1992 г). Картины:
М.Васнецова «Ведение отроку Варфоломею», Н.Рериха «Святой Сергий»
НОЯБРЬ
Рассказ «Как строили избу. Устройство русской избы» с целью познакомить детей с жилищем русского человека - избой рубленой; уточнить представления о природных богатствах, продуктах питания, предметах быта; воспитывать интерес к жизни предков.
Беседа с детьми о том, как давали названия улицам. Подвести детей к пониманию того, что по названиям улиц можно многое узнать о том. Что происходило очень - очень давно, об истории города.
Беседа о городах. Рассматривание иллюстрированного материала: изображения производственных зданий, зданий магазинов, ателье, парикмахерских, почты, аптеки и т.д.; изображение соборов Москвы и др.городов; изображение памятников архитектуры; иллюстрации с изображением современных красивых зданий из разных городов России. Развивать интерес к таланту русских мастеров, чувство гордости за свою страну.
Занятие «История возникновения разного города».
Цель: закрепить знания детей о родном городе Ноябрьске: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, постройками. Воспитывать интерес к Ноябрьску, стране.
Рассмотреть с детьми план - схему безопасного пути ребенка от дома к д / саду. Уточнять и закреплять знания детей о названиях близлежащих улиц, правилах поведения на улице, ПДД.
Игра в путешествие по родному городу.
Д / игра «Узнай, где я нахожусь?»
Цель: закрепить знания о достопримечательности родного города.
Целевые прогулки по близлежащим улицам. Обращать внимание детей на труд людей по благоустройству микрорайона, на предприятиях по обслуживанию населения, вспомнить названия профессий людей там работающих.
Народные потешки, народные забавы.
Цель: пробудить интерес у устному народному творчеству, расширить познания детей в области малых жанров народного творчества.
Знакомство с предметами народно - прикладного искусства. Рассказ о возникновении промыслов: дымка, городец, гжель. Развить восхищение предметами, сделанными руками народных умельцев. Развивать восприятие красоты искусства, воспитывать уважение к мастерству и творчеству человека.
ДЕКАБРЬ
Занятие «Откуда пришла книга?»
Цель: дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд очень многих людей.
Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. Рассказ А. Баркова,
Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»
Рассказ о первопечатнике Иване Федорове. (памятники великим людям)
Беседа «Как надо относиться к книге?». С целью уточнить знания детей о библиотеке, о том, кто в ней работает, закрепить знания о бережном и аккуратном отношении к книгам (чтение рассказа Л.Кона «Володя и гуси», беседа), воспитывать уважение к труду людей, которые делают книги, или помогают выбрать интересную книгу.
Литературная викторина по русской народной сказке.
Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке. Воспитывать в них любовь к русскому устному народному творчеству.
Занятие «Знакомство с жизнью народов Севера»
Цель: закрепить знания детей о своей стране - России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Чтение книги А.Ляпидевского «Челюскинцы».
Знакомство с людьми редких профессий - полярники. Помочь осмыслить впечатления, которые ребенок получает, знакомясь с окружающим. Воспитывать уважение к людям смелым, мужественным.
«Месяц зимних сказок».
Зимний лес, зимняя природа в изо - и декоративно - прикладном искусстве. Музыка зимы. О значение снежного покрова для природы. Наблюдения красоты зимней природы, ее особых примет.
Иллюстрированный материал о снежном покрове в природе, узоры на стекле и узоры в искусстве.
(Сказки «Госпожа метелица», «Морозко», «Мороз Иванович», «Ледяные кружева», «Двенадцать месяцев», Игры театрализ. по сказкам, стихи, песни о зиме.) Наблюдение за зимующими птицами. Сказки и рассказы о птицах, которые рядом с нами.
Про традиции. Рассказ о традиции встречать Новый год.
Встреча нового года.
ЯНВАРЬ
«Рождественские дни»
Цель: продолжать развивать интерес к русским традициям, дать детям представление об истории Рождества, вызвать чувство радости от великого события. Воспитывать потребность в хороших, добрых, делах и поступках.
Рассмотрение иллюстрации в «Детской библии»; сборник « Вифлеемская звезда». Стихи, песни. С.Лаирлеф «Легенды о Христе»
«Люди и звезды»
Наблюдения за звездным небом. Беседы о дальних мирах. Рассказ об исследованиях человеком космического пространства. Объяснить, что Вселенная - это Дом для всего, что существует, для всех планет, звезд и звездных миров. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение.
Сказки и легенды «Звездочет», «Звезды пятого мира», «Златорогая раба»
Занятие «Культура и традиции русского народа»
Цель: Закрепление знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре ( устное народное творчество, народно - прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, познакомить с другими традициями.
Российская Федерация Ямало - Ненецкий автономный округ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ № 3 Презентация методического и дидактического сопровождения педпроцесса по теме: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОРГАНИЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ В ОБЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА» Подготовила Ст.воспитатель ДОУ «Золушка» Бугаева В.В. Ноябрьск 2005 г. |
ФЕВРАЛЬ
Занятие « Как на нашей улице»
Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров. Умение различать русскую игрушку глиняную и деревянную, уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях; познакомить с историей возникновения тряпичной куклы - самоделки и на ее примере дать представление о женском русском национальном костюме.
Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человека, желание создавать красивые вещи.
Показ русских игрушек, чтение книжек про «дымку», «филимоновские свистульки» и т.д.
Беседа о русском народно - прикладном искусстве.
Рассказ о создании матрешки, деревянной ложки.
Рассматривание кукол в русской национальной одежде.
Игра на закрепление знаний детей о предметах народно - прикладного искусства.
Рассказ о полководце российской армии А.В.Суворове.
Цель: продолжать знакомить детей с великими историческими личностями; поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные исторические события.
Рассказ о русских традициях - проводы в армию.
Рассматривание иллюстраций с изображением воинов времен 1812 г;
одежда,оружие, сравнение с современными; рассматривание иллюстраций с
изображениями боевых действий в войне с французами.
Занятие «Недаром помнит вся Россия…» (1812 г.)
Цель: закрепление знания детей о том, кто такие защитники Отечества.
Познакомить с некоторыми моментами истории России, связанными с
защитой Отечества - Отечественной войной 1812 г, героизмом русских
солдат и простого народа; с тем, как увековечена память тех, кто защищал
Россию в те времена.
Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание
став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Занятие «День защитника Отечества. Знакомство со службой
пограничников»
Цель: закрепить знания детей о Российской армии - надежной защитнице
Нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать
уважение к российским воинам. Чтение рассказа В.Коржикова о
пограничнике « Вот какой Пахомов», статья З.Александровой «Дозор»
Занятие «Зимушка - Зима»
Цель: с помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей
о зимних явлениях природы: установить взаимосвязь между жизнью
растений, насекомых, животных, птиц, человека и времен года;подчеркнуть,
что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте;
воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам.
Наблюдение за солнцем. Рассказывать о воздействии Солнца на все живое, о полезном и вредном его воздействии. Образы Солнца в русском народном искусстве. Продолжать знакомство с видами устного народного творчества - заклички, песенки, стихи о солнышке; зазывание солнца и весны.
Рассказ о народных традициях - Масленица.
Сказки народов мира: «В гостях у Солнца, Луны и ночи» (Океания),
« Как Луна к Солнцу в гости ходила» (Албания),
« Как дети забрали на небо солнце» (Африка)
Произведения русских авторов: К.Ушинский «Ветер и Солнце», К.Чуковский «Краденое солнце», Е.Серова «Солнце в доме»
Русские сказки: «Месяц, солнце и Ворон Воронович»
Заклички: «Солнышко, солнышко», «Дождик, дождик…»
Приложение 5
-
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РАБОТЫ
по патриотическому воспитанию



-
Планирование
уч6ебно-воспитательной работы
Формы работы с
детьми
Работа с родителями
Работа с
техническим персоналом
сетка занятий
свободное от занятий время
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ д / с «ЗОЛУШКА» МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА В ДОУ» Подготовила:Балибардина Л.Н. воспитатель МДОУ д/с «Золушка» 2006г. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: