NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»




Звёздный

час
КВН по теме:

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Автор: Отрепьева Валентина Матвеевна

Учитель химии

МОУ СШ №3 им. И.А.Флерова г.Балашиха

2009 год.

Ход игры.
Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с капитаном. На вывешенной магнитной доске прикреплены эмблемы и названия команд.

После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель берет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).

Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению её тайнами, использованию их на благо человечества. В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Д.И.Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается временем, го продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца всё содержимое одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Д.И.Менделеева.

Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному – по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет в себе равных в истории науки.

Да, мы не раз географа помянем,

Что шел тайгой в былые времена,

Давал названья рекам безымянным,

Придумывал для сопок имена.

Но во сто крат открыл закон важней

Тот химик, что немалый труд вложил

И имена планет, богов, стран и людей

В одной таблице навсегда объединил.

Многие ученые предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы и их свойства, основываясь на периодическом законе, который стал «Звездным часом» одного из величайших людей нашей планеты.
Конкурс «Приветствие».
Во время приветствия каждая команда должна представить свое название, свой девиз и свою эмблему.

Конкурс «Разминка».
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ – три балла, за дополнение – один балл.

В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.


  1. Кем и когда был открыт периодический закон.

  2. Где родился Д.И.Менделеев? Кто были его родители?

  3. Происхождение фамилии Менделеева.

  4. Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удавалось?

  5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?

  6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?

  7. В каком году, и по какой причине Д.И.Менделеев скончался?

  8. Как читается периодический закон по Менделееву?

  9. Современная формулировка периодического закона.

  10. Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?

  11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?

  12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?


Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточку с заданием.

  1. Дать характеристику элементу №15.

  2. Дать характеристику элементу №17.

  3. Дать характеристику элементу №13.

План составления характеристики элемента


  1. Положение в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса, группа, подгруппа, период.

  2. Строение атома, степени окисления.

  3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переходный элемент.

  4. Формула высшего оксида и его характер.

  5. Формулы высшего гидроксида и его характер.

  6. Летучее водородное соединение.

Пока команды коллективно выполняют задание, от каждой команды вызывается один человек для выполнения следующего конкурса.

Конкурс « Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?
3 CO + Fe2O3 → 2 Fe + 3 CO2

5 HCl + HClO →5 Cl2 + 3 H2O

4 NH3 + O2 → 4NO + H2O

NH3 + 3O2 → 4N2 +H2O
Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на доске.
Конкурс «Капитанов»


  1. «Кто быстрее»

На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
Na…; Al2…; Na2…; …SO4; …(SO3)3; Ca3…; Na3…; …(PO4)2.

  1. «Мои соседи».


Необходимо указать знаком → ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.
Be Mg B
Na Mg Al K Ca Sc Mg Al Si
Ca Sr Ga
Подводятся итоги конкурса Капитанов.

Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?
Подведение итогов игры.

Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому ученику вся команда. Учитель тоже выставляет оценки во время урока. Оценка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный период, и во время урока.

Be
Na Mg Al
Ca

B
Mg Al Si
Ga

Mg
K Ca Sc
Sr

страница 1


скачать

Другие похожие работы: