NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«перспектива»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ПЕРСПЕКТИВА»

Автор: М.П. Битянова. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками»



Цель игры: оказание помощи старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, в осознании своего будущего, взаимосвязи различных жизненных этапов и событий.

Игровая цель: научиться планировать свое будущее, заранее прогнозировать его.

Материалы и требования к организации игры


Необходимые материалы:

  • 3-4 набора восковых мелков, фломастеров, маркеров различных цветов;

  • ручки всем участникам;

  • бейжди с именами участника;

  • бумага формата А4;

  • бланки «зачетных листов» - для каждого участника;

  • текст теста с помеченными оттенками цветов – для каждого участника;

  • таблички с перечнем целей студенчества;

  • плакаты с перечнем видов деятельности студента – 6-7 экземпляров;

  • листы ватмана с перечнем жизненных целей, на каждом листе – 1 цель;

  • по 1 листу цветной бумаги (формата А4): желтый, красный, зеленый, синий, коричневый;

  • магнитофон;

  • музыкальная запись «Школьные годы чудесные»;

  • воздушные шары.


Участники – учащиеся 9-х классов. Необходимо участие классного руководителя или психолога. Должно быть не менее двух ведущих.

Сценарий игры

1. Вводная часть. Тематическая разминка и погружение в игровую ситуацию



Ребята, вам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущим. Вы можете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе».

Звучит музыка «Школьные годы чудесные». Раздаются «зачетные листы». Все присутствующие садятся в круг на стулья. Представление ведущих.

Разминка 1. Встаньте, пожалуйста, в тесный круг. (ведущий в центре). Те, кто пришел сегодня на игру (с голубыми глазами…), поменяйтесь местами.

Разминка 2. сейчас мы будем в парах здороваться друг с другом, в каждой новой паре это будет происходить по-другому. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком, с человеком, которого вы уважаете, поздоровайтесь с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы.

2. Основная часть

Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

Первый ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения второй ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.

Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».

Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущие раздают каждому по половинке листа А4.

Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

Второй ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, второй ведущий предлагает им объяснить свою позицию.

Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки и интересны.

Ребята объединяются в группы.

Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он важен.

Группы представляют списки своих аргументов. Второй ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоззренческих позиций: что важнее – обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.

Еще раз подумайте о принципе, следуя которому, вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? Участники переходят.

Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

Второй ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.

Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает на стендах или стенах большие листы (А4) цветной бумаги.

Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали половину разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что обозначает каждый цвет.

Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их. Другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей:

Желтый – превращение в профессионала

Красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний

Зеленый – активная студенческая жизнь

Синий – устройство личной жизни

Коричневый – карьерные устремления.
Важным моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберете цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.

Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача – выбрать из перечня дела и занятия студента, который учился в институте с той же целью, что и вы.

Ведущие раздают группам по плакате (см. Приложение, таблички с перечнем целей студенчества), дети составляют список дел студента. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.

Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.

Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?

Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свои качества, обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

У каждого человека есть свои жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями.

Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей. (см. Приложение).

Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

В зале задернут сценический занавес, за ним ведущими заранее развешены листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе – одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него участников, определившихся с выбором цели жизни. Участники уходят за занавес и встают около листов.

Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется важной?

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущие организовывают обсуждение.

Запишите выбранную вами цель в «зачетный лист».

А теперь посмотрите на свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может есть какие-то несогласования?

Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она последние 5 лет посвятила серьезному профессиональному становлению; у юноши цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.
Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы», встречаемся через 10 минут в кабинете для обсуждения игры.
3. Заключительная часть

Ребята расходятся, ведущие готовятся к обсуждению, для которого желательно организовать другое помещение.
Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо за работу!

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ГДЕ? ЧТО? КОГДА?»



Составители: С. Кондратьева, Н. Соколова, М. Хахунова, под ред. И. Кузнецовой.

Пояснительная записка

Игра «Где? Что? Когда?» может быть использована профконсультантами, психологами и педагогами в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7-11 классов.

Существенным моментом игры является участие в ее проведении представителей различных учебных заведений и предприятий. Формы участия могут быть разными, например: консультирование школьников по условиям поступления и обучений в учебном заведении, реклама предприятия, спонсорство, учреждение специальных призов, выступления во время пауз и т.д.
Задачи:

  • активизация процесса профессионального самоопределения;

  • расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий;

  • повышение информированности школьников о различных учебных заведениях региона.


Материалы и оборудование: игровое поле, рулетка, секундомер, гогн, конверты с вопросами, реквизит для представления вопросов, музыка, табло результатов.

Содержание игры


  1. Подготовка к игре

На этом этапе активно работают и учащиеся и организаторы. В школах формируют команды из числа заинтересованных ребят. Организаторы игры проводят консультации, где рассказывают об особенностях игры, о том, как конструировать вопросы.

Главная задача школьников на подготовительном этапе – разработка вопросов с профориентационным содержанием. При подготовке вопросов, они знакомятся с многообразием мира профессий, историей их возникновения, с содержанием, условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессий к человеку, со специальной литературой профессиографического содержания, встречаются со специалистами.

Таким образом, они получают и усваивают знания о мире профессий, расширяют свой кругозор.

Конструирование вопросов


Вопросы могут быть об истории или перспективах развития профессии, о содержании и орудиях труда, о требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, об известных людях, достигших в своей профессии высоких и необычных результатов.

Главные требования к вопросам:

  1. Вопрос должен касаться содержания профессии или специальности.

  2. Необычность и красочность формы представления вопроса.

  3. Четкий, строгий, однозначный ответ (при необходимости со ссылкой на литературный источник).

Существует несколько типов вопросов с ними нужно познакомить участников команд при подготовке к игре.
Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру.

Заранее необходимо продумать призы и награды победителям.


  1. Правила игры

    1. В игре могут принимать участие одновременно две, три, четыре команды. Это могут быть команды классов, школ или районов города. Состав команды 4-6 человек.

    2. Игра начинается с представления команд (Приложение 1). Очередность представления определяется жеребьевкой.

    3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников (Приложение 2). Вопросы до начала игры передаются организаторам.

    4. Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. За это команде могут начисляться дополнительные баллы.

    5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    6. Во время пауз может звучать информация о профессиональных учебных заведениях, музыкальные заставки, ребята могут выступать с номерами художественной самодеятельности.

  2. Порядок и проведение игры

Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает на сцену команды-участницы, представляет гостей, спонсоров, представителей профессиональных УЗ и предприятий, объясняет порядок и условия проведения игры.

Утверждается состав жюри из числа учителей, представителей УЗ и т.п. Члены жюри самостоятельно выбирают председателя. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность представления команд.

Далее в течение 5-7 минут капитаны представляют свои команды, рассказывают об интересах и увлечениях участников, о профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания и занесения результатов на табло, ведущий объявляет переход к следующему этапу игры.

Представители команд по очереди (согласно жеребьевке или по желанию) подходят к игровому полю, на котором разложены в конвертах все опросы, и выбирают по одному вопросу команды-соперницы (можно использовать рулетку).

После того, как будет задан вопрос, звучит гонг. Время подготовки ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1-3 минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ неправильный (правильность ответа определяет жюри), то представляется возможность дать ответ другой команде.

В случае, когда игроки не дают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы.

Игра неизменно вызывает большой интерес ребят, так как дает возможность проявить свои знания, способность к живой импровизации и расчетливому риску, умение быстро принимать решение и брать ответственность на себя.

Успех игры во многом определяют заложенные в ней динамизм, высокий интеллектуальный накал и принцип соревнования.

Музыкальное оформление создает особую атмосферу в зале, на фоне которой хорошо усваивается и запоминается предлагаемая информация.

  1. Подведение итогов

В конце игры жюри подводят окончательные итоги. Работа жюри может строиться по любому принципу, например по трехбальной системе оценки.

Представление команд:

3 балла – отлично

2 балла – хорошо

1 балл – плохо.

Оценка ответов на вопросы команд-соперниц:

3 балла – за правильный и полный ответ

2 балла – если ответ не совсем точный

1 балл – за правильный ответ данный болельщиками команды.

Если дан неправильный ответ или у команды и ее болельщиков нет ответа, балл не присуждается.

Правильный ответ зачитывается председателем жюри или представителем команды, на чей вопрос ребята не смогли дать правильный ответ.

Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные и оригинальные ответы, вопросы, активность болельщиков и т.д.

Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Победители награждаются призами.

Кроме того, при подведении итогов жюри может отметить лучшего игрока, самого активного болельщика т т.д.

Представители профессиональных учебных заведений, предприятий могут дополнительно учредить свои призы.


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ИДЕАЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ»



Цель – предупреждение трудностей профессионального самоопределения.

Задачи:

  • Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;

  • Осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;

  • Активизация самопознания;

  • Развитие умения принимать решения.

Продолжительность игры: 2 часа.

Упражнения для разминки могут быть подобраны психологом по собственному усмотрению.

Содержание игры


  1. Знакомство с темой, целью занятия. Разминка.

  2. Основная часть

    1. Упражнение «Я хочу от жизни все». Цель: осознание жизненных ценностей.

Ведущий. Я хочу напомнить вам рекламу пепси: !Бери от жизни все». Возможно, каждый хотел бы взять от жизни все, что ему нужно. Что вы в первую очередь хотите в жизни, от жизни? Покажите это каким-либо движением.

Другие участники повторяют показанное движение.

    1. Упражнение «Ценностные ориентации». Цель : соотнесение жизненных ценностей с профессиональными и жизненными стереотипами.

Участники объединяются в команды. Каждой команде предлагаются на карточках следующие ценности:

      • здоровье

      • интересная работа

      • наличие хороших и верных друзей

      • слава, признание окружающих

      • признание, интеллектуальное развитие

      • общественная и политическая активность

      • развлечения, приятное времяпровождение

      • свобода, самостоятельность

      • счастливая семейная жизнь

      • творчество

      • обладание модными и престижными вещами

      • бескорыстная забота о благе других

      • жизнерадостность, чувство юмора

      • умение логически мыслить, принимать обдуманные решения

      • твердая воля, умение не отступать перед трудностями

      • терпимость к взглядам и мнениям других

      • честность

      • трудолюбие

Необходимо проранжировать эти ценности с точки зрения того, какие из них позволяет реализовать образ жизни одного из следующих профессиональных / социальных стереотипов:

      • домохозяйка

      • верующий человек

      • бизнесмен

      • рабочий

      • представитель шоу-бизнеса

      • безработный

      • студент

      • пенсионер

      • учитель

      • преступник

      • далее участники по очереди вытягивают карточки с ценностями и называют профессии, в которых есть наибольшие возможности для реализации указанной ценности.

    1. Упражнение «Идеальная профессия». Цель: содействие построению идеального образа профессии.

Ведущий спрашивает, какую профессию можно было бы назвать идеальной?


Участники объединяются в команды по сходству представлений об идеальной профессии. Задание командам – после обсуждения показать сценку, иллюстрирующую их представления.

    1. Упражнение «Для чего мне работать?» Цель: осознание смыслов профессиональной деятельности.

Ведущий рассказывает об опросе, проведенном психологами среди представителей различных профессий. Их спросили: «Если бы вы были настолько материально обеспечены, что могли бы не работать, чем бы вы тогда занимались?» Большинство ответили, что все равно бы работали. Почему?

Организуется групповая дискуссия.

    1. Упражнение «Ищу работу». Цель: содействие построению идеального образа профессии в соответствии с жизненными ценностями.

Моделируется собеседование при приеме на работу. Трое участников принимают на себя роли соискателей и договариваются, кто будет носителем жизненных ценностей: «семья», «интересная работа», «деньги». Ведущий в роли работодателя проводит собеседование. В ходе работы он сообщает условия работы. Ими могут быть: возможность переработок, значительная удаленность работы от места жительства, неоплачиваемые больничные, негарантированный отпуск, отсутствие стабильного оклада, высокий риск, интересная работа, хороший коллектив, конфликтный коллектив, большие стрессы, ненормированный график и т.п. Соискатели отвечают, соответствует ли данная работа выбранным ценностям. Остальные участники пытаются определить эти ценности.

    1. Упражнение «Руанский собор». Цель: осознание смыслов профессиональной деятельности.

Ведущий рассказывает притчу: «В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?». Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Я строю Руанский собор».

В ходе обсуждения определяется, что ответы каменщиков демонстрируют три позиции – выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно; задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении; видеть общую цель деятельности, свой вклад в ее достижение.

Как бы ответили на этот вопрос с тех же позиций представители профессий: врач, модельер, архитектор, уборщик и др.


  1. Заключение.

Подведение итогов игры. Обсуждение: «Чему вас научила сегодняшняя встреча?»



страница 1


скачать

Другие похожие работы: