Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08-10
Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384).
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО (далее — План действий) (Приложение №1).
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.
Региональные планы должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.
Для обеспечения введения ФГОС ДО на федеральном, региональном и муниципальном уровне могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС ДО.
Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федерального, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.
Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в рамках Координационного совета по общему образованию создается Координационная группа по введению ФГОС ДО.
Прошу руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (по списку Приложения №2) до 20 января 2014 г. направить предложения по включению представителя для включения в Координационную группу по введению ФГОС ДО (должность— не ниже начальника отдела) (наименование субъекта Российской Федерации, ФИО, должность, место работы, номер телефона, адрес электронной почты) в адрес Департамента и по электронной почте: [email protected] (Вайтюховская Олеся Витальевна, тел. 499-237-31-01).
И.о. директора Департамента государственной политики в сфере образования Ю.В. Смирнова
Утверждаю Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк "31" декабря 2013 г.
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОСДО;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
№ | Направления мероприятий | Сроки | Ожидаемые результаты | ||||
Федеральный уровень | Региональный уровень | Уровень учредителя образовательной организации | Институциональ-ный уровень (уровень образовательной организации) | ||||
1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО | |||||||
1.1. | Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО | Декабрь 2013- май 2014 | Разработка и утверждение: порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерной формы договора на обучение по образовательным программам дошкольного образования, плана действий по введению ФГОС ДО | Разработка и утверждение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих введение ФГОС ДО, включая плана-графика (сетевого графика) введения ФГОС ДО | Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО включая плана-графика (сетевого графика) введения ФГОС ДО | Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ДО образовательной организации. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования | |
1.2. | Проведение аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО, требований к качеству услуг дошкольного образования | Февраль 2014 | Аналитические материалы о готовности воспитателей дошкольных организаций к введению ФГОС дошкольного образования; аналитические материалы о требованиях к качеству услуг дошкольного образования со стороны воспитателей и родителей; рекомендации к минимальному наполнению игровой деятельностью образовательного процесса | Обобщение материалов, полученных от учредителей ДОО | Сбор информации по вопросам опроса | Участие в опросах | |
1.3. | Разработка письма Минобрнауки России с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО | Февраль 2014 | Письмо Минобрнауки России | Участие членов координационной группы в разработке методического письма | Проведение разъяснительной работы, организация ознакомления с письмом Минобрнауки России ДОО | Использование письма Минобрнауки России в практической работе | |
1.4. | Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования | Февраль - июнь 2014 | Методические рекомендации по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО | Организация совещаний и семинаров с учредителями и руководителями дошкольных образовательных организаций | Доведение методических рекомендаций до дошкольных образовательных организаций | Использование методических рекомендаций в практической деятельности | |
1.5. | Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации | Май 2014 - декабрь 2016 | Разработка инструментария и программы мониторинга. Проведение мониторинга (1 раз в полугодие). Аналитические материалы по результатам мониторинга условий реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации | Сбор материалов для мониторинга и направление в Минобрнауки России Региональные программы, планы по созданию условий | Муниципальные программы развития дошкольного образования с учетом результатов мониторинга | Создание условий реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации | |
1.6. | Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования | Ноябрь 2014 | Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования | Апробация методических рекомендаций в пилотных площадках. Учет методических рекомендаций при формировании регионального бюджета на очередной финансовый год | Учет методических рекомендаций при оснащении образовательных организаций | Учет методических рекомендаций при разработке основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, закупок для организации развивающей предметно-пространственной среды. Корректировка разделов основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО | |
1.7. | Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО | Постоянно, после утверждения приказа Минобрнауки России | Федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Участие в экспертизе примерных образовательных программ дошкольного образования (в части учета региональных, этнокультурных особенностей) | Организация обсуждения вариативных примерных образовательных программ ДО в части учета региональных, этнокультурных особенностей и направление предложений в региональную рабочую группу | Использование примерных образовательных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образовательных программ дошкольного образования | |
1.8. | Разработка методических рекомендаций по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании | Октябрь - ноябрь 2014 | Методические рекомендации по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании | Корректировка нормативно-правовой и методической базы субъектов РФ по вопросам развития негосударственного сектора в дошкольном образовании. Организация совещаний с главами муниципальных образования по вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования | Методическое сопровождение негосударственных организаций, и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования | | |
2. Организационное обеспечение реализации ФГОС ДО | |||||||
2.1. | Создание Координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО | Февраль 2014 | Создание Координационной группы по дошкольному образованию при Минобрнауки России | Участие в работе Координационной группы Минобрнауки России | Создание рабочей группы муниципального образования по введению ФГОС ДО | Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО | |
2.2. | Создание региональных рабочих групп по внедрению ФГОС дошкольного образования | Февраль 2014 | | Региональные группы по внедрению ФГОС дошкольного образования | Направление предложений по составу в региональную рабочую групп | Направление предложений по составу в региональную рабочую групп | |
2.3. | Сопровождение деятельности "пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО | Январь 2014 - декабрь 2014 | Перечень "пилотных площадок", организация "горячей линии" по введению ФГОС ДО | Определение перечня "пилотных площадок" в регионе. Координация и организационное сопровождение деятельности "пилотных площадок" в субъектах Российской Федерации по введению ФГОС ДО по вопросам региональной компетенции | Определение перечня "пилотных площадок" в муниципальном образовании. Координация и организационное сопровождение деятельности "пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО по вопросам компетенции учредителя образовательной организации | Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования | |
2.4. | Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования | В течение 2014 года | Методические рекомендации по организации и функционированию консультативно-методических центров (организационные, экономические, функциональные вопросы) | Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и иных организациях | | Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования с учетом методических рекомендаций организации и функционированию консультативно-методических центров | |
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО | |||||||
3.1. | Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО | Июль 2014 - декабрь 2016 | Разработка программ и учебно-методических комплектов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования | План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне субъекта | План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне учредителя | Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации | |
3.2. | Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций | Июль 2015 | Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций | Организация проведения аттестации педагогических работников в соответствии с методическими рекомендациями | Организация семинаров по подготовке к аттестации педагогических работников | | |
3.3. | Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации | 2014 - 2016 | Методическое обеспечение стажировочных площадок по введению ФГОС ДО | Координация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации | | | |
3.4. | Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование | Ноябрь 2015 | Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование | Привлечение молодых специалистов для работы в ДОО | Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС | Определение наставников для молодых специалистов | |
4. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО | |||||||
4.1. | Разработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования | Октябрь 2013 | Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования | Учет методических рекомендаций при формировании региональных бюджетов на очередной финансовый год | Учет методических рекомендаций при определении размера родительской платы и затрат на реализацию муниципальных полномочий в области дошкольного образования | Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ | |
4.2. | Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО | Апрель 2014 -апрель 2015 | Аналитические материалы по результатам мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Доработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по итогам мониторинга | Подготовка бюджетных проектировок на очередной бюджетный год с учетом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования | Нормативно правовой акт, утверждающий значение финансового норматива на содержание имущества, создание условий для присмотра и ухода и организации получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Подготовка государственных (муниципальных) заданий с учетом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования | Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий | |
4.3. | Разработка методических рекомендаций по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС | Июль 2014 | Методические рекомендаций по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС | Учет методических рекомендаций при планировании деятельности по надзору за исполнением законодательства в сфере образования | Организация предоставления дополнительных образовательных услуг организациями, реализующими программы дошкольного образования | Получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг организациями, реализующими программы дошкольного образования | |
5. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО | |||||||
5.1. | Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО | 2014 - 2016 | Проведение всероссийских конференций, межрегиональных семинаров и вебинаров, "круглых столов" по вопросам введения ФГОС ДО | Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО | Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО | Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и других мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО | |
5.2. | Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО | Сентябрь 2013 - декабрь 2015 | Информирование общественности (в том числе и педагогической) о ходе и результатах реализации ФГОС ДО с использованием интернет-ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно-методических изданий и СМИ | Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО | Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: