Осипова Надежда Валерьевна 2013-2014учебный год пояснительная записка рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Информатика и ИКТ
8-9 класс
Составитель: учитель
Осипова Надежда Валерьевна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Сроки и этапы реализации программы:
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 5,
Практических работ – 19
Компьютерный практикум - 9.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
тест;
творческая практическая работа;
Цели обучения в 8-м классе
Основными целями изучения информатики в 8-м классе являются:
расширение знаний об информации и информационных процессах;
закрепление и расширение знаний и умений по технологии работы в системной среде Windows;
освоение технологии работы в растровом редакторе Gimp и векторном редакторе Incskape;
освоение технологии работы в текстовом процессоре Word;
освоение технологии работы в глобальной сети Интернет;
освоение технологии работы c мультимедиа презентациями;
формирование представления об основах кодирования;
закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Информация и информационные процессы (9 ч)
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Компьютер как универсальное устройство
для работы с информацией (7 ч)
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
получать информацию о характеристиках компьютера;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
упорядочивать информацию в личной папке;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Обработка графической информации (4 ч)
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
Обработка текстовой информации (9 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
создавать гипертекстовые документы;
переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
Мультимедиа (4 ч)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 8 КЛАССЕ
В результате изучения курса информатика и ИКТ 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Учебно-тематический план для 8 класса
34 ч/год (1 ч/нед.)
№ | Название темы | Кол-во часов | В том числе: | ||
Теория | Практика | Контроль ЗУН | |||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 5,5 | 2,5 | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 3 | 3 | 1 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 1,5 | 2 | 0,5 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 4 | 4,5 | 0,5 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1,5 | 2 | 0,5 |
| Итоговое повторение | 1 | 1 | - | - |
| Итого: | 34 | 16,5 | 14,0 | 3,5 |
Календарно-тематическое планирование для 8 класса
№ п/п | Наименование раздела и т ем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Лабораторные и практические работы | Примечание |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 5.09.13 | | |
2 | Информация и её свойства | 1 | 12.09.13 | | |
3 | Представление информации. Практическая работа №1 «Ввод символов» | 1 | 19.09.13 | Практическая работа | |
4 | Дискретная форма представления информации | 1 | 26.09.13 | | |
5 | Единицы измерения информации | 1 | 3.10.13 | | |
6 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | 10.10.13 | | |
7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | 17.10.13 | | |
8 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1 «Ввод символов» | 1 | 24.10.13 | Практическая работа | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа №1 | 1 | 31.10.13 | Контрольная работа | |
10 | Основные компоненты компьютера | 1 | 14.11.13 | | |
11 | Персональный компьютер | 1 | 21.11.13 | | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | 28.11.13 | | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | 5.12.13 | | |
14 | Файлы и файловые структуры | 1 | 12.12.13 | | |
15 | Пользовательский интерфейс | 1 | 19.12.13 | | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа №2 | 1 | 26.12.13 | Контрольная работа | |
17 | Формирование изображения на экране компьютера. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | 1 | 16.01.14 | Практическая работа | |
18 | Компьютерная графика. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | 1 | 23.01.14 | Практическая работа | |
19 | Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | 1 | 30.01.14 | Практическая работа | |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Проверочная работа №3 | 1 | 6.02.14 | Практическая работа | |
21 | Тема 4. Обработка текстовой информации (8 часов) | 1 | 13.02.14 | | |
22 | Текстовые документы и технологии их создания. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 20.02.14 | Практическая работа | |
23 | Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 27.02.14 | Практическая работа | |
24 | Стилевое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 6.03.14 | Практическая работа | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 13.03.14 | Практическая работа | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 20.03.14 | | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | 1 | 3.04.14 | Практическая работа | |
28 | Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники» | 1 | 10.04.14 | Практическая работа | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4. Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники» | 1 | 17.04.14 | Контрольная работа | |
30 | Технология мультимедиа. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | 1 | 24.04.14 | Практическая работа | |
31 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | 1 | 1.05.14 | Практическая работа | |
32 | Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | 1 | 8.05.14 | Практическая работа | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа №5. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | 1 | 15.04.14 | Контрольная работа | |
34 | Резерв учебного времени | 1 | 22.05.14 | | |
Содержание тем учебного курса 9 класа
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы:
Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование графической информации
Растровая и векторная графика
Кодирование и обработка звуковой информации
Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольные работы:
Контрольная тестовая работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
Форматирование документа
Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации.
Проверочные работы:
Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тестирование:
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(22ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»
*Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»
*Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»
*Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»
Контрольные работы:
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Творческие работы:
Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic
Тестирование:
Алгоритмические структуры.
Объекты. Свойства. События.
Переменные.
Выражения.
Функции в VB
Графические методы
Формализация и моделирование(10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Проверочные работы:
Проверочная работа «Моделирование и формализация»
Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тестирование:
Информатизация общества.
7. Повторение (1 ч.)
Тестирование:
Итоговый тест за курс 9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: