План-конспект урока «Колокольные звоны в музыке и литературе» (Тема урока) фио (полностью) Карамышева Светлана Юрьевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Колокольные звоны в музыке и литературе»
___________________________________________________
(Тема урока)
| ФИО (полностью) | Карамышева Светлана Юрьевна |
| Место работы | МОУ-сош №3 г.Красный Кут |
| Должность | Учитель |
| Предмет | музыка |
| Класс | 5 класс |
| Тема и номер урока в теме | «Музыка и литература» урок №9 |
| Базовый учебник | Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС- М: Просвещение, 2012г. |
Цель урока: сформировать практические умения инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и литературы.
9. Задачи:
личностные
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;
- приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;
- решение музыкально-творческих задач.
метапредметные
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;
- анализ собственной учебной деятельности;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.
предметные
- осознанное восприятие музыкальных произведений;
- применение терминологии для классификации колокольных звонов;
- освоение знаний, овладение практическими умениями;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; основные ресурсы: учебник и творческая тетрадь Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;
дополнительные ресурсы: видеофрагменты, аудиофрагменты в формате mp3., презентация, нотный и словесный текст песни, карточки-схемы (раздатка)
Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.
Межпредметные связи: литература
Структура и ход урока:
1. Мотивация
2. Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения (создание проблемного поля)
4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели урока и выбор средств её достижения)
5. Реализация построенного проекта (выдвижение гипотезы, музицирование по образцу, поиск применения новых знаний, аргументация выбора решения задачи)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная, работа с выбором групп)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в карточках-схемах на новый способ действия (колокольных звонов в литературе), выявление причин ошибок и их исправления)
8. Включение в систему знаний и повторений (выявление границы применения новых знаний и умений, тренировка сформированных умений, доведение до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении)
9. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка, самоподготовка)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Мотивация | Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского - Какие звуки вы услышали, когда вошли в класс? Слайд 2 (колокольня) - Какие виды звонов вы знаете? -В каких случаях они звучат? - Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем. | -Колокольные звоны - Набат, трезвон, благовест. - При пожарах, в праздники, в похороны, предупреждают об опасности, собирают людей | 3мин. |
2 | Актуализация и пробное учебное действие | У вас на столах имеются колокольчики 1ряд - большие, 2ряд -средние, 3 ряд - маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку. | Противоречие: Пробуют звонить, но не получается. | 1мин. |
3 | Выявление места и причины затруднения (постановка проблемы) | - Почему не получилось, как вы думаете? | Проблема: -Мы не знаем, как надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков. | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели урока) | Определение цели урока: -Что же нам для этого надо сделать? - Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут? | Версии: 1. Вспомнить характер их звучания 2. Узнать приёмы исполнения каждого звона 3. Использовать музыкальные и литературные источники | 1мин. |
5 | Реализация построенного проекта Выдвижение гипотезы: Музицирова-ние по образцу | Работа в творческой тетради стр. 33. Звучит «Угадай-ка» трёх музыкальных фрагментов Слайды 3-5 ( композиторы) -Выберите из предложенных интонаций те, которые характеризуют каждое музыкальное произведение -Напойте главные мелодии этих музыкальных произведений. -Какие же колокола звучат в этих произведениях? Ваши предположения?! Укажите их на слайде!? Слайд 6 (Три колокола) -Чтобы доказать правоту ваших предположений, давайте обратимся к информационным источникам. Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола. | Угадывание названий муз. произведений и композиторов. Определение характерных интонаций в творческой тетради Вокализация мелодий «Великого колокольного звона» М.П.Мусоргского - тревожно, призывно хора «Славься!» М.И.Глинки - величественно, празднично и «Светлый праздник» С.В.Рахманинова – радостно, светло Гипотеза: Если звучит тревожно, призывно, значит это набат. Если величественно, празднично, то это благовест. Если радостно, светло, тогда это трезвон. Изучение приёмов игры и их воспроизведение : благовест - в большой колокол в обе стенки редко; набат - в средний колокол в одну стенку часто; | 10 мин. |
| Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора | - А теперь каждый ряд подберет ритмический аккомпанемент к тому музыкальному произведению на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики | трезвон - в маленький колокольчик один приём по три раза. Дети выбирают музыкальное произведение, аргументируя свой выбор. 1ряд играет набат под «Великий колокольный звон» 2 ряд играет благовест под хор «Славься!» 3ряд играет трезвон под «Светлый праздник» | |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа фронтальная, групповая (трезвон, благовест) Ситуация успеха | Слайд 7 (В.А.Гаврилин) -Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония-действо «Перезвоны». Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках - А можно сыграть набат? - Дайте название фрагменту!? -Почему хоровое произведение называется симфонией? | Слушание «Весело на душе» Игра на больших и маленьких колокольчиках. Определение благовеста, трезвона. - Нельзя. Получится напряжение, испортится весёлое настроение Возможные варианты: - «Весёлое настроение», весёлые колокола, весело на душе. - Человеческие голоса имитируют оркестр колоколов. | 5мин. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учебник стр. 34 Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт» по слогам. | | |
| Работа с раздаточным материалом по типовому заданию на новый способ действия «поиск колоколов в литературе» Анализ эмоционально-образного смысла | Слайд 8 Алгоритм задания: 1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт». 2. Определите размер стиха 3. Попытайтесь его пропеть про себя. 4. Сочините к стихотворению ритмическую музыку для каждого звона. 5. Составьте трёхголосную партитуру 6. Озвучьте её. Сравните свои музыкальные решения с композиторским. Слайд 9 - 10 (схемы) Дополните музыку своим пением и колокольным звоном-аккомпанементом. Аудио-слайд 11 (Г.Свиридов «Снег идёт») - Какую выразительную роль сыграли здесь колокола? - Для чего композитор ввёл чередование: альты - сопрано? - Какие выразительные средства литературного произведения - стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку? | Дети выполняют письменную самостоятельную работу , помечая в схемах трёхголосное звучание. Затем выходят три ученика с разными колокольчиками и представляют свои результаты. Выявляются возможные причины ошибок и их исправления. Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова. Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано) Ассоциативно-образное мышление: - Набат (четверти) - ход времени, - Благовест (половинка) - колыбельность - Трезвон (восьмые) - тройка лошадей - Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки, фантастичность - Размер стиха, его смысловое содержание | 8мин. |
8 | Включение в систему знаний и повторения Выявление границы применения новых знаний, умений Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении | - Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях . А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах? Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов Часто поэты-песенники тесно работают с теми композиторами, на чью музыку они пишут стихи. Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Евгения Крылатова. Вместе они написали много песен для мультфильмов и кино. Слайд 12 (Е.Крылатов – Ю.Энтин) В одной из них тоже звучат колокола. Видео-слайд 13 (песня «Колокола») - Вы узнали этот фильм? В каком эпизоде звучит эта песня ? Разучивание песни под фортепиано. В какой колокол бьёт Электроник? - Давайте найдём его в песне. Можете все поменяться колокольчиками . | В стихах, рассказах… «Москва – звонят колокола» О.Газманова, -«Вечерний звон» р.н.п., -«Однозвучно звенит колокольчик» романс Просмотр видеофрагмента песни «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника» - Когда Электроник созывает народ, чтобы разоблачить бандитов, которые украли из музея бесценные картины - В набат Пение до припева с колокольчиками «набатами» | 8мин. |
| | - А теперь представьте, что вы – язык большого колокола. Найдите удары благовеста, но не ударяйте в колокольчики, а пойте «Бом – бом», выполняя раскачивающие движения корпусом. - Соединяем партию благовеста «Бом-бом» с партией набата - Каких колокольчиков нам ещё не хватает? Найдите свою партию - А теперь поём всю песню вместе с музыкальным сопровождением. В запеве мы помогаем себе трезвоном и вокализом «Бом – бом». Припев поём без инструментов со словами в унисон. - Какое настроение помогли создать песне колокола? | Метод художественного движения: Пение на «Бом-бом» с раскачиванием корпуса Пение со словами, колокольчиками, вокализом -Трезвона. Пение со словами + звон «набат» + «благовест» (бом)+трезвон маленьких колокольчиков. Припев унисон со словами. Исполнение песни под фонограмму (минус) - Радостное, приподнятое | |
9 | Рефлексия учебной деятельности Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока) Самооценка | - Составьте синквейн Слайд 14 (синквейн) - Дайте название теме урока!? Слайд 15(тема урока) - Выскажите свои впечатления от урока Слайд 16(самооценка) | Примерные ответы: 1строка - Звоны, колокола 2 строка - Колокольные, выразительные 3 строка – музыка, литература 4 строка - «Колокольные звоны в музыке и литературе» - Сегодня я узнал... - Мне понравилось - Для меня стало новым… - Меня удивило… - Я с удовольствием… | 4 мин. |
| Самоподготов-ка | Оценки за урок Слайд 17 (д/з) Д/з: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29 | - Сегодня на уроке мне захотелось… | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: