План работы Актуальность выбранной темы Теоретическое обоснование: Принципы работы со способными детьми
Комитет образования Администрации Новгородской области
Новгородский региональный центр развития образования
Работа со способными учащимися в малокомплектной сельской школе
Выпускная работа
учителя физики МОУ СОШ д. Большие Боры
Старорусского района Новгородской области
Трофимовой Ольги Евгеньевны
Руководитель
Куприянова Галина Григорьевна
Методист ГОУ НРЦРО
Великий Новгород
2006 г.
План работы
Актуальность выбранной темы
Теоретическое обоснование:
Принципы работы со способными детьми
Главные требования к программам для работы с одаренными детьми
«Прогноз» одаренности
Структура работы со способными школьниками
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Основные рекомендации по работе с одаренными учащимися
Работа с учащимися, проявляющими интерес к предмету
Опыт работы:
Этапы деятельности учителя при работе с одаренными детьми
Особенности методической системы
Личностно-ориентированный подход в обучении
Подготовка учащихся к олимпиаде
Многоуровневые задачи как средство дифференцированного обучения в малочисленных классах
4) Результативность
1) Актуальность.
В последние годы учителя многих сельских школ сталкиваются с проблемой ухудшения качества образования и уровня подготовки выпускников МКШ. Причин здесь немало. Это и неравное положение сельских школ в обеспечении материально-технической базы по сравнению с городскими, и недоступность для школьников современных средств обучения, и уровень подготовленности педагогов в некоторой степени. Но одной из главных причин этого является, на мой взгляд, демографическая ситуация на селе. Число школьников по сравнению даже с недавними девяностыми годами сократилось в два-три раза. Да и те, что составляют теперь наш контингент, на 50, а то и на 70 процентов – дети с задержкой психического развития. На фоне такой неблагоприятной обстановки те ребята, которые обладают теми или иными способностями, становятся для учителей маленькими «звездочками». Но очень часто им достается так мало времени и внимания! И очень опасно упустить таких детей, не дать им возможности достичь тех успехов в обучении, какие им обеспечило бы обучение в отборном классе городской школы или гимназии. Проблема талантливых детей представляется на первый взгляд достаточно простой. Талант – это прекрасно, и практически каждый родитель мечтает иметь особенного, в лучшем смысле этого слова, ребёнка. Однако на смену мечтам и эмоциям приходит реальность. На пороге ХХI века характерным стал кризис в образовании: многие выпускники школ имеют низкий образовательный уровень, не умеют применять свои знания на практике, а тем более найти нестандартные решения проблем. Опасность деградации нации существует сегодня как никогда раньше. Но понять это мы сможем через годы, и тогда начнём искать виноватых, но найдем ли? А ведь долго мы избегали вопросов, связанных с различными способностями детей. У нас ученики должны были «пройти программу». На сильных учеников мы меньше всего обращали внимания, ведь у них и так всё получалось. Нас больше беспокоили, да и сегодня беспокоят, слабые и очень слабые. Чего мы только не придумываем, чтобы поднять успеваемость. А талантливые ученики часто остаются один на один со своими способностями.
Кто же он – одаренный ребенок? По словарю С.И.Ожегова: «одаренный – то же, что талантливый»; «талант – выдающиеся врожденные качества, природные данные»; «способный – обладающий способностями к чему-либо, одаренный»
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед учителем, становится помощь ученику в развитии его способностей, с тем, чтобы он мог реализовать свои желания, воспитать в себе такие качества, которые позволят в будущем внести достойный вклад в развитие общества. Поэтому одной из целей обучения детей в МКШ я считаю создание условий для развития способных учащихся средствами учебного предмета и через формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков.
2) Теоретическое обоснование.
1. Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.
Одаренные, да и просто способные дети, должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанны именно с такими детьми.
Принципы работы с одаренными детьми:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
2. В основу программ для одарённых и талантливых детей прежде всего положен принцип ускорения. Ускоренное прохождение образовательных программ рассматривается как главный фактор развития способностей и всей индивидуальности (особенно младшего школьника), потому что позволяет оптимально загрузить умственные способности школьника, обеспечив ему тем самым возможность безостановочного движения вперёд к усвоению более сложных понятийных структур.
Главные требования к программам следующие:
- в социальном отношении - вариативный и развивающий характер;
- в дидактическом отношении - гуманистическая, личностно-ориентированная
направленность, вследствие чего система ЗУН превращается из цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств личности школьника;
- в психологическом отношении - обеспечить выявление и развитие способности быть субъектом своего развития как у школьника, так и у педагога.
3. «Прогноз» одаренности
При построении образовательных программ приоритетным должно быть психологическое обоснование содержания, форм и методов проведения занятий. В нашей работе мы не будем углубляться в методику выявления одаренности у ребенка. Отметим лишь то, что необходимость выявления творческих детей является фактом очевидным.
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта (тесты) составляют наиболее широко применяемые способы выявления одарённых детей.
В условиях же МКШ такие методики даже не являются острой необходимостью, поскольку каждого ребенка мы знаем с самого рождения (конечно, кроме прибывших в школу из другой местности). Говорить ли здесь об одаренности в полном смысле этого слова? Наверное, нет. Ведь даже те дети, которые опережают своих сверстников в развитии, интеллектуально более продвинуты, являются для нас бесценным «капиталом». Но и в силу того, что одарённость не является неизменным качеством личности, результаты попыток её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надёжными. Многие потенциально одарённые дети могут быть лишены возможности проявить и развить свои способности по разным причинам, а значит, не оправдают надежд.
Вообще значение даже самых ярких признаков наличия тех или иных способностей чрезвычайно трудно оценить в годы детства, прежде всего потому, что проявления способностей могут оказаться по преимуществу возрастными, переходящими. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что таланты вырастают не только из детей с ранним умственным развитием. Одарённость может обнаружиться на более поздних возрастных этапах: или ранние признаки одарённости не смогли разглядеть; или способности проявятся под влиянием благоприятных обстоятельств. Тем не менее, всё это ни в коей мере не умаляет важности раннего выявления одарённости детей.
Во-первых, потому, что без помощи и сопровождения ребёнок может не стать одарённым взрослым.
Во-вторых, потому, что, сдерживая развитие одарённого ребёнка, мы отдаляем момент его вступления в творческую жизнь общества.
Выявление одарённых и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определённой периодичностью, охватывая весь контингент школьников, и служить основой для корректировки учебных программ в школе.
4.Структура работы с одарёнными и талантливыми школьниками.
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в двух направлениях:
а) учебные программы и учебный план классов школы составлен с учётом разнопрофильного обучения (базовый (федеральный), региональный и школьный компоненты на всех ступенях образования);
б) максимальное использование интеллектуальных, материально- технических возможностей школы для организации внеклассной и внешкольной творческой деятельности школьников (предметные кружки и кружки по интересам, спортивные секции, факультативы, элективные курсы, актив школьного музея, кружки компьютерного творчества).
В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:
1.Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающего элементы:
·понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно- следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;
·способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;
·продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих
объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос - как это сделать) задач;
·решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой,
смысловой аналогий;
·трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.
2.Усиление в учебной деятельности школьников роли методологии изучаемой науки и её методов.
Так, например, международная норма при оценке успеваемости школьников по естествознанию выглядит следующим образом:
-понимание цели эксперимента из описания в тексте учебника;
-чтение и интерпретация табличных данных и графиков, описывающих явление;
-проведение наблюдения за ходом явления в соответствии с описанием;
-измерение и чтение показаний приборов;
-проектирование эксперимента для проверки гипотез и теоретических выводов;
-проведение эксперимента, систематизация и оценка полученных данных, заключение.
3.Использование технического моделирования и практикумов как базы для
творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.
4.Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем
сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
5. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием
и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей
самостоятельности решений.
5. Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми
Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.
В школьном возрасте процент таких детей достаточно мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.
«Талант себя проявит…» - за этой фразой скрывается нежелание педагогов тратить время на занятия с одаренными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одаренные дети стали известнейшими учеными, двигателями развития общества.
Наблюдения свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, которые приносят школе много сложностей.
Можно определить три компонента таких «хлопот»:
отсутствие у педагогов знаний особенности проявления детской одаренности, видовых разнообразий;
функционально-целевая направленность школ в смысле развития интеллекта ученика;
уровень желаний ученика превосходит уровень знаний учителя.
Проблема личности в социальном воспитании состоит из нескольких вопросов.
Один из них касается индивидуальных отличий, которые свойственны каждому ученику. Внимание к индивидуальным особенностям каждого ученика должно стать обязательным атрибутом труда педагога.
Особенно это важно, когда мы имеем дело с весьма яркими отличиями личности от среднего типа. Психолого-педагогическая компетентность учителя, проявляющаяся в индивидуально-личностном отношении к ученику, и своевременная диагностика психолога позволяет «открыть» талантливых детей, правильно их «прочесть» и организовать взаимодействие с ними. Определение явно или потенциально одаренных детей и создание специальных педагогических технологий способствуют развитию успешного отношения к учебе, к себе самому и к окружающим.
Для определения талантливости необходимы определенные условия. В настоящее время не существует конкретного определения одаренности, но можно выделить признаки, позволяющие говорить об одаренности ребенка, это:
1. Генетически заложенные способности к определенной деятельности.
2. Трудолюбие и настойчивость в достижении цели.
3. Определенная цель - достичь успехов в конкретной отрасли; при хороших общих способностях – разнообразие интересов, пытливость, любовь к чтению.
4. Обостренное чувство справедливости.
5. Неприятие ограничений.
6. Непонимание одноклассниками, тяготение к старшим по возрасту ученикам либо к взрослым.
7. Склонности к одиночеству.
8. Звездная болезнь.
Сегодня проблема обучения детей с ярко выраженными способностями к определенным видам деятельности решается путем дифференциации в старших классах, организации системы факультативов, индивидуальных занятий.
Результаты опросов показывают, что в дифференцированных классах – небольшой процент учеников, способных к избранному профилю. Большинство учащихся имеют желание повысить уровень знаний по предметам для поступления в вузы, либо не хотят быть в классах, где ученики «не очень». Развитие разных детей осуществляется неодинаковыми путями и разным темпом. Поэтому наибольший эффект в обучении дают индивидуальные (стимулирующие) занятия. В условиях МКШ дети при любом «раскладе» остаются в одном классе. Поэтому здесь нужен особый подход и в формировании мотивации к обучению, и в создании такого «микроклимата» в классе, чтобы слабые ученики не чувствовали себя ущербными рядом с сильными, а, наоборот, вслед за ними тянулись к знаниям.
6. Основные рекомендации работы с одаренными детьми
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы ученик может чего-то достичь или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных решений, которыми ребёнок будет руководствоваться в жизни.
Родительский и педагогический такт закладывает прочные основы как для стремления к активной творческой деятельности, так и для этических оценок и нравственных критериев.
Часто именно родители на долгие годы становятся подлинными наставниками своего одарённого ребёнка в разных видах деятельности. Это способствует закреплению тех или иных познавательных или каких-либо других интересов у ребёнка.
Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, давшего толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт огромного удовлетворения, радости, испытанной в результате собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.
7. Работа с одарёнными учащимися и учащимися, проявляющими интерес к предмету
Успешность деятельности человека в любой конкретной области определяется его способностями. Каждый учитель из практики знает, что одни учащиеся более способны к математике, другие – к гуманитарным наукам и т.д. Современная психология признаёт, что способности людей неодинаковы. Психологами изучена природа и структура способностей к целому ряду областей деятельности. Ведущие работы в этом направлении принадлежат русским учёным С. Л. Рубинштейну, Б. М. Теплову, К. К. Платонову. Например, проблема химических способностей была затронута ещё М. В. Ломоносовым в труде «Слово о пользе химии». Более двух с половиной веков назад великий учёный писал: «Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся, и не такой, напротив того, который хотя великое множество опытов делал, однако больше желания великого и скоро приобретаемого богатства поощрясь, спешил только к одному исполнению своего желания и ради того, последуя своим мечтаниям, презирал случившиеся в трудах своих явления и перемены, служащие (в трудах своих) к истолкованию естественных тайн…». Эти слова знаменитого ученого в полной мере можно отнести и к другим естественным наукам, в том числе и физике.
Следует отметить, что сам М. В. Ломоносов обладал выдающимися способностями в разных областях знаний. По свидетельству академика Л. Эйлера, он был «… одарён счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических».
Проблема развития способностей у учащихся актуальна и в настоящее время. К сожалению, эту проблему часто понимают очень упрощённо: как выявление в коллективе наиболее одарённых детей. Однако она заключается не только и даже не столько в этом.
Приведем приемы развития способностей учащихся к изучению физики.
-Воспитание привычки к строгому планированию деятельности
-Воспитание привычки строго следовать плану намеченной деятельности
-Воспитание организованности и ответственности
-Обучение приемам тренировки памяти
-Обучение приемам умственной деятельности (анализ, сравнение, классификация, абстрагирование)
-Воспитание терпеливости, методичности, аккуратности.
Физические способности имеют сложную структуру и, чтобы выявить юного физика, необходимо предложить ему большой набор видов и форм деятельности, каждая из которых отвечала бы различным компонентам способностей. Это следует учитывать при организации с учащимися, при разработке заданий для физических олимпиад, особенно на начальном этапе.
Сегодня перед учителем физики стоит ряд неразрывно связанных задач:
Стимулировать у учащихся интерес к предмету и выделить наиболее способных ребят;
Максимально активизировать уже проявленные способности учеников и их познавательный интерес;
Направлять процесс развития способностей учащихся
3.Опыт работы по данной теме.
1. Этапы деятельности учителя при работе со способными детьми:
Изучение научно-педагогической, психологической, методической литературы и педагогической практики по проблеме.
Диагностические исследования совместно с психологом по изучению познавательных интересов, склонностей, потребностей учащихся через
- педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности;
- анкетирование;
- беседы с учащимися, родителями, коллегами;
- психологическое наблюдение;
3. Организация практической деятельности учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся, созданию условий для развития одаренных детей.
Формирование учебно-интеллектуальных умений в процессе обучения физике включает развитие умений:
- анализировать понятия, суждения;
- использовать различные виды анализа и синтеза в решении исследовательских и творческих задач;
- выделять главное в различной по объему, характеру и назначению информации, фиксировать главное в различной знаковой и образной форме;
- выявлять причинно-следственные связи при анализе, с последующей подготовкой выводов;
- делать обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и назначению информации;
- устанавливать аналогию в информации и использовать аналогию в доказательстве.
Методика формирования организационных умений состоит из следующих компонентов:
Демонстрация учащимся применения тех или иных умений на примере изложения нового материала.
Формирование умения определять цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения осуществлять выбор порядка действий, способов, средств и сроков выполнения наиболее рационального варианта решения учебной задачи.
Формирование умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности и вносить, если необходимо, в нее коррективы.
2. Особенности методической системы
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт одаренных детей;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- поощрение стремления ученика найти свой способ организации работы (решения задачи);
- анализ способов работы других учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных из них;
- акцентирование внимания учащихся на содержании применяемых логических операций;
- акцентирование личностных перспектив развития целостной системы знаний;
- включение учащихся с первых же уроков физики в исследовательскую деятельность;
Ситуация, когда ученик оказывается в роли исследователя, способствует овладению способами самостоятельной мыслительной деятельности, повышению продуктивности памяти (ее объема), развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.
Личностно-ориентированный подход в обучении
Итак, каким образом организовать работу со способными детьми в МКШ?
Прежде всего, за основу необходимо взять личностно-ориентированный подход в обучении. Назовем его принципы:
- принцип самоактуализации (важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению своих природных и приобретенных возможностей);
-принцип индивидуальности (учет и содействие развитию индивидуальных особенностей);
- принцип субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка);
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
Реализация этих принципов осуществляется на основе:
воспитания самостоятельности;
С сильными учащимися по схеме: показ алгоритма действия→самостоятельная работа ( без руководства учителя)
В 10 классе при проведении первой лабораторной работы (В.А. Касьянов, В.А.Коровин «Тетрадь для лабораторных работ») подробно разбираем принцип выполнения работ в старших классах, изучаем материал о расчете погрешностей. А работу №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» ребята получают на дом. Необходимое оборудование я выдаю им с собой.
К каждому уроку предусматривать тот или иной вид самостоятельной деятельности ( составление алгоритма решения задачи; изучение нового материала и заполнение таблиц с классификацией или сравнением; работа с дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета и т.д.)
создания проблемных ситуаций, побуждающих к самостоятельному поиску истины;
организации конструкторской деятельности;
обучения работе над рефератом;
обучения проектной и исследовательской деятельности;
развития информационных и коммуникативных умений.
4. Работа со способными учениками и подготовка их к олимпиаде по физике
Я работаю в малокомплектной сельской школе. И в большинстве работать приходится с обычным, средним учеником. С 90-х годов наши школьники принимали участие в городских олимпиадах по физике. Но результаты были неутешительными. Мы никогда не занимали призовых мест. Хотя дети, принимающие в них участие, были если не одаренными, то способными наверняка. Стало понятно, что надо перестраивать систему работы с такими учащимися. И здесь немалую роль сыграли следующие факторы:
- введение в 9 классе предпрофильного обучения, а значит возможность освоения различных элективных курсов;
- введение в старших классах профильного обучения;
- введение в школах должности штатного психолога;
- участие в работе межшкольных факультативов;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для способных ребят;
- использование методики личностно-ориентированного обучения;
- использование информационных технологий;
- работа над созданием системы работы со способными детьми в условиях МКШ.
Нужно признаться, что последнее оказалось очень даже непросто. В нашей школе слишком мало учащихся в каждом классе (4-10). Следовательно, увидеть «умницу» не так сложно. Но как поделить такое малое число детей по профилям или привлечь в факультативы? Администрация школы изыскивает всевозможные способы для этого. Иначе дети просто уйдут в городские школы, и учить станет некого. Наш последний выпуск (2006 год) состоял из 12 учащихся, которые занимались в физико-математическом (5 человек), химико-биологическом (4) и информационно-технологическом (3) профилях. Но раздельно поставить для них уроки в расписание не было возможно. Поэтому приходилось базовую часть курса преподавать всем вместе (2 часа в неделю), а 3 часа для профильников отдельно, что создавало массу неудобств и для учеников, и для учителей. Но и эти часы стали для нас бесценными, так как мы смогли на них и осваивать углубленно курс физики, и готовиться к экзаменам, и к олимпиадам. В связи с этим у меня есть некоторые наблюдения по работе и подготовке способных детей к олимпиадам. Побеждает тот, кто начал готовиться с 5 класса по математике и с 7 по физике, а не в год проведения олимпиады. Поэтому на первых уроках в 5 классе рассказываю об успехах нашей школы на физико-математическом поприще, о самом предмете «Физика», о достижениях учеников школы, (называю фамилии учеников, говорю, где они сейчас находятся). Ребята оживляются, т.к. все их знают – ведь живут в одной деревне. По мере проведения уроков начинаю замечать способных именно по моим предметам учеников и даже особенных. Тем более если берешь в 5 классе малышей на математику, то отслеживаешь уровень их развития уже с начальной школы. Вот сейчас главное не пропустить ни одного, давая им выполнить интересные задания, высказывать свою точку зрения, искать ответы в дополнительной литературе самостоятельно. Будет видно, кому это интересно, кто желает также работать и дальше. Это может быть несколько учеников. Стараюсь обязательно с каждым побеседовать: чем интересуются, есть ли дома литература по физике, математике, технике, покупают ли родители книги. Очень важно, чтобы ребёнок читал: охотно и достаточно. Объясняю детям, какие надежды я с ними связываю, говорю, что будет трудно. Возможно, из небольшой группы у меня останется один ученик. Но он уже в 5 классе знал свою цель, и он будет к ней стремиться. Обязательно беседую с учителями, работающими с этими учениками. Выясняю любимые предметы. Я не против того, чтобы они увлекались гуманитарными предметами, но и всегда стараюсь внушить детям мысль о том, что 21 век - век технического прогресса, и без глубокого знания точных дисциплин здесь не обойтись. Конечно, обращаю внимание на интеллект ребят. Ведь на олимпиадах нужны не только знания по математике и физике в рамках школьной программы, но и достаточный кругозор, и определенный уровень интеллекта. В то же время беседую с каждым учеником и говорю о необходимости занятий по физике и математике. Сразу согласиться могут все, но с течением времени учитель увидит одарённого и талантливого. Занимаясь дополнительно, приучаю постепенно самим многое подбирать из литературы, заниматься можно самопознанием и самостоятельно. Для меня самое главное, чтобы ученик сам хотел готовиться к олимпиаде, дополнительно заниматься, много читать.
Считаю, что обязательно о работе с такими учениками должны знать и мои коллеги. Но одна из больших проблем маленькой школы в том, что такие ребятишки – нарасхват. Каждый учитель хочет отправить ребенка на «свою» олимпиаду. И не все понимают, что такое распыление сил ни к чему хорошему не приводит. В 8-9 классах ученик продолжает работать с литературой. В 8 классе начинаю прорабатывать с ребятами сборники олимпиадных задач за предыдущие годы. В 7 классе как итоговую работу даю тест довольно высокого уровня сложности (см. приложения). После окончания 8 класса также составляю довольно сложное, олимпиадного уровня, задание для проверки уровня знаний ученика.
Трудней всего в 9 классе, т.к. ребята постепенно готовятся к экзаменам. А у кого-то идёт очень серьёзная работа по подготовке к олимпиаде. Здесь нужно понимание других учителей-предметников и помощь администрации школы. Тогда всё должно получиться!
Подводя итоги, считаю, что необходимыми условиями побед на олимпиаде будут:
Найти, заметить будущую «звезду». А этого должен очень хотеть учитель.
Никакого насилия. Ученик должен верить в свои силы, сам сознательно хотеть пройти через трудности.
Ученик должен прекрасно владеть фактическим материалом по предмету.
Он должен быть интеллектуалом, выделиться из общей массы учеников.
Он должен прочесть много дополнительной литературы осмысленно.
И, наверное, самое главное: учитель и ученик любят физику, тогда им суждено встретиться.
Многоуровневые задачи как средство дифференциации обучения в малочисленных классах
Малая наполняемость классов сельских школ имеет как свои положительные, так и негативные стороны. В таких классах индивидуальные особенности учеников проявляются настолько явно, что обучение может быть только дифференцированным с преобладанием уровневой (внутриклассной) дифференциации. При этом возникают существенные затруднения, связанные с организацией учебного процесса, так как учителю приходится проводить учебную работу с несколькими группами учеников, получающими различный объем знаний. Особенно это сложно в 10-11 классах, когда из пяти учащихся двое занимаются по программе физико-математического профиля, а трое изучают физику на базовом уровне. Причем сетка расписания составлена таким образом, что два урока в неделю ребята занимаются вместе, а три часа из пяти по программе профиля – отдельно. В Арзамасском педагогическом институте им. А,П,Гайдара существует лаборатория дидактики сельской МКШ, которая предлагает в этих условиях использовать скрытую форму уровневой дифференциации. Эта форма работы показалась мне приемлемой, и была опробована. Суть ее заключается в следующем. Учитель работает со всем классом, но на различных этапах урока группы учеников выполняют неравные по сложности задания. Для этого одна группа учеников выдвигается как ведущая, а остальные как ведомые. Роли групп в течение урока меняются. Регулировать соотношение между групповой и фронтальной формами работы, осуществляя переход от явной дифференциации к скрытой и обратно, помогают многоуровневые (многоступенчатые) задачи. Это задачи, состоящие из нескольких относительно самостоятельных задач, связанных между собой по содержанию, дополняющих и развивающих друг друга. Рассмотрим примеры таких задач и схемы их использования на уроке.
Вертолет перемещает груз на тросе массой 4000 кг. Найти натяжение троса, если перемещение происходит с ускорением 0,7 м\с2, направленным: а) вертикально вверх; б) вертикально вниз; в) горизонтально.
В этой задаче к единым исходным данным ставится несколько вопросов.
2. Каково сопротивление вольфрамовой нити 40-ваттной лампы, рассчитанной на напряжение 220 В, в рабочем состоянии при температуре накала 2500 К? Оценить сопротивление нити при комнатной температуре. Какова сила тока, идущего через лампу сразу после включения?
В этой задаче мы видим несколько разноуровневых заданий.
3. Люминесцентная натриевая лампа мощностью 12 Вт и КПД 30% светит желтым светом, длина волны которого 589 нм. Найти число фотонов, испускаемых лампой ежесекундно. Оценить максимальное расстояние, на котором наблюдатель еще может видеть лампу, если порог чувствительности глаза к желтому свету составляет около 300 фотонов в секунду. Диаметр зрачка принять равным 4 мм.
В этой задаче присутствует информация, обычно не получаемая учащимися на занятиях.
Рассмотрим метод использования таких задач на примере вышеназванной группы учеников (две подгруппы: базовый уровень(1) и физико-математический профиль(2)).
При решении первой ступени задачи нарастающей сложности ведущей выступает группа 1, а второй ступени группа 2.
При решении двухуровневой задачи одинаковой степени сложности возможны два варианта: а) группа 2 ведет решение первой ступени. Вторая ступень решается в парах из разных групп;
б) первая ступень решается фронтально при ведущей роли группы 2. Но вторая ступень для нее слишком проста, поэтому ее решает только группа 1. Группа переходит к решению более сложной задачи. Фронтальная работа переходит в групповую.
3. Решение с пропуском первой ступени для группы 2. Ее решает только группа 1. В это время группа 2 решает другую, более сложную задачу. После коллективного обсуждения первой ступени класс переходит к решению второй ступени при ведущей роли группы2.
4. Решение с пропуском последней ступени для группы 1, даже если она ведомая, в случае высокой сложности этой ступени.
Приведенная структура отдельных этапов урока при решении многоуровневых задач и блок-схемы к ней могут использоваться в качестве элементов технологии обучения.
Для учащихся, проявляющих интерес к физике, составляется индивидуальный план работы (см. в приложении). Он предполагает получение различной учебной информации, выполнение исследовательской работы, подготовку к олимпиаде, решение задач, выполнение экспериментальных заданий, итоговых тестов по различным темам курса.
Для промежуточного и итогового контроля знаний использую тесты Н.И.Павленко, К.П.Павленко (7-11класс) и составляю тесты на основе и по принципу КИМов ЕГЭ. При этом учитывается профиль группы.
Учащиеся старших классов занимаются в ЗШЕН при НовГУ.
4.Результативность
Каждый из работающих в малокомплектной школе учителей понимает, что организовать должным образом работу со способными детьми в наших условиях и просто, и сложно. Но главное, возможно! Для этого должны совпасть не только желания, но и усилия и педагогов, и детей, и родителей.
Думаю, что у большинства учащихся к моменту выпуска из школы сформированы не только знания, умения и навыки, но и учебно-познавательные умения: использование специального языка науки физики, приобретение практических исследовательских умений, овладение навыками поиска информации, а также использование информационных технологий в учебной деятельности. А, значит, они могут добиться успеха в получении дальнейшего образования и в будущей профессиональной деятельности.
Сегодня наши выпускники 2006 года учатся соответственно выбранному (и, наверное, удачно) в старших классах профилю: 2 – в Санкт-Петербургском Техническом Университете (Горном институте); 1 – в СПб Военной Академии имени Можайского; 1- в Университете им. Герцена, 1 – на инженерно-механическом факультете НовГУ.
Трое из пяти учащихся нынешнего 10 класса выбрали физико-математический профиль. Один из них – победитель олимпиад:
2004-2005 г. – 1 место на городской и 5 место на областной олимпиадах;
2005-2006г. – 1 место на городской и 6 место на областной олимпиадах по физике;
Ученица 11 класса заняла в 2005-2006г. на городской олимпиаде по физике 4 место.
Трое учащихся сдали ЕГЭ по физике на «4», а математику семь учащихся на «5», четверо – на «4». (Математику в этом классе тоже преподавала я, что сыграло немаловажную роль в организации преподавания этих смежных дисциплин и досконального изучения личностей учащихся и способностей каждого).
Организация индивидуальных образовательных «маршрутов» способных учащихся
Цель создания:
- обеспечение углубленного изучения некоторых вопросов программы;
- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения;
- создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, для достижения более высокого уровня общеучебных умений;
- более эффективная подготовка к освоению программ профильного обучения при переходе в старшее звено и для освоения программ высшего профессионального образования выпускниками школы.
7 класс
№ не-де-ли | Тема | Решение задач | Эксперимен-тальные задания | Задания-исследования | Работа с информацией | Творче-ские задания |
1-5 | Введение. Первоначальные сведения о строении вещества | №11, 21, 23,30(П) №14(М), №1.1-1.26(Л-физ.олимпиады) | №30(М) | №30(М) | №31(М) | №4,6,8,10(Малаф) №7,8(Ланге) |
6-16 | Взаимодействие тел | №101,181(П) № 3.24, 3.27, 3.37, 4.30(Л-ф/о) | №43, 44, 64,29(А) | №154(М) | Выбор темы исследования. Поиск материалов | №16(Ма-лаф) |
17-28 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | №394, 401(П) №921, 933(М) №6.12,6.15, 5.3(Л-ф/о) №827-832(М) | №94, 106, 123,1 132(А) №964(М) | №942,887, 834-837(М) | Подготовка сообщений, мини-рефератов, их оформление.Выступление на школьной научно-практической конференции | №46-50(Ма-лаф) |
29-34 | Работа. Мощность. Энергия. | №478,483,444(П) №688,701(М) №10.26,11.7(Л-ф/о) | №185,186.218(А) | №668, 799,801-803(М) | | |
Условные обозначения:
(А) – И.Г.Антипин. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. М. Просвещение, 1974.
(Ланге) – В.Н.Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М. Наука. 1974.
(Л-ф\о) – В.И.Лукашик. Физическая олимпиада. М. Просвещение, 1987.
(Малаф) – Р.И. Малафеев. Творческие задания по физике 6-7 класс.М. Просвещение,1971.
(М) – А.Е.Марон, С.В.Позойский, Е.А.Марон. Сборник вопросов и задач по физике.М. Просвещение,2005.
(П) – А.В. Перышкин. Сборник задач по физике. М. Экзамен.2004.
Результат на конец года:
Приобретение первых навыков решения нестандартных задач, требующих творческого подхода.
Приобретение опыта выполнения исследовательского задания и умения представить информацию о ходе его выполнения.
Приобретение навыков работы с поиском, отбором и обработкой информации.
Формирование умений планирования своей деятельности.
Приобретение навыков конструирования простейших физических приборов.
Аналогичные планы составляются для учащихся 8-9 классов. В 9 классе добавляется деятельность по подготовке к итоговой аттестации и работа на элективных курсах, которые завершаются отчетной работой. Это может быть (по выбору ученика):
-исследовательская работа;
-реферат;
-изготовление и защита проекта физического прибора.
Итоговый тест 7 класс
Высокий уровень
Два ящика разных размеров заполнены дробью: в одном крупная, в другом мелкая. Сравните массы ящиков.
А. m1=m2 Б. m1
2. Какая сила изменяет движение камня, брошенного горизонтально?
А. Сила сопротивления воздуха. Б. Сила тяжести. В. Обе силы одновременно. Г. по условию задачи нельзя дать однозначный ответ.
3. Будет ли выдавливаться зубная паста в невесомости. Почему?
А. Нет, не будет, потому что на нее не будет действовать сила тяжести.
Б. Нет, не будет, потому что отсутствует вес тела в невесомости и не выполняется закон Паскаля.
В. Да, т.к. закон Паскаля действует и в невесомости.
Г. Да, т.к. вес тела равен нулю, но сила тяжести не равна нулю.
4. Сравните плотности шаров.
А. Плотности равны. Б. Плотность первого больше
В. Плотность второго больше.
Г. Нельзя дать однозначный ответ.
5. Определите показания динамометра.
А. 3 Н Б. 2 Н. В. 6 Н. Г. 4 Н.
6.Какая из формул выведена учеником неверно?
А. m=ρ\V Б. F=pS В. v=N\F Г. Ρжид=(Fag)\V
7.Чему равен объем тела?
А. 15 мл В. 12,5 мл
Б. 27,5 мл Г. 12 мл.
8. Какое тело за t секунд прошло больший путь?
А. Все тела прошли одинаковый путь.
Б. 1 тело
В. 2 тело.
Г. 3 тело.
9. На каком рисунке правильно изображены все силы при равномерном движении тела.
А. В.
Б. Г.
10. При подъеме тела совершена работа 60 Дж. На какую высоту было поднято тело?
А. 9000м. Б. 2,5м. В. 0,4м. Г. 210м.
Часть В.
Пробирку полностью поместили в мензурку с водой. Уровень воды в мензурке при этом повысился от деления 100 до 200 см3. Сколько весит пробирка, плавающая в воде?
Лошадь везет телегу с постоянной скоростью 0,8м\с, прилагая усилие 400 Н. Какая работа совершается при этом за час?
Часть С.
Тело А массой 40г соединили с телом В массой 80г и объемом 40см3. Оба тела взяли вместе и поместили в измерительный цилиндр с водой. При полном погружении в воду тела вытеснили 140 см3 воды. Определите плотность тела А.
Список использованной литературы:
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под редакцией Е.Н. Степанова. М, Творческий центр Сфера, 2003.
Б.М. Теплов. Способности и одаренность. М, Просвещение, 1961.
Одаренные дети. Под редакцией Карне. М, 1991.
А.И. Савенков. Одаренные дети: особенности психического развития. М, Просвещение, 1989.
Физика в школе. Научно-методический журнал. № 1, 2003, с. 30-39; № 2, 2006, с.15-24; № 6, 2006, 28-34.
Завуч. Научно-практический журнал. № 5, 2005, с. 33-37.
Муравьева А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. М, Просвещение, 1970.
8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Просвещение, 1971.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: