Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель
Тема урока:
Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель
Цель урока: Определить значение почвы для жизни растений и животных, как защищать почву.
Оборудование:
коллекция почв;
карта Краснодарского края.
Содержание урока (урок - лекция):
Что называется почвой?
Из чего состоит почва?
Назовите вещество, которое повышает плодородие почвы.
Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?
Какие почвы встречаются в нашей местности?
Представьте, что произойдет, если почвы не станет? Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Как вы думаете, почему? Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы - нет, поэтому почвы надо охранять. Сегодня мы узнаем, как защищать почвы и охранять сельскохозяйственные земли Краснодарского края.
Защита почв и охрана с/х земель Краснодарского края (лекция учителя, учащиеся фиксируют данные в тетради).
Методический комментарий: лекционная форма проведения занятия не является характерной для начальной школы, поэтому перед тем, как читать лекцию необходимо рассказать учащимся об особенностях данной формы: кроме того, что надо внимательно слушать, надо стараться выделять главное и записывать в тетрадь. В ходе лекции необходимо также нацелить детей на выделение слов, смысл которых не понятен. После лекции можно организовать работу со словарем.
Почвы - это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией - ветровой и водяной. Ветровая эрозия проявляется в виде бурь, поднимающих пыль на различную высоту. Их называют пыльными бурями. Наиболее сильно от ветровой эрозии страдают земли Новокубанского, частично Кавказского и Усть-Лабинского районов, а также территории северных и северно-восточных районов края.
Пашни Отрадненского, Белореченского, Апшеронского, Северского, Абинского, Крымского районов и Черноморского побережья в большей степени подвержены водной эрозии. Водные потоки смывают и разрушают поверхностный плодородный слой почвы.
Нельзя забывать о том, что содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается, что частая обработка почвы тяжёлой техникой ухудшает её вводно-воздушный режим, что несоблюдение правил транспортировки, хранения, и применения ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате этого гибнут черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодородие.
Лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве. Многолетний опыт, данные науки убеждают, что лесные насаждения в комплексе с другими мероприятиями надёжно защищают посевы от суховеев, чёрных бурь, обеспечивают лучшее влагонакопление в почве, способствуют повышению урожайности.
Человек должен разумно эксплуатировать земли: давать отдыхать земле, вносить питание в виде органических удобрений, там, где возможно, не использовать тяжёлые гусеничные машины.
Вопросы для закрепления:
Что такое эрозия?
Какие виды эрозии разрушают почву?
Почвы каких районов страдают от ветровой эрозии? А от водяной?
Что такое гумус? Что влияет на его уменьшение в почве?
Что влияет на загрязнение земли? К каким последствиям может привести загрязнение земли?
Зачем нужны лесополосы?
Что человек должен делать, чтобы сохранить почву?
Домашнее задание: Как охранять почвы Краснодарского края? Сделайте рисунок, призывающий к охране почв.
Тема урока: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».
Цель урока: обобщить знания детей, развивать умение работать по группам, логическое мышление, связную речь, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: коллекция почв (либо карточки с названием), карта Краснодарского края, энциклопедическая литература.
Содержание урока:
В нашем крае почвы довольно разнообразны, славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации. Что выращивают у нас в крае? Сегодня мы будем изучать различные виды почв Краснодарского края.
Работа организовывается в группах. Задания:
Каждая группа получает вид почвы (черноземные, луговые, темно-серые лесные, подзолистые, бурые лесные, горно-лесные, перегнойно-карбонатные, каштановые, болотные) и составляет рассказ по плану:
Название вида почвы
Особенности, состав
Где распространен этот вид почвы, показать на карте Краснодарского края
Перечислить растения, которые растут на этих почвах
Решение экологических задач:
Почва образуется очень медленно: за 1000 лет – 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?
Черви при плотности заселения 30 000 на 1 га могут перерабатывать за сезон 1 500 кг листьев. Какова плотность заселения червей на 5 га и сколько килограммов листьев они переработают за сезон на этой площади?
Урожайность пшеницы в Великобритании 77 центнеров с гектара, это в 11 раз больше, чем в Казахстане. В России – в 2 раза больше, чем в Казахстане. Какие неизвестные величины можно узнать?
Земли Коста-Рики очень плодородны. На самых плодородных участках можно собирать рис трижды в год по 18 т с га. Сколько в год собирают риса в Коста-Рике? В Краснодарском крае урожай риса составляет на 11 т с га меньше. Сколько тонн риса собирают в год в нашем крае?
В нашем крае сенокосы – это 45 500 га, пастбища – 324 600 га, пашни – 3 741 000 га. Что можно узнать по данным величинам? Покажите на карте земли, отведенные под сенокос, пастбища, пашни.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения 4 789 000 га, а промышленного назначения – на 4 563 000 га меньше, чем земель сельскохозяйственного назначения. Земель населённых пунктов - на 364 000 га больше, чем в промышленности. Какие величины можно найти по данным задачи?
Земельный фонд Краснодарского края составляет 7 548 500 га земли, земли сельскохозяйственных предприятий занимают 4 788 400 га. Сколько гектаров составляют земли городских предприятий?
Нарисуйте плакат «Охрана почв».
Вопросы для закрепления:
ТЕСТ «Почвы Краснодарского края».
Задание: обозначьте знаком «+» правильный ответ.
1. Выбери правильное определение почвы
а) верхний слой земли, где есть песок и глина;
б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
в) верхний плодородный слой земли.
2. Характерными почвами нашего края являются …
а) солонцы, каштановые;
б) красноземы, сероземы;
в) серые лесные почвы; черноземы.
3. Какая главная часть почвы?
а) перегной;
б) песок;
в) глина.
4. Плодородие почвы зависит от количества
а) песка;
б) перегноя;
в) солей.
5. В состав почвы входят
а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
6. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
7. Для защиты почвы на полях необходимо …
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
Домашнее задание: изучить почву своей местности.
Методический комментарий: один урок, отведенный на эту тему следует отвести под экскурсию (на сельскохозяйственное пр
страница 1
скачать
Другие похожие работы: