Пояснительная записка к программе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по специальности 040101. 65 «социальная работа»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101.65 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный комплексный экзамен является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального образования выпускника наряду с выпускной квалификационной работой (ВКР).
Целью итогового междисциплинарного экзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической подготовки выпускника относительно общих требований к уровню его образования, определяемых государственным образовательным стандартом по направлению 040101.65 «Социальная работа».
Уровень теоретической подготовки выпускника определяется объемом теоретических знаний, степенью их взаимосвязанности (целостностью, системностью), умением интерпретировать их элементы (принципы, законы, категории, понятия, методы) и обосновывать применимость таких знаний в различных областях жизнедеятельности общества и человека.
Экзамен носит комплексно-системный характер и должен ориентировать экзаменующегося на установление, выявление и обоснование системных связей между учебными дисциплинами, включенными в программу. На государственном экзамене по специальности 040101.65 (прежний код – 350500) “Социальная работа” выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе социальных работников, психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Введение в теорию социальной работы
Социальная работа – как общественное явление. Социальная работа в структуре социальных наук. Нравственно-гуманистический характер социальной работы.
Профессиональный подход к социальной работе. Филантропический подход к социальной работе. Генезис теоретических взглядов на социальную помощь за рубежом: западная парадигма помощи.
Становление теории социальной помощи в России: отечественная парадигма помощи.
Причины и источники становления социальной работы как отрасли знания. Научный этап развития социальной работы.
Цель и задачи социальной работы на современном этапе. Социальная работа как социокультурный феномен.
Тема 2. Социальная работа как наука, вид деятельности
и учебная дисциплина
Сущность, функции и структура социальной работы как науки, вида деятельности и учебной дисциплины. Социальная работа как научная теория. Социальная работа как объект науки. Понятие «социономия».
Теоретические парадигмы социальной работы. Закономерности и принципы теории социальной работы. Уровни социальной работы. Функциональная значимость социального работника. Субъект социальной работы. Базовые характеристики социальных работников. Социальная работа как специализированная деятельность. Интегративный характер социальной работы. Особенности «Теории социальной работы» как учебной дисциплины.
Тема 3. Методология социальной работы как науки
Методологические основы теории социальной работы. Принципы теории социальной работы – общефилософские, общие, специфические (содержательные, социально-политические, психолого-педагогические, методические, организационные и конкретные). Цели и задачи теории социальной работы.
Объект, предмет и субъект теории социальной работы. Три класса объектов социальной работы. Понятие «трудной (сложной) жизненной ситуации». Категории субъектов социальной работы.
Функции теории социальной работы – информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогические и т.д.
Тема 4. Научно-понятийный аппарат теории социальной работы
Понятие категории в теории социальной работы. Уровни категориального аппарата – первичный и вторичный. Классификация категорий теории социальной работы. Дифференциация по уровню обобщения понятий – неспецифические категории, категории по преимуществу, специфические категории теории социальной работы.
Дифференциация категорий по их содержанию – понятия, отражающие специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики; категории, отражающие специфику работы с различными социальными группами населения (клиентами); категории, касающиеся различных ситуаций, в которых оказались клиенты; понятия, отражающие разные аспекты организации помощи, профессиональной и непрофессиональной социальной работы; категории, связанные со спецификой моделей решения проблем каждого конкретного клиента.
Классификация категорий теории социальной работы по дифференциации теоретических подходов – когнитивный, коммуникативно-ролевой, социально-педагогический и другие подходы. Тезаурус основных понятий теории социальной работы.
Тема 5. Теоретические модели социальной работы
Сущность системного подхода и его значение для социальной работы. Информационный подход к изучению социальных проблем, относящихся к сфере компетенции социальной работы. Перспективы и возможности цивилизационного подхода при анализе становления и развития социальной работы.
Основные теоретические подходы к изучению теории социальной работы – диагностический, функциональный, терапевтический, социально-психологический, социально-педагогический подходы, теория экологических систем, теория оздоровления жизнедеятельности личности.
Основные тенденции характерны для социальной работы на рубеже XX – XXI вв. Социолого-ориентированные модели социальной работы. Психолого-ориентированные модели социальной работы.
Особенности комплексно-ориентированных моделей социальной работы (социально-педагогическая модель, модель системы социальных служб В.Г. Бочаровой, когнитивная модель, витально-ориентированная модель С.И. Григорьева и др.). Проблемы эффективности социальной работы.
Особенности зарубежных моделей социальной работы (на примере Германии, Австрии, Великобритании, Канады, США и др.).
Тема 6. Общая характеристика методов в социальной работе
Методология, методы и методики в теории социальной работы. Классификация методов в социальной работе. Выделение методов по степени обобщенности – всеобщие (философские), общенаучные, частные (специальные). Теоретические и практические методы.
Междисциплинарность и универсальность как основания для классификации методов на финансово-экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, психолого-педагогические, административно-управленческие, социологические, коммуникативные.
Тема 7. Социологические методы в социальной работе
и их применение
Социология и социальная работа как смежные науки и практические дисциплины. Социология как фундамент теории и практики социальной работы. Соотношение объекта и предмета изучения социологии и социальной работы. Взаимосвязь социологических общенаучных теорий, теорий среднего уровня и эмпирических исследований с теорией социальной работы.
Социологические методы и техники изучения проблем социальной сферы. Характеристика конкретного применения методов сбора первичной социологической информации в социальной практике (метод анализа документов, наблюдение, все виды опросов, методы прогнозирования и др.).
Тема 8. Специфика использования психологических методов
в социальной практике
Роль психологии в теории и практике социальной работы. Психология как основание для реализации теоретической и методологической функций в теории социальной работы. Частные функции теории социальной работы и психологическая наука – объяснительная, диагностическая, проектировочная и прогностическая.
Социально-психологическая деятельность – основа практики социальной работы. Проблема социализации личности в психологии и социальной работе. Психология социальной деятельности. Психологические теории личности. Психология групп и толпы. Психология воздействия – социально-психологические установки, механизмы воздействия, средства воздействия на личность.
Классификация психологических методов по С.Л. Рубинштейну, Б.Г. Ананьеву, К.М. Гуревичу. Психологические методы, используемые в социальной практике.
Тема 9. Педагогические методы и социальная педагогика
Педагогическая теория как составная часть основ социальной работы. Методология социальной педагогики и социальной работы. Объект и предмет социальной педагогики. Функции социальной педагогики.
Социализация, воспитание и развитие личности в социальной педагогике. Социальная педагогика – интеграция социологии, педагогики и социальной работы. Методы воспитания в социальной работе. Семья, школа и микросоциум в процессе воспитания. Проблема отклоняющегося поведения в социальной педагогике. Методы социальной педагогики в социальной работе.
Тема 10. Система правовых методов в социальной работе
Государственно-правовые основы социальной защиты населения. Конституция как правовой базис социальной работы. Понятие правового статуса, субъективного права, юридической обязанности.
Нормативно-правовые акты. Структура законодательных актов РФ. Правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности.
Роль социального работника в защите реализации прав личности. Формы организации осуществления прав граждан. Международные правовые документы, регламентирующие деятельность социальных работников. Международные и национальные стандарты, декларации и конвенции о правах и защите человека, ребенка, семьи и других клиентов. Правовой инструментарий социальной работы. Принципы правового регулирования социального обслуживания в РФ.
Государственные законы о поддержке различных групп нуждающихся. Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие важнейшие сферы жизни человека в современных социально-экономических условиях.
Постановления Министерства здравоохранения и социального развития РФ в области правовой, организационной деятельности по развитию системы социального обслуживания населения, различных типов учреждений и видов социальных пособий.
Территориальные модели социально-правового регулирования проблем наименее защищенных слоев населения. Виды и типы поддержки, правовые модели.
Тема 11. Коммуникативные основы деятельности специалиста
по социальной работе
Понятие коммуникации, речевой коммуникации, общения. Значение коммуникативных навыков для специалиста по социальной работе. Формы общения как взаимодействия между людьми. Функции общения, реализуемые в социальной практике.
Коммуникатор и реципиент как субъекты общения. Субъект – субъектные и субъект – объектные отношения между партнерами в общении. Виды общения – деловое, педагогическое, познавательное, эмоционально-эмпатийное. Типы общения – переговоры, торги, полемика, спор, дебаты, дискуссия, разговор, собеседование, интервью, беседа.
Коммуникативные средства. Закономерности общения. Общение как трехсторонний процесс – коммуникация, перцепция, интеракция. Понятия «аттракции» и «эмпатии». Барьеры в общении.
Коммуникативные умения, необходимые специалисту по социальной работе.
Тема 12. Организационно-управленческие методы
Организационные принципы социальной работы. Организация социальной работы. Управление социальными системами и процессами. Социономия. Социальный менеджмент. Устойчивость, эффективность и рациональность – основные показатели управляемости социальной системы.
Разновидности социального менеджмента – традиционный, рыночный, командный, научный, ситуативный, социально-поведенческий и системный.
Социальные организации. Социальные службы и их разновидности. Подготовка кадров, подбор специалистов для социальных служб. Групповое решение проблем в социальном управлении. Проблемы целеполагания. Развитие социального учреждения.
Тема 13. Теории конфликтов в теории социальной работы
Конфликтология в теории социальной работы. Конфликтологическое рассмотрение теоретико-методологических проблем теории социальной работы. Интерпретация взаимоотношений "личность - среда". Конфликт как сумма технологий профилактики, диагностики, разрешения и управления конфликтом.
Конфликтогенность людей и их зависимость от факторов экономического, психофизиологического, социально-психологического, политического, этнологического, юридически – правового, экологического, духовно-культурного и иного характера.
Типология социального конфликта. Функции социального конфликта. Анализ состояния и процесса изменения жизненных сил конфликтующих сторон. Социальные конфликты и их предупреждение. Динамика конфликта. Понятие социальной напряженности и ее уровни. Позиции социального работника в конфликте.
Тема 14. Основы деловой этики и нормы этикета
Знания деловой этики и норм этикета как основное требование к профессионалу социальной деятельности. Нормы служебного этикета. Методы делового стиля общения. Практические правила делового стиля общения.
Правила приема посетителей. Расположение собеседников за столом как залог успеха совместной деятельности. Управление беседой. Конфликтная ситуация в беседе. Правила окончания беседы.
Искусство устной деловой речи. Правила ведения переговоров. Ведение делового совещания. Характерные типы участников обсуждения. Подготовка публичного выступления. Коммуникативные элементы ораторского инструментария. Искусство письменной деловой речи.
Тема 15. Социальный работник как профессионал
Профессиональное воспитание и обучение специалиста. Принципы профессионального воспитания специалиста. Профессиональные особенности социальной работы. Принципы профессиональной деятельности. Функции специалиста по социальной работе. Три подхода решения проблем в профессиональной социальной работе.
Классификация и типология ролей (ролевой репертуар) социального работника в учреждениях. Показатели профессионализма социального работника – процессуально-результативные, нормативно-этические, прогностические, показатели социальной активности, технологические и др. показатели. Должностные обязанности социального работника. Критерии компетентности специалиста по социальной работе.
Профессиональные качества социального работника. Личностные качества социального работника – психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Духовно-нравственные качества – гуманность, альтруизм, сочувствие, сострадание, эмпатия и др.
Критерии эффективности социальной работы. Методы и способы оценки эффективности социальной работы. Профессиональные риски в социальной работе.
Тема 16. Проблема направлений в теории социальной работы
Разнообразие подходов к проблематике направлений социальной работы. Социальное обслуживание, социальная помощь, социальная защита, социальное обеспечение как основные направления по роду оказываемой помощи и степени вмешательства субъектов социальной работы. Социальная политика и социальное обслуживание.
Система социального обслуживания в России – методологическое обоснование (цели, задачи, принципы, функции), структура видов, форм и методов социальных услуг, структура социальных служб (территориальные и ведомственные социальные службы и отдельные учреждения социального обслуживания), управление социальным обслуживанием, ресурсное обеспечение. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Направления социальной работы, классифицирующиеся по основанию подсистем в социальной системе общества – социальная работа в системе образования, здравоохранения, пенитенциарной системе.
Проблемы и ориентиры развития социальной работы в XXI веке.
Дифференциация направлений социальной работы по категориям населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации – семья, люди с ограниченными возможностями всех категорий, дети – сироты, социальное сиротство, детское бродяжничество и беспризорность, пожилые люди, проблема одиночества, беженцы, мигранты и вынужденные переселенцы, военнослужащие, женщины, испытавшие насилие, безработные и др.
Тема 17. Социальная работа в системе образования
Значимость социальной работы в системе образования. Уровни социальной работы в сфере образования – дошкольное воспитание, работа в школе, работа с молодежью, в образовательных учреждениях профессиональной подготовки, воспитание в детских домах и приютах, социально-педагогическая помощь семье.
Система социальной защиты дошкольников. Социальная работа в школе. Понятие образовательной среды и социального окружения. Соотношение деятельности социального педагога и социального работника в школе. Функции социального работника в школе. Направления социальной работы в школе – школьные трудности, детско-родительские отношения, межличностные взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами, профориентация и др. Жизненный путь ребенка и проблемы социального, психологического, педагогического сопровождения. Типы и виды дезадаптаций и девиаций.
Социальные службы в школе – собственно социальная служба, социально-педагогическая служба, психологическая (социально-психологическая / медико-социально-психологическая – консилиум). Методы сопровождения учащихся в процессе обучения в школе. Формы и методы социальной работы в школе.
Социальный работник и учреждения социального обслуживания населения. Работа с педагогическим коллективом. Информирование, консультирование, осуществление межинституциоальных связей как основные виды деятельности социального работника.
Тема 18. Социальная работа в здравоохранении
Исследовательская, практическая и прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения. Теоретические и практические задачи, реализуемые в сфере здравоохранения. Функциональные обязанности специалиста по социальной работе в здравоохранении. Объекты медико-социальной работы.
Направления медико-социальной работы – профилактическое и патогенетическое. Основные механизмы, формы и методы медико-социальной помощи населению.
Медико-социальная работа в различных сферах здравоохранения – наркологии, онкологии, педиатрии, в области планирования семьи и т.д. с различными категориями населения.
Тема 19. Социальная работа пенитенциарной системе
Социальная работа пенитенциарной системе как особая область деятельности. Обзор исторического развития пенитенциарной системы. Функции санкций и наказания. Нормативно-правовое регулирование социальной работы в пенитенциарной системе. Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы. Функции пенитенциарного социального работника.
Деятельность социально-терапевтических учреждений открытого типа. Методы работы в местах лишения свободы – метод расширения позитивных общественных связей (В.Н. Кудрявцев), метод прогрессивного исполнения наказания, метод психологической коррекции личности осужденного.
Проблема процесса адаптации лица, освободившегося из мест заключения.
Деятельность социального работника в рамках ювенальной юстиции. Личность подростка-правонарушителя. Обязанности специалиста по социальной работе с несовершеннолетними.
Тема 20. Специфика социальной работы
с различными категориями населения (обзор)
Социальная работа как социокультурная ценность. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека. Понятие социопатологии и социального здоровья индивида, группы, общества. Определение категорий слабо защищенных, незащищенных людей. Понятие «сложной (трудной) жизненной ситуации». Проблема гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Имущественная дифференциация как условие для нарастания несовместимости интересов и социальных конфликтов. Проблема маргинализации российского современного общества.
Основные направления, формы и методы социальной работы с различными категориями населения. Специфика группы населения, социальное положение, потребности и интересы как основные условия дифференциации методов работы с различными категориями.
Деятельность субъектов социальной работы в рамках повышения социальной защищенности граждан РФ.
Тема 21. Семья как объект социальной работы
Социальная политика в области работы с семьей. Федеральные и региональные программы. Правовые основы социальной работы с семьями и детьми. Комплексный межведомственный и междисциплинарный подход в социальной работе с семьей. Система семья – дети – общество. Типология семей.
Защита материнства и детства, семьи как важнейших социокультурных ценностей. Основные направления социальной защиты семьи и детей. Специализированные социальные службы.
Семья как институт социализации и воспроизводства культуры, генофонда. Классификация социальных проблем семьи, критерии и факторы риска. Планирование семьи и культуры супружества.
Статусные характеристики, доминирующие ценности, стабильность и социальное здоровье семьи. Понятие интервенции и
уровни социальной работы с семьей. Семья с нетипичным ребенком и проблемы социальной реабилитации. Семьи, имеющие на попечении людей, с ограниченными возможностями. Типология инвалидов. Формы и методы работы с данной категорией семей.
Обзор технологий социальной работы с социально незащищенными семьями: малоимущими, неполными, многодетными, с хроническими больными и инвалидами и др. Технологии работы с социально неблагополучными (девиантными) семьями: с алкоголиками и наркоманами, правонарушителями, семейным насилием и др. Технологии временного и постоянного усыновления.
Социально-педагогическая работа с семьями и детьми: профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия; помощь детям с учебными трудностями и с нарушениями здоровья; работа с девиантными и делинквентными детьми и их семьями и др.; подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни.
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: