NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка к программе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по специальности 040101. 65 «социальная работа»

Тема 22. Практика социальной работы с детьми

различных категорий

Проблема детства в социальной работе. Социальная политика государства в отношении различных категорий детей. Классификация слабо защищенных категорий детей. Взаимоотношения в системе «семья – ребенок».

Проблема сиротства и социального сиротства. Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми-сиротами. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами. Опека, усыновление, семейные детские дома и другие формы социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Проблема детей-инвалидов. Социальные, психологические, медицинские, педагогические, духовные трудности детей с ограниченными возможностями. Проблема всех видов адаптации, реабилитации детей, проблема обучения, культурно – досуговая проблема. Модели инвалидности – личный и социальный контекст.

Проблемы жестокого обращения и насилия над детьми в семье. Виды и формы насилия над детьми в семье – физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное и моральное) насилие. Методы выявления и работы с детьми, подвергшимися насилию со стороны членов семьи. Межведомственное взаимодействие субъектов социальной работы и представителей правоохранительных органов в области охраны детства.

Проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Процессы адаптации и дезадаптации несовершеннолетних детей в микро - и макросоциуме. Деятельность социальных и иных служб в рамках данного вопроса.

Тема 23. Женский вопрос в социальной практике

Женский вопрос в социальной работе. Гендерная социальная политика. Социальная защита женщин. Социальная работа с женщинами: самоопределение, ролевой конфликт, проблема равноправия, эмансипации и феминизма, защита материнства. Гендерные подходы к российской ситуации.

Статусные характеристики, доминирующие ценности, стабильность и социальное здоровье женщины и семьи. Проблемы юного материнства – медицинские, психологические, педагогические и др.

Проблема занятости женщин, вопросы дискриминации, аспекты занятости женщин на тяжелом производстве. Занятость женщин с ограниченными возможностями.

Насилие над женщинами в семье. Специализированные социальные службы – женские кризисные центры, телефоны доверия для женщин, подвергшихся насилию, общественные организации. Формы и методы работы с женщинами данной категории.

Тема 24. Проблема одиночества

в практике социальной помощи и поддержки

Феномен одиночества в психологии, социологии, социальной работе. Одиночество как социально-психологическая проблема людей пожилого возраста. Проблема переоценки «Я – концепции». Переживание болезни или тяжелой утраты одного из супругов в старости. Проблема ухода детей из семьи пожилого человека. Взаимоотношения в системе «пожилые родители – дети».

Проблема одиночества в подростковом возрасте. Причины подросткового одиночества. Депрессивные состояния на фоне одиночества. Девиации среди подростков как итог переживания одиночества. Формы и методы работы с подростками с эмоциональным кризисом.

Одиночество как итог долговременного заболевания (хронического, неизлечимого). Проблема «ухода в болезнь».

Тема 25. Военнослужащие в системе социальной защиты

Нормативно-правовая основа социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Реализация социальных льгот как основа социальной защиты военнослужащих. Военная служба как специфическая деятельность, связанная с риском для жизни.

Основные социальные проблемы военнослужащих всех категорий и членов их семей – социально-правовые, социально-экономические, жилищные, социально-медицинские, психологические. Социальные проблемы молодых людей допризывного и призывного возраста. Проблемы уклонения от воинской службы. Бытовые, медицинские, психологические трудности воинской службы по призыву. Проблемы неуставных отношений – «землячество», «дедовщина», превышение командиром должностных полномочий и др. Социальное положение кадровых военнослужащих и членов их семей.

Социальные проблемы военнослужащих, уволенных в запас и отставку. Проблемы адаптации данной категории военнослужащих в гражданской жизни – профессиональная переподготовка, социально-экономическая поддержка, медицинское обслуживание.

Социальная работа с особой категорией военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях – социальная, психологическая, медицинская реабилитация и адаптация. Процесс реадаптации военнослужащих. Проблемы посттравматических стрессовых расстройств. Социальная работа с членами семей, потерявшими кормильца.
Тема 26. Социальные проблемы пожилых людей

на современном этапе

Геронтолизация постиндустриального общества. Страны старения. Демографические и социокультурные аспекты социальной работы с пожилыми людьми. Возрастная классификация пожилых людей.

Законодательная база социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. Социально-экономическое положение и психологические особенности людей старшего возраста. Социально-психологические изменения в жизни людей пожилого возраста. Пожилой человек в семье. Проблема трансляции культуры и взаимодействие поколений. Проблемы медико-социальной реабилитации и поддержки престарелых.

Социальное здоровье пожилых людей. Социальный работник – основная профессия в геронтологии. Зарубежный опыт работы с пожилыми и престарелыми.

Социальное обслуживание и социальное попечительство пожилых людей – инвалидов. Социальные учреждения для людей старшего возраста. Надомное обслуживание и патронаж.

Тема 27. Проблемы безработицы и социальная работа

Феномен безработицы на современном этапе. Теоретико-методологические аспекты проблемы занятости населения. Типология безработицы – латентная, скрытая, фрикционная и т.д. Понятие занятости населения, рынка труда и трудоустройства в современной России.

Государственная политика и нормативно-правовые акты в области занятости населения. Деятельность Федеральной службы занятости и Государственной биржи труда и их региональных и местных отделений. Технологии воздействия на рынок труда. Социально-экономические и социально-психологические аспекты женской и молодежной безработицы.

Социальные последствия безработицы и система социальной защиты незанятого населения. Деятельность социальных служб по защите и ресоциализации безработных. Проблемы переподготовки кадров. Социально-психологическая и профориентационная работа в службах занятости. Проблемы психологического сопровождения выбора профессии выпускниками общеобразовательных школ.

Тема 28. Система социальной работы с беженцами,

мигрантами и вынужденными переселенцами

Основные причины миграционных процессов. Социально-демографические характеристики мигрантов и беженцев. Сущность и структура современных миграционных процессов. Причины и типология миграционных процессов.

Определение основных категорий – «мигрант», «иммигрант», «эмигрант», «перемещенные лица», «вынужденные переселенцы». Основные направления социальной политики и нормативно-правовая база социальной защиты мигрантов, беженцев и людей, пострадавших от природных и техногенных катастроф.

Структура и функции миграционных служб. Деятельность Государственной миграционной службы. Основные направления деятельности социальных служб по социальной работе с беженцами, мигрантами и вынужденными переселенцами – материальная компенсация, проблемы всех видов адаптации и обустройства, проблемы взаимоотношений мигрантов с местными жителями и т.д. Проблемы национальных меньшинств.

Тема 29. Социальная работа с молодежью

Молодежь как социально-демографическая группа и как субкультура общества. Законодательная база социальной работы с молодежью. Государственная молодежная политика. Социальные учреждения, работающие с молодежью.

Основные направления социальной работы с молодежью: социальная работа с молодыми семьями; социальная работа по трудоустройству; социальная работа с молодежными группами риска; социальная работа по оказанию консультационной помощи; социальная работа по организации досуга молодежи.

Современная российская молодежь: социальный статус и социальное здоровье. Трансляция культуры и социализация в маргинальных процессах. Наркомания, алкоголизм, суициды и криминальность среди молодежи. Типология молодежных субкультур и особенности социальной работы с молодежью: профориентация, психологическая поддержка, обучение. Проблема самоопределения молодежи. Молодежь как объект социальной защиты. Молодежь в структуре социальной политики государства.

Тема 30. Практика социальной помощи лицам «группы риска»

Проблема маргинализации современного российского общества. Экономическое расслоение общества и проблема девиаций. Нормативно-правовая база социальной работы с малообеспеченными группами населения. Критерии и показатели материальной обеспеченности человека. Прожиточный минимум, потребительская корзина и минимальная зарплата.
Сущность социального страхования. Современный этап развития социального страхования. Социальная защита малообеспеченных слоев населения. Бытовое обслуживание малоимущих граждан.

Бездомность и ее причины. Основные группы бездомных и их характеристики. Бродяжничество. Понятие "социально девиантное поведение". Формы и виды социальных девиаций. Социальный контроль девиантного поведения. Социальная работа с людьми, употребляющими ПАВ (психоактивные вещества – наркотики, алкоголь, токсические вещества) и суицидентами.

Профессиональное нищенство, бродяжничество, проституция. Профилактическая социальная работа с "группами риска".

Тема 31. Социальная работа за рубежом

Занятие проводится в форме круглого стола для студентов.

Социальная работа за рубежом и в России – сходства и различия. Принципы социальной работы в Европе, США, странах Азии и др. История развития социальной работы за рубежом.

Структура социальной работы с различными категориями населения в разных странах. Система социальной защиты в США. Европейская модель социальной защиты. Система работы с несовершеннолетними правонарушителями в Канаде, Швеции. Методы социальной работы в ФРГ. Культурно – досуговая деятельность как одно из основных направлений социальной деятельности. Виды учреждений социального обслуживания.
Литература
Нормативно-правовые документы

 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007. -  40 с.

2.Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

3.Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995.       № 48. Ст. 4563.

4.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

5.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.  № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.  № 14. Ст. 1650.

6.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.  № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.  № 29. Ст. 3702.

7.Федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р // Российская газета" - Федеральный выпуск №4285 от 2 февраля 2007 г.

8.Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.05.2007, № 21, ст. 2506; 25.02.2008, № 8, ст.751

9.     Концепция Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» от 28 сентября 2005 г. № 1515-р // электронный ресурс доступа: www.mzsrrf.ru

Основная литература

10.   Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. —224 с.

11. Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: Проспект, 2008. – 413 с.

12.           Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Изд. Мос ГУ, 2006. – 100 с.

13.           Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

14.           Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

15.           Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

16.           Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

17.           Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

 

Электронные и другие ресурсы:

 1.     Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.un.org/russian

2.     Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.who.int/ru/

3.     Международная организация труда // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.ilo.ru

4.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

5.     Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mon.gov.ru

6.     Федеральная миграционная служба // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.fms.gov.ru

7.     Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.rostrud.info

8.     Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fss.ru/ 

9.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.asi.org.ru


РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Технологии социальной работы как наука о воздействии

Понятие социального воздействия, его сущность и содержание. Виды и формы социального воздействия. Детерминизм интересов и потребностей социальных объектов. Принципы социального воздействия – профессиональная направленность и мотивированность, целенаправленность. Сущность социальной технологии. Социальная технология как система приемов и средств.

Тема 2. Социальные технологии – сущность и содержание

Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальная технология как процесс. Актуальность их применения в современном мире. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий.

Тема 3. Технологический процесс – сущность и содержание

Структура и содержание технологического процесса. Технологический процесс как алгоритм действий. Сущностные характеристики технологического процесса. Функции технологии социальной работы. Основные этапы технологического процесса. Общие и частные технологии.

Тема 4. Типология социальных технологий

Многообразие видов социальных технологий и их отражение в социальной практике. Факторы, обуславливающие многообразие технологий социальной работы. Классификация технологий социальной работы. Принципы и основания классификации. Характеристика основных типов технологий социальной работы. Формы социальных технологий.

Тема 5. Основные и вспомогательные средства

социального воздействия

Понятие инструментария социальной работы и его разновидности. Основные и вспомогательные средства социального воздействия. Формы и методы социального воздействия. Характеристика основных компонентов инструментария технологий социальной деятельности. Регуляция и саморегуляция поведения. Механизмы и способы регуляции. Нормативная регуляция поведения. Традиции и ритуал как способ регуляции поведения.

Тема 6. Постановка и разрешение социальных проблем

Понятие «социальная проблема». Противоречия как основная причина возникновения проблем. Типология социальных проблем. Разрешение проблем как фактор социального развития. Постановка социальной проблемы. Характеристики социальных проблем. Личностные проблемы и источники их возникновения.

Технология разрешения проблем в социальной практике. Ситуационный анализ и учет субъективных факторов в жизнедеятельности личности. Методы воздействия на личность и группу.

Тема 7. Сущность процесса целеполагания

Целеполагание как основной процедурный этап технологии в социальной практике. Цель и ее значение в деятельности. Основные этапы формулирования цели. Взаимообусловленность цели и средств ее достижения в социальной практике. Типология целей – первичные, вторичные, стратегические, тактические. Функциональная значимость процесса целеполагания. Принципы целеполагания. Принцип построения древа целей.

Тема 8. Социальная диагностика – цели,

этапы и принципы проведения

Социальная диагностика – ее проблемы и принципы. Сущностные характеристики социальной диагностики. Постановка социального диагноза. Общая схема процесса диагностики. Предварительное ознакомление с объектом. Проведение общей диагностики. Проведение частной (специальной) диагностики.

Практические этапы диагностирования. Принципы социального диагностирования. Система методов технологии социальной диагностики. Аналитический и синтетический методы диагностики. Статистический, структурный, ситуационный, факторный анализ, метод моделирования и другие методы диагностического исследования. Психологическая диагностика – теория, принципы, методы.

Тема 9. Социальная адаптация: уровни и механизмы

Понятие «адаптация» в системе наук. Адаптационный процесс и его задачи. Процесс адаптации и жизненный сценарий человека. Разновидности адаптации. Сущность социальной адаптации. Взаимосвязь процессов социальной адаптации и социализации личности. Объективный и субъективный аспекты социальной адаптации.

Условия эффективности социальной адаптации личности. Механизмы социальной и психологической адаптации. Причины развития процесса дезадаптации. Система адаптации или типология адаптивных явлений. Уровневая структура социальной адаптации. Вариативность процесса адаптации – собственно адаптация, «псевдоадаптация» и реадаптация.

Тема 10. Методы осуществления социальной реабилитации

Процесс реабилитации – понятие и сущность. Социальная реабилитация как система методов восстановления социального функционирования индивида. Виды социальной реабилитации: медицинская, психолого-педагогическая, социально-бытовая, профессионально-трудовая. Уровни социальной реабилитации: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

Разнообразие направлений социальной реабилитации и факторы его обусловливающие. Психологическая реабилитация как особый элемент системы социальной реабилитации. Методы социальной реабилитации. Объекты социальной реабилитации – дети-сироты, дети-инвалиды, лица девиантного поведения, участники и жертвы войны и другие категории

Тема 11. Социальная терапия и коррекция

Социальная терапия – основа практики социальной работы. Взаимосвязь социальной терапии и психотерапевтических подходов. Когнитивная терапия в социальной деятельности. Подходы гештальт-терапии в социальной работе. Принципы гуманистической психотерапии в социальном воздействии. Модели поведенческой терапии. Обусловленность методов и приемов социальной терапии целям и задачам помощи.

Социально-психологическая и социально-педагогическая коррекция. Направления коррекционного воздействия – восстановление, компенсация, стимулирование и исправление. Условия выбора форм коррекционного и терапевтического воздействия. Методы коррекции.

Тема 12. Социальная экспертиза – модели и методы ее проведения

Понятие экспертизы. Социальная экспертиза как база научного обоснования осуществления социального действия. Общие и специфические черты экспертизы. Функции социальной экспертизы. Объекты и субъекты социальной экспертизы. Роль компетенции и компетентности в социальной экспертизе. Порядок заказа социальной экспертизы.

Правила отбора экспертов. Приемы, формы и методы проведения социальной экспертизы. Организационные модели социальной экспертизы – рецензия, мониторинг, проект.

Методы работы с экспертами – очная форма (консультация, ситуационный анализ), заочная (докладная записка, формализованный анкетный опрос, метод «Дельфи», метод экспертных оценок, организационно-деятельностная игра, «мозговая атака», метод сценариев). Формирование экспертного заключения, экспертного наблюдения и проектной разработки.

Тема 13. Технология социальной профилактики

Процесс социальной профилактики – суть и содержание. Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения. Информационно-просветительский подход в социально-профилактической работе. Социологический подход в социально-профилактической работе. Медико-психологический подход в профилактике девиантного поведения.

Принципы профилактической работы – целенаправленность, комплексность, систематичность, последовательность. Характер и динамика социальных отклонений. Применение профилактических методов – правовых, нравственных, организационных, психолого-педагогических, социологических.

Профилактическая беседа как основной инструмент профилактики нежелательных явлений и кризисных ситуаций в жизнедеятельности личности. Формы и виды профилактических мероприятий – нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие, устраняющие, контролирующие. Координация всех служб и организаций в профилактической работе.


страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.