NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка к программе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по специальности 040101. 65 «социальная работа»

Тема 14. Социальное общение и его функции

Социальное общение как технология социальной работы. Социальное общение как средство социальной защиты личности, метод снятия социальной напряженности. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника. Сущность общения (В. Соковнин, Ч. Осгуд, Л.В. Выгодский).

Типология процесса общения – стихийное, целенаправленное, прямое, опосредованное, косвенное. Типология М. Якобсона. Функции профессионального общения. Содержание различных форм общения – социальное, деловое, интимно-личностное, эмпатийное и т.д. Понятие «аффилиации». Структура общения специалиста с клиентом.

Тема 15. Технология социального контроля и надзора

Социальный надзор, его сущность и виды. Официальный надзор и его разновидности – конституционнный, прокурорский, административный и посткриминальный. Неофициальный контроль. Правомерность употребления терминов «контроль» и «надзор» в теории социальных технологий. Объекты контроля и надзора. Функции социального надзора.

Методика социального надзора. Организационные аспекты социального надзора – гласность, системность, непрерывность. Технологическая связь процессов социального контроля и надзора с социальной профилактикой.

Тема 16. Реализация опеки и попечительства

как технологический процесс

Социальная опека и попечительство, сущность и функции. Правовой механизм и морально-этические основы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства, их деятельность. Определение понятий «опекунство», «опека» и «попечительство». Дееспособность как фактор определения опекунства. Сущность опеки над личностью и имуществом.

Объекты опеки и попечительства. Ситуации назначения и прекращения опекунства. Особенности ограниченного попечительства, его формы и правовая основа. Опека над несовершеннолетними. Семейная (родительская) опека. Усыновление как форма установления опеки.

Особенности установления опеки и попечительства над различными категориями населения – инвалиды, индивиды страдающие психическими заболеваниями, различными видами химической зависимости, престарелые граждане.

Тема 17. Социальное обеспечение и обслуживание

Суть социального обеспечения в современной России. Принципы и задачи социального обеспечения. Функции социального обеспечения. Формы социального обеспечения – пенсии, пособия, реализация льгот и гарантий. Региональные особенности социального обеспечения граждан различных категорий.

Суть социального обслуживания как важнейшего звена социального обеспечения. Государственно-правовые основы социального обслуживания. Основные принципы социального обслуживания. Виды социального обслуживания. Система социального обслуживания. Постоянная и временная основа социального обслуживания.

Взаимодействие социального обеспечения, социального обслуживания и социальной помощи. Социальная помощь как деятельность по мобилизации внутренних ресурсов индивида для социального функционирования. Виды социальной помощи.

Тема 18. Социальное страхование, его виды и способы реализации

Социальное страхование и его особенности. Взаимосвязь социального обеспечения и страхования. Роль социального страхования в современных условиях. Организационно-правовые основы и этические аспекты страховой деятельности. Основные виды государственного социального страхования.

Многообразие форм государственного социального страхования – пенсионное, медицинское, по уходу за ребенком, на период временной нетрудоспособности и т.д. Финансовые основы страхования. Деятельность внебюджетных страховых государственных фондов – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Тема 19. Технологии социального прогнозирования, моделирования и проектирования в социальной работе

Сущность технологии социального прогнозирования. Социальное прогнозирование как процесс разработки научных прогнозов в области социальных отношений, желательных тенденций развития социальных объектов. Основные задачи и функции научного прогнозирования.

Классификация прогнозирования. Методика и методы проведения социального прогнозирования (зкспертные методы, экстраполяция, интерполяция, моделирование, общенаучные, интернаучные, частнонаучные, «мозговая атака», метод «Дельфи» и др.). Особенности составления прогнозных моделей. Требования к исходной модели для изучения объектов. Инновационные модели и их разновидности.

Особенности проектирования в социальной сфере. Роль технологии социального проектирования для социальной практики. Социальный проект как система. Социальное конструирование как социологическая разновидность проектирования. Субъект и объект проектирования. Жизненный цикл проекта – замысел, анализ проблемы, разработка концепции, разработка проекта, реализация проекта, оценка результатов и подведение итогов. Основные работы по разработке проекта. Понятие проектного фона. Методы проектирования.

Тема 20. Социологические технологии.

Связи с общественностью и рекламная деятельность

Роль социологии в социальной работе. Социология личности в социальной практике. Социологические методы сбора первичной социальной информации. Изучение общественного мнения, мониторинг как основные инструменты обратной связи.

Содержание технологий связи с общественностью. Роль PR (public relations) в социальной практике. Методики организации связей с общественностью. Участие СМИ в деятельности по связям с общественностью. Концепции PR – технологий в практике социальной деятельности. Области внедрения PR – технологий – работа с персоналом социальных служб, СМИ (особенности работы с прессой, телевидением), благотворительные учреждения и т.д.

Приемы PR – технологий – корпоративный имидж, паблисити, реклама, релиз. Понятие социальной рекламы. Цели социальной рекламы. Алгоритм осуществления социальной рекламы. Разновидности социальной рекламы. Методы ведения «информационных войн» (по М. Григорьеву).

Тема 21. Технология социального управления

Сущность социального управления. Цели, объекты, принципы, методы и механизмы управления. Функции управления. Органы управления и специфика их деятельности. Принцип системности в социальном управлении. Система работы с кадрами управления.

Технологии группового решения проблем в социальном управлении. Технология программно-целевого проектирования. Алгоритмы разрешения социальных проблем. Проблема постановки управленческой цели. Классификация целей. Оценка текущего состояния объекта социального трансформирования. Потенциал развития социального объекта. Разработка программы решения социальных проблем. Контроль за реализацией программы и ее коррекция.

Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы.

Тема 22. Технологии социального посредничества и

консультирования и методы их осуществления

Основные функции и задачи технологии посредничества и консультирования в системе социальной работы. Виды и формы посредничества. Технология оказания посреднических услуг социальным работником. Особенности посредничества при работе с различными категориями граждан.

Содержание и принципы консультирования. Социальное консультирование, его роль в социально практике. Виды консультирования – социально-психологическое, социально-медицинское, социально-педагогическое, юридическое, управленческое и др. Профессиональные и личностные требования к специалисту – консультанту.

Процесс консультационной деятельности, его этапность. Цели консультирования. Различные теоретические подходы к процессу консультирования – базовые (динамический, гуманистический и поведенческий), транстеоретический, эклектический и др. Консультирование как помогающая стратегия социальной практики. Формы и виды консультативной помощи. Техники и методики, применяемые в различных видах консультирования.

Тема 23. Технология социальной защиты, помощи и поддержки

Разнообразие подходов к проблематике направлений социальной работы. Социальное обслуживание, социальная помощь, социальная защита, социальное обеспечение как основные направления по роду оказываемой помощи и степени вмешательства субъектов социальной работы. Социальная политика и социальное обслуживание.

Система социального обслуживания в России – методологическое обоснование (цели, задачи, принципы, функции), структура видов, форм и методов социальных услуг, структура социальных служб (территориальные и ведомственные социальные службы и отдельные учреждения социального обслуживания), управление социальным обслуживанием, ресурсное обеспечение. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Направления социальной работы, классифицирующиеся по основанию подсистем в социальной системе общества – социальная работа в системе образования, здравоохранения, пенитенциарной системе.

Дифференциация направлений социальной работы по категориям населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации – семья, люди с ограниченными возможностями всех категорий, дети – сироты, социальное сиротство, детское бродяжничество и беспризорность, пожилые люди, проблема одиночества, беженцы, мигранты и вынужденные переселенцы, военнослужащие, женщины, испытавшие насилие, безработные и др.

Тема 24. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности

  1. Социальная работа в системе образования

Значимость социальной работы в системе образования. Уровни социальной работы в сфере образования – дошкольное воспитание, работа в школе, работа с молодежью, в образовательных учреждениях профессиональной подготовки, воспитание в детских домах и приютах, социально-педагогическая помощь семье.

Система социальной защиты дошкольников. Социальная работа в школе. Понятие образовательной среды и социального окружения. Соотношение деятельности социального педагога и социального работника в школе. Функции социального работника в школе. Направления социальной работы в школе – школьные трудности, детско-родительские отношения, межличностные взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами, профориентация и др. Жизненный путь ребенка и проблемы социального, психологического, педагогического сопровождения. Типы и виды дезадаптаций и девиаций.

Социальные службы в школе – собственно социальная служба, социально-педагогическая служба, психологическая (социально-психологическая / медико-социально-психологическая – консилиум). Методы сопровождения учащихся в процессе обучения в школе. Формы и методы социальной работы в школе.

Социальный работник и учреждения социального обслуживания населения. Работа с педагогическим коллективом. Информирование, консультирование, осуществление межинституцион­альных связей как основные виды деятельности социального работни­ка.

2. Социальная работа в здравоохранении

Исследовательская, практическая и прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения. Теоретические и практические задачи, реализуемые в сфере здравоохранения. Функциональные обязанности специалиста по социальной работе в здравоохранении. Объекты медико-социальной работы.

Направления медико-социальной работы – профилактическое и патогенетическое. Основные механизмы, формы и методы медико-социальной помощи населению.

Медико-социальная работа в различных сферах здравоохранения – наркологии, онкологии, педиатрии, в области планирования семьи и т.д. с различными категориями населения.

3. Социальная работа пенитенциарной системе

Социальная работа пенитенциарной системе как особая область деятельности. Обзор исторического развития пенитенциарной системы. Функции санкций и наказания. Нормативно-правовое регулирование социальной работы в пенитенциарной системе. Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы. Функции пенитенциарного социального работника.

Деятельность социально-терапевтических учреждений открытого типа. Методы работы в местах лишения свободы – метод расширения позитивных общественных связей (В.Н. Кудрявцев), метод прогрессивного исполнения наказания, метод психологической коррекции личности осужденного.

Проблема процесса адаптации лица, освободившегося из мест заключения.

Деятельность социального работника в рамках ювенальной юстиции. Личность подростка-правонарушителя. Обязанности специалиста по социальной работе с несовершеннолетними.

Тема 25. Специфика социальной работы

с различными категориями населения (обзор)

Социальная работа как социокультурная ценность. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека. Понятие социопатологии и социального здоровья индивида, группы, общества. Определение категорий слабо защищенных, незащищенных людей. Понятие «сложной (трудной) жизненной ситуации». Проблема гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Имущественная дифференциация как условие для нарастания несовместимости интересов и социальных конфликтов. Проблема маргинализации российского современного общества.

Основные направления, формы и методы социальной работы с различными категориями населения. Специфика группы населения, социальное положение, потребности и интересы как основные условия дифференциации методов работы с различными категориями.

Деятельность субъектов социальной работы в рамках повышения социальной защищенности граждан РФ.

Социальная работа за рубежом

Социальная работа за рубежом и в России – сходства и различия. Принципы социальной работы в Европе, США, странах Азии и др. История развития социальной работы за рубежом.

Структура социальной работы с различными категориями населения в разных странах. Система социальной защиты в США. Европейская модель социальной защиты. Система работы с несовершеннолетними правонарушителями в Канаде, Швеции. Методы социальной работы в ФРГ. Культурно – досуговая деятельность как одно из основных направлений социальной деятельности. Виды учреждений социального обслуживания.
Литература

Основные источники:

1. Гуслова М.Н.Организация и содержание социальной работы с населением. М: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Технологии социальной работы в различных сферах деятельности: Учебное пособие/Под ред.проф.Павленка П.Д.-М:ИНФРА-М,2009

3. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М: Издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительные источники:

1. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения: учебно-методическое пособие/под ред. Сорвиной А.С.-М.,2007

2. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика.-М.:Союз,2006

3. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практика социального работника.-М.,2001

4. Социальная работа: теория и практика. Уч.пособие / Отв.ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С.-М.;2010

5. Теория социальной работы. Учебник / Под ред. Проф. Холостовой Е.И.-М.;2009
Электронные и другие ресурсы:


  1. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://market-pages.ru

  2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://www.ref.by/refs

  3. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: http://fictionbook.ru/

  4. Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа:http://www.invalid.ru

  5. Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.un.org/russian

  6. Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.who.int/ru/

  7. Международная организация труда // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.ilo.ru

  8. 4.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

  9. Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mon.gov.ru

  10. Федеральная миграционная служба // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.fms.gov.ru

  11. Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.rostrud.info

  12. Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fss.ru/ 

  13. Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.asi.org.ru



РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ
Тема I. Общая характеристика психологии как науки

Объект и предмет научного познания. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Значение термина «психология». Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Специфика научно-психологического познания: человек как субъект и объект познания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества - образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п.

Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное» . Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения деятельности. Функции и структура психики.

Тема 2. Становление предмета психологии как науки

Исторический подход к пониманию предмета психологии. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и ассоциативная психология.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования.

Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии.

Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии.

Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии.

Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилова, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и их последователей). Современные подходы к определению предмета психологии. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности и другие).

Тема 3. Методология исследования и система методов психологии

Понятия о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Связь методов психологии с методами других наук. Проблема соотношения субъективного и объективного метода в психологии.

Этапы психологического исследования. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии. Методы организации научного психологического исследования: лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Специфика выбора и применения различных методов.

Эмпирическое исследование в психологии. Наблюдение и эксперимент, их виды и особенности. Опрос, анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. Психодиагностические методы, метод тестов. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.

Тема 4. Происхождение и развитие психики в филлогенезе

Роль психики в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Значение психического отражения для регуляции поведения. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, функциональное использование орудий у животных. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы.

Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики. Значение таких особенностей трудовой деятельности как целенаправленность, социальный характер, орудийная опосредованность, продуктивность, для возникновения сознания. Особенности общения у животных и человека. Значение языка для передачи общественно-исторического опыта.

Тема 5. Развитие психики человека в онтогенезе

Человек как природное и как общественно-историческое существо. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С.. Выготского. Механизм интериоризации. Закономерности социализации индивида.

Закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе: общее и различное. Соотношение процессов созревания и развития в онтогенезе человека.

Стадиальность и гетерохронность в развитии психики человека. Значение противоречий и кризисов для развития личности. Обучение и воспитание как факторы развития личности. Развитие сознания и самосознания личности.


страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.