Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 72с, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2012;
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||
8 А | 8 Б | |||||||
По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||
1. | Биологическая и социальная природа человека. Наука об организме человека. | | 02.09. | | 02.09. | | Презентация | |
2. | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | | 07.09. | | 07.09. | | Видеофрагмент «Общий обзор организма человека» | |
3. | Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность. | | 09.09. | | 09.09. | | | |
4. | Ткани животных и человека. Л/р № 1 «Изучение микроскопического строения тканей». | | 14.09. | | 14.09. | | Презентация | |
5. | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Л/р № 2 «Распознавать на таблицах органов и систем органов человека». | | 16.09. | | 16.09. | | Разборный торс человека. | |
6. | Зачёт «Общий обзор организма человека» | | 21.09. | | 21.09. | | Разборный торс человека. | |
7. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | | 23.09. | | 23.09. | | Скелет человека. | |
8. | Скелет головы и скелет туловища. | | 28.09. | | 28.09. | | Скелет человека. Модель «Кости черепа». | |
9. | Скелет конечностей. Л/р № 3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | | 30.09. | | 30.09. | | Скелет человека. | |
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | | 05.10. | | 05.10. | | Скелет человека. | |
11. | Мышцы человека. Работа мышц. Л/р № 4 «Выявление влиянии статической и динамической работы на утомление мышц». | | 07.10. | | 07.10. | | Таблицы «Мышцы (вид спереди)», «Мышцы (вид сзади)» | |
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. | | 12.10. | | 12.10. | | Презентация | |
13. | Развитие опорно-двигательной системы. | | 14.10. | | 14.10. | | | |
14. | Зачёт «Опорно-двигательная система». | | 19.10. | | 19.10. | | | |
15. | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л/р № 5 «Изучение микроскопического строения крови». | | 21.10. | | 21.10. | | Презентация | |
16. | Иммунитет. | | 26.10 | | 26.10 | | Таблицы «Иммунитет», «Иммунная система человека» | |
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. | | 28.10. | | 28.10. | | Презентация | |
18. | Строение и работа сердца. | | 11.11. | | 11.11. | | Презентация. Модель «Сердце». Рельефная таблица «Строение сердца». | |
19. | Круги кровообращения. | | 16.11. | | 16.11. | | Таблица «Круги кровообращения», «Кровеносная и лимфатическая система» | |
20. | Движение лимфы. | | 18.11. | | 18.11. | | Таблица «Кровеносная и лимфатическая система» | |
21. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П/р № 1 «Измерение кровяного давления»; П/р № 2 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | | 23.11. | | 23.11. | | Таблица «Кровеносная и лимфатическая система» | |
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. П\р № 3 « Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». | | 25.11. | | 25.11. | | Презентация | |
23. | Зачёт по теме «Кровь и кровообращение». | | 30.11. | | 30.11. | | | |
24. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. | | 02.12. | | 02.12. | | Таблица «Дыхательная система». Рельефная таблица «Строение лёгких». | |
25. | Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | | 07.12. | | 07.12. | | | |
26. | Гигиена дыхания. | | 09.12. | | 09.12. | | Презентация | |
27. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | | 14.12. | | 14.12. | | | |
28. | Контроль знаний по теме «Дыхание». | | 16.12. | | 16.12. | | | |
29. | Значение и состав пищи. | | 21.12. | | 21.12. | | | |
30. | Органы пищеварения. | | 23.12. | | 23.12. | | Таблица «Пищеварительная система» | |
31. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Л/р № 6 «Действие ферментов слюны на крахмал» | | 11.01. | | 11.01. | | Рельефная таблица «Пищеварительный тракт». | |
32. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | | 13.01. | | 13.01. | | Рельефная таблица «Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности» | |
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | | 18.01. | | 18.01. | | | |
34. | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. П/р № 4 « Измерение массы и роста своего организма». | | 20.01. | | 20.01. | | Презентация | |
35. | Контроль знаний по теме «Пищеварение». | | 25.01. | | 25.01. | | | |
36. | Обменные процессы в организме. | | 27.01. | | 27.01. | | | |
37. | Нормы питания. Обмен белков, углеводов, жиров. П/р № 5 «Определение норм рационального питания». | | 01.02. | | 01.02. | | | |
38. | Витамины. Защита проекта. | | 03.02. | | 03.02. | | Презентации | |
39. | Строение и работа почек. | | 08.02. | | 08.02. | | Таблица «Выделительная система». Модель «Почка.Разрез». | |
40. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | | 10.02. | | 10.02. | | | |
41. | Кожа. Значение и строение кожи. | | 15.02. | | 15.02. | | Таблица «Строение кожи» | |
42. | Роль кожи в теплорегуляции. | | 17.02. | | 17.02. | | | |
43. | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | | 22.02. | | 22.02. | | Презентация | |
44. | Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа» | | 24.02. | | 24.02. | | | |
45. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | | 01.03. | | 01.03. | | Рельефная таблица «Железы внутренней секреции» | |
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | 03.03. | | 03.03. | | | |
47. | Значение и строение нервной системы. | | 10.03. | | 10.03. | | Таблица «Нервная система» | |
48. | Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. | | 15.03. | | 15.03. | | | |
49. | Строение и функции спинного мозга. | | 17.03. | | 17.03. | | Рельефная таблица «Строение спинного мозга». | |
50. | Отделы головного мозга, их значение. | | 22.03. | | 22.03. | | Модель головного мозга | |
51. | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы». | | 24.03. | | 24.03. | | | |
52. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | | 05.04. | | 05.04. | | | |
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. | | 07.04. | | 07.04. | | Таблица и модель «Глазное яблоко» | |
54. | Заболевания и повреждения глаз. | | 12.04. | | 12.04. | | Презентация | |
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | | 14.04. | | 14.04. | | Рельефная таблица «Ухо человека», набор «Косточки слуховые». | |
56. | Защита проектов по теме «Органы чувств и анализаторы». | | 19.04. | | 19.04. | | | |
57. | Закономерности работы головного мозга. | | 21.04. | | 21.04. | | | |
58. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | | 26.04. | | 26.04. | | | |
59. | Биологические ритмы. Сон и его значение. Защита проектов. | | 28.04. | | 28.04. | | | |
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | | 03.05. | | 03.05. | | | |
61. | Воля и эмоции. Внимание. Защита проектов. | | 05.05. | | 05.05. | | | |
62. | Динамика работоспособности. Режим дня. Защита проектов. | | 10.05. | | 10.05. | | | |
63. | Половая система человека. | | 12.05. | | 12.05. | | | |
64. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Защита проектов. | | 17.05. | | 17.05. | | Презентация | |
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | | 19.05. | | 19.05. | | Презентация | |
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Защита проектов. | | 24.05. | | 24.05. | | | |
67. | Личность и её особенности. | | 27.05. | | 27.05. | | | |
68. | Контроль знаний по курсу «Человек». | | 31.05. | | 31.05. | | | |
Содержание тем учебного курса
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: