Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Основы общей биологии»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.// , отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 11 классе предусматривается углубленное изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока усложнено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана – Граф, 2007.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||
11А | 11Б | |||||||
По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||
1 | Организменный уровень организации жизни. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. | 18ч | 04.09. | | 04.09. | | Презентация | |
2 | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | | 11.09. | | 11.09. | | | |
3 | Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания организмов и способы добывания пищи. | | 18.09. | | 18.09. | | Презентация | |
4 | Размножение организмов. | | 25.09. | | 25.09. | | Презентация | |
5 | Оплодотворение и его значение. | | 02.10. | | 02.10. | | Презентация | |
6 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). | | 09.10. | | 09.10. | | Презентация | |
7 | Из истории развития генетики. | | 16.10. | | 16.10. | | Презентация | |
8 | Изменчивость организма и её типы. | | 23.10. | | 23.10. | | Презентация | |
9 | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. | | 30.10. | | 30.10. | | | |
10 | Генетические закономерности при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. | | 13.11. | | 13.11. | | | |
11 | Л/р № 1 «Решение генетических задач» | | 20.11. | | 20.11. | | | |
12 | Генетические основы селекции. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции. | | 27.11. | | 27.11. | | Презентация | |
13 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | | 04.12. | | 04.12. | | | |
14 | Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живые организмы. | | 11.12. | | 11.12. | | Презентация | |
15 | Этические аспекты медицинской генетики. | | 18.12. | | 18.12. | | | |
16 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | | 25.12. | | 25.12. | | | |
17 | Царство вирусы. Вирусология – наука о вирусах. Вирусные заболевания. | | 15.01. | | 15.01. | | Презентация | |
18 | Урок обобщения и подведения итогов по теме «Организменный уровень организации жизни» | | 22.01. | | 22.01. | | | |
19 | Клеточный уровень организации жизни. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. | 10ч | 29.01. | | 29.01. | | Презентация | |
20 | Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. | | 05.02. | | 05.02. | | Презентация | |
21 | Строение клетки. Органоиды клетки, их строение и функции | | 12.02. | | 12.02. | | Презентация | |
22 | Особенности клеток прокариот и эукариот. | | 19.02. | | 19.02. | | Презентация | |
23 | Клеточный цикл. | | 26.02. | | 26.02. | | Презентация | |
24 | Деление клетки (митоз и мейоз). Л/р № 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»» | | 05.03. | | 05.03. | | | |
25 | Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. | | 12.03. | | 12.03. | | Презентация | |
26 | Общая характеристика одноклеточных растений. | | 19.03. | | 19.03. | | Презентация | |
27 | Многообразие одноклеточных животных. | | 02.04 | | 02.04 | | Презентация | |
28 | История развития науки о клетке. | | 09.04. | | 09.04. | | Презентация | |
29 | Молекулярный уровень жизни . Молекулярный уровень жизни. Значение и роль в природе. | 6ч | 16.04. | | 16.04. | | | |
30 | Основные химические соединения живой материи. Углеводы. Липиды. Белки. | | 23.04. | | 23.04. | | Таблицы . | |
31 | Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции. | | 30.04. | | 30.04. | | Презентация. Таблица «Нуклеиновые кислоты». Модель ДНК. | |
32 | Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. | | 07.05. | | 07.05. | | Презентация. Таблица «Фотосинтез» | |
33 | Процесс биосинтеза белков в клетке. | | 14.05. | | 14.05. | | Презентация | |
34 | Молекулярные процессы расщепления. | | 21.04. | | 21.04. | | | |
Содержание тем учебного курса
Тема № 1. Организменный уровень организации жизни - 18 часов
Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания организмов и способы добывания пищи.
Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Из истории развития генетики. Изменчивость организма и её типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Генетические закономерности при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живые организмы. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
Царство вирусы. Вирусология – наука о вирусах. Вирусные заболевания. Урок обобщения и подведения итогов по теме «Организменный уровень организации жизни».
Лабораторная работа. Решение генетических задач.
Тема № 2. Клеточный уровень организации жизни - 10 часов
История развития науки и клетке.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Строение клетки. Органоиды клетки, их строение и функции. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Деление клетки (митоз и мейоз). Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. Общая характеристика одноклеточных растений. Многообразие одноклеточных животных.
Лабораторная работа. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Тема № 3. Молекулярный уровень жизни - 6 часов
Молекулярный уровень жизни. Значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. Процесс биосинтеза белков в клетке. Молекулярные процессы расщепления.
Требование к уровню подготовки учащихся
Требование к уровню подготовки носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук;
доказывать, что организм - единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы;
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана – Граф, 2007.
Методическая литература:
1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 11 класс»: Методические пособие для учителя- М.:
Вентана-Граф, 2005;
2) Сухова Т. А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф,
2005. - 72с;
Список литературы. Перечень ИКТ
Для учащихся
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 классы.Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. – М: Мир,1987.
Биологический энциклопедический словарь.-М: Советская энциклопедия,1986.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.- М: Наука,1996.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.-М: Мир,1990.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М: Высшая школа,1989.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М: Мир,1988.
Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы.-М: Высшая школа,1992.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.-М: Просвещение,1992.
Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004
.Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни.-М: Просвещение, 1994.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.
Флинт Р. Биология в цифрах.-М: Мир,1992.
Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
Для учителя
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
- М.: Дрофа2004
2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т.А.,'Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».
- М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,2004;
5.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
- М.: Дрофа, 2004;
2. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
ИКТ
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
страница 1
скачать
Другие похожие работы: