NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Основы общей биологии»




Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.// , отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 11 классе предусматривается углубленное изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока усложнено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана – Граф, 2007.

Календарно – тематический план



п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

11А

11Б

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки







1

Организменный уровень организации жизни.

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

18ч

04.09.




04.09.




Презентация




2

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.




11.09.




11.09.










3

Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания организмов и способы добывания пищи.




18.09.




18.09.




Презентация




4

Размножение организмов.




25.09.




25.09.




Презентация




5

Оплодотворение и его значение.




02.10.




02.10.




Презентация




6

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).




09.10.




09.10.




Презентация




7

Из истории развития генетики.




16.10.




16.10.




Презентация




8

Изменчивость организма и её типы.




23.10.




23.10.




Презентация




9

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.




30.10.




30.10.










10

Генетические закономерности при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов.




13.11.




13.11.










11

Л/р № 1 «Решение генетических задач»




20.11.




20.11.










12

Генетические основы селекции. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции.




27.11.




27.11.




Презентация




13

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.




04.12.




04.12.










14

Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живые организмы.




11.12.




11.12.




Презентация




15

Этические аспекты медицинской генетики.




18.12.




18.12.










16

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.




25.12.




25.12.










17

Царство вирусы. Вирусология – наука о вирусах. Вирусные заболевания.




15.01.




15.01.




Презентация




18

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Организменный уровень организации жизни»




22.01.




22.01.










19

Клеточный уровень организации жизни.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

10ч

29.01.




29.01.




Презентация




20

Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей.




05.02.




05.02.




Презентация




21

Строение клетки. Органоиды клетки, их строение и функции




12.02.




12.02.




Презентация




22

Особенности клеток прокариот и эукариот.




19.02.




19.02.




Презентация




23

Клеточный цикл.




26.02.




26.02.




Презентация




24

Деление клетки (митоз и мейоз). Л/р № 2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»»




05.03.




05.03.










25

Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе.




12.03.




12.03.




Презентация




26

Общая характеристика одноклеточных растений.




19.03.




19.03.




Презентация




27

Многообразие одноклеточных животных.




02.04




02.04




Презентация




28

История развития науки о клетке.




09.04.




09.04.




Презентация






29

Молекулярный уровень жизни .

Молекулярный уровень жизни. Значение и роль в природе.



16.04.




16.04.










30

Основные химические соединения живой материи. Углеводы. Липиды. Белки.




23.04.




23.04.




Таблицы .




31

Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции.




30.04.




30.04.




Презентация. Таблица «Нуклеиновые кислоты». Модель ДНК.




32

Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.




07.05.




07.05.




Презентация. Таблица «Фотосинтез»




33

Процесс биосинтеза белков в клетке.




14.05.




14.05.




Презентация




34

Молекулярные процессы расщепления.




21.04.




21.04.











Содержание тем учебного курса

Тема № 1. Организменный уровень организации жизни - 18 часов
Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания организмов и способы добывания пищи.

Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Из истории развития генетики. Изменчивость организма и её типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Генетические закономерности при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живые организмы. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Царство вирусы. Вирусология – наука о вирусах. Вирусные заболевания. Урок обобщения и подведения итогов по теме «Организменный уровень организации жизни».

Лабораторная работа. Решение генетических задач.
Тема № 2. Клеточный уровень организации жизни - 10 часов
История развития науки и клетке.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Строение клетки. Органоиды клетки, их строение и функции. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Деление клетки (митоз и мейоз). Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. Общая характеристика одноклеточных растений. Многообразие одноклеточных животных.

Лабораторная работа. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Тема № 3. Молекулярный уровень жизни - 6 часов

Молекулярный уровень жизни. Значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. Процесс биосинтеза белков в клетке. Молекулярные процессы расщепления.

Требование к уровню подготовки учащихся


Требование к уровню подготовки носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы;

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.



Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана – Граф, 2007.

Методическая литература:

1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 11 класс»: Методические пособие для учителя- М.:
Вентана-Граф, 2005;
2) Сухова Т. А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф,
2005. - 72с;


Список литературы. Перечень ИКТ

Для учащихся

  1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 классы.Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

  2. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. – М: Мир,1987.

  3. Биологический энциклопедический словарь.-М: Советская энциклопедия,1986.

  4. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.- М: Наука,1996.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.-М: Мир,1990.

  7. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  8. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М: Высшая школа,1989.

  9. Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М: Мир,1988.

  10. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы.-М: Высшая школа,1992.

  11. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.-М: Просвещение,1992.

  12. Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004

  13. .Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни.-М: Просвещение, 1994.

  14. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.

  15. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.

  16. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.

  17. Флинт Р. Биология в цифрах.-М: Мир,1992.

  18. Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

Для учителя

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.

- М.: Дрофа2004

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т.А.,'Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».

- М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,2004;

5.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

6. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.

- М.: Дрофа, 2004;

2. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

ИКТ

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии

  • www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



страница 1


скачать

Другие похожие работы: