NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Создание этой программы обусловлено необходимостью обобщения и распространения передового опыта работы педагога дополнительного образования по теме «Магия кукол»


Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр детского творчества


Образовательный модуль дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации
«МАГИЯ КУКОЛ»
Художественно-эстетической направленности


Авторы: Иванова Надежда Рустиковна

Педагог ДОД ЦДТ

Высшей кв.категории
Баранова Елена Валентиновна

Зам.директора по УВР ЦДТ

1 кв. категории

ПИТКЯРАНТА

2005

Пояснительная записка
Создание этой программы обусловлено необходимостью обобщения и распространения передового опыта работы педагога дополнительного образования по теме «Магия кукол». Программа основана на краеведческих исследованиях этнокультурного наследия Приладожского, Архангельского региона. Включает в себя технологию изготовления игрушек народов Южной Карелии, Архангельской, Ленинградской области; этнографические сведения, трансформацию костюмов различных слоев населения данных регионов; связь с музейной педагогикой.

«В современном обществе традиционные народные игрушки занимают скромное место в жизни детей, складывается понимание игрушки как категории педагогической.

Исторически игрушка возникла именно в этом качестве. Она всегда была средством приобщения ребенка к традициям эпохи, народа, этическим ценностям той или иной группы населения, формировала художественный вкус, знакомила с бытом и трудовыми традициями, забавляла ребенка, развивала физически, но, кроме того, еще и несла идеи жизнеутвержде-ния, добра, гармонии между человеком и природой». (Н.Р.Иванова. «Игрушечных дел мастера». Авт.программа, Петрозаводск, 1992 года)
Цель программы:
Оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в освоении технологий изготовления народной традиционной игрушки
Задачи:


  • Познакомить педагогов ДОД с этнокультурным наследием Северо-Западного региона




  • Познакомить с технологиями изготовлениями кукол, игрушек.



  • Активизировать внутренний потенциал личности педагога в его профессиональном развитии.



Современный педагог должен быть не только грамотным потребителем, пользователем научно-теоретического знания, но и его производителем, распространителем в той или иной степени, в какой это может ему понадобиться для целесообразного и свободного осуществления своей практической деятельности.

Педагог с высоким профессиональным и творческим потенциалом, может не просто просветить и преподнести готовые истины, а еще и вовлечь в открытый диалог, основанный на обратной и прямой связи, нацеленный на самораскрытие, самопроявление в творчестве и сотрудничестве, на общение с другими людьми.
В ходе организации курсов учитываются следующие факторы:
- курсы являются узкопрофильными, освещают одну специальность;

- являются краткосрочными, рассчитаны на 18 часов;

- педагоги – слушатели курсов могут быть как

  • высококвалифицированными педагогами, которые живут в ногу с современной образовательной ситуацией, требующей значительного развития способностей педагога к профессиональной мобильности, творческому росту в условиях применения новых педагогических технологий, готовности к инновационной деятельности,

  • так и начинающие свою педагогическую деятельность, которые могут испытывать профессиональные затруднения в выборе нужных методов, средств и технологий в условиях прогрессивных изменений.


- условия и возможности курсов:
1. Организация учебного процесса

2. Материально-техническая база

3. Социально-психологический климат в учебных группах

4. Уровень преподавательского состава.
- социально-профессиональные и познавательные ориентации:
1. Отношение к своей работе.

2. отношение к профессии (профессиональная устойчивость)

3. Самооценка профессиональной компетентности

4. Отношение к обучению в системе повышения квалификации

5. Мотивы приезда на курсы

6. Ожидания, связанные с обучением

7. Соответствие содержания обучения профессиональным интересам и потребностям специалиста
- индивидуальные особенности слушателей
1. Социально – демографические характеристики слушателей

2. Образовательный, профессиональный и культурный уровень слушателей.

Формальные сведения.


Организатор курсов : ЦДТ г.Питкяранта и района
Адрес: г.Питкяранта, ул.Ленина, 74, Ленина, 38.
Преподавательский состав: Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющей звание «Заслуженный работник культуры», руководитель клуба «Игрушка»

Иванова Надежда Рустиковна.

Стаж педагогической деятельности 36 лет.


Модуль : «Магия кукол в народной культуре Русского Севера»


Программа может быть использована для педагогов ДОД и других образовательных учреждений. Модулей художественно-эстетической направленности может быть несколько. Разработан и апробирован один из прикладных видов деятельности, в дальнейшем планируются модули по росписи и резьбе по дереву и по изготовлению мягкой игрушки «Игрушечных дел мастера»

Учебно – тематический план





Название раздела

Всего

часов

Лекция

Практика


I.



Введение.


1 час


1 час





II.


Магия кукол в народной культуре Русского Севера.

Практическая работа.

Зачет.



9 часов


2 часа


7 часов


III.


Магия кукол пещерных времен.

Практическая работа.

Зачет.



6 часов


2 часа


4 часа


IV.


Контрольная работа.

Выполнение авторской игрушки.



2 часа





2 часа





Итого:



18 часов


5 часов


13 часов


Тематический план

Проведения курсов на тему «Магия кукол».
I. Введение. 1 час.
Экскурсия в Краеведческом музее по экспозиции жизнь и быт народа Русского Севера, собранной и изготовленной обучающимися клуба «Игрушка» ЦДТ г.Питкяранта.

История и народная культура города Питкяранта и ее окрестностей.

Ознакомление с народной культурой через традиционную куклу Олонецкого района, Архангельской, Ленинградской области.

Связь педагогики и музейного дела в приобщении детей к возрождению и сохранению культурного наследия, отображении его в музейных экспозициях.



  1. Магия кукол в народной культуре Русского Севера. 9 часов


Теоретическая часть: 2 часа
Сведения об истории и магии кукол в народной культуре на примерах «Младенца» Русского Севера, «Дитятки» восточных славян, «Акани» саамов Кольского полуострова.

«Младенчество» Русского Севера, первые обереги, игрушки ребенка до года.

Виды материалов (цвет, фактура, природа происхождения), для

изготовления кукол Русского Севера, Приладожья.

Технология выполнения этно-куклы типа «скрутки» «Младенец». Технология выполнения этно-куклы типа «скрутки» «Барыня» Архангельской области 19 века.

Технология выполнения этно-куклы типа «скрутка» «Барыня» конца 19-го начало 20 века Архангельской области.

Технология выполнения куклы «Карелочка» типа «скрутка» с ножками и без . 19 век.

Магия кукол в свадебном обряде восточных славян.

Технология выполнения кукол типа «скрутка» - жених и невеста Калужской области 19 века.
Практическая работа: 7 часов
- кукла «скрутка» без участия иглы – «Младенец» Русского Севера, Приладожья 19 века и более современного 40-60гг 20 века Ленинграда и Ленинградской области.

- выполнение этно-куклы без участия иглы «Барыня» Архангельской области 19 века.

- выполнение куклы типа «скрутка» «Барыня» Архангельской области в рубахе, юбке, вышитом фартуке, с вышитым лицом, в 2-х платках.

- выполнение куклы «Карелочка» в 2-х юбках, рубахе, «Полотенце», фартуке, головном платке, с плетеным поясом.

- выполнение кукол конструкции типа «Скрутка» - жених и невеста Калужской области.

  1. Магия кукол пещерных времен. 6 часов



Теоретическая часть: 2 часа
История и магия первых кукол пещерных времен на примерах духов «Воды», «Хлеба» и т.д.

Технология выполнения традиционной конструкции на крестовине без участия иглы духа «Воды» - оберега родников, колодцев г.Питкяранта, Финляндии, Приладожья.

Этноматериал для выполнения духа «Воды»

История возникновения елочных украшений: рождественского «Ангела» по типу конструкции на крестовине Ленинградской области конца 19 - начала 20 веков.

Материал для изготовления рождественского «Ангела» - тип конструкции на крестовине

История и магия кукол – «тотемов» Скандинавии, Русского Севера.

Материал для изготовления кукол «тотемов»
Практическая работа: 4 часа
- выполнение конструкции на крестовине оберега воды, колодцев г.Питкяранта, Финляндии, Приладожья.

- выполнение рождественского «Ангела» по типу конструкции на крестовине без участия иглы.

- выполнение древнейшей конструкции без участия иглы куклы «тотема» «Заяц»

IV. Контрольная работа. Выполнение авторской игрушки. 3 часа

Анкета
Уважаемые педагоги!

Для дальнейшего развития курсовой деятельности нам необходимо знать эффективность проведения данного семинара-практикума. Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы:



  1. Мотив посещения Вами данных курсов:



  1. Испытываете ли Вы профессиональные затруднения?

До курсов После


  1. Удовлетворены ли Вы перспективами в своей работе?

До курсов После


  1. Появился ли у Вас стимул «двигаться вперед» в профессиональном развитии?




  1. Убеждение, что Вы реализовали свой потенциал в профессиональной деятельности? (если такое было)

До курсов После
6. Ваша работа доставляет Вам удовольствие, чтобы ее выполнять, Вам не требуются дополнительные стимулы или воздействия? (Да, нет)


  1. Выскажите, пожалуйста, Ваши пожелания организаторам данных

курсов?


  1. Имеете ли Вы индивидуальную программу профессионального самосовершенствования и саморазвития?

Литература.


  1. Скрипниченко М.Ф. Развивающая функция курсов повышения квалификации учителей.// Методист, 2002, №5

  2. Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации.// Методист, 2002, №5.

  3. Медников В.В. Диагностика в системе повышения квалификации педагогов: технология и результаты.// Методист, 2002, №5.

  4. Русских.Г.А. Модель подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика.// Дополнитель-ное образование. 2002, №8.

  5. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения.//Дополнительное образование, 2002, №8.

  6. Громкова М.Т., Загладина Х.Т.,Овчарова Р.В.. Программы. Сборник программ дополнительного образования для вечерних общеобразовательных учреждений.// М.Просвещение, 1994.

  7. Губич Л.И. Инновационная модель подготовки специалистов.// Дополнительное образование, 2003, № 8.

  8. Штаюнда Н.И. Образовательная программа по повышению квалификации руководителей методических объединений.//

2002 год.

9. Иванова Н.Р. Игрушечных дел мастера.// Петрозаводск.

Карельский институт усовершенствования учителей. 1992.

10. Илс Грей. Мягкие игрушки, куклы и марионетки.//

М.Просвещение, 1979.

11. Ефимова А.В. работа с мягкой игрушкой в начальных

классах.// М.Просвещение, 1978.

12. Путешествие в антресолию или чудесное превращение

перчаток в… // М.Орбита, 1990.

13. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.// М.1998.

14. Лежиева С.С., Булатова И.И. Сказка своими руками.// Минск.

Полымя.1994

15. Знакомство детей с русским народным творчеством.

Методич.пособие для педагогов дошк.образовательных

учреждений.// С-П.Детство-пресс.1999.

Ожидаемый результат.

- Заинтересованность педагогов в повышении квалификации
- освоение технологий изготовления народной игрушки
- Повышение качества преподавания.
- Повышение профессионального роста педагога

Слушатели курсов должны знать:

- Методику преподавания, формы и методы ведения занятия

- Технологию выполнения изделия
- Этнографическое происхождение изделий
- Виды материалов (цвет, фактуру, природу происхождения)


Слушатели курсов должны уметь:

- Изготовить народную игрушку
- пользоваться чертежами различных конструкций игрушек
- создавать собственное изделие.
Характеристика учебных и дидактических материалов:

Образовательные программы:

Авторская программа «Игрушечных дел мастера»

Модифицированная программа «Бабушкина кукла»

Модифицированная программа «Трансформация народного костюма»

Исторические материалы из запасников Краеведческих музеев г.Санкт-

Петербурга, Архангельска, Петрозаводска.

Экспозиция в Краеведческом музее г.Питкяранта(бывший школьный музей,

основателем, которого является Иванова Н.Р.)

Постоянная выставка работ в кабинете.

Готовые чертежи, лекала


Оборудование:
Различные типы тканей, нитки Х/б, шерстяные, шелковые, мулине и другие,

Проволока, природный материал, иглы, ткацкий станок, рамы для тканья, выжигатель,

Ручка, карандаш, линейка, утюг, ножницы, тесьма, лента, пуговицы, бисер и др.


Итоговая аттестация:



  • Промежуточный контроль будет осуществляться через такую форму, как зачет после каждой пройденной темы, которая закрепляется практическим заданием, т.е. изготовлением игрушки.




  • Итогом данных курсов будет являться контрольная работа, в ходе которой педагоги самостоятельно должны будут изготовить авторскую игрушку.




  • По завершению курсов проводится диагностика. /Форма прилагается./


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. Пояснительная записка



  1. Ожидаемый результат



  1. Формальные сведения



  1. Учебно-тематический план



  1. Тематический план



  1. Характеристика учебных и дидактических материалов



  1. Литература



  1. Диагностика



  1. Анализ апробации модуля



  1. Рецензия.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.