Карамышева Светлана Юрьевна высшая квалификационная категория 2011 г. 2011г пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный кут Саратовской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора ВР директор школы
Широцкая Н.Г.__________ Чиженькова С.А.___________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора УВР
Щербакова С.А.___________
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
(методика Г.Струве)
вторая хоровая ступень. Начало.
Учитель:
Карамышева Светлана Юрьевна
высшая квалификационная
категория



2011 г.
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по хоровому пению для 3 класса является логическим продолжением программы дополнительного образования для 2класса по методике Г.Струве «хоровое сольфеджио».
Цель третьего года обучения – развитие мелодического и гармонического слуха, изучение основ музыкальной грамоты.
Вторая хоровая ступень на начальном этапе предполагает: интонирование и определение на слух тона и полутона. Для этого вводятся понятия: диез, бемоль, болгарская «столбица»; строение мажорного лада, строение минорного натурального лада; мажорное и минорное трезвучия.
Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, используется методический прием под названием «хоровой веер».
Метроритмические упражнения также имеют место в процессе работы второй начальной хоровой ступени. В течение обучения проходятся:
упражнения с размерами 2/4 и 3/4 (в сочетаниях переменного размера);
упражнения с ритмическими группировками, в которых восьмые длительности сочетаются с шестнадцатыми;
В качестве наглядного инструментария используются ручные знаки, нарисованные клавиатура фортепиано и болгарская «столбица», две указки разных цветов.
На второй хоровой ступени продолжается игра «Эхо» с постоянным усложнением задач: новые упражнения для распевания, тембры, введение ударов двумя руками по коленкам.
В процессе хоровых занятий третьеклассники должны:
- понять, что такое тоника и тоническое трезвучие, тембр, ансамбль;
- усвоить разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада и
переменными метрическими размерами;
- уметь петь свой голос при одновременном восприятии другого голоса,
определять на слух мажорный и минорный лад.
В данную программу внесено дополнение с учётом инновационных технологий.
Здоровьесберегающие:
- упражнения по развитию слуха (по лечению Бутейко);
- алгоритм певческих упражнений (дыхательная и артикуляционная гимнастика), составленные по методикам Е.Ю.Белобровой и В.В.Емельянова, упражнения для распевания по методике Г. Струве.
Коллективное взаимообучение (в групповых парах):
- приём «графическая визуализация».
Педагогика сотрудничества (ансамбль учитель + ученик).
Хоровое пение предполагается проводить 1час в неделю (34 часа) по 40 минут. На каждое занятие отводится 20 минут упражнениям хорового сольфеджио, из них от 5 до 10 минут на занятия ритмом и 20 минут разучиванию песенного репертуара.
ГРАФИК ЗАНЯТИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Струве «Хоровое сольфеджио»– М: Советский композитор, 1979г.
2. «ЗОЖ»2001г. №1 книжечка-библиотечка «Записки сельского фельдшера»,
Николай Штаб
3. А.Бандина, В.Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения» Выпуск1
для школьников младшего возраста/ «Музыка» Москва 1973г.
4. Е.Д. Критская «Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка» 3 класс/ Москва, Просвещение 2004г.
ФОНОТЕКА
СD – диск для 3-4 классов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм певческих упражнений(дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для распевания)
Содержание основных разделов программы
№ занятия | Название раздела, тема занятий | Коли-чество часов | Форма проведения |
I | Повторение и закрепление первой хоровой ступени | 5 | |
1 | Диагностика музыкальных способностей | 1 | Игра «Музыкальная команда» |
2-3 | Закрепление ритмических длительностей: целая, половинная, четверть, восьмая с помощью музыкально-ритмических движений и слогов (шаг, бе-гать, по-ле-те-ли). | 2 | Викторина |
4-5 | Пение по нотам с помощью ручного «нотного стана». | 2 | Практическое занятие |
II | Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Хроматизм на основе до-мажорного лада (проходящие звуки). | 10 | |
6-7 | Понятия «тон», «полутон» с ручными знаками. Размер 2/4 с дирижированием | 2 | Игра-упражнение |
8-9 | Понятия «тон», «полутон» с движениями. Размер 2/4 с музыкально-ритмическими движениями | 2 | Игра-упражнение |
10-11 | Понятие «диез» с ручными знаками. Размер 3/4 с дирижированием | 2 | Упражнения |
12-13 | Понятие «бемоль» с ручными знаками. Размер 3/4 с музыкально-ритмическими движениями | 2 | Упражнения |
14 | Дноголосное упражнение с «диезами» и «бемолями» | 1 | Упражнения |
15 | Двухголосное упражнение в квинту - полутон вверх. Переменный размер 2/4, 3/4. | 1 | Упражнения |
III | Строение мажорного лада. Соль мажор. Ре мажор. | 3 | |
16 | Введение болгарской «столбицы». Устойчивые и неустойчивые ступени лада | 1 | Практическое занятие |
17 | Разучивание столбицы со слогами в мажорном ладу. Бумажная клавиатура | 1 | Практическое занятие |
18 | Разучивание столбицы с цифрами в мажорном ладу. Бумажная клавиатура | 1 | Практическое занятие |
IV | Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей (до двух знаков при ключе). | 5 | |
19 | Построение ближайшей тональности – соль мажор с ручными знаками и на бумажной клавиатуре | 1 | Практическое занятие |
20 | Самостоятельное построение ре мажорной тональности с помощью устойчивых и неустойчивых ступеней | 1 | Практическое занятие |
21 | Двухголосное пение по «столбице» с поочерёдным движением голосов | 1 | Практическое занятие |
22 | Двухголосное пение из устойчивых и неустойчивых ступеней. | 1 | Практическое занятие |
23 | Определение тональностей по нотному тексту. Переменные длительности | 1 | Практическое занятие |
V | Минор натуральный, соотношение с параллельным мажором. | 3 | |
24 | Определение одноимённых мажорных и минорных трезвучий (до мажор - до минор, ре мажор - ре минор). | 1 | Упражнения |
25-26 | Разучивание построения минорной тональности на примере «столбицы», с ручными знаками и на бумажной клавиатуре | 2 | Практическое занятие |
VI | «Хоровой веер» | 4 | |
27-29 | Введение «хорового веера». Деление на три голосовых группы. Переменные длительности, их пение по нотам. | 3 | Практическое занятие |
30 | Тоника и тоническое трезвучие | 1 | Практическое занятие |
VII | Повторение материала | 4 | |
31 | Мажор. Минор. Трезвучия. «Хоровой веер» | 1 | Практическое занятие с элементами игры |
32 | Размер 2/4, 3/4. Синкопированный ритм. | 1 | Практическое занятие с элементами игры |
33 | Диагностика музыкальных способностей: мелодический и гармонический слух | 1 | Практическое занятие с игровыми упражнениями |
34 | Хоровое пение разученных песен | 1 | Отчётный концерт |
Календарное содержание тематических разделов
I Раздел. Повторение и закрепление первой хоровой ступени
Сентябрь
План | Факт |
Диагностика музыкальных способностей: мелодический и ритмический слух. Алгоритм певческих упражнений. Ручной нотный стан.
Рассадка на два голоса. Игра «Музыкальная команда».
"Музыкальная команда" из шести-восьми детей вызывается на середину перед хором. У руководителя мяч, который он поочередно бросает каждому из участников команды и одновременно поет какую-нибудь попевку со словами, например:

Ребенок, которому брошен мяч, должен поймать его (сделать это просто, так как мяч бросается с близкого расстояния) и тут же бросить его руководителю, одновременно повторив попевку. Затем игра продолжается, мяч бросается следующему члену команды, при этом поется продолжение попевки:

Правильно или неправильно повторяет попевки каждый участник команды, это отмечает "комиссия" из остальных хористов. После всех ответов подсчитывается количество очков данной команды, а на ее место выходит следующая "музыкальная команда".С каждым новым проведением игра усложняется. Теперь поются короткие мелодии без слов, но с названием нот:

После того как один ребенок повторил попевку, другому предлагается повторить ее продолжение:

Игра достигает своей кульминации тогда, когда вместо руководителя роль ведущего поочередно исполняют дети и сами придумывают попевки как с текстом (допустим: "Дождик, дождик, лей сильней"), так и с названием нот.
«Звуки музыки» Дж.Роджерса – разучивание и исполнение. Хрестоматия Е.Д.Критской 3класс, стр.104
План | Факт |
Закрепление ритмических длительностей и слогов с музыкально-ритмическими движениями: целая «Та-а-а-а», половинная «Та-а», четверть «та» - шаг, восьмые «Ти-ти» - бегать, шестнадцатые «тири- тири» - полетели.
Викторина:
1.Исполнить простые народные песни «Жили у бабуси», «Во поле берёза стояла» со словами.
2. Заменить слова на ритмические слоги.
3. Учитель поёт слоги, дети заменяют их музыкально-ритмическими движениями.
«Звуки музыки» Дж. Роджерса разучить на ручном стане, затем с заменой на движения и слоги
План | Факт |
Пение по нотам с помощью ручного «нотного стана». Разучивание канта «Радуйся, Росско Земле» (раздатка). Хрестоматия Е.Д. Критской 3 класс стр.10
1. по руке
2. по нотам
3. на два голоса
Октябрь
II Раздел. Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Хроматизм на основе до-мажорного лада.
План | Факт |
Понятия «тон», «полутон» с ручными знаками. Важнейшим этапом в развитии музыкального слуха у детей является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала поются упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков.

или

Полутоны показываются указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак, небольшое движение вверх — полутон вверх; небольшое движение вниз — полутон вниз.
Например, жест руки ладонью кверху обозначает «тон вверх», ладонью вниз — «тон вниз», небольшое движение указательным пальцем вверх — «полутон вверх», вниз — «полутон вниз».


На данном этапе для лучшего распознавания тона и полутона проводится игра-упражнение. Преподаватель играет на фортепиано то тон, то полутон. В том случае если звучит полутон, дети должны поднять правую руку, если тон — левую.
Исполнение канта «Радуйся, Росско Земле»: 1. Определить в нотном тексте тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры (раздатка) с ручными жестами; 2. Определить размер 2/4. Пение с дирижированием.
План | Факт |
Понятие «тон», «полутон» с движениями.
Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
Руководитель играет:

А дети поют и показывают рукой "Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон".
А вот другая игра-упражнение: группа хористов ходит под звуки: если звучит тон, делают большой шаг, если полутон — маленький. Разучивание песни «До чего дошёл прогресс» Е.Крылатова. Диск 3-4 класс: 1. Определить в нотном тексте тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры (раздатка) с движениями; 2. Определить размер 2/4. Пение с дирижированием, музыкально-ритмическими движениями.
Ноябрь
План | Факт |
Понятие «диез» с ручными знаками.
Диезы "по руке" фиксируются поднятием кисти правой руки вверх:

Упражнения из приложения №1-2.
Размер 3/4.
На второй хоровой ступени ритмическому анализу разучиваемых песен, а также прослушиваемых музыкальных произведений уделяют еще больше внимания.
Метод ритмической пульсации и на этой ступени остается основным. Довольно часто применяется и метод пропевания знакомых мелодий на слоги "та", "ти" и т. д.
Упражнения, выполняемые на этом этапе, не только значительно усложняются ритмически, но и становятся более длительными. Появление размера 3/4 также усложняет упражнения. Например:

Разучивание песни «Заход солнца» Э.Грига. Определить в каждой фразе тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры, найти «диез». Пение с дирижированием на 3/4.
План | Факт |
Понятие «бемоль» с ручными знаками.
Бемоли опусканием кисти правой руки вниз:

Спеть «Жили у бабуси» на ручном стане в мажоре, затем в миноре. Найти «бемоль».
Разучивание песни «Заход солнца» Э.Грига. Пение с ритмическими слогами и музыкально-ритмическими движениями на 3/4.
Декабрь
План | Факт |
Одноголосное упражнение с диезами и бемолями.
Первое знакомство с диезами и бемолями при пении "по руке" даются на основе до мажорного лада. Даются такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще больше усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым:




Диезы по руке фиксируются поднятием кисти правой руки вверх. Бемоли — опусканием кисти правой руки вниз.

Разучивание песни «Где водятся волшебники?» по нотам 1 куплет. Диск 3-4 класс
План | Факт |
Двухголосное упражнение в квинту. Переменный размер 2/4, 3/4.
По этому же принципу построено двухголосное упражнение в квинту, где верхний голос пост пятую и шестую ступень, а нижний — первую и вторую.

После практического усвоения подобных упражнений легко объяснить детям разницу между тоном и полутоном. Для наглядности также употребляем показы рукой. Тон вниз — ладонь повернуть книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз.
Тон вверх — ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется).
Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размерами:


Разучивание песни «Где водятся волшебники?» 2куплет
III Раздел. Строение мажорного лада. Соль мажор. Ре мажор.
План | Факт |
Введение болгарской «столбицы». Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Затем детям разъясняют строение мажорного лада из тонов и полутонов. Для наглядности мы используем болгарский метод — «столбицу».

Н

«Где водятся волшебники?» - определить лад, размер, устойчивые звуки.
Январь
План | Факт |
Разучивание столбицы в соль-мажорном ладу. Бумажная клавиатура.
Разучивание песни «Окрылённые песней» Диск 3-4 класс - определить лад, размер, неустойчивые ступени.
План | Факт |
Разучивание столбицы в ре-мажорном ладу. Бумажная клавиатура. Упражнение продолжается: преподаватель произносит названия звуков, а дети их интонируют. Как правило, та или другая тональность (и настройка в ней) вводится по мере необходимости, когда младший хор заучивает песни в доступных ему на этом этапе новых тональностях (обычно такие, в которых не больше двух ключевых знаков).
Разучивание песни «Окрылённые песней» - работа с текстом, дикция. (упражнения №1-4, 5 из приложения «Тренировка слуха»)
IV Раздел. Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей (до двух знаков при ключе).
Февраль
План | Факт |
Построение ближайшей тональности – соль мажор с ручными знаками и на бумажной клавиатуре. Разучивание песни по выбору учителя в соль мажоре. Хорошо использовать еще одно наглядное пособие, помогающее усвоить строение мажорного лада, — нарисованную на листе бумаги клавиатуру фортепиано (примерно в объеме двух с половиной октав). Теперь, уяснив расстояние между клавишами, ребята строят звукоряд мажорного лада и от других нот, в частности ближайшей диезной тональности — соль мажор. Разучивание «Закликание весны» по ритимическим слогам, затем в соль мажоре по нотам. Хрестоматия Е.Д.Критской 3 класс стр.64
План | Факт |
Самостоятельное построение ре-мажорной тональности с помощью устойчивых и неустойчивых ступеней. Разучивание песни по выбору учителя в ре мажоре. «Закликание весны» - разучивание со словами.
Для того чтобы облегчить переход от до мажора к другим тональностям, мы широко пользуемся ручными знаками, которые помогают детям определять ладовую принадлежность звуков. Дается, скажем, настройка в ре мажоре. Преподаватель показывает ступени, а дети, еще не зная, в какой они тональности, поют с закрытым ртом (или на какой-нибудь слог — ку, лю) звуки данных ступеней. Когда преподаватель указывает тональность (например, ре мажор), дети сами определяют устойчивые и неустойчивые звуки, а с его помощью — ключевые знаки тональности.
Разучивание в ре мажоре «Веснянки» по ритмическим слогам. Хрестоматия Е.Д.Критской 3 класс стр.64
План | Факт |
Двухголосное пение по «столбице» с поочерёдным движением голосов.
Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.
Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI, I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.
Применение столбицы укрепляет навыки пения двухголосия. Для исполнения двухголосных упражнений берутся две указки разного цвета, например, белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя второй.
Сначала по "столбице" поются упражнения с поочередным движением голосов:

Разучивание «Веснянки» на два голоса по столбице 3, 5 такты.
План | Факт |
Двухголосное пение устойчивых и неустойчивых ступеней.
Затем самые различные сочетания из устойчивых и неустойчивых ступеней:

Разучивание «Веснянки» по столбице 4, 6 такты.
Март
План | Факт |
Определение тональностей по нотному тексту. Переменные длительности. «Закликание весны», «Веснянка» – пение сольфеджио по нотам и со словами на два голоса.
Особое внимание следует уделить ритмической группе

В этих двух группах последняя длительность в такте восьмая; при сравнении ритмических групп хормейстер объясняет значение точки после четверти.
Упражнения для закрепления этого материала:

Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размерами:

При изучении последующих ритмических групп происходит сравнение дроблений, например, шестнадцатые сравниваются с восьмыми:

На этом этапе употребляется в основном инструментальная группировка. Хормейстер может акцентировать внимание детей на разнице группировок инструментальной и вокальной, но даже пение со словами на этой ступени проходит по инструментальным группировкам.
V Раздел. Минор натуральный, соотношение с параллельным мажором.
План | Факт |
Определение одноимённых мажорных и минорных трезвучий
(до-мажор, до-минор, ре-мажор, ре-минор). Бумажная клавиатура.
Очень важно, чтобы дети на слух определяли разницу между мажорным и минорным трезвучием. Для это цели сравниваются трезвучия одноименного мажора и минора (до мажор — до минор, ре мажор — ре минор и т.д.).
Здесь применяется прием пения по руке, где наглядно дети видят изменение терции трезвучия. Мы обращаем внимание детей на "светлое" звучание мажорного трезвучия и более "темное" звучание минор

Руководитель играет на фортепиано мажорное или минорное трезвучие, а дети пропевают его сначала на какой-либо слог (ля, лю, ле и т.д.), затем с названием нот по бумажной клавиатуре.
На этой же ступени появляется затакт. Им может быть
и самый трудный из них
Дети должны понять, почувствовать устремленность затакта к сильной доле. Упражнения:

Многие упражнения постоянно поются на ритмические слоги, а также со словами (если это отрывки из песен) и обязательно сольмизируются в удобных тональностях. Вот, например, упражнение, которое сначала дается только ритмически, затем звуковысотно и, наконец, в разных тональностях:
Разучивание «Волшебный смычок» Хрестоматия Е.Д. Критской
3класс, стр.70
1. сольфеджио в заданном мажоре
2. затем в миноре (без диезов)
3. в родной тональности на ритмические слоги с движениями
4. со словами
Апрель
План | Факт |
Разучивание построения минорной тональности на примере «столбицы», с ручными знаками и на бумажной клавиатуре.


Минор (натуральный) также легко усваивается по "минорной столбице", которая сравнивается с мажорной. Дети поют: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Педагог играет или показывает указкой по столбице.
Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.
Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI, I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.
«Волшебный смычок» - разучить второй голос, 2- 3 куплеты.
Разучивание «Скрипка» Р.Бойко (стр. 70)
1. сольфеджио в заданном миноре
2. затем в мажоре (без диезов)
3. в родной тональности на ритмические слоги с движениями
4. со словами
VI Раздел. «Хоровой веер»
План | Факт |
Введение хорового веера. Деление на три голосовых группы. Переменные длительности, их пение по нотам.
Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, можно использовать методический прием под названием "хоровой веер". Для чего сначала хор делится, например, на три группы: первая, вторая, третья.
Упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или по "руке".

Затем "веер" раскрывается.
Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья переходят на следующую; затем вторая группа остается на данной ноте, а третья поднимается на следующую ступень.

По принципу "хорового веера" можно музыкально поздороваться и попрощаться с руководителем или друг с другом.

Исполнение «Волшебный смычок», «Скрипка» с инсценировкой
План | Факт |
Тоника и тоническое трезвучие.
Сочетание ступеней при использовании приема "хорового веера могут быть самые разнообразные. Например, поется сначала мелодически такая попевка:

Затем применяем принцип "хорового веера".

При очередном раскладывании "веера" группы желательно менять. Например, та группа, которая пела первый голос, может спеть третий; третья второй, вторая первый и
т. д.
Уже в дошкольный период необходимо развивать у детей гармонический слух.
Первое условие для развития гармонического слуха это умение петь свой голос при одновременном восприятии и другого голоса. Усвоив разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада, дети хорошо воспримут понятие — тоника и тоническое трезвучие.
Но вот дети замечают, что пятая ступень устойчивая в тоническом трезвучии, в других сочетаниях активно тяготеет к первой ступени тоники. Поются упражнения, которые подчеркивают это тяготение.

Исполнение «Волшебный смычок», «Скрипка».
VII Раздел. Повторение материала
Май
План | Факт |
Мажор. Минор. Трезвучия. «Хоровой веер».
«Мы дружим с музыкой» Й.Гайдна - разучивание
Упражнения из приложения «Хоровое сольфеджио» Г.Струве
План | Факт |
Размер 2/4, 3/4. Синкопированный ритм.
Песня «Как тут усидеть» Дж. Гершвина(найти) – разучивание
План | Факт |
Диагностика музыкальных способностей: мелодический (хроматическая гамма) и гармонический (построение мажорного и минорного трезвучия от исходного звука) слух.
Подготовка к отчётному концерту. Исполнение всех разученных песен.
План | Факт |
Хоровое пение разученных песен. Отчётный концерт.
Распевания из приложений.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: