NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Карамышева Светлана Юрьевна высшая квалификационная категория 2011 г. 2011г пояснительная записка


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Красный кут Саратовской области


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ВР директор школы

Широцкая Н.Г.__________ Чиженькова С.А.___________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора УВР

Щербакова С.А.___________

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА

(методика Г.Струве)

вторая хоровая ступень. Начало.

Учитель:

Карамышева Светлана Юрьевна

высшая квалификационная

категория


music
music

music
2011 г.

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по хоровому пению для 3 класса является логическим продолжением программы дополнительного образования для 2класса по методике Г.Струве «хоровое сольфеджио».

Цель третьего года обучения – развитие мелодического и гармонического слуха, изучение основ музыкальной грамоты.

Вторая хоровая ступень на начальном этапе предполагает: интонирование и определение на слух тона и полутона. Для этого вводятся понятия: диез, бемоль, болгарская «столбица»; строение мажорного лада, строение минорного натурального лада; мажорное и минорное трезвучия.
Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, используется методический прием под названием «хоровой веер».
Метроритмические упражнения также имеют место в процессе работы второй начальной хоровой ступени. В течение обучения проходятся:
упражнения с размерами 2/4 и 3/4 (в сочетаниях переменного размера);
упражнения с ритмическими группировками, в которых восьмые длительности сочетаются с шестнадцатыми;
В качестве наглядного инструментария используются ручные знаки, нарисованные клавиатура фортепиано и болгарская «столбица», две указки разных цветов.

На второй хоровой ступени продолжается игра «Эхо» с постоянным усложнением задач: новые упражнения для распевания, тембры, введение ударов двумя руками по коленкам.

В процессе хоровых занятий третьеклассники должны:

- понять, что такое тоника и тоническое трезвучие, тембр, ансамбль;

- усвоить разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада и

переменными метрическими размерами;

- уметь петь свой голос при одновременном восприятии другого голоса,

определять на слух мажорный и минорный лад.

В данную программу внесено дополнение с учётом инновационных технологий.

Здоровьесберегающие:

- упражнения по развитию слуха (по лечению Бутейко);

- алгоритм певческих упражнений (дыхательная и артикуляционная гимнастика), составленные по методикам Е.Ю.Белобровой и В.В.Емельянова, упражнения для распевания по методике Г. Струве.

Коллективное взаимообучение (в групповых парах):

- приём «графическая визуализация».

Педагогика сотрудничества (ансамбль учитель + ученик).
Хоровое пение предполагается проводить 1час в неделю (34 часа) по 40 минут. На каждое занятие отводится 20 минут упражнениям хорового сольфеджио, из них от 5 до 10 минут на занятия ритмом и 20 минут разучиванию песенного репертуара.


ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Струве «Хоровое сольфеджио»– М: Советский композитор, 1979г.

2. «ЗОЖ»2001г. №1 книжечка-библиотечка «Записки сельского фельдшера»,

Николай Штаб

3. А.Бандина, В.Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения» Выпуск1

для школьников младшего возраста/ «Музыка» Москва 1973г.

4. Е.Д. Критская «Хрестоматия музыкального материала к учебнику

«Музыка» 3 класс/ Москва, Просвещение 2004г.

ФОНОТЕКА
СD – диск для 3-4 классов


ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм певческих упражнений(дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для распевания)

Содержание основных разделов программы




занятия

Название раздела, тема занятий

Коли-чество часов

Форма проведения

I

Повторение и закрепление первой хоровой ступени

5




1

Диагностика музыкальных способностей

1

Игра «Музыкальная команда»

2-3

Закрепление ритмических длительностей: целая, половинная, четверть, восьмая с помощью музыкально-ритмических движений и слогов (шаг, бе-гать, по-ле-те-ли).

2

Викторина

4-5

Пение по нотам с помощью ручного «нотного стана».

2

Практическое занятие

II

Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Хроматизм на основе до-мажорного лада (проходящие звуки).

10



6-7

Понятия «тон», «полутон» с ручными знаками. Размер 2/4 с дирижированием

2

Игра-упражнение

8-9

Понятия «тон», «полутон» с движениями. Размер 2/4 с музыкально-ритмическими движениями

2

Игра-упражнение

10-11

Понятие «диез» с ручными знаками. Размер 3/4 с дирижированием

2

Упражнения

12-13

Понятие «бемоль» с ручными знаками. Размер 3/4 с музыкально-ритмическими движениями

2

Упражнения

14

Дноголосное упражнение с «диезами» и «бемолями»

1

Упражнения

15

Двухголосное упражнение в квинту - полутон вверх. Переменный размер 2/4, 3/4.

1

Упражнения

III

Строение мажорного лада. Соль мажор. Ре мажор.

3




16

Введение болгарской «столбицы». Устойчивые и неустойчивые ступени лада

1

Практическое занятие

17

Разучивание столбицы со слогами в мажорном ладу. Бумажная клавиатура

1

Практическое занятие

18

Разучивание столбицы с цифрами в мажорном ладу. Бумажная клавиатура

1

Практическое занятие

IV

Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей (до двух знаков при ключе).

5




19

Построение ближайшей тональности – соль мажор с ручными знаками и на бумажной клавиатуре

1

Практическое занятие

20

Самостоятельное построение ре мажорной тональности с помощью устойчивых и неустойчивых ступеней

1

Практическое занятие

21

Двухголосное пение по «столбице» с поочерёдным движением голосов

1

Практическое занятие

22

Двухголосное пение из устойчивых и неустойчивых ступеней.

1

Практическое занятие

23

Определение тональностей по нотному тексту. Переменные длительности

1

Практическое занятие

V

Минор натуральный, соотношение с параллельным мажором.

3




24

Определение одноимённых мажорных и минорных трезвучий (до мажор - до минор, ре мажор - ре минор).

1

Упражнения

25-26

Разучивание построения минорной тональности на примере «столбицы», с ручными знаками и на бумажной клавиатуре

2

Практическое занятие

VI

«Хоровой веер»


4




27-29

Введение «хорового веера». Деление на три голосовых группы. Переменные длительности, их пение по нотам.

3

Практическое занятие

30

Тоника и тоническое трезвучие

1

Практическое занятие

VII

Повторение материала


4




31

Мажор. Минор. Трезвучия. «Хоровой веер»

1

Практическое занятие с элементами игры

32

Размер 2/4, 3/4. Синкопированный ритм.

1

Практическое занятие с элементами игры

33

Диагностика музыкальных способностей: мелодический и гармонический слух

1

Практическое занятие с игровыми упражнениями

34

Хоровое пение разученных песен

1

Отчётный концерт


Календарное содержание тематических разделов
I Раздел. Повторение и закрепление первой хоровой ступени

Сентябрь


План


Факт


Диагностика музыкальных способностей: мелодический и ритмический слух. Алгоритм певческих упражнений. Ручной нотный стан.

Рассадка на два голоса. Игра «Музыкальная команда».

"Музыкальная команда" из шести-восьми детей вызывается на середину перед хором. У руководителя мяч, который он поочередно бросает каждому из участников команды и одновременно поет какую-нибудь попевку со словами, например:


Ребенок, которому брошен мяч, должен поймать его (сделать это просто, так как мяч бросается с близкого расстояния) и тут же бросить его руководителю, одновременно повторив попевку. Затем игра продолжается, мяч бросается следующему члену команды, при этом поется продолжение попевки:


Правильно или неправильно повторяет попевки каждый участник команды, это отмечает "комиссия" из остальных хористов. После всех ответов подсчитывается количество очков данной команды, а на ее место выходит следующая "музыкальная команда".С каждым новым проведением игра усложняется. Теперь поются короткие мелодии без слов, но с названием нот:



После того как один ребенок повторил попевку, другому предлагается повторить ее продолжение:


Игра достигает своей кульминации тогда, когда вместо руководителя роль ведущего поочередно исполняют дети и сами придумывают попевки как с текстом (допустим: "Дождик, дождик, лей сильней"), так и с названием нот.

«Звуки музыки» Дж.Роджерса – разучивание и исполнение. Хрестоматия Е.Д.Критской 3класс, стр.104



План

Факт


Закрепление ритмических длительностей и слогов с музыкально-ритмическими движениями: целая «Та-а-а-а», половинная «Та-а», четверть «та» - шаг, восьмые «Ти-ти» - бегать, шестнадцатые «тири- тири» - полетели.

Викторина:

1.Исполнить простые народные песни «Жили у бабуси», «Во поле берёза стояла» со словами.

2. Заменить слова на ритмические слоги.

3. Учитель поёт слоги, дети заменяют их музыкально-ритмическими движениями.

«Звуки музыки» Дж. Роджерса разучить на ручном стане, затем с заменой на движения и слоги


План

Факт


Пение по нотам с помощью ручного «нотного стана». Разучивание канта «Радуйся, Росско Земле» (раздатка). Хрестоматия Е.Д. Критской 3 класс стр.10

1. по руке

2. по нотам

3. на два голоса
Октябрь
II Раздел. Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Хроматизм на основе до-мажорного лада.


План


Факт


Понятия «тон», «полутон» с ручными знаками. Важнейшим этапом в развитии музыкального слуха у детей является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала поются упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков.

или



Полутоны показываются указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак, небольшое движение вверх — полутон вверх; небольшое движение вниз — полутон вниз.

Например, жест руки ладонью кверху обозначает «тон вверх», ладонью вниз — «тон вниз», небольшое движение указательным пальцем вверх — «полутон вверх», вниз — «полутон вниз».



На данном этапе для лучшего распознавания тона и полутона проводится игра-упражнение. Преподаватель играет на фортепиано то тон, то полутон. В том случае если звучит полутон, дети должны поднять правую руку, если тон — левую.

Исполнение канта «Радуйся, Росско Земле»: 1. Определить в нотном тексте тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры (раздатка) с ручными жестами; 2. Определить размер 2/4. Пение с дирижированием.


План

Факт


Понятие «тон», «полутон» с движениями.

Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
Руководитель играет:



А дети поют и показывают рукой "Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон".

А вот другая игра-упражнение: группа хористов ходит под звуки: если звучит тон, делают большой шаг, если полутон — маленький. Разучивание песни «До чего дошёл прогресс» Е.Крылатова. Диск 3-4 класс: 1. Определить в нотном тексте тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры (раздатка) с движениями; 2. Определить размер 2/4. Пение с дирижированием, музыкально-ритмическими движениями.

Ноябрь


План


Факт


Понятие «диез» с ручными знаками.

Диезы "по руке" фиксируются поднятием кисти правой руки вверх:


Упражнения из приложения №1-2.
Размер 3/4.

На второй хоровой ступени ритмическому анализу разучиваемых песен, а также прослушиваемых музыкальных произведений уделяют еще больше внимания.

Метод ритмической пульсации и на этой ступени остается основным. Довольно часто применяется и метод пропевания знакомых мелодий на слоги "та", "ти" и т. д.

Упражнения, выполняемые на этом этапе, не только значительно усложняются ритмически, но и становятся более длительными. Появление размера 3/4 также усложняет упражнения. Например:


Разучивание песни «Заход солнца» Э.Грига. Определить в каждой фразе тон, полутон с помощью бумажной клавиатуры, найти «диез». Пение с дирижированием на 3/4.



План

Факт


Понятие «бемоль» с ручными знаками.

Бемоли опусканием кисти правой руки вниз:

Спеть «Жили у бабуси» на ручном стане в мажоре, затем в миноре. Найти «бемоль».
Разучивание песни «Заход солнца» Э.Грига. Пение с ритмическими слогами и музыкально-ритмическими движениями на 3/4.
Декабрь


План


Факт


Одноголосное упражнение с диезами и бемолями.

Первое знакомство с диезами и бемолями при пении "по руке" даются на основе до мажорного лада. Даются такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще больше усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым:



Спустя три-четыре занятия уместно рассказать детям о диезах и бемолях. Первое знакомство с ними проходит на основе до-мажорного лада. Даются такие упражнения, которые помогают детям точнее определить ладовую принадлежность ступеней:



Диезы по руке фиксируются поднятием кисти правой руки вверх. Бемоли — опусканием кисти правой руки вниз.



Разучивание песни «Где водятся волшебники?» по нотам 1 куплет. Диск 3-4 класс

План


Факт


Двухголосное упражнение в квинту. Переменный размер 2/4, 3/4.

По этому же принципу построено двухголосное упражнение в квинту, где верхний голос пост пятую и шестую ступень, а нижний — первую и вторую.


После практического усвоения подобных упражнений легко объяснить детям разницу между тоном и полутоном. Для наглядности также употребляем показы рукой. Тон вниз — ладонь повернуть книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз.

Тон вверх — ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется).

Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размерами:





Разучивание песни «Где водятся волшебники?» 2куплет
III Раздел. Строение мажорного лада. Соль мажор. Ре мажор.


План


Факт


Введение болгарской «столбицы». Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Затем детям разъясняют строение мажорного лада из тонов и полутонов. Для наглядности мы используем болгарский метод — «столбицу».



На «столбице» большими черточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими — неустойчивые; расстояние между нотами, образующими тон, в два раза шире, чем между нотами, образующими полутон. С правой стороны у каждой черточки стоят слоговые обозначения нот, слева мы добавляем для наглядности цифровые обозначения ступеней. В дальнейшем цифры не выписываются, так как дети хорошо ориентируются по «столбице» и без них. «Столица» наглядно показывает строение мажорного лада. Дети, имея некоторые навыки пения по руке и по ручным знакам, легко в ней ориентируются. Преподаватель указкой показывает на «столбице» ступени, по которым строятся упражнения.

«Где водятся волшебники?» - определить лад, размер, устойчивые звуки.

Январь

План



Факт


Разучивание столбицы в соль-мажорном ладу. Бумажная клавиатура.

Разучивание песни «Окрылённые песней» Диск 3-4 класс - определить лад, размер, неустойчивые ступени.


План



Факт


Разучивание столбицы в ре-мажорном ладу. Бумажная клавиатура. Упражнение продолжается: преподаватель произносит названия звуков, а дети их интонируют. Как правило, та или другая тональность (и настройка в ней) вводится по мере необходимости, когда младший хор заучивает песни в доступных ему на этом этапе новых тональностях (обычно такие, в которых не больше двух ключевых знаков).

Разучивание песни «Окрылённые песней» - работа с текстом, дикция. (упражнения №1-4, 5 из приложения «Тренировка слуха»)
IV Раздел. Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей (до двух знаков при ключе).

Февраль

План


Факт


Построение ближайшей тональности – соль мажор с ручными знаками и на бумажной клавиатуре. Разучивание песни по выбору учителя в соль мажоре. Хорошо использовать еще одно наглядное пособие, помогающее усвоить строение мажорного лада, — нарисованную на листе бумаги клавиатуру фортепиано (примерно в объеме двух с половиной октав). Теперь, уяснив расстояние между клавишами, ребята строят звукоряд мажорного лада и от других нот, в частности ближайшей диезной тональности — соль мажор. Разучивание «Закликание весны» по ритимическим слогам, затем в соль мажоре по нотам. Хрестоматия Е.Д.Критской 3 класс стр.64


План


Факт



Самостоятельное построение ре-мажорной тональности с помощью устойчивых и неустойчивых ступеней. Разучивание песни по выбору учителя в ре мажоре. «Закликание весны» - разучивание со словами.
Для того чтобы облегчить переход от до мажора к другим тональностям, мы широко пользуемся ручными знаками, которые помогают детям определять ладовую принадлежность звуков. Дается, скажем, настройка в ре мажоре. Преподаватель показывает ступени, а дети, еще не зная, в какой они тональности, поют с закрытым ртом (или на какой-нибудь слог — ку, лю) звуки данных ступеней. Когда преподаватель указывает тональность (например, ре мажор), дети сами определяют устойчивые и неустойчивые звуки, а с его помощью — ключевые знаки тональности.
Разучивание в ре мажоре «Веснянки» по ритмическим слогам. Хрестоматия Е.Д.Критской 3 класс стр.64

План


Факт


Двухголосное пение по «столбице» с поочерёдным движением голосов.

Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.

Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI, I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.

Применение столбицы укрепляет навыки пения двухголосия. Для исполнения двухголосных упражнений берутся две указки разного цвета, например, белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя второй.

Сначала по "столбице" поются упражнения с поочередным движением голосов:


Разучивание «Веснянки» на два голоса по столбице 3, 5 такты.


План


Факт


Двухголосное пение устойчивых и неустойчивых ступеней.
Затем самые различные сочетания из устойчивых и неустойчивых ступеней:

Разучивание «Веснянки» по столбице 4, 6 такты.

Март


План



Факт


Определение тональностей по нотному тексту. Переменные длительности. «Закликание весны», «Веснянка» – пение сольфеджио по нотам и со словами на два голоса.

Особое внимание следует уделить ритмической группе трудной для усвоения. Ее следует сравнить с группой.

В этих двух группах последняя длительность в такте восьмая; при сравнении ритмических групп хормейстер объясняет значение точки после четверти.
Упражнения для закрепления этого материала:

Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размерами:

При изучении последующих ритмических групп происходит сравнение дроблений, например, шестнадцатые сравниваются с восьмыми:

На этом этапе употребляется в основном инструментальная группировка. Хормейстер может акцентировать внимание детей на разнице группировок инструментальной и вокальной, но даже пение со словами на этой ступени проходит по инструментальным группировкам.

V Раздел. Минор натуральный, соотношение с параллельным мажором.


План


Факт


Определение одноимённых мажорных и минорных трезвучий

(до-мажор, до-минор, ре-мажор, ре-минор). Бумажная клавиатура.

Очень важно, чтобы дети на слух определяли разницу между мажорным и минорным трезвучием. Для это цели сравниваются трезвучия одноименного мажора и минора (до мажор — до минор, ре мажор — ре минор и т.д.).

Здесь применяется прием пения по руке, где наглядно дети видят изменение терции трезвучия. Мы обращаем внимание детей на "светлое" звучание мажорного трезвучия и более "темное" звучание минор

Руководитель играет на фортепиано мажорное или минорное трезвучие, а дети пропевают его сначала на какой-либо слог (ля, лю, ле и т.д.), затем с названием нот по бумажной клавиатуре.
На этой же ступени появляется затакт. Им может быть

и самый трудный из них

Дети должны понять, почувствовать устремленность затакта к сильной доле. Упражнения:

Многие упражнения постоянно поются на ритмические слоги, а также со словами (если это отрывки из песен) и обязательно сольмизируются в удобных тональностях. Вот, например, упражнение, которое сначала дается только ритмически, затем звуковысотно и, наконец, в разных тональностях:
Разучивание «Волшебный смычок» Хрестоматия Е.Д. Критской

3класс, стр.70

1. сольфеджио в заданном мажоре

2. затем в миноре (без диезов)

3. в родной тональности на ритмические слоги с движениями

4. со словами

Апрель


План


Факт


Разучивание построения минорной тональности на примере «столбицы», с ручными знаками и на бумажной клавиатуре.


Минор (натуральный) также легко усваивается по "минорной столбице", которая сравнивается с мажорной. Дети поют: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Педагог играет или показывает указкой по столбице.

Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.

Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI, I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.
«Волшебный смычок» - разучить второй голос, 2- 3 куплеты.
Разучивание «Скрипка» Р.Бойко (стр. 70)

1. сольфеджио в заданном миноре

2. затем в мажоре (без диезов)

3. в родной тональности на ритмические слоги с движениями

4. со словами

VI Раздел. «Хоровой веер»


План


Факт


Введение хорового веера. Деление на три голосовых группы. Переменные длительности, их пение по нотам.

Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, можно использовать методический прием под названием "хоровой веер". Для чего сначала хор делится, например, на три группы: первая, вторая, третья.

Упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или по "руке".


Затем "веер" раскрывается.
Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья переходят на следующую; затем вторая группа остается на данной ноте, а третья поднимается на следующую ступень.

По принципу "хорового веера" можно музыкально поздороваться и попрощаться с руководителем или друг с другом.

Исполнение «Волшебный смычок», «Скрипка» с инсценировкой



План


Факт


Тоника и тоническое трезвучие.

Сочетание ступеней при использовании приема "хорового веера могут быть самые разнообразные. Например, поется сначала мелодически такая попевка:


Затем применяем принцип "хорового веера".

При очередном раскладывании "веера" группы желательно менять. Например, та группа, которая пела первый голос, может спеть третий; третья второй, вторая первый и

т. д.

Уже в дошкольный период необходимо развивать у детей гармонический слух.

Первое условие для развития гармонического слуха это умение петь свой голос при одновременном восприятии и другого голоса. Усвоив разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада, дети хорошо воспримут понятие — тоника и тоническое трезвучие.

Но вот дети замечают, что пятая ступень устойчивая в тоническом трезвучии, в других сочетаниях активно тяготеет к первой ступени тоники. Поются упражнения, которые подчеркивают это тяготение.

Исполнение «Волшебный смычок», «Скрипка».

VII Раздел. Повторение материала
Май

План


Факт


Мажор. Минор. Трезвучия. «Хоровой веер».

«Мы дружим с музыкой» Й.Гайдна - разучивание

Упражнения из приложения «Хоровое сольфеджио» Г.Струве



План



Факт


Размер 2/4, 3/4. Синкопированный ритм.

Песня «Как тут усидеть» Дж. Гершвина(найти) – разучивание



План


Факт


Диагностика музыкальных способностей: мелодический (хроматическая гамма) и гармонический (построение мажорного и минорного трезвучия от исходного звука) слух.

Подготовка к отчётному концерту. Исполнение всех разученных песен.


План


Факт


Хоровое пение разученных песен. Отчётный концерт.

Распевания из приложений.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: