Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Программа факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Направление программы внеурочной деятельности
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Участники образовательной программы : дети 8-9 лет
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий.
- беседа;
- игровой практикум;
- ситуативная беседа-рассуждение;
- ситуативная беседа-игра;
- беседа-размышление;
- ситуативная игровая программа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», « Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям( определить
группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно-игровая программа, ситуативная игровая программа
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Всего часов | В том числе | дата | ||
Теория | Практика | план | факт | |||
I | Школьный этикет | 5 | 2 | 3 | | |
1 | Круглый стол «Взаимопомощь: учеба и труд» | | 1 | | | |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Помощь отстающим» | | | 1 | | |
3 | Игра-спор «как пользоваться школьным имуществом» | | | 1 | | |
4 | Дискуссия «Твой класс. Твоя школа?» | | 1 | | | |
5 | Ролевая игра «Поручения в классе» | | | 1 | | |
II | Правила общения, о трудолюбии | 14 | 8 | 6 | | |
6 | Беседа «Время надо беречь» | | 1 | | | |
7 | «Слово лечит, слово ранит». Этикет общения. | | | 1 | | |
8 | Я и мои друзья (справедливость и коллективизм)просмотр фильма «Тимур и его команда» | | 1 | | | |
9 | «Чего себе не хочешь, того и другим не делай». Составление диалогов | | 1 | | | |
10 | «Кто скуп, да жаден, тот в дружбе не ладен». Беседа о взаимоотношениях в коллективе. | | 1 | | | |
11 | «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Анкетирование. | | 1 | | | |
12 | Труд кормит, а лень портит. Поручения в семье. Беседа | | 1 | | | |
13 | Выставка «Поделки своими руками» | | | 1 | | |
14 | Праздник «Учусь все делать сам» (достижения и таланты) | | | 1 | | |
15 | Проигрывание ситуаций. Взаимопомощь дома и в школе | | | 1 | | |
16 | Презентация «Результаты нашего труда» | | 1 | | | |
17 | Этика в семейных отношениях. «Почтение родителей – уважение себе». Беседа. | | 1 | | | |
18 | Сюжетно-ролевая игра «Все профессии важны» | | | 1 | | |
19 | Сюжетно-ролевая игра «Город вежливости» | | | 1 | | |
III | Культура внешнего вида | 5 | 2 | 3 | | |
20 | «Уход за своими вещами». Беседа о бережном отношении к вещам. | | 1 | | | |
21 | Этикет внешнего вида. Одежда будничная и праздничная. | | | 1 | | |
22 | «Как я выгляжу». Обсуждение. | | | 1 | | |
23 | Конкурс на лучший внешний вид. | | | 1 | | |
24 | Бережное отношение к своей одежде. Беседа. | | 1 | | | |
IV | Внешкольный этикет | 5 | 0 | 5 | | |
25 | Сюжетно-ролевая игра «разговор по телефону» | | | 1 | | |
26 | Сюжетно-ролевая игра «Я пишу письмо» | | | 1 | | |
27 | Правила поведения в транспорте. | | | 1 | | |
28 | Правила поведения на улице. | | | 1 | | |
29 | Экскурсия «Мы на природе» | | | 1 | | |
V | О добре | 4 | 2 | 4 | | |
30 | Тест «Вежливый ли ты человек» | | 1 | | | |
31 | Осваиваем правило «Так нельзя» | | 1 | | | |
32 | Праздник «Добрые традиции нашего класса» | | | 1 | | |
33 | Круглый стол «Как готовится к празднику» | | | 1 | | |
VI 34 | Итоговое занятие«Добро, что солнце» | 1 | 1 | - | | |
| Всего часов | 34 | 16 | 18 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Методическое обеспечение:
памятки для каждого ученика,
художественные рисунки и иллюстрации,
плакаты,
художественная литература,
настольные игры,
предметы, необходимые для конкурсов.
Список литература
Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008
Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008
Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007
страница 1
скачать
Другие похожие работы: