Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Цели:
создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства;
обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
выявление одаренных учащихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях разного уровня;
включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, краевые и всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся школы.
При реализации программы работы с одаренными детьми следует отталкиваться от важных моментов:
Понятия одаренность и одаренный ребенок.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают:
отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;
способностью классифицировать информацию и опыт;
умением широко пользоваться накопленными знаниями;
большим словарным запасом, сопровождающимся сложными синтаксическими конструкциями;
умением ставить вопросы;
повышенной концентрацией внимания на чем-либо;
упорством в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей; легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Особенности психосоциального развития ОУ.
В этой сфере одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Направления развития программы:
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся, обычно протекающее на уровне начальной школы и среднего звена.
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Мероприятия, ориентированные на реализацию программы:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей.
- выявление и отбор одаренных детей;
- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;
- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
- беседы с родителями ОУ.
2.Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса.
- Выбор педагогов для работы с одаренными учащимися.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.
- Предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защиты творческих работ.
3. Организация работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности.
- Организация кружковой работы;
- Организация олимпиад по учебным предметам;
- Организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).
- Организация ученических научных конференций.
- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
- Организация предметных декад, дней профиля.
- Проведение летних профильных практик.
- Создание системы стимулирования учащихся: отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды); стипендии по линии администрации; организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство).
4. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми
- Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
- Самообразование педагогов, дистанционные курсы повышения квалификации.
- Проведение семинаров для учителей по проблемам работы с одаренными детьми.
- Участие учителей, работающих с одаренными детьми, в различных мероприятиях с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности.
- Изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
5. Материально-техническое и информационное обеспечение.
- Оснащение учреждения периодическими изданиями, методической, научной и художественной литературой.
- Обеспечение беспрепятственного доступа детей данной категории к сети Интернет.
6. Взаимодействие с организациями.
- С институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования.
- С методическими центрами учителей.
- С центрами работы с одаренными детьми.
7. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:
- Ежегодная диспансеризация на базе поселковой амбулатории, ЦРБ и городской поликлиники, мониторинг состояния здоровья обучающихся.
- Применение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Направления реализации программы:
|
|
|
|
Этапы реализации:
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2012-2013 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
банка данных ОУ;
банка творческих работ учащихся;
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
рекомендаций по работе с ОУ.
Организация:
системы дополнительного образования;
творческих конкурсов;
внеклассной работы по предмету;
олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
2 этап: деятельностный (2013-2015 годы)
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития с использованием специализированных диагностических методик и рейтинга успеваемости учащихся.
Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.
Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Проведение выставок детского творчества.
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)
Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными учащимися.
Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
Внедрение в практику работы рейтинга успешности учащихся в различных областях знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методические требования к организации и практической реализации программы.
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.7. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация патронажа между учителями-предметниками и способными учащимися.
2.3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) образования.
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в дорожных, районных, краевых и всероссийских олимпиадах.
3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
4. Наблюдение, контроль выполнения программы.
4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
№ | Мероприятия по реализации программы | Сроки | Ответственные |
Работа с учащимися | |||
1. | Диагностика одаренных детей | Постоянно | |
2. | Работа научного общества учащихся школы | Постоянно | |
3 | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся: -математика, -информатика, -биология, -русский язык и т.д. | Май, Ежегодно | Администрация |
4 | Участие школьников в интернет-конкурсах | Постоянно | Учителя |
5 | Организация и проведение школьных олимпиад по предметам учебного плана | Октябрь Ежегодно | Администрация, учителя |
6 | Проведение школьной и участие в районной и краевой научно-практической конференции | Январь-февраль | |
7 | Участие в районных, краевых, всероссийских интеллектуальных конкурсах: -русский язык- «Русский медвежонок» ; -математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику»; -информатика - всероссийский конкурс «КИТ»; -литература, история, МХК – «Золотое руно»; -английский язык - «Британский бульдог»; - природоведение - «Человек и природа». | Ноябрь Март Ноябрь Февраль Декабрь Апрель | Администрация, учителя-предметники |
9 | Профориентационная работа, сотрудничество с учебными заведениями края | Постоянно | Администрация |
10 | Сотрудничество: - с районным центром детского творчества; - с районным детско-юношеским центром. | Постоянно | Администрация, учителя |
11 | Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года | Май | Администрация |
12 | Собеседования школьного психолога с учащимися по выявлению уровня способностей | Постоянно | Психолог |
Работа с учителями | |||
1 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Будущее Красноярья» - совещание при завуче, МС. | Май - июнь | Администрация |
2 | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Сентябрь Ежегодно | Администрация |
3 | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметникам: - рассмотрение вопроса на заседании МС, совещании при завуче. | Октябрь Ежегодно | Администрация |
4 | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО, ЛОРО и д.р | Постоянно | Администрация, Учителя |
5 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися | Постоянно | Учителя, классные руководители |
6 | Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя, администрация |
7 | Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Учителя |
8 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Сентябрь | Администрация Совет школы ШУА |
9 | Организация работы научного общества обучающихся (НОУ) в учебном году: -проведение заседания МС, утверждение плана работы с одаренными детьми | Сентябрь | Администрация |
10 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей: Факультативы. Элективные курсы. Индивидуально-групповые занятия по биологии, химии, истории, обществознанию и др.. | С 2011 года | Администрация, учителя |
11 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми, работ учащихся. | 2 раза в месяц | Ответственный за работу сайта, учителя-предметники |
12 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: -выступление учителей на семинарах, педагогических советах; -участие в работе РМО | Ежегодно | Администрация, Руководители МО, учителя предметники |
13 | Составление общешкольного плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | Зам.директора по УР, зам.директора по ВР, руководители МО |
Работа с родителями одаренных детей | |||
1 | Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с, родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям | Постоянно | Психолог, учителя предметники |
2 | Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы | Постоянно | Администрация |
3 | Участие в работе интенсивных школ г. Железногорск | Каникулы | Учителя |
4 | Сотрудничество: - с районным ЦДТ, РДК; -краевой школой космонавтики | 1 - 2 раза в год | Администрация, учителя |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: