NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка

e:\программы авторские\школа 47 - тит. лист программы по одаренным детям.jpg

e:\программы авторские\школа 47 - 2 лист рецензии по одаренным.jpg

Пояснительная записка.


Цели:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;

  • обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи:

  • выявление одаренных учащихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях разного уровня;

  • включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, краевые и всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся школы.

При реализации программы работы с одаренными детьми следует отталкиваться от важных моментов:

  1. Понятия одаренность и одаренный ребенок.

 Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают:

  • отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

  • способностью классифицировать информацию и опыт;

  • умением широко пользоваться накопленными знаниями;

  • большим словарным запасом, сопровождающимся сложными синтаксическими конструкциями;

  • умением ставить вопросы;

  • повышенной концентрацией внимания на чем-либо;

  • упорством в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей; легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

  1. Особенности психосоциального развития ОУ.

В этой сфере одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.



Направления развития программы:

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся, обычно протекающее на уровне начальной школы и среднего звена.

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.



 Мероприятия, ориентированные на реализацию программы:
    1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей.

-         выявление и   отбор одаренных детей;

-         психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;

-        психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

-         беседы с родителями ОУ.
2.Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса.

-         Выбор педагогов для работы с одаренными учащимися.

-         Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

-         Предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защиты творческих работ.

 

3.     Организация работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности.

-         Организация кружковой работы;

-         Организация олимпиад по учебным предметам;

-         Организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).

-         Организация ученических научных конференций.

-         Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

-         Организация предметных декад, дней профиля.

-         Проведение летних профильных практик.

- Создание системы стимулирования учащихся:   отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);   стипендии по линии администрации; организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство).
 4. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

- Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

- Самообразование педагогов, дистанционные курсы повышения квалификации.

- Проведение семинаров для учителей по проблемам работы с одаренными детьми.

- Участие учителей, работающих с одаренными детьми, в различных мероприятиях с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности.

- Изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
5.     Материально-техническое и информационное обеспечение.

-   Оснащение учреждения периодическими изданиями, методической, научной и художественной литературой.

- Обеспечение беспрепятственного доступа детей  данной категории к сети Интернет.

        

 6.  Взаимодействие с организациями.

-         С институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования.

-         С методическими центрами учителей.

- С центрами работы с одаренными детьми.

7.       Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:

-          Ежегодная диспансеризация на базе поселковой амбулатории, ЦРБ и городской поликлиники, мониторинг состояния  здоровья обучающихся.


- Применение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Направления реализации программы:

  1. Интеллектуальное направление.

 




  • Участие в конкурсе на выплату губернаторской стипендии.




  • Научно-исследовательские конференции. 




  • Олимпиады на уровне школы, района.




  • Предметные недели и т.д.

 

  1. Художественное направление.

 




  • Изостудия, хореография, вокальная студия. 




  • Конкурсы художественных работ (на уровне школы, района, края) и т.д.




  1. Направление информатизации.

 




  • Дистанционное обучение. 




  • Участие в виртуальных конкурсах, фестивалях.




  • Участие в создании школьного сайта и т. д.


 4.Спортивное направление. 









  • Спортивные секции (волейбол, баскетбол). 




  • Соревнования на уровне школы. 




  • Участие в районных, краевых соревнованиях, спартакиадах и т.д. 


Этапы реализации:
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2012-2013 годы)
Мониторинг одаренности.

Создание:

  • банка данных ОУ;

  • банка творческих работ учащихся;

  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

  • рекомендаций по работе с ОУ.

Организация:

  • системы дополнительного образования;

  • творческих конкурсов;

  • внеклассной работы по предмету;

  • олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

 

2 этап: деятельностный (2013-2015 годы)


  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития с использованием специализированных диагностических методик и рейтинга успеваемости учащихся.

  • Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Проведение выставок детского творчества.

  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.



3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными учащимися.

  • Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

  • Внедрение в практику работы  рейтинга успешности учащихся в различных областях знаний.


 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методические требования к организации и практической реализации программы.

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.

1.6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями-предметниками и способными учащимися.

2.3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) образования.

 

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в дорожных, районных, краевых и всероссийских олимпиадах.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4. Наблюдение, контроль выполнения программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.



Мероприятия по реализации программы

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1.

Диагностика одаренных детей

Постоянно




2.

Работа научного общества учащихся школы

Постоянно




3

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся:

-математика,

-информатика,

-биология,

-русский язык и т.д.

Май,

Ежегодно

Администрация

4

Участие школьников в интернет-конкурсах

Постоянно

Учителя

5

Организация и проведение школьных олимпиад по предметам учебного плана

Октябрь

Ежегодно

Администрация, учителя

6

Проведение школьной и участие в районной и краевой научно-практической конференции

Январь-февраль




7

Участие в районных, краевых, всероссийских интеллектуальных конкурсах:

-русский язык- «Русский медвежонок» ;

-математика - «Кенгуру-математика для всех», «Математика - выпускнику»;

-информатика - всероссийский конкурс «КИТ»;

-литература, история, МХК – «Золотое руно»;

-английский язык - «Британский бульдог»;

- природоведение - «Человек и природа».

Ноябрь

Март
Ноябрь
Февраль
Декабрь

Апрель

Администрация, учителя-предметники

9

Профориентационная работа, сотрудничество с учебными заведениями края

Постоянно

Администрация

10

Сотрудничество:

- с районным центром детского творчества;

- с районным детско-юношеским центром.

Постоянно

Администрация, учителя

11

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

Май

Администрация

12

Собеседования школьного психолога с учащимися по выявлению уровня способностей

Постоянно

Психолог

Работа с учителями

1

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Будущее Красноярья»

- совещание при завуче, МС.

Май - июнь

Администрация

2

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Сентябрь

Ежегодно

Администрация

3

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметникам:

- рассмотрение вопроса на заседании МС, совещании при завуче.

Октябрь

Ежегодно

Администрация

4

Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО, ЛОРО и д.р

Постоянно

Администрация,

Учителя

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

Постоянно

Учителя, классные руководители

6

Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Учителя, администрация

7

Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Учителя

8

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Сентябрь

Администрация

Совет школы

ШУА

9

Организация работы научного  общества  обучающихся (НОУ) в учебном году:

-проведение заседания МС, утверждение плана работы с одаренными детьми

Сентябрь

Администрация

10

 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей:

Факультативы.

Элективные курсы.

Индивидуально-групповые занятия по биологии, химии, истории, обществознанию и др..

С 2011 года

Администрация, учителя

11

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми, работ учащихся.

2 раза в месяц

Ответственный за работу сайта, учителя-предметники

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми:

-выступление учителей на семинарах, педагогических советах;

-участие в работе РМО

Ежегодно

Администрация,

Руководители МО, учителя предметники

13

Составление общешкольного плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Зам.директора по УР, зам.директора по ВР, руководители МО


Работа с родителями одаренных детей

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

Постоянно

Психолог, учителя предметники

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы

Постоянно

Администрация

3

Участие в работе интенсивных школ г. Железногорск

Каникулы

Учителя

4

Сотрудничество:

- с районным ЦДТ, РДК;

-краевой школой космонавтики

1 - 2 раза в год

Администрация, учителя

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.