Предме т: литература Учитель : Тимкова Татьяна Степановна Тема урока: Тема «страшного мира» в лирике Блока. Россия и её судьба. «На поле Куликовом»
Дата: 19.11.2012г.
Класс: 11
Предмет: литература
Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Тема урока: Тема «страшного мира» в лирике Блока. Россия и её судьба. «На поле
Куликовом»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока.
Задачи: выявить восприятие учащимися стихотворений Блока о России;
формировать навык анализа произведения на основе личностного
восприятия;
вовлечь старшеклассников в размышления о Родине;
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: текст рассказа, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тестирование (слайд-фильм с гиперссылками)
К какому направлению относится раннее творчество Блока:
а) футуризм б) акмеизм в) символизм
2) Кто назвал Блока «трагическим тенором эпохи»:
а) Цветаева б) Ахматова в) Маяковский
3) Из какого произведения Блока эти строки:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
а) «Незнакомка» б) «В ресторане» в) «На железной дороге»
4) Какие тропы использует Блок в следующих примерах:
1. «Весенний и тлетворный дух»
2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»
3. «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»
а) метафора б) анафора в) оксюморон
5) Найдите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:
1. Мотив мрачной разочарованности.
2. Мотив назначения поэта и поэзии.
3. Мотив «страшного мира».
4. Мотив Родины.
а) «Фабрика» б) «К Музе» в) «Осенняя воля» г) «Я стар душою»
Вступительное слово учителя.
( на интерактивной доске фотография А.А.Блока и его рисунок «Старый дом в Шахматове», картина Ф.А.Малявина «Две девки»)
«Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок К.Станиславскому. Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой.
Чтение и анализ стихотворений.
(вопросы на интерактивной доске)
«Осенняя воля»:
Каков основной тон этого стихотворения?
Как говорит поэт о Родине?
Сравните «Осеннюю волю» Блока и «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова. Чем похожи эти произведения?
2) «Русь»:
В чём особенность композиции стихотворения?
Какой мотив сопровождает образ девушки?
За что лирический герой благодарит Русь?
3) «На поле Куликовом»:
1. Блок считал, что «Куликовская битва принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Как решается Блоком тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»?
2. Какое развитие нашёл в цикле гоголевский образ «птицы-тройки»?
3. Как сочетаются в цикле личный мотив беды и тема России?
3) «Россия»:
Как развивается центральный образ стихотворения?
Обратите внимание на обилие эмоционально насыщенных эпитетов.
Как они характеризуют внутреннюю противоречивую сущность
Руси?
Что доминирует в отношении лирического героя к «нищей» России?
Объясните авторскую формулу «И невозможное возможно».
Физкультминутка
Самостоятельная работа.
Заполнить таблицу «Тема Родины в лирике Блока» (на интерактивной доске)
-
Стихотворение
Год
написания
Ключевые строки
Особенности создания образа Родины
Заключительное слово учителя.
Россия Блока – загадочная стихия, страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр. 185-197, вопр.4-7 на стр. 206;
выучить наизусть стихотворение «Россия».
страница 1
скачать
Другие похожие работы: