NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Предме т: литература Учитель : Тимкова Татьяна Степановна Тема урока: Тема «страшного мира» в лирике Блока. Россия и её судьба. «На поле Куликовом»


Дата: 19.11.2012г.

Класс: 11

Предмет: литература

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Тема урока: Тема «страшного мира» в лирике Блока. Россия и её судьба. «На поле

Куликовом»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока.

Задачи: выявить восприятие учащимися стихотворений Блока о России;

формировать навык анализа произведения на основе личностного

восприятия;

вовлечь старшеклассников в размышления о Родине;

воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: текст рассказа, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Тестирование (слайд-фильм с гиперссылками)

  1. К какому направлению относится раннее творчество Блока:

а) футуризм б) акмеизм в) символизм

2) Кто назвал Блока «трагическим тенором эпохи»:

а) Цветаева б) Ахматова в) Маяковский

3) Из какого произведения Блока эти строки:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

а) «Незнакомка» б) «В ресторане» в) «На железной дороге»

4) Какие тропы использует Блок в следующих примерах:

1. «Весенний и тлетворный дух»

2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»

3. «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»

а) метафора б) анафора в) оксюморон

5) Найдите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:

1. Мотив мрачной разочарованности.

2. Мотив назначения поэта и поэзии.

3. Мотив «страшного мира».

4. Мотив Родины.

а) «Фабрика» б) «К Музе» в) «Осенняя воля» г) «Я стар душою»



  1. Вступительное слово учителя.

( на интерактивной доске фотография А.А.Блока и его рисунок «Старый дом в Шахматове», картина Ф.А.Малявина «Две девки»)

«Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок К.Станиславскому. Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

(вопросы на интерактивной доске)

  1. «Осенняя воля»:

  1. Каков основной тон этого стихотворения?

  2. Как говорит поэт о Родине?

  3. Сравните «Осеннюю волю» Блока и «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова. Чем похожи эти произведения?

2) «Русь»:

      1. В чём особенность композиции стихотворения?

      2. Какой мотив сопровождает образ девушки?

      3. За что лирический герой благодарит Русь?

3) «На поле Куликовом»:

1. Блок считал, что «Куликовская битва принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Как решается Блоком тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»?

2. Какое развитие нашёл в цикле гоголевский образ «птицы-тройки»?

3. Как сочетаются в цикле личный мотив беды и тема России?

3) «Россия»:

        1. Как развивается центральный образ стихотворения?

        2. Обратите внимание на обилие эмоционально насыщенных эпитетов.

        3. Как они характеризуют внутреннюю противоречивую сущность

Руси?

        1. Что доминирует в отношении лирического героя к «нищей» России?

        2. Объясните авторскую формулу «И невозможное возможно».

Физкультминутка

  1. Самостоятельная работа.

Заполнить таблицу «Тема Родины в лирике Блока» (на интерактивной доске)


Стихотворение

Год

написания

Ключевые строки

Особенности создания образа Родины
































































  1. Заключительное слово учителя.

Россия Блока – загадочная стихия, страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа.


  1. Подведение итогов урока.




  1. Домашнее задание: стр. 185-197, вопр.4-7 на стр. 206;

выучить наизусть стихотворение «Россия».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: