NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Предме т: литература Учитель : Тимкова Татьяна Степановна Тема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»




Дата:17 .09.2012г.

Класс: 11

Предмет: литература

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Тема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из

Сан-Франциско»
Цель: показать взаимодействие реализма и символизма в творческом методе Бунина.

Задачи: выявить восприятие учащимися прочитанного рассказа;

формировать навык анализа произведения на основе личностного

восприятия;

вовлечь старшеклассников в размышления о смысле жизни.

Оборудование: текст рассказа, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

( на интерактивной доске портрет И.А.Бунина и иллюстрация к рассказу «Господин из Сан-Франциско» художника О.Д.Коровина)

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916), первоначально названный Буниным «Смерть на Капри», продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением Бунина к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

  1. Анализ рассказа.

(вопросы на интерактивной доске)

  1. Изображение мира, в котором живёт господин из Сан-Франциско.

  1. Какую роль играет детальное описание предметного мира в рассказе?

  2. Какими приёмами создаёт автор мир господина из Сан-Франциско?

  3. Можно ли назвать «Атлантиду» моделью целого мира? Считаете ли вы случайным такое название?

  4. Назовите символические детали и образы этого мира, определите их смысл.

  1. Образ господина из Сан-Франциско.

  1. Каким вы представляете себе господина из Сан-Франциско, его внешность, манеры?

  2. Какие чувства вызывает у вас этот господин?

  3. Как господин реализует своё «полное право на отдых, на удовольствия, на путешествия»? Как он готовился к путешествию? Где хотел побывать? Как отдохнуть?

  4. Почему герой и его семья перестают получать удовольствия? В том ли причина, что «декабрь выдался не совсем удачный»?

  5. Почему автор так внимателен к последним дням жизни героя? С какой целью так подробно описан вечерний костюм главного героя?

  6. Как отнеслись к смерти господина окружающие и его семья?

  7. Для автора важнее, что у героя нет имени или что «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил»?

  1. Природа в рассказе.

  1. Найдите в тексте и зачитайте описания природы. Какова их роль?

  2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает в рассказе способом выражения авторского отношения к описываемому?

  3. На какие особенности писательской манеры Бунина вы обратили внимание? Как взаимодействуют реализм и символизм в творческом методе Бунина?

Физкультминутка

  1. Закрепление.

Диспут «Есть ли противовес «закатной» цивилизации?»

  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Смерть господина – насмешка судьбы. Он умер тогда, когда достиг всего, чего добивался всю жизнь: денег, власти, положения в обществе. Сколько умной и горькой насмешки над властью денег!

После смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение: уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, «на острове снова водворились мир и покой».


  1. Подведение итогов урока.




  1. Домашнее задание: стр. 44-56, вопр.11 на стр. 55;

прочитать по выбору рассказ И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: