Примерный перечень вопросов по дисциплине «История и философия науки» (Философия науки) на 2013/2014 учебный год
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
по дисциплине «История и философия науки» (Философия науки)
на 2013/2014 учебный год
Наука и философия. Функции науки.
Научное сообщество как субъект социально-гуманитарного познания
Возникновение науки.
Специфика методов социально-гуманитарного познания.
Средневековая наука.
Сущность, генезис и развитие аксиологических представлений и подходов к науке.
Структура эмпирического знания.
Роль научной картины мира, философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.
Структура теоретического знания.
Становление развитой научной теории.
Особенности научного познания.
Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология).
Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Концепция происхождения человека. Философские аспекты проблемы сознания и его структуры.
Научные традиции.
Теоретические основы социальной синергетики.
Генезис науки. Проблемы периодизации науки.
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия.
Культура античного полиса.
Социальное и культурно-историческое время.
Развитие науки в Новое время.
Введение понятия хронотопа как конкретное единство в гуманитарном аспекте.
Становление науки в XX в.
Социальные и этические проблемы развития науки.
Формирование науки как профессиональной деятельности.
Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания.
Подготовка научных кадров.
Взаимодействие наук как фактор порождения нового знания.
Типы научной рациональности.
Проблема рационального, объективного и истинного в социально-гуманитарных науках.
Метатеоретический уровень научного знания.
Перспективы научно-технического прогресса.
Философские основания науки.
Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины.
Научная картина мира, ее исторические формы и функции.
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.
Наука как социальный институт.
Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
Классический и неклассический варианты формирования теории.
Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
Проблемные ситуации в науке.
Вера и допонятийное знание.
Понятия и типы научных революций.
Сомнение как метод познания (Р. Декарт).
Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности.
Знание, вера и истина.
Постнеклассическая научная рациональность.
Натуралистическая исследовательская программа.
Главные характеристики постнеклассической науки.
Антинатуралистическая исследовательская программа.
Определение субъекта познания.
Моральная ответственность ученого.
Философская герменевтика и социально-гуманитарное познание.
Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.
Методология и специфика социально-гуманитарного познания.
Этические проблемы науки.
Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.
Особенности современного этапа развития науки.
Методы социальных и гуманитарных наук.
Проблема классификации наук.
Детерминизм как принцип познания в социально-гуманитарных науках.
Философия как интегральная форма научных знаний.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. Логика научного открытия.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
Проблема разделения и система социальных и гуманитарных наук.
Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
Исследовательская программа систем управления.
Глобальный эволюционизм – основной вектор развития современной науки.
Программа социологического исследования как разновидность исследовательской программы в науке.
Зав. кафедрой
философии и политологии Е.М.Михайлова
страница 1
скачать
Другие похожие работы: