NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Примерный перечень вопросов по дисциплине «История и философия науки» (Философия науки) на 2013/2014 учебный год


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

по дисциплине «История и философия науки» (Философия науки)

на 2013/2014 учебный год


  1. Наука и философия. Функции науки.

  2. Научное сообщество как субъект социально-гуманитарного познания

  3. Возникновение науки.

  4. Специфика методов социально-гуманитарного познания.

  5. Средневековая наука.

  6. Сущность, генезис и развитие аксиологических представлений и подходов к науке.

  7. Структура эмпирического знания.

  8. Роль научной картины мира, философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

  9. Структура теоретического знания.

  10. Становление развитой научной теории.

  11. Особенности научного познания.

  12. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология).

  13. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  14. Концепция происхождения человека. Философские аспекты проблемы сознания и его структуры.

  15. Научные традиции.

  16. Теоретические основы социальной синергетики.

  17. Генезис науки. Проблемы периодизации науки.

  18. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия.

  19. Культура античного полиса.

  20. Социальное и культурно-историческое время.

  21. Развитие науки в Новое время.

  22. Введение понятия хронотопа как конкретное единство в гуманитарном аспекте.

  23. Становление науки в XX в.

  24. Социальные и этические проблемы развития науки.

  25. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  26. Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания.

  27. Подготовка научных кадров.

  28. Взаимодействие наук как фактор порождения нового знания.

  29. Типы научной рациональности.

  30. Проблема рационального, объективного и истинного в социально-гуманитарных науках.

  31. Метатеоретический уровень научного знания.

  32. Перспективы научно-технического прогресса.

  33. Философские основания науки.

  34. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины.

  35. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

  36. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.

  37. Наука как социальный институт.

  38. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

  39. Классический и неклассический варианты формирования теории.

  40. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

  41. Проблемные ситуации в науке.

  42. Вера и допонятийное знание.

  43. Понятия и типы научных революций.

  44. Сомнение как метод познания (Р. Декарт).

  45. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности.

  46. Знание, вера и истина.

  47. Постнеклассическая научная рациональность.

  48. Натуралистическая исследовательская программа.

  49. Главные характеристики постнеклассической науки.

  50. Антинатуралистическая исследовательская программа.

  51. Определение субъекта познания.

  52. Моральная ответственность ученого.

  53. Философская герменевтика и социально-гуманитарное познание.

  54. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.

  55. Методология и специфика социально-гуманитарного познания.

  56. Этические проблемы науки.

  57. Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.

  58. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.

  59. Особенности современного этапа развития науки.

  60. Методы социальных и гуманитарных наук.

  61. Проблема классификации наук.

  62. Детерминизм как принцип познания в социально-гуманитарных науках.

  63. Философия как интегральная форма научных знаний.

  64. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Логика научного открытия.

  65. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

  66. Проблема разделения и система социальных и гуманитарных наук.

  67. Сближение естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

  68. Исследовательская программа систем управления.

  69. Глобальный эволюционизм – основной вектор развития современной науки.

  70. Программа социологического исследования как разновидность исследовательской программы в науке.

Зав. кафедрой

философии и политологии Е.М.Михайлова

страница 1


скачать

Другие похожие работы: