Аннотации рабочих программ учебных дисциплин подготовки аспиранта по специальности 19. 00. 05 – Социальная психология
Аннотации рабочих программ учебных дисциплин подготовки аспиранта
по специальности 19.00.05 – Социальная психология
Индекс | Наименование дисциплины | Содержание дисциплины | Трудоѐмкость ЗЕТ/час |
П.1. Блок 1. «Дисциплины(модули)» | |||
П.1.Б. Базовая часть | |||
П.1.Б.01 | Дисциплина (модуль) «Иностранный язык» | Правила чтения. Транскрипция. Интонация. Порядок слов в английском предложении. Случаи от- ступления от прямого порядка слов (инверсия, усили- тельные конструкции). Существительное. Функции существительного в пред- ложении. Образование форм множественного числа. Способы перевода существительных, характерных для научного текста. Правило ряда. Артикли. Отсутствие артикля. Способы перевода слов Местоимения. Функции местоимения в предложении. Объектный падеж личных местоимений. Притяжатель- ные, указательные, возвратные местоимения. Неопределенные местоимения и их производные. Слова-заместители существительных и глаголов- сказуемых. Перевод сочетаний с глаголом Прилагательные и наречия. Их роль в предложении. Степени сравнения. Нестандартное образование степе- ней сравнения. Наречия Числительные. Количественные и порядковые числи- тельные. Глагол. Времена глагола. Страдательный залог. Различные способы перевода ска- зуемого в страдательном залоге. Согласование времен. Модальные глаголы и их эквиваленты. Неличные формы глагола. Причастие 1. Образование сложных форм. Причастие 2. Функции Причастия 2 в предложении. Причастные обороты - зависимые и независимые. Инфинитив. Функции. Инфинитивные обороты. Перевод сочетаний в роли вводных членов предложений. Сослагательное наклонение. Условные предложения. Типы придаточных предложений. Способы перевода союзных слов. Предлоги. Беседа о своей научной деятельности. Иностранный язык в его использовании. Особенности и трудности перевода (Ложные друзья переводчика) Аудирование научных текстов по специальности Развитие коммуникативных навыков подготовленной и неподготовленной речи. | |
П.1.Б.02 | Дисциплина (модуль) «История и философия науки » | Предмет и основные концепции современной философии науки. Многообразие когнитивных практик. Бытие науки в различных измерениях. Современная философия науки как исследовательская сфера и способ осмысления науки в ее динамической целостности. Позитивистская традиция в философии науки. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И.Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический, культурологический и креатологический подходы к исследованию науки. Наука как познавательная система и социокультурный феномен. Специфические черты научного познания. Роль методологии в системе научного познания. Основные ценности (презумпции) науки. Наука и искусство как два способа постижения мира. Наука и религия: формы отношений и возможности диалога. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука и наука в собственном смысле слова как две стратегии порождения знаний. Наука как итог эволюции культуры. Социокультурный контекст становления научно-рационалистической парадигмы в античности. Наука и философия: основные направления взаимодействия. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, выступающих предпосылками освоения новых типов системной организации объектов. Античная логика и математика и процесс формирования норм и идеалов науки. Наука в горизонте средневековой культуры: человек как творец; идея экспериментирования с природными объектами. Алхимия, астрология, магия как формы явленности средневековой науки. Формирование традиции опытного исследования природы (оксфордская школа: Р. Бэкон, У. Оккам). Цивилизационный сдвиг и становление опытной науки в культуре Нового времени. Идея экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода. Мировоззренческая роль науки: мир как грандиозная механическая система; человек как сила, способная усовершенствовать природу. Формирование науки как системы профессиональной деятельности. Дисциплинарно организованная наука как форма осуществления научных исследований. Технологические применения науки. Отношение науки и материального производства. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Функции науки в жизни общества: наука как способ объяснения, понимания и предвидения явлений и процессов; как основа мировоззрения; как производительная сила общества; как социальный фактор развития общества. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Главные характеристики современной науки: соотношение дифференциации и интеграции наук; связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований; освоение саморазвивающихся «синергетических» систем; глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов; сближение естествознания и социально-гуманитарного познания и свойственных им идеалов; включение социальных факторов и ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности; расширение границ этики науки. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм, антисциентизм и технофобия. Поиск нового типа цивилизационного развития и статус науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных проблем. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как ценностно-этическая основа стратегии отношений общества и природы. Структура научного знания. Эпистемологический подход к исследованию науки. Многообразие когнитивных образований в науке. Научное знание и критерии его определения. Природа структурированности знания. Иерархизированные структуры научного знания: уровни, области, сферы, направления. Эмпирико-теоретическая и феноменолого-презентативная модели организации знания. Иерархия как форма организации научного познания. Научная картина мира и ее функции в научно-познавательных процессах. Основания науки: онтологические схемы, идеалы и нормы научного исследования, методы научно-исследовательской деятельности, операционно- процедурная атрибутика научного исследования. Философские идеи и принципы в динамической структуре знания и их роль в институтционализации научных знаний в культуре. Логика и методология науки. Взаимодействие философских и научных знаний. Динамика науки как состояние и процесс порождения нового знания. Креатологический подход к пониманию и трактовке природы научного знания и его динамики. Содержание и характер взаимодействия когнитивных образований в научном познании. Объективация и актуализация содержания когниций как процесс научного поиска. Теоретическая деятельность как способ актуализации идеальных схем организуемой интеллектуальной активности. Симбиотический характер взаимодействия мыследеятельности с контекстом ее осуществимости. Возникновение нового знания как акт качественного изменения архитектоник и связей когниций в пространстве возможного. Формирование, становление, институционализация когнитивных образований в качестве нового в науке. Проблематизация как процедура научного поиска, созидания пространства возможного и форма инициации креативных явлений в нем. Креативность как состояние порождения нового (иного) в научном познании. Попытки модельного представления креативности. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Традиции в науке. Виды научных традиций. Традиции и возникновение нового знания. Научные революции как форма развития науки. Куновская модель научной революции. Научные революции как перестройка оснований науки. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. «Парадигмальные прививки» как форма революционных преобразований в науке. Глобальные научные революции и трансформации в культуре. Глобальные научные революции как механизм смены типов научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Наука как социальный институт. Понятие «социальный институт». Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные школы в системе науки. Новое время и процесс оформления науки как социального института. Идея автономии науки. Современная наука как социальный институт: особенности функционирования. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Проблема государственного регулирования науки. | |
| |||
П.1.В. Вариативная часть | |||
П.1.В.01 | Методология и методика социально-психологического исследования» | Качественный и количественный подходы к исследованию. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании. Проблема качества данных. Общий обзор методов. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа. Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М.Фуко): язык как дискурс и технология власти. Теоретико- методологическое основание качественной методологии. Прообразы качественных исследований до возникновения психологии как науки. Период ранних классических исследований (1900-1950). Чикагская школа социологии. Исследование У.Томаса и Ф.Знанецкого, Р.Парка и др. Франкфуртская школа (Адорно, Фромм, Маркузе и др.). Этнографические исследования Боаса, Мид, Бенедикт, Бейтсона, Эванса-Притчарда, Радклифф-Брауна, Малиновски. Вклад психоанализа: использование глубинных психоаналитических интервью, кейс-стади, проективных методов и интерпретативного подхода. Исследование Л.Бинсвангера «Случай Элен Вест». Г.Олпорт и методы анализа личных документов в психологии. Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А.Маслоу и К.Роджерса. Исследование А. Ван Каама и формулирование принципов феноменологического исследования в психологии. Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990). Классические работы по качественным исследованиям: В.Филстид «Качественная методология», Дж.Лофлэнд «Анализ социальных обстоятельств», Л.Шацман и А.Страусс «Полевое исследование», Р.Богдан и С.Тэйлор «Введение в качественные исследовательские методы», Дж.Спрэдли «Этнографическое интервью», М.Хаммерсли и П.Аткинсон «Этнография». А.Джорджи и «Дюкеснские исследования по феноменологической психологии». Интерпретативный (текстуальный) поворот в социальных науках. Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная. Построение эмпирического исследования. Проблема и проблемная ситуация. Житейская и научная формулировки проблемы. Взаимодействие психолога и «заказчика» в прикладном исследовании. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии. Определение и соотношение понятии «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. в социальной психологии. Основные понятия выборочного метода. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования. Количественные методы исследования: анкетный опрос, стандартизированное интервью. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения. Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование и организация личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью. Бриф для интервьюеров. Этика проведения индивидуального интервью. Фазы интервью. Проблема установления и поддержания контакта между интервьюером и респондентом. Подготовка интервьюеров Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования. Преимущества и ограничения on-line интервью. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок. Специфика заочного (телефонного, он лайн) интервью. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки. Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности. Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах. Обработка и анализ количественных данных.Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы. Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки). Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки. Уровни измерения и допустимые статистики. Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты. «Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных. Показатели центральной тенденции и рассеивания. Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка. Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация. Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа. Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа. Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы, корреляционные и факторные матрицы и др. Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным. Анализ документов. Определение понятия «документ» в социальной психологии. Виды документов. Общие особенности методов анализа документов. Способы оценки достоверности данных документов. Основные типы традиционного анализа документов. Сравнительный анализ методов традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа. Социометрия.История метода. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии. Модификации социометрического метода. Эксперимент в психологическом исследовании Области использования и специфика метода. Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Параметры экспериментальной процедуры. Виды экспериментов. Экспериментальные схемы (планы). Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Особенности эксперимента в психологии. Лабораторный и полевой эксперимент. Способы измерения зависимой переменной. Наблюдение. Общая характеристика метода, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Типичные ошибки и пути повышения качества данных наблюдения. Подготовка исследования. Проективные методические приемы и исследовательские техники. Этапы качественного исследования. Подготовительный этап. Запрос на исследование. Разработка программы исследования. Анализ проблемы. Определение целей, задач и объекта исследования. Подготовка предложений. Брифинг. Разработка и согласование программы. Обоснование выбора методов, выборки, критериев рекрутирования. Подготовка скринера и топик-гайда. Этап полевого исследования. Расписание исследовательских процедур. Технологии проведения исследования. Заключительный этап. Анализ полученных результатов и подготовка отчета. Полный отчет, краткий отчет, отчет модератора, основные выводы, рекомендации. Подготовка и проведение презентации результатов исследования. Компьютерные программы качественного анализа данных (ATLAS.ti, Transana, Folio VIEWS, NUD-IST и др.)Рекрутирование участников. Критерии отбора респондентов. Количество участников группы. Способы рекрутирования: по спискам, случайная выборка, телефонные и уличные экспресс-интервью, метод снежного кома. Приглашение на группу. Ограничения на участие в группе. Групповые методы качественного исследования. Преимущества и ограничения групповых опросных методов. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. П Специфика телефонных и on-line фокус-групп. Групповые методы: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование). Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда. Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение. Организация работы фокус-группы. Личностные характеристики хорошего модератора. Внутренняя подготовка модератора к исследованию. Профессиональная подготовка модератора. Факторы, определяющие стиль модерирования. Возможные ошибки модерирования. Стратегия поведения модератора в ходе работы группы. Начало работы. Вступительное слово модератора. Реакция модератора на высказывания участников. Тактика модератора по отношению к различным категориям участников группы. Окончание работы группы. Требования к месту и времени проведения группы. Необходимое техническое оснащение. On-line качественные исследования. Критерии эффективной фокус-группы. Очевидная и предсказательная валидность результатов качественного исследования. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.Преодоление субъект-объективной дихотомии в психологии (К.Роджерс, А.Пузырей). Система базисных психотехнических действий. “Групповая динамика” (К.Левин). Групповая дискуссия как основной методический прием качественных социально-психологических методов. Переменные, влияющие на “зоны комфорта” участников группы. Внутриличностные переменные: демографические, физические, личностные. Межличностные переменные: сплоченность группы, групповая совместимость, социальная власть, невербальное взаимодействие. Экологические переменные: территориальность, личное пространство, организация пространства. Модератор - руководитель группы. Самораскрытие участников группы. Этнографические методы.История применения этнографических методов в психологии. Основные характеристики и специфика этнографических методов. Классификация методов: дневниковые методы, анализ документов, эвристические методы. Отбор респондентов для этнографического исследования. Методы регистрации данных. Визуальная социология. Обработка и анализ данных этнографического исследования. Анализ и представление результатов качественного исследования.Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования: уровень исходного материала, уровень описания, уровень интерпретации. Проблема контекстуализации качественного анализа. Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д.Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности в качественном исследовании. Виды надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка. Триангуляция как основная процедура валидизации качественного исследования. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований. Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету. Презентация отчета. | 4/144 |
П.1.В.02 | «История социальной психологии» | История развития социальной психологии как науки. Зарождение социально-психологических идей в античной философии (Платон, Аристотель), в различных течениях классической философии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания в XIX веке. Связь с другими областями научного знания той эпохи. Ранние социально-психологические теории, исторический контекст их возникновения. Психология народов. Психология масс. Теории инстинктов социального поведения. Оценка этих теорий с позиций сегодняшнего дня. Зарождение экспериментальной практики в социальной психологии. Первые социально-психологические эксперименты в США, Западной Европе, России. Две научные социальные психологии: психологическая и социологическая. Их сходство и различие. Становление и развитие социальной психологии как науки в XX веке в странах Запада и Востока. Судьба социальной психологии в России. Социальная психология в начале третьего тысячелетия. Взаимосвязь социальной психологии с другими поведенческими науками. Социальная психология и общая психология. Социальная психология и социология. Социальная психология и антропология. Основные сложившиеся теоретические направления социальной психологии и их современные трансформации. | 3/108 |
П.1.В.03 | «Психология общения» | Основные характеристики общения. Общение в структуре социально – психологического знания. Современные трактовки общения (деятельность, субъект – субъектное отношение, обмен, символическое взаимодействие, диалог). Культурный контекст общения. Мотивационно – потребностная основа общения. Аффиляция как потребность в социальных контактах. Мотивы аффиляции. Теория социального сравнения как одна из объяснительных схем аффилиативного поведения. Последствия аффилиации. Структура общения: статический и динамический аспекты. Виды и функции общения. Компетентность в общении. Когнитивные аспекты общения. Познание как социальный феномен, социальная активность. Уровни социальной детерминации познания. Когнитивное взаимодействие. Понятие социальной перцепции. Социальная перцепция и межличностное познание. Факторы и эффекты межличностного познания. Метаперцепция и точность межличностного оценивания. Феномен каузальной атрибуции в межличностном познании. Основные модели каузальной атрибуции. Ошибки каузальной атрибуции. Понятие социальной атрибуции. Основные характеристики социальной атрибуции, и её роль в межличностном познании. Феномен управления впечатлениями. Самопрезентация как механизм управления впечатлениями. Виды самопрезентаций. САмопрезентация и самомониторинг. Самопрезентация и социальное поведение. Коммуникативные аспекты общения. Понятие коммуникации. Базовые элементы коммуникативного процесса. Специфика человеческой коммуникации. Коммуникативные барьеры. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание как психологические составляющие вербальной коммуникации. Культурная и гендерная специфика вербальной коммуникации. Основные виды слушания. Факторы эффективности вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация. Основные составляющие невербальной коммуникации и их характеристика. Функции невербальной коммуникации. Культурная детерминация невербального поведения. Обратная связь в межличностной коммуникации. Функция обратной связи в коммуникативном процессе. Характеристики эффективной обратной связи. Психологические способы воздействия в процессе общения. Психологическое понимание воздействия. Специфика ситуаций психологического воздействия в общении. Основные способы воздействия (заражение, внушение, убеждение, подражание, мода). Их психологические особенности, история исследований, применение и роль в современной жизни, возможные эффекты. Воздействие и массовая коммуникация. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Социокультурный и политический контексты применения психологических способов воздействия. | 4/144 |
П.1.В.04 | «Социальная психология групп» | Группа как объект социально-психологического изучения Проблема группы в социальной психологии. Социологические и социально-психологические традиции исследования группы. От человеческой общности – к социальной группе (понятийные уточнения). Трактовка группы как совокупного субъекта (психологические черты «группового качества»). Классификация групп. Многомерность и многоуровневость организации социума. Первичные и вторичные, малые и большие группы. Социальные организации. Малая группа как традиционный объект социально-психологического исследования. Основные характеристики малой группы. Малая группа и коллектив: соотношение понятий в отечественной социально-психологической традиции. Малая группа и команда. Структурно-динамические характеристики малой группы Организационные и психологические детерминанты возникновения малой группы. Этапы и модели развития малой группы. Механизмы группового развития. Групповая социализация. Понятие групповой структуры. Поуровневый и многомерный анализ групповой структуры. Особенности отдельных измерений групповой структуры. Внутригрупповые коммуникации. Феномен социальной власти. Типы социальной власти. Статические и процессуальные модели групповой структуры. Лидерство как структурный феномен. Структура, механизмы и динамика лидерства в малых группах. Понятие организационного лидерства. Основные модели организационного лидерства. Феноменология сложившейся малой группы. Феномен нормативного поведения в группе. Понятие групповой нормы. Влияние группового большинства. Феномен конформного поведения. Влияние группового меньшинства. Последствия отклонения от групповых норм. Феномен внутригруппового давления и его функциональное значение. Феномен подчинения авторитету в группе. Феномен групповой сплочённости. Детерминанты и последствия групповой сплочённости. Феномен огруппления мышления в высокосплочённых группах и его влияние на эффективность группового функционирования. Феномены и характеристики группового решения задач. Типология групповых задач. Феноменология решения групповой задачи: социальная фасилитация, социальная леность, сдвиг риска, групповая поляризация, групповые притязания. Организации, большие группы и межгрупповые отношения Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации. Организационный и психологический климат. Организационная культура и организационная социализация. Рабочая группа (команда) как ключевой элемент современной организации. Общая характеристика «большой социальной группы». Классификация больших социальных групп. Феноменология больших социальных групп (социальный и национальный характер, предрассудки, дискриминация, массовые коммуникации, политическое лидерство). Процессы стереотипизации в больших группах. Психологическое содержание межгрупповых отношений. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений. Феномен социальной категоризации. Процесс социальной идентификации и его результат – социальная идентичность. Теории социальной идентичности и социальной категоризации как объяснительные модели межгрупповых отношений. Культурная детерминация межгрупповых отношений. Явления стереотипизации в межгрупповых отношениях. | 4/144 |
П.1.В.04 | «Социальная психология личности» | Феноменология и структура личности. Подходы к описанию и пониманию личности в психологии. Специфика постановки проблемы личности в социологии. Общей и дифференциальной психологии и социальной психологии. Основные проблемы и понятия. Различные взгляды на структуру личности. Ядро личности. Ролевая структура личности. Проблема «Я» в отечественной и зарубежной психологии. Генезис самосознания. «Я-концепция», ее структура и функции. Самоуважение и самооценка. Саморегуляция и самоконтроль. Сила «Я». Образ тела, способы компенсации и непривлекательности. Психологическая защита. Социально-психологическая характеристика личности. Социализация и развитие личности. Социализация. Основные этапы и механизмы социализации. Институты социализации. Половая социализация. Политическая социализация. Теории развития личности. Психоаналитические теории (З.Фрейд, А.Адлер, Г. Юнг, Э.Эриксон). Теории научения (Б.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер). Гуманистические теории развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Системный подход к изучению личности. Культура как источник социального влияния. Личность и культура. Направленность личности. Альтруизм и просоциальное поведение. Культура и социальные нормы в просоциальном поведении. Авторитарная личность. Социальное мышление и поведение личности. Основные феномены социального мышления. Установки, ценности, нормы. Ценности и ценностные ориентации. Классификация норм, их устойчивость, изменение. Социально-психологические установки. Установки и реальное поведение. Формирование и изменение социальных установок. Социальные стереотипы, их функции, устойчивость. Предрассудки. Психологические механизмы поведения личности. Направленность личности. Социальная мотивация. Социальные роли. Классификация социальных ролей. Понятие гендерной роли. Социальная адаптация. Социальная инновация. Формирование жизненных стратегий личности. Феноменология и понятие межличностных отношений. Понятие отношения. Основные направления исследований в психологии отношений. Теория В.Шутца о межличностных отношениях. Чувства как системы поведения. Эмоциональный аспект межличностных отношений. Притяжение, симпатия, эмпатия. Дружба. Любовь. Социальная психология агрессивности. Теория агрессивности. Психологические механизмы эскалации агрессии. Социальная коммуникация. Понятие о коммуникации. Предпосылки коммуникации. Основные элементы коммуникационного процесса. Источник информации, коммуникатор, информация, канал, средство, адресат информации. Техническая и семантическая стороны коммуникации. Невербальные коммуникации. Коммуникабельность личности. Совершенствование коммуникативных умений. Коммуникация в организациях. Психологические способы коммуникативного воздействия. Подражание, внушение, убеждение, заражение. Социально-психологические механизмы моды. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации. Виды, средства, приемы пропаганды. Социально-психологические аспекты рекламы. Общественное мнение и закономерности его формирования. | 3/108 |
П.1.В.05 | «Практические приложения социальной психологии» | Прикладной аспект социальной психологии. Статус прикладных социально-психологических разработок в современном обществе. Проблема перевода языка социально-психологической науки на язык обыденной жизни. Специфика и виды прикладных социально-психологических разработок. Две основные модели практической реализации социально-психологических знаний: естественнонаучная и общественно-научная. Специфика применения моделей. Общественные сферы практического приложения социально-психологического знания. Возможности и ограничения прикладной социальной психологии. Проблема профессиональной квалификации и социальной ответственности людей, занятых в области прикладной социальной психологии. Соотношение прикладного и научного социально-психологического знания. Социальная практика как фактор дальнейшего развития социально-психологических идей. Правомерность идеи К.Левина о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. | 3/108 |
П.2. Блок 2. «Практика» | |||
П.2.В. Вариативная часть | |||
П.2.В.01 | Научно-педагогическая практика | | 20/720 |
П.2.В.02 | Научно-исследовательская практика | Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследования, выполняемого аспирантом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы диссертации. Работа аспирантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над кандидатской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (патентные материалы, научные отчеты, техническую документацию и др.); составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Аспиранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем. | 20/720 |
П.2.В.01 | Научно-педагогическая практика | Содержание научно-педагогической практики аспирантов состоит из:
Аспиранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:
| 20/720 |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: