Проектная технология на уроках иностранного языка
Проектная технология на уроках иностранного языка.
Филоненко Е.А. – учитель английского языка МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова
Работаю учителем английского языка в Курьинской средней общеобразовательной школе им. М.Т. Калашникова уже 23 года. Преподаю предмет, как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене.
Зажечь огонек в глазах ученика - вот благородная цель учителя, но как? Что является главным для успешного обучения ребят инностранному языку в школе? Это в первую очередь, на мой взгляд, правильно созданная языковая среда, которая бы способствовала успешному овладению иностранным языком. Обучаясь иностранному языку в школе, учащиеся, находятся вне среды изучаемого языка и испытывают потребность в общении на иностранном языке. Таким образом, на первоначальном этапе ребята испытывают большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а также при речевом общении. Проанализировав уровень обученности учащихся и приняв во внимание результаты диагностических исследований, я пришла к выводу, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в процессе познания, нацелить их на поиск знания. И я поняла, что способствовать этому может проектная технология.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определяет для учителя на сегодняшний день новые литеры? в преподавании. Ученик в процессе обучения должен овладеть ключевыми компетенциями теми, что понадобятся ему в дальнейшем образовании и жизни. Я совершенно согласна, с тем, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свои мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности
С этим постулатом совпадает цель моей педагогической деятельности: «Формирование и развитие личности ученика через использование проектной методики на уроках английского языка»
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному обучению.
Разумеется, я в своей работе использую множество современных подходов к обучению, но не объять необъятное невозможно! Что-то получается лучше, что-то хуже. Начав работать с серией учебников В.П. Кузовлева, я познакомилась с проектной формой преподавания, и, признаться честно, я по началу не очень-то верила в эффективность этого метода. Я изучила эту технологию по работам Доктора пед. наук профессора Е.С.Полат . Написала исследовательскую работу …… И стала пробовать применять изученную теорию на практике. Как велико было мое удивление, когда я с восторгом выслушала эти первые детские проекты. Пусть не совершенные, с ошибками и разнообразными ляпами, но энтузиазм, шедший от ребят, желание высказаться, их копание в словарях дома во время подготовки к проекту -все это меня просто поразило. С тех пор я сторонник данного метода и я пытаюсь развивать его как могу, с использованием личностно-ориентированного подхода, регионального компонента и метода развития творческих способностей учащихся.
Известно, что в обучении иностранному языку через аудирование, когда обучающиеся получают информацию, слушая учителя, они усваивают лишь 5% информации. А обучение через действие, когда учащиеся общаются на иностранном языке, практически применяют школьные знания в различных, в том числе не типовых ситуациях общения, позволяет им усвоить 90% информации. Согласитесь – это заметная разница. А основным тезисом современного понимания метода проектов может служить следующее высказывание: «Я знаю для чего мне надо, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить». И это действительно так, потому что в ходе работы над проектом, школьники учатся самостоятельно приобретать знания. Проекты сегодня всё больше преобретают сторонников в школьном образовании. Я уже несколько лет применяю проектную методику и слежу за передовыми и передовым педагогическим опытом учителей, работающих по методу проектов..
Я считаю, что метод проектов уникален по своей сути, он направлен на развитие активного самостоятельного мышления ребенка, он учит не просто запоминать тот, или иной фактический материал, а использовать его на практике. Конечно, чтобы решить проблему, лежащую в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка.
Особое значение во внедрении проблемной технологии имеет один факт – это возможность говорить о том, о чём школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связанные с их личным опытом, то есть в полной мере реализовать личностно – ориентированный подход. Новизна подхода в его демократичности. Школьникам даётся самим конструировать модель общения, начиная с первого занятия по проекту. Не должно быть жёсткой алгоритмизации действий, но условиям корректного следования логики, принципам метода следует обязательно придерживаться.
В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность.
Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.
Проектная методика в моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.
Как же я применяю проектную технологию на уроках английского языка? Прежде всего, просматриваю учебный материал, анализирую значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”.
Далее формулирую некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.
Мы начинаем проектную деятельность в 2 классе обычно с разработки весьма простых проектов. Это то, что имеет непосредственное значение для каждого школьника. Например: Моя родословная, дом моей мечты. Такие проекты, как пенал моей мечты, удивительное здание. Зоопарк, парад животных очень помогают создать у детей впечатление, что английский язык – это развлечение, свет, деятельность. Удовольствие. Кабинет обычно превращается в творческую мастерскую. Дети приносят клей. Цветную бумагу, карандаши, ножницы. Особенно, когда мы делаем практические проекты из серии мы мастерим. Незаметно для себя мы начинаем говорить по английски: склеивая, вырезая необходимые атрибуты. В своей практике я так же планирую мини – проекты, рассчитанные на один урок: это составление и комментирование расписания уроков, составление электронного письма, поиск друзей по переписки.
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.
Я считаю, что внедрение проектной технологии является хорошим стимулом для повышения интереса к английскому языку в этом возрасте. В среднем звене мы делаем Мини – исследовательские проекты, например, что нам нравится на уроках английского, рейтинг популярных кинофильмов и многие другие. Очень современное и увлекательное – это составление различных коллажей и постеров. Совместная работа над подготовкой проекта - это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его
важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше, когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, когда, встречаясь, мои ученики говорят: "А помните, как мы ..." - и вспоминают веселые, подчас курьезные случаи, которыми всегда изобилует процесс подготовки любого проекта.
И совершенно неважно, какую роль они тогда играли - главную или совсем уж эпизодическую, вспоминают они об этом с удовольствием, и в душе рождается очень теплое чувство. И чем больше лет отделяет от школы, тем теплее оно становится. При работе над темой «Охрана окружающей среды в 7 классе» я вовлекла учащихся в дискуссию «Природа и человек: друзья или враги?» В процессе дебатов образовалось 2 группы, одна из которых готовила информацию о проблемах окружающей среды, вызванных деятельностью человека, а вторая - о том, как эти проблемы решаются в Англии и в нашей стране. В качестве презентации был проведен круглый стол с демонстрационного наглядного материала : слайдов, карикатур, рисунков; определены пути решения проблем : что каждый из нас может сделать для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?
Учащиеся 9 класса, посещающие факультатив также приняли участие в этом проекте. Они создали, используя данную информацию, проект презентации в программе Power Point на эту тему, которая служит мне ценным наглядным материалом при проведении уроков по теме «Охрана окружающей среды».
В цикле «Страноведение» этими же учащимся с помощью Интернет был подготовлен проект «Города Великобритании», который был продемонстрирован учащимся 7-го класса во время прохождения темы «Лицо города - визитная карточка страны». Семиклассники обсуждали с учащимися 9 класса полученную информацию, говорили о том, что нового они узнали об этих городах, их истории, населении, достопримечательностях, задавали вопросы, обменивались мнениями.
Проект «The best of all possible Worlds» был задуман и осуществлён учащимися 1 Об класса. Была предложена общая проблема, и мы сами определили те её аспекты, которые показались наиболее интересными. Работа по выполнению проекта проводилась в логике и согласно структуре исследовательского проекта. Результатом которого явилось выступление нашей проектной группы на открытом уроке для учителей района. Учащиеся представили свои проекты в виде слайдовых презентаций,
Наибольший интерес для нас, вероятно, представляет феномен, заключённый в поговорке:
«Везде хорошо, где нас нет». На самом деле увлекаясь изучением англо-американской или иной культуры, что само по себе естественно и необходимо, мы недостаточно глубоко подходим к изучению родных мест, культуры, обычаев, традиций, своего края, района, села, которые на поверку оказываются не менее уникальными, чем культурное наследие любой иной страны и достойны не менее пристального изучения, в том числе и представителями зарубежных культур. В данном противоречии скрыта проблема, которая представляет для нас как научный, так и практический интерес, и мы попытаемся в предлагаемом проекте представить попытку ее решения.
Отсюда, целью нашего проекта является попытка гипотетического выбора наиболее интересной для посещения или проживания территории земного шара, а также обеспечение информационной доступности к результатам своих исследований при помощи возможностей сети Интернет и английского языка.
Объектом исследования являются выбранные учащимися территории, в том числе территория родного края (Курьинского района, Алтайского края). Предметом - их культурное наследие, достопримечательности с точки зрения их уникальности. В работе мы исходим из следующей гипотезы:
каждая территория земного шара по своему уникальна, однако, в силу ряда причин, в том числе недостаточной исследованности и информативности многие уголки Земли остаются неизвестными и непопулярными среди различных групп населения.
Практическая значимость проекта:
- попытка анализа обобщенных результатов исследования предпринятая участниками
проекта, с целью ознакомления с ними различных групп населения.
Вывод:
Проделанная нами работа позволила нам установить, что степень изученности культурного наследия любой территории и создание условий для широкого ознакомления с ним и есть показатели популярности той или иной территории среди различных групп населения Земли. Также мы убедились в то, что тенденция к изучению родного края имеет положительную динамику среди учащихся, что, несомненно, сыграет в будущем определяющую роль не только в популяризации родных мест, но и их дальнейшего культурного развития. Проект «Моя малая Родина» на английском языке с презентацией был размещён на сайте Администрации Курьинского района для возможных иностранных туристов.
Итак, возвращаясь к вопросу как данная технология влияет на обучение иностранному языку, меня как учителя иностранного языка интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Показатели уровня обученности в динамике по годам свидетельствует о повышении уровня качества знаний с 67% в 2009г до 78% в 2012 году. И стабильности уровня успеваемости, которое составляет 100%. И это очень хороший результат. Результаты сформированности у обучающихся ключевых компетенций в условиях внедрения проектной методики с 2009 по 2012 свидетельствуют о том, что учащиеся стали более грамотно использовать грамматические структуры и явления. Считаю, что расширился словарный запас и его употребление в речи. Уровень качества сформированности лексико – грамматических навыков возрос с 45 до 62% за поледние 3 года, навыков чтения до 56%, аудирования и монологической речи с 76 до 80%, письма с 76 до78%. Результаты очевидны. Проектная методика не только даёт возможность учащимся глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит их общению, умению самостоятельно добывать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
В целом, убедившись на личном опыте, могу сказать, что использование проектной методики эффективно, так как использование метода проектов в воспитании учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и другие. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность, и нацелены на получение реального результата. Хотелось бы дать совет учителям. Для того, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и его преподавания. Никто не утверждает, что проектная методика поможет решению всех проблем в обучении. Но это эффективное средство. Способствующее развитию учащихся, осознанию ими себя. Проект – это так же реальная возможность использовать знания полученные на других уроках средствами английского языка. Таким образом, для грамотного использования проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку.
В школе работает научное общество учащихся, где ребята занимаются исследовательской деятельностью. Таким образом, и наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребёнка.
Многие проекты, созданные в рамках НОУ, принимавшие участие в конференциях были отмечены дипломами, грамотами и благодарностями.
Таким образом, проектное обучение становится базой для расширения исследовательской деятельности учащихся.
В последнее время, я считаю, что есть ещё немаловажный показатель моей деятельности и работы, это успех моих учеников. Уже сейчас некоторые мои выпускники являются участниками волонтёрского движения в крае, работают в науке.
Я, понимаю, что вместе с педагогами школы я непросто вооружаю детей знаниями, а я им даю им тот опыт, те виды деятельности, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Я рада тому, что мои ученики большей частью успешны в жизни.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: