NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методическое пособие «Формирование и совершенствование навыков произношения»




М. Н. Воробьева

Формирование и совершенствование навыков произношения

Введение

Vorwort

Учебно-методическое пособие «Формирование и совершенствование навыков произношения» предназначено для занятий на курсах профессиональной переподготовки по разделам: «Теоретическая фонетика немецкого языка» и «Практическая фонетика немецкого языка», а также на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка по разделу «Аспекты языка: фонетика».

Учебно-методическое пособие включает материал по теоретической и практической фонетике, необходимый и достаточный для проведения вводно-коррективного курса, а также для дальнейшей отработки и совершенствования фонетических навыков слушателей.

Пособие состоит из 3 частей.

В первой части содержится теоретический материал для введения в дисциплину. Материал представлен на русском языке и, при необходимости, дается перевод отдельных терминов на немецкий язык, чтобы слушатели могли ознакомиться со специальной терминологией и понять сущность основных фонетических явлений. В данной части раскрываются ключевые понятия: гласные и согласные звуки немецкого языка, позиционнообусловленные фонетические чередования гласных: ассимиляция, оглушение звонких согласных, придыхание (аспирация). Здесь же приводится схема речевого аппарата и таблица транскрипционных обозначений в немецком языке.

Во второй части описываются основные интонационные компоненты немецкого языка: словесное ударение, фразовое ударение, паузы, мелодика и ее виды, основные интонационные структуры: утверждение, различные виды вопросов, перечисление, восклицательное предложение.

В третьей части подобрана система упражнений, направленная на формирование и совершенствование произносительных навыков – от слова, словосочетания, фразы к тексту. При этом, упражнения, обучая произношению, помогают расширить словарный запас, развить речь, сформировать навыки аудирования и орфографии. Наиболее интересные и трудные фонетические явления, такие как словесное ударение в сложных, заимствованных словах, аббревиатурах систематизированы и изложены на немецком языке.

В пособии имеется приложение, которое включает материал для дополнительной работы: рифмовки, скороговорки, пословицы, стихотворения, песни, фонетические игры.

Аудиоприложение включает записи фонетических упражнений для закрепления фонетических навыков слушателей.

Учебно-методическое пособие может быть использовано учителями немецкого языка, преподающими в образовательных учреждениях Тамбовской области для формирования и отработки произносительных и аудитивных навыков учащихся. Богатая палитра упражнений дает возможность применить индивидуальный подход в обучении.

Часть I (Teil I)

§ 1.

Роль фонетики в изучении иностранных языков

Die Rolle der Phonetik beim Fremdsprachenlernen
Глоссарий

артикуляционная база языка

Artikulationssprachbasis

- совокупность ар­тикуляционных укладов и движений, типичных для производства звуков и звукосочетаний данного языка

графика

Grafik

- система буквенного обозначения звуков соответствующего языка

орфография

Rechtschreibung

- свод правил об использова­нии графем при написании различных слов

просодические средства

Prosodische Einheiten

- надсегментные единицы, к которым относятся сло­весное ударение, интонация (мелодия, фразовое ударение, длитель­ность) и ритм

сегменты

Segmente

- составляющие языковые единицы

транскрипция

Lautschrift

- изображение на письме звукового состава слов

фонетика

Phonetik

- один из разделов языкознания, предметом изучения которого, является система звукового строя языка

Язык является средством общения людей во всех сферах их дея­тельности. Языковая система складывается из несколь­ких подсистем: фонетической, грамматической и лексической.

Фонетическая система языка складывается из звуковых еди­ниц. К этим единицам относятся звуки речи, звукосочетания, сло­ги, акцентные группы (фонетические слова), речевые такты (син­тагмы), фразы, тексты и просодические средства. Звуки речи — это наименьшие единицы сегментного (линейного) членения больших языковых единиц (звукосочетаний, слогов и др.). Просодические средства — это надсегментные единицы, к которым относятся сло­весное ударение, интонация (мелодия, фразовое ударение, длитель­ность) и ритм.

Изучением фонетической системы и звукового строя языка за­нимается фонетика, один из разделов языкознания.

Всестороннее изучение элементов звукового строя обеспечива­ется следующими разделами фонетики: акустической фоне­тикой, физиологической фонетикой и фонологией. Все эти аспекты фонетики органически связаны между собой.

Акустическая фонетика изучает звуки речи как явле­ния, в основе образования которых лежат акустические законы, общие для всех звуков, физиологическая фонетика рас­сматривает звуки в артикуляционном аспекте как явления, возни­кающие в результате деятельности речевого аппарата человека, а фонология изучает их функции в речи.

Фонетика как раздел науки о языке имеет большое теоретичес­кое и практическое значение. Ее теоретическое значение заклю­чается в том, что она изучает те элементы структуры языка, без которых не могут существовать ни грамматические формы, ни сло­ва, ни словосочетания, ни предложения. Изучение грамматиче­ского и лексического строя языка невозможно без предваритель­ного изучения его фонетического строя.

Практическое или прикладное значение фонетики многообраз­но. Прежде всего, фонетика необходима как в преподавании родно­го языка, так и в преподавании иностранного языка.

Данные фонетики необходимы также для логопедии (исправле­ния недостатков речи), для сурдопедагогики (обучения звуковому языку глухонемых и слабослышащих), для уроков вокала (обуче­ния пению), для техники речи (постановки дыхания и голоса), для техники связи, для общения человека с компьютером, создания искусственного интеллекта и т. д.

Расхождения между произношением и написанием обусловлены особенностями графики и орфографии каждого данного языка.

Правильное употребление звука в слове может быть достигнуто путем определения и запоминания звукового состава слова. При чтении определение звукового состава слова затрудняется расхождением между произношением и правописанием. Весьма часто буквы, которыми изображаются на письме звуки, передают их неточно.

Под графикой понимается система буквенного обозначения звуков соответствующего языка.

Основой графики немецкого языка является алфавит, заимство­ванный из латыни. Поскольку латинский алфавит был приспособ­лен к звуковому составу этого языка, а в немецком языке звуковой состав был иным, то при заимствовании алфавита оказалось, что не­которые буквы излишни, так как в немецком языке отсутствуют обо­значаемые ими звуки, и, напротив, для некоторых звуков, которые отсутствовали в латинском языке, не хватает букв. Поэтому в немец­кой графике стали, с одной стороны, применять разные буквы для обозначения одного и того же звука (например, буквы v и f в словах Vater и Feder). С другой стороны, одна и та же буква стала приме­няться для обозначения разных звуков (например, буква v в словах Vater [f] и Violine [v]). Кроме того, для обозначения одного звука ста­ли применять буквосочетания (например, ch, sch, ng, ts и др.), а для обозначения звукосочетаний одну букву (например, х). Далее, для обозначения длительности гласных были введены как знаки долго­ты гласного удвоение обозначающей его буквы (ее, aa, oo) и буква е или h после гласного (ie, ih, ah, eh, oh, uh, äh, öh, üh). Для обозначения же краткости предшествующего гласного стало служить удвоение по­следующего согласного (например: Mann, still, Wassern т.д.). Графи­ческие единицы обозначения звуков языка средствами алфавита называются графемами.

Под орфографией понимается свод правил об использова­нии графем при написании различных слов. Так, например, в сло­ве Meer полагается обозначать долготу гласного графемой ee, а в слове mehr - графемой eh, в слове Hexe звукосочетание [ks] - гра­фемой x, а в слове sechs - графемой chs.

Особенности орфографической системы того или иного языка обусловливаются теми принципами, которые положены в ее осно­ву. В основе немецкой орфографии лежат фонологический, мор­фологический и традиционный принципы. В соответствии с фо­нологическим принципом введено, например, упоминавшееся выше обозначение различной длительности гласных. Морфологи­ческий принцип проявляется в сохранении одного и того же бук­венного состава морфем, например: Tag - Tage, Bad - Baden и т. п. Иногда по традиционному принципу сохраняется историческая форма слова, не оправданная с точки зрения современного звуко­вого состава слова, например: ziehen, leihen и др.

С 1 августа 1998г. в Германии вступили в силу новые правила немецкого правописания.

Новые правила правописания зафиксированы в словарях и спра­вочниках и снабжены пояснениями и упражнениями для их за­крепления. (Neue deutsche Rechtschreibung. - München: Compact Verlag, 1996; Bertelsmann. Die neue deutsche Rechtschreibung / Ursula Hermann. - München: Lexikographisches Institut, 1996; Duden. Die deutsche Rechtschreibung. - 21 Aufl. - 1996. - Bd. 1; и др.)

Для более точного изображения на письме звукового состава слов изобретен особый условный алфавит, называемый фонети­ческой транскрипцией. В этой знакобуквенной системе каждый знак изображает только один звук и, наоборот, каждый звук имеет свой особый знак-букву.

DIE LAUTE DES DEUTSCHEN IN INTERNATIONALER LAUTSCHRIFT


1. Langvokale

[i:] [bʀi:f] Brief

[e:] [re:] Reh

[ε:] [ε:ʀə] Ähre

[a:] [ma:l] Mahl

[о:] [mo:ɐ] Mohr

[u:] [ʀu:fən] rufen

[y:] [fyən] führen

[Ø:] [hØ:ʀən] hören
2. Kurzvokale

[i] [gift] Gift

[ε] [ʀεtən] retten

[a] [halt] Halt

[ɔ] [sɔnə] Sonne

[u] [munt] Mund

[y] [glyk] Glück

[œ] [hœle] Hölle
3. Diphthonge

[] [nn] nein

[] [ms] Maus

[] [ltǝ] Leute
4. Schwache Laute

[ə] [le:ʀən] lehren

[ɐ] [nu:ɐ] nur



5. Stimmlose Explosivlaute

[p] [pa:ɐ] Paar

[t] [ti:ɐ] Tier

[k] [kuʀts] kurz
6. Stimmhafte Explosivlaute

[b] [bi:ɐ] Bier

[d] [dank] Dank

[g] [gaŋ] Gang
7. Nasale

[m] [munt] Mund

[n] [nе:bən] neben

[ŋ] [hεŋən] hängen
8. Liquide

[r] [Runt] rund

[1] [le:ɐ] leer
9. Frikative

[f] [fi:ɐ] vier

[s] [ist] ist

[ʃ] [ʃa:dən] Schaden

[ҫ] [ʃpʀεҫən] sprechen

[x] [dax] Dach

[v] [vaʀtən] warten

[z] [za:gən] sagen

[ӡ] [ӡeni] Genie

[j] [ja] ja

Путем комбинирования различных звуков можно создавать практически бесчисленное множество слов и словоформ, напри­мер: Aal - Tal - Stahl, Hand - Hund.

Каждый звук речи, который выполняет функцию различения слов и словоформ, называется фонемой.

Каждый язык располагает строго ограниченным количеством фонем, которое выявляется путем их противопоставления в словах. Такое противопоставление возможно потому, что две или несколь­ко различных фонем могут встретиться в одинаковой фонетической позиции, т.е. в одинаковом звуковом окружении и в одинаковом отношении к ударности, например: Lust [lʊst] - Last [last] - (ihr) last [la:st] - (er) lässt [lεst] - (ihr) lest [le:st] - (er) liest [li:st] - List [list] - (er) löst [lØ:st].

Однако одна и та же фонема может встретиться в различных фо­нетических позициях, которые вызывают модификации (видоиз­менения) фонемы. Поэтому фонемы реализуются в различных ва­риантах (оттенках, аллофонах). Варианты, которые возникают вследствие реализации фонемы в различных фонетических усло­виях, называются позиционно-комбинаторными ва­риантами.

Речевой аппарат имеет, в принципе, одинаковое строение у всех людей. Однако в каждом отдельном языке для образования звуков применяются не все речедвигательные возможности, а только их определенная часть.

S

PRECHORGANE






1. Nasenhöhle

2. Hartgaumen

3. Zahndamm

4. Mundhöhle

5. Weichgaumen

6. Zäpfchen

7. Rachen

8. Kehlkopf

9. Luftröhre

10. Speiseröhre Zunge

A. Zungenspitze

B. Vorderzunge

C. Mittelzunge

D. Hinterzunge


I. — полость гортани;

II. — полость зева;

III. — полость рта;

IVполость носа;

1.язык;

2. — кончик языка;

3. — передняя спинка языка;

4. — средняя спинка языка;

5. — задняя спинка языка;

6. — корень языка;

7. — губы;

8. — зубы;

9.альвеолы;

10.твердое нёбо (palatum);

11.мягкое нёбо (velum);

12.язычок (uvula);

13. задняя стенка зева;

14. — надгортанник;

15.голосовые связки;

16. щитовидный хрящ;

17. — пищевод;

18. трахея (дыхательное горло)



LIPPENPOSITIONEN























Виды укладов и движений речевых органов, типичные для каждого языка, определяются своеобразием произ­носительных привычек, характерных для данного языка, которые складываются исторически.

Эти особенности проявляются как в произнесении отдельных звуков, так и звукосочетаний и больших фонетических единиц. В связи с этим в фонетике создалось понятие фонетической базы язы­ка, которая складывается из артикуляционной и ритмической базы.

Артикуляционная база языка — это совокупность ар­тикуляционных укладов и движений, типичных для производства звуков и звукосочетаний данного языка.

К особенностям ритмической базы относятся характер выдоха, накопления и разрядки мускульной энергии при образовании слогов и других фонетических единиц. Выдох при речеобразовании может быть плавным или толчкообразным. Мускульная энер­гия, накапливаемая перед началом звукопроизводства, может по­лучать разрядку в плавном (слабом) отступе (конце производства звука) или в резком (сильном) отступе.

Для немецкой артикуляционной базы характерны следующие признаки:

Губы не напряжены и не прижаты к зубам. При опускании ниж­ней челюсти губное отверстие имеет овальную форму. Из этой по­зиции губы могут с одинаковой легкостью быть переведены как в позицию округления и выдвижения вперед (при лабиализованных гласных), так и в позицию большего растягивания при нелабиали­зованных гласных. При округлении и выдвижении губ вперед бо­лее активна верхняя губа. В русской артикуляционной базе губы также не напряжены, но плотнее прикасаются к зубам, форма губ­ного отверстия более растянута.

  1. В немецком языке нижняя челюсть опускается и поднимается резче и энергичнее, чем в русском, степень раствора рта больше варьирует в связи с необходимостью большей фонологической де­тализации гласных по качеству (широких и узких гласных верхнего и среднего подъема языка, гласных нижнего подъема языка).

  2. Гортань опущена, опускаются также корень и задняя спинка языка. Это приводит к увеличению заднего резонатора, и голос по­лучает гортанный тембр. В русском языке гортань не опущена, гор­танный тембр отсутствует.

  3. В результате опущения гортани, корня языка и задней спинки языка весь язык смещается вперед, и кончик языка имеет контакт с передними нижними зубами, передняя спинка языка слегка при­поднята. Продвинутость языка вперед удобна для перехода к арти­куляции гласных переднего ряда и переднеязычных согласных.

  1. Для русской артикуляционной базы характерен сдвиг языка на­зад, кончик языка не прикасается к нижним передним зубам, зад­няя спинка языка имеет слегка выпуклую форму, что является под­готовкой к артикуляции несмягченных согласных и гласных заднего ряда. В связи с отодвинутостью языка назад гласные переднего ряда в русском языке имеют несколько более заднее образование и более низкий тембр, чем в немецком языке.

  2. Мускульное напряжение артикулирующих органов (языка и губ) устойчиво (стабильно), вследствие чего артикуляционные ук­лады тоже устойчивы. В русском языке мускульное напряжение неустойчиво и поэтому неустойчивы (лабильны) артикуляционные уклады.

  3. Для фонационного (речевого) выдоха типичен сильный тол­чок, благодаря которому в полость рта поступает значительное ко­личество воздуха. В результате создается большая воздушная напол­ненность полости рта.


§ 2.

Классификация гласных звуков

Klassifikation der deutschen Vokale
Глоссарий

гласные

Vokale

Звуки образуются с обязательным участием голоса и при отсутствии какой-либо пре­грады в надгортанных полостях

дифтонги

Diphthonge

Сочетание двух гласных звуков, при артикуляции которых происходит скользящий переход от одного положения органов речи к другому

монофтонги

Monophthonge

Гласные, при артикуляции которых органы речи неподвижны

слог

Silbe

артикуляционные отрезки речи, образуемые отдельными гласными или гласными в сочетании с согласными

открытый слог

offen

Слог, оканчивающийся гласным звуком

закрытый слог

geschlossen

Слог, оканчивающийся согласным звуком

условно закрытый слог

positionell geschlossen

Слог, содержащий долгий гласный и оканчивающийся на согласный, но при изменении слова превращающийся в открытый

твердый приступ

fester Einsatz

Это энергичное (беззвучное) смыкание голосовых связок перед началом произнесения гласного и затем их резкое размыкание

неслоговые гласные

unsilbische oder Halbvokale

Сверхкраткие, не образующие слога гласные

Гласные звуки классифицируются по артикуляторным, акустическим и функциональным свойствам.

Артикуляционные свойства гласных заключаются в том, что эти звуки образуются с обязательным участием голоса и при отсутствии какой-либо пре­грады в надгортанных полостях.

Для образования гласных характерна особая роль губ, языка и мягкого нёба, влияющих на их качества. С акустической точки зрения гласные - это звуки с голосовым источником возбужде­ния.

Особая функция гласных заключается в том, что они явля­ются вершиной слога, слогообразующим элементом в сочетаниях звуков речи. Выступая в роли слогообразующего элемента, глас­ный, с одной стороны, как бы подчиняет себе соседние согласные, поскольку артикуляционная реализация согласного существенно зависит от качества гласного в слоге. С другой стороны, изменения самого гласного обеспечивают фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из которых несет словесное ударение, а другие являются безударными. Объединение слов в синтагму (высказывание) происходит благодаря специальной фонетической организации ударных гласных. Таким образом, фо­нетическая функция гласных - организация звуковой целостности слога, слова и синтагмы.

В процессе речи выдыхаемый воздух идет не сплошной струей, а отдельными толчками, различными по силе. Один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха, называется слогом. Слог является минимальным отрезком речевого потока и состоит из гласного и примыкающих к нему согласных.

Различают три типа слогов:

1) открытые, которые оканчиваются на гласный (du, Tee, Tafel);

2) закрытые, которые оканчиваются на согласный (an, Bann, kalt);

3) условно закрытые, которые содержат долгий гласный и оканчиваются на согласный, но при изменении слова превращаются в открытые, так как конечный согласный отходит к последующему слогу (Tag, но Ta-ge; Brot, но Bro-te; übt, но ü-ben).

В открытых и условно закрытых слогах гласный всегда является долгим. В закрытом слоге гласный, как правило, произно­сится кратко. Но есть небольшое число слов, где в закрытом слоге гласный является долгим (Erz, wer, Mond).

Открытые и закрытые слоги могут характеризоваться призна­ком прикрытости, если они начинаются на согласный (Park, Paar), и неприкрытости, если они начинаются на гласный (Ohr, ab).

По артикуляционным свойствам гласные классифицируются по степени подъема языка, степени продвинутости языка вперед или назад, положению губ (наличие или отсутствие лабиализации), положению мягкого нёба.

По степени подъема языка (Zungenhebung) гласные подразделяются на три группы:

  • гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта;

  • гласные высокого подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта;

  • гласные среднего подъема, не относящиеся ни к гласным верхнего, ни к гласным нижнего подъема.

Степень продвинутости (Zungenreihe) характеризуется продвижением языка в переднюю или заднюю часть полости рта. Это служит основанием для характеристики гласных по ряду: при образовании гласных пе­реднего ряда вся масса языка продвинута вперед, при образовании гласных заднего ряда - назад; при образовании гласных смешанного ряда (среднего ряда), язык вытянут вдоль полости рта.

Положение губ (лабиализация) (Labialisierung), т.е. вытягивание и округление губ при образовании гласных - один из наиболее распространенных признаков гласных.

По положению мягкого нёба (Qualität) гласные являются ротовыми, но слегка назализованными (мягкое нёбо поднято и почти или полностью закрывает проход воздуха в полость носа).

По длительности звучания (Quantität; Dauer) гласные делятся на долгие и краткие. Долгие гласные характеризуются значительной напря­женностью артикуляции. Долгота и краткость гласных является фонетическим (смыслоразличительным) признаком. Долгота ха­рактеризуется удвоением гласных, наличием непроизносимых е или h после гласного (Paar, Bier, Uhr).

Характерной особенностью гласных является наличие у них твердого (нового) приступа, если гласный начинает слово или слог. Твердый приступ (fester Einsatz) - это энергичное (беззвучное) смыкание голосовых связок перед началом произнесения гласного и затем их резкое размыкание.

С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги (Monophthonge) и дифтонги (Diphthonge). Если монофтонги состоят из одного гласного звука, то дифтонги состоят из двух гласных звуков, на­пример: [а]+[e]=[]; [а]+[о]=[] и [ɔ]+[Ø]=[]. При произнесе­нии первый звук быстро переходит во второй, оба звука краткие, причем первый из них ударный, открытый, а второй - безударный, закрытый.

Если на схематическом изображении полости рта крайние точки подъема задней и передней спинки языка при артикуляции немецких согласных соединить вертикальными и горизонтальными линиями, то получится фигура, имеющая форму трапеции или четырехугольника.

Примечание:

У основания трапеции расположены нелабиализован­ные гласные нижнего подъема: слева — переднее (светлое, высокое) [а], справа — заднее (темное, низкое) [а:].

Вверху правой стороны трапеции расположены лабиализованные гласные заднего ряда: [u:] и [ʊ], которые образуются при верхнем подъе­ме задней спинки языка, а посередине - [о:] и [ɔ], которые образуются при среднем подъеме задней спинки языка (лабиализованные гласные помещены в круглые скобки).

Вверху левой стороны трапеции размещены нелабиализованные глас­ные переднего ряда: гласные верхнего подъема [i:] и [i], а посредине — гласные среднего подъема [е:], [ε] и [ε:].

Внутри трапеции помещены лабиализованные гласные переднего ряда: вверху - гласные верхнего подъема [у:] и [y], в середине - гласные сред­него подъема [Ø:] и [œ]. К верхнему и среднему подъему отнесены две раз­новидности гласных: закрытые и открытые. При закрытых напряженных гласных спинка языка имеет более выпуклую форму, вследствие чего она находится несколько ближе к нёбу, чем при открытых ненапряженных глас­ных. Поэтому в схеме все закрытые гласные расположены выше, чем от­крытые.

В центре нижней части трапеции расположен безударный редуциро­ванный гласный [ǝ], а внизу под ним вокализованное [r]→[ɐ].

По тем же признакам положения языка в горизонтальной и вер­тикальной плоскости могут быть расположены в трапеции и немец­кие дифтонги [], [], [].

2.1. Гласные а [а]; [а:]

К гласным звукам а относятся:

      • краткий ненапряженный [а] обозначается как а.

      • долгий напряженный [а:] обозначается как а, аа, ah.

Звуки а встречаются во всех позициях, т.е. в начале, середине и конце слова.

Краткий ненапряженный [а] (ein kurzer offener nicht labialisierter vorderer Flachzungenvokal) характеризуется как краткий, ненапряженный, переднего ряда, нижнего подъема. При произнесении [а] рот широко раскрыт, губы отодвинуты от зубов из-за опускания нижней челюсти вниз. Кончик языка касается нижних зубов. Нёб­ная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость, происходит легкая назализация звука. Необходимо помнить, что немецкие краткие гласные звучат гораздо короче, чем русские ударные гласные, например:

Takt, Fakt; Kontakt, Kontrast; Metall, Pedant

Долгий напряженный [а:] (ein langer offener nicht labialisierter hinterer Flachzungenvokal) характеризуется как долгий, на­пряженный, заднего ряда, нижнего подъема. При произнесении [а:] нижняя челюсть опускается ещё ниже, чем при произнесении [а]. Кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость. Артикуляция звука продол­жительна и стабильна. Немецкие долгие гласные звучат примерно в два раза протяжнее, чем русские ударные гласные, например:

Gas, Lama, Reklame, Vase, Signal, Saal, Dame, Kanal, Paar

2.2. Гласные е

К гласным звукам е относятся:

  • долгий напряженный [e:], который пишется как е, ее, eh;

  • краткий ненапряженный [ε], который пишется как е, ä;

  • долгий ненапряженный [ε:], который пишется как ä, äh;

  • редуцированный слабый [ə], который пишется как е.

Все гласные е, кроме [ə], встречаются во всех позициях, т.е. в начале, середине и конце слова.

Долгий напряженный [е:] (ein langer geschlossener nicht labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal) характеризуется как долгий, на­пряженный, переднего ряда, среднего подъема. При произнесении [е:] рот немного открыт, губы слегка растянуты в улыбку, кончик языка касается нижних зубов, передняя спинка языка поднята к твердому нёбу, нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость. Звук произносится напряженно и стабильно, например:

Meter, Problem, Peter, Cafe, Phonem, Magnet, Paket, Vera, Felix

Краткий ненапряженный [ε] (ein kurzer offener nicht labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal) произносится менее напряжен­но и стабильно, чем гласный [е:]. Раствор рта средний. Верхняя губа чуть-чуть округляется. Кончик языка касается нижних зубов. Передняя спинка языка приподнята к твердому нёбу. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость. Звук произносится кратко, например: Keks, Palette, Asbest, Ballett, Messe, Kapelle, Akzent, Arrest, Tendenz, Elbe, Adresse, Moment, Parkett, Tennis, Elke

Долгий ненапряженный [ε:] (ein langer offener nicht labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal). При произнесении гласного [ε:] положение губ и раствор рта, как при артикуляции гласного [а:], а положение языка, как при артикуляции [ε:]. Верхняя губа чуть-чуть округляется. Кончик языка касается нижних зубов. Пе­редняя и средняя спинка языка приподнята к твердому нёбу. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость. Звук произносится долго, но ненапряженно, чтобы не получилось долгого напряженного [е:], например: Ära, Ähre, äsen, ähnlich.

Редуцированный слабый [ə] (ein sehr kurzer, offener, nicht labialisierter, schwachtoniger mittelhoher Mittelzungenvokal) произносится слабо, а иногда и новее исчезает. Это связано с тем, что в отличие от гласных [е:], [ε:] и [ε], которые могут стоять как в ударных, так и в безударных позициях, гласный [ə] всегда стоит только в безударной позиции. Эта безударная позиция и обусловливает слабую тональность звука [ə], который как и все безударные звуки, проговаривается быстро.

Слабый гласный [ə] может быть морфемой или составной частью морфемы, например: -е, -еn.

Гласный [ə] может выпадать, если темп речи очень высокий и сама речь не является стандартной. Редукция, или выпадение [ə], наблюдается в конечных безударных слогах -en, -el, -eln у прилагательных, существительных и глаголов. В морфемах конечных слогов -em, -es, -eten, -ete, -et, а также в безударных приставках bе- и ge- гласный [ə] реализуется всегда. В морфемах -en гласный [ə] обязательно произносится после согласных j, l, r, m , n, ŋ, а также после гласных и дифтонгов.

Редуцированный [ə] является гласным среднего ряда, средне го подъема. При произнесении губы пассивны. Раствор рта зависит от звукового окружения [ə]. Кончик языка касается нижних зубов Средняя спинка языка немного приподнята к твердому нёбу так, что возникает неопределенный гласный между [ε] и [ə]. Нёбная занавеска поднята, например:

a) Name, Affe, Käse, Same, Gatte, Däne, Slawe, Russe;

b) Tanne, Welle, Nase, Messe, Kappe, Matte, Frage, Rahme Panne, Säge, Ähre, Kette, Dame, Sahne, Gabe, Vase;

c) Reklame, Ballade, Granate, Marmelade, Kollege, Rakete Palette, Kapelle, Adresse;

d) Säle, Zähne, Pläne, Gänse, Nähte, Kähne.

2.3. Гласные i

К гласным звукам i относятся:

  • Напряженный долгий [i:] пи­шется как i, ie, ih, ieh.

  • Ненапряженный краткий [i] пишется как i.

Гласный i может стоять в начале, середине и в конце слога.

Напряженный долгий [i:] (ein langer geschlossener nicht labialisierter Vokal der vorderen Reihe, der hohen Zungenhebung) является гласным переднего ряда, высокого подъема. При произнесении передняя спинка языка сильно поднимается к передней части твердого нёба. Боковые края языка касаются коренных зубов, а кончик языка контактирует с нижними зубами. Раствор рта незначительный. Губы слегка отступают от зубов и чуть-чуть растягиваются в улыбку.

Нёбная занавеска поднята, но полностью носовую полость не закрывает, например: Kabine, Maschine, Turbine, Gardine; Fabrik, Musik, Kritik; Kredit, Bandit; Profil, Ventil, Vitamin; Liter.

Запомните, что согласные перед [i:] не смягчаются, например:

a) Miene, liegen, Riemen, Riegel, Fieber, Liebe, sieben;

b) Bier, Tier, Wien, wir, mir, nie, wie.

Ненапряженный краткий [i] (ein kurzer offener nicht labialisierter Vokal der vorderen Reihe, der hohen Zungenhebung) произносится менее напряженно и стабильно, чем долгий [i:]. Подъем спинки языка меньше, а раствор рта больше чем при произнесении [i:]. Кончик языка касается нижних зубов. Небная занавеска поднята. Гласный [i] произносится очень кратко, например:

a) in, im, ist, immer, Insel, illegal, Impuls, Import, Index;

b) Film, Bild, Wild, Sinn, Ring Ding, Kinn, Linde, Rinde, Rippe, Wille; c) singen, bringen; singe!, bringe!, nimm!

2.4. Гласные ü [у:], [y]

К гласным звукам ü относятся:

  • Напряженный, долгий [у:] пишется, как ü, üh, ие, у.

  • Ненапряженный, краткий [y] пишется, как ü, у.

Оба гласных могут стоять в начале, середине и в конце слога.

Напряженный, долгий [у:] (ein langer geschlossener labialisierter Vokal der vorderen Reihe, der hohen Zungenhebung) является лабиализованным гласным переднего ряда, высокого подъема. При произнесении гласного губы округляются и сильно вытягиваются вперед, как при образовании [u:], и образуют ма­ленькое круглое отверстие. Положение языка как при образовании долгого [i:]: кончик языка касается нижних зубов, передняя часть спинки языка поднята к твердому небу, образуя для воздушной струи маленькую канавку. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость.

Ненапряженный, краткий [y] (ein kurzer offener labialisierter Vokal der vorderen Reihe, der hohen Zungenhebung) является лабиализованным гласным переднего ряда, высокого подъема. Образуется как долгий [у:], но с меньшим напряжением. Положение губ, как при произнесении краткого [ʊ], а положение языка как при произнесении краткого [i]. Кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята.

2.5. Гласные o [о:]; [ɔ]

К гласным звукам o относятся:

  • Напряженный долгий [о:] пи­шется как о, oo, oh.

  • Ненапряженный, краткий [ɔ] пишется как о.

Гласные [о:] и [ɔ] могут стоять в начале, середине и в конце слога.

Напряженный долгий [о:] (ein langer geschlossener labialisierter Vokal der hinteren Reihe, der mittleren Zungenhebung) явля­ется лабиализованным гласным заднего ряда, среднего подъема. При произнесении губы округляются и сильно вытягиваются впе­ред, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу, кон­чик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята. Звук характеризуется большой стабильностью и напряженностью.

Ненапряженный краткий [ɔ] (ein kurzer offener labialisierter Vokal der hinteren Reihe, der mittleren Zungenhebung) яв­ляется лабиализованным гласным заднего ряда, среднего подъема. Артикулируется как [о:], но при меньшем подъеме языка и большем растворе рта и межгубном отверстии.

2.6. Гласные u [u:]; [ʊ]

К гласным звукам u относятся:

  • Напряженный долгий [u:] пишется, как и, uh.

  • Ненапряженный краткий [ʊ] пишется, как и.

Гласные и могут стоять в начале, середине и в конце слога.

Напряженный, долгий [u:] (ein langer geschlossener labialisierter Vokal der hinteren Reihe, der hohen Zungenhebung) явля­ется лабиализованным гласным заднего ряда, высокого подъема. При произнесении гласного [u:] задняя часть спинки языка сильно поднимается к мягкому нёбу. Кончик языка касается нижних зу­бов, нёбная занавеска поднята. Губы округляются и выпячиваются вперед, образуя очень маленькое отверстие.

Ненапряженный краткий [ʊ] (ein kurzer offener labialisierter Vokal der hinteren Reihe, der hohen Zungenhebung) является лабиализованным гласным заднего ряда, высокого подъема. По сравнению с долгим [u:] краткий гласный [Ʊ] произносится ме­нее напряженно, с меньшим вытягиванием губ и соответственно с несколько большим межгубным отверстием. Задняя часть спинки языка поднимается не так сильно. Кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята и не образует полной смычки. Гласный произносится значительно короче, чем долгий звук.

2.7. Гласные ö [Ø:]; [œ]

К гласным ö относятся:

  • Напряженный долгий [Ø:] пи­шется как ö, öh, ое.

  • Ненапряженный краткий [œ] пишется как ö.

Оба звука встречаются в начале, середине и в конце слога.

Напряженный долгий [Ø:] (ein langer geschlossener labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal) явля­ется лабиализованным гласным переднего ряда, среднего подъема. При образовании звука губы округляются и сильно вытягиваются вперед как при произнесении звука [о:], а язык занимает положе­ние, как для произнесения [e:]. Кончик языка прижат к нижним зубам. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость.

Ненапряженный краткий [œ] (ein kurzer offener labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal) является лабиализованным гласным переднего ряда, среднего подъема. Произносится так же как [Ø:], но с меньшим напряжением и меньшим подъемом языка. Губы меньше вытягиваются вперед, раствор рта становится больше. Кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята.

2.8. Дифтонги (Diphthonge) [], [], []

Дифтонг [] пишется как ei, ai, eу, ау и встречается во всех позициях.

При произнесении дифтонга [] происходит скользящий переход от артикуляции ударного краткого [а] к артикуляции краткого напряженного закрытого [е]. Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона и уменьшением силы звука. Дифтонг [] характеризуется как нисходящий, краткий.

Дифтонг [] пишется как аи, ow, ои и встречается в начале, середине и в конце слова.

При произнесении дифтонга [] происходит скользящий переход от артикуляции ударного краткого [а] к артикуляции краткого напряженного закрытого [о] Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона, уменьшением силы звук и напряжения. Дифтонг [] характеризуется как нисходящий краткий. Второй компонент дифтонга [о] сохраняет свой признак лабиализованности.

Дифтонг [] пишется как еu, äu, oi, oy, и может стоять в начале, середине и в конце слога.

При произнесении дифтонга [] происходит скользящий переход от артикуляции ненапряженного краткого [] к артикуляции напряженного краткого [Ø]. Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона и уменьшением силы звука. Типичное для [Ø] округление губ, при произнесении дифтонга, происходит в незначительной мере. Дифтонг [] характеризуется как нисходя­щий, краткий. Ударение падает на первый компонент дифтонга.
2.9. Неслоговые гласные (unsilbische oder Halbvokale)

Сверхкраткие гласные [i], [u], [o], [y]

Сверхкраткие гласные [i], [u], [o], [y] berkurze unsilbische Vokale) неслоговые, они сами не образуют слога, а употребляются передслоговым гласным и отно­сятся с ним к одному слогу. По своей артикуляции они сходны с соответствующими закрытыми долгими [i:], [u:], [о:], [у:], но имеют менее определенный, неясный тембр. По качеству гласные [i], [u], [o], [y]закрытые, по длительности — сверхкраткие.

В русском языке сверхкраткие гласные отсутствуют.

В немецком языке сверхкраткие гласные [i], [u], [o], [y] встреча­ются только в заимствованных словах перед другими гласными, от­носящимися к тому же слогу, например: die Union ['unio:n], Guido [gi:do], die Toilette [toalεtə], das Etui [/etyi:].

2.10. Редуцированный гласный [ɐ] (вокализованное [r])

Редуцированный гласный [ɐ] (ein vokalisierter Öffnungslaut, ein halboffener Zentralvokal (ein silbischer Laut), это темный гласный среднего ряда нижнего подъема. Это позиционно-обусловленный вариант согласной фонемы [r]. Гласный [ɐ] имеет неопределенное звучание, среднее между звучанием безударных гласных [ɐ] и [а]. Челюстной угол и положение губ при его артикуляции в потоке речи зависят от звукового окружения.

Гласный [ɐ] может быть слоговым, например, der Vater [fa.tɐ], и неслоговым [ɐ], например, werden [ve:ɐdn], die Ühr [/u:ɐ].

В русском языке сходного звука нет, в немецкий язык он срав­нительно недавно заимствован из английского и сейчас широко рас­пространен в определенных позициях.


страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:





Учебно-методическое пособие Москва 2013

Учебно-методическое пособие: 13 стр.



Документы

архив: 1 стр.