NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Профориентационные игры Введение



Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стерео­типов? Если за критерий сча­стья взять степень соответст­вия того, что человек способен хотеть и того, что он спо­собен достичь, то счастливым должен быть труженик, как это ни удивительно - больной человек, если его хотя бы не обижать, ведь очень многого ему не надо (веро­ятно, из зависти к их простому счастью, больных очень любят обижать недалекие люди...), а также счастливым должен быть нормальный человек, т.к. «звезд с неба» он не хватает, да и не нужны ему эти «звезды» (для нормального предел мечтаний - это машина, дача, семья, вещи и, конечно же, поездка в Америку...). А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь, пустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается, если конечно такая бездарность еще не вошла в полный маразм или не превратилась в откровенно боль­ную личность, но это уже другой случай...).

12. Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб­лице, ведущий может под конец игры обратиться к главным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время, игры, предста­вил настоящего труженика (или наоборот)?..

Нередко, после знакомства с таблицей, участники игры признаются, что им не уда­лось по настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показы­вает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по настоя­щему хорошо и убедительно удается сыграть обыч­ного (нор­мального) человека.

Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые и ведущий не всегда может сразу отве­тить на замечания игроков, то луч­ше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо после уроков (для желающих), а может даже получше под­готовиться и провести эту дискуссию во время другой встре­чи с данными школьниками.

Если педагог или психолог не понял смысла данной иг­ровой процедуры, если он что-то понял, но не согласен с некоторыми идеями этой непростой игры/то лучше пока ее не проводить. А если психолог все-таки решит (решится) провести эту мето­дику, то особое внимание следует уделить именно этапу обсуждения и комментариям к схеме.
А вот и я!

Упражнение в шутливой форме позволяет смоделиро­вать некоторые элементы со­беседования при приеме на ра­боту и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к по­добным собеседованиям.

Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Ко­личество участников - от 6-8 до 15-20 человек. Время проведения - от 30 до 40-50 минут. Методика может быть проведена в разных вариан­тах. Игровая проце­дура по первому варианту предполагает следующие этапы:

1. Участникам игры объясняется её общий смысл - про­верить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоуст­рой­стве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По усло­вию игры предполагается, что итоги собеседования являют­ся решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.

2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена прием­ной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претен­дента. На это отводится примерно 5-7 ми­нут.

3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руково­дителя заведения.

4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.

5. Другой игрок - претендент - сразу же уточняет, ка­кими основными характери­стиками и качествами обладает его герой, например, его возраст, образование, пол, жиз­ненный опыт и т.п.

6. Во время проигрывания остальные участники внима­тельно наблюдают за дейст­виями руководителя и претен­дента, отмечая для себя, насколько их действия соответ­ствуют выписанным на их листочках правилам по­ведения для руководителя и претен­дента.

7. После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить ус­пешность действий отдельно для претендента и для ру­ково­дителя.

8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сна­чала они по очереди назы­вают свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотне­сти свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Жела­тельно завер­шить первое обсуждение за 5-7 минут. При наличии боль­шего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам ос­тальных игроков.

9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего разви­тия) основные правила для че­ловека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям можно ори­ентироваться на следую­щие известные правила, выделен­ные Д.Карнеги:

— искренне интересуйтесь другими людьми;

— улыбайтесь;

— помните, что имя человека - это самый сладо­стный и самый важный для него звук на любом языке;

— будьте хорошим слушателем, поощряйте других го­ворить о самих себе;

— говорите о том, что интересует Вашего собеседника;

— внушайте Вашему собеседнику сознание его значи­тельности и делайте это ис­кренне.
Для руководителей можно порекомендовать следую­щее:

— не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качест­ва).

— не переоценивать «красноречие» претендента, ко­торое далеко не всегда свиде­тельствует об организаторских способностях;

— не переоценивать различные дипломы «с отличи­ем» (они вполне могли быть «купленными» или полученны­ми без особого труда);

— при первой встрече следует поменьше говорить са­мому руководителю (расска­зывать об организации) и по­больше слушать претендента;

— даже если претендент поначалу и не произвел впе­чатления, не следует ему от­казывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней сек­рета­рю;

— руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обла­дать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специ­альности).

10. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль — пре­тендента, беседующего с целой Приемной комис­сией.

11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специаль­ность) он собирается оформить­ся, а также кратко называет основные характеристики сво­его «героя».

12. Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры все делятся на две ко­манды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две При­емные комиссии на конкурсной основе ... Каждая комис­сия располагается за отдельным столом.

13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отве­чать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к за­числению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) про­водится небольшое обсуждение и быстро под­считывается средний балл готовности претендента (по бал­лам, проставленным в листочках).

14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется не­большая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разрабо­танные и уточненные правила по­ведения для претендента и для руководителя (члена При­емной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного игро­вого упражнения. Напри­мер, после разыгрывания ситуа­ции собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию, и какой по своим качествам человек собирается посту­пать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играю­щих (а может даже, и из числа приглашенных специали­стов) специальное жюри, которое и будет простав­лять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего доброволь­ца-претендента и разыграть его беседу с членами Прием­ных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.

Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, ка­кие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заве­дения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.
«Звездный час»

Цель игрового упражнения - помочь участникам луч­ше осознать основные лично­стные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотне­сти эти смыслы со своим собственным представлением о сча­стье.

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может за­нять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потре­буется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выде­лить и обсудить различные «радости» жизни и работы, на­иболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Возможны различные варианты проведения упражне­ния. Во-первых, можно рас­смотреть «звездные часы» для типичных профессиональных стереотипов (для типич­ного ученого, типичного продавца типичного таксиста...), а можно рассмотреть и сте­реотипы более широкого плана (типичного «нового русского», типичной «шикарной жен­щины», типичного «супермена», типичного «пьяницы», ти­пичного «простого че­ловека» и т.п.). Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и про­цедуре.

1 вариант (основные этапы проведения):

1. Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональ­ный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. Например, все со­шлись на профессиональном стереотипе типичного «бар­мена».

2. Далее ведущий дает участникам следующее задание:

«Сейчас каждый из вас попробует представить, какие самые приятные, радостные ми­нуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представ­ление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои пред­положения, после чего обсудим, чьи же представления ока­зались наиболее реалистичны, т.е. в наиболь­шей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...».

3. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о «звездном часе» бар­мена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подрост­ковых (а часто и во взрослых) аудиториях вполне возможны шутки и некоторая иро­ния по отношению к «счастью» стереоти­пов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помо­щью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказы­вания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть раз­нообраз­ные проявления радости для данного профессиона­ла, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и «зубоскальство».

4. Далее организуется обсуждение, чьи же представле­ния о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие пред­ставления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к пол­ной «объективности» обсужде­ния. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы познакомить участников с «прав­дой», сколько в том, чтобы актуализировать их представле­ния о «радостях» того или иного труда и, лишь по возможности, в тактич­ной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.

2 вариант:

1. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек (микрокоманды).

2. Определяются наиболее интересные для всех профес­сиональные (или социаль­ные) стереотипы по числу игро­вых микрокоманд.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социаль­ной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на лис­точке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему при­шла микрогруппа.

4. Далее по очереди представители микрогрупп выступа­ют (зачитывают свои вари­анты профессионального сча­стья) и после каждого выступления организуется не­большое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопро­сы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противопо­ложными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить опре­делить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является та­кая его организация, когда микрокоманды обсуждают толь­ко один профессиональной (или социальный) стерео­тип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного сте­реотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.

3 вариант:

1. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) на­иболее интересный для себя профессиональный или соци­альный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал...).

2. Задание каждой микрогруппе: «В течение 10 минут Совместными усилиями не­обходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессио­нальной деятельности) загаданного стереотипа, которая от­ражала бы самые прекрас­ные мгновения его существования».

3. По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стерео­типов (время на одно проигры­вание - не более 5-7 минут). А остальные пытаются угадать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, как правило, с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей. Ведущий выписывает на доске наи­более «прозвучавшие» (принятые многими) варианты отгадок. Можно даже ограни­чить число таких вариантов, например, двумя-тремя.

4. После этого называется загаданный стереотип, и дис­куссия может вновь возобно­виться, например, кто-то мо­жет не согласиться с тем, как представила данный стерео­тип микрокоманда.

4 вариант - «Хвастуны»:

1. Каждому игроку дается задание: «Придумать наиболее интересный для себя про­фессиональный или жизнен­ный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 ми­нут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счаст­ливых мгновений из жизни этого, стереотипа (это своеобразная разминка перед основ­ным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стерео­типа с тем, чтобы в игровой ситуа­ции рассказать кому-то о том, как у Него все пре­красно, т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здо­рово...». Важно поду­мать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее предста­вить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгры­вают небольшую сценку в течение 5-10 минут, в которой по очереди, а может даже и, мешая, друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобраз­ном соревнова­нии необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, ко­торый изображался его напар­ником, а дальше организуется небольшое общее обсужде­ние того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие «сча­стье» данного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характер­ные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсу­ждение получит­ся намного полезнее и интереснее).

Нам представляется, что разыгрывание и обсуждение (попытка понять) различные профессиональные и жизнен­ные стереотипы являются очень важной частью работы профконсультанта. Ведь во многих случаях консультант реально выходит на про­блемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы нахождения смыс­ла своей жизни, свя­занного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только про­фессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. Например, кто-то выбирает профессию не потому, что его привле­кает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице (только ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно прославиться (неважно как, лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень много зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня - высокопоставленный чиновник-взяточник) или чтобы непременно «бывать за гра­ницей» и т.п. Естественно, можно привести немало и приятных примеров, когда чело­веку удается даже во внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовы­вать лучшие свои возможности. Это касается не только изна­чально «благородных» видов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуа­цию, что кто-то, как раньше, захочет «быть там, где труд­нее всего» и специально изберет для себя наибо­лее трудные («соблазнительные») в этом плане профессии (как своеоб­разные «испы­тания» своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух ...
Собеседование с работодателем

Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ "соискателю" или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер.

Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь "соиска­телю" относительно эффективности его са￿вои￿зентации и повед ния на собеседова­нии.

«Сотворение мира»

Цель - творческое самораскрытие участников и повышение их компетентно­сти в об­ласти социальной адаптации в процессе поиска работы. Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

1. По­сле того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количе­ство частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со сле­дующим заданием:

— описать доставшуюся часть созданного мира;

— дать всему необходимые названия;

— подчеркнуть характерные особенности;

— государственный строй;

— сферы деятельности;

— предметы импорта и экспорта;

—приблизительная численность населения;

— чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

— есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

— культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стан­дарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы по­пасть в госу­дарство, и т.д.).

Время выполнения задания - 30 минут.

2. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рас­сказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудниче­ству, реальность проник­новения в страну эмигрантов и т.д.

3. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотво­рения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.